МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/К.С. Голосов/
Приказ от «_____»__________202__г. №________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Физика в экспериментах и лабораторных работах»
для 7-8 классов с использованием
оборудования центра «Точка роста»
Возраст обучающихся: 13-14 лет Срок реализации: 1 год
Автор:
Гуськова Елена Юрьевна,
учитель математики
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Физика в экспериментах и лабораторных работах» (далее - Программа) реализуется в рамках деятельности «Точка Роста» и имеет естественно-научную направленность.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере образования. Дополнительная общеразвивающая программа «Физика в экспериментах и лабораторных работах» естественно-научной направленности создана с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика»,
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОКУ ООШ № 13 д. Мухино программа курса внеурочной
деятельности для 7-8 классов «Физика в экспериментах и лабораторных работах» с использованием оборудования центра «Точка роста» рассчитана на 1 год и разбита на модули, общее количество – 34часа, 1 учебный час в неделю.
Содержание учебного курса
1. Введение (2 часа)
Теория: Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром(мензуркой) и термометром. Запись результата измерений. Определение погрешности измерений.
Практика: Лабораторная работа № 1«Измерение длины, объема и температуры тела».
2 Механические явления (14 часов)
Теория: Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение — векторная физическая величина. Расчѐт скорости равноускоренного прямолинейного движения. Масса и еѐ единицы. Измерение массы. Рычажные весы. Сложение сил. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жѐсткость пружины. Закон Гука. Решение задач. Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.
Практика: Лабораторная работа №2. «Изучение равноускоренного прямолинейного движения».
Лабораторная работа № 3. «Измерение массы тела на электронных весах» Лабораторная работа № 4. «Измерение плотности вещества твѐрдого тела». Фронтальная лабораторная работа «Правила сложения сил».
Фронтальная лабораторная работа «Измерение зависимости силы упругости от деформации пружины».
Лабораторная работа № 5«Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
1. Колебания. Звуковые явления (6 часов)
Теория: Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота колебаний. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятников. Источники звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.
Практика: Лабораторная работа № 6 «Определение периода и частоты нитяного маятника» Лабораторная работа № 7 «Определение периода и частоты пружинного маятника»
2. Световые явления (12 часов)
Теория: Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград очень малых размеров. Закон прямолинейного распространения света. Применение явления прямолинейного распространения света на практике. Явление отражения света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение света. Явление преломления света. Соотношения между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Формула линзы. Увеличение линзы.
Практика: Лабораторная работа № 9. «Наблюдение прямолинейного распространения света».
Лабораторная работа № 10. «Изучение явления отражения света».
Лабораторная работа № 11. «Изучение явления преломления света».
Лабораторная работа № 12.«Изучение изображения, даваемого линзой».
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Мета предметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- учиться самостоятельно определять цели исследовательского характера, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
- учиться работать с физическим оборудованием, выполнять лабораторные работы;
- учиться оценивать правильность выполнения исследовательской задачи, собственные возможности еѐ решения.
Тематическое планирование рабочей программы внеурочной деятельности
для 7-8 классов «Физика в экспериментах и лабораторных работах»
№ раздела |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
||
всего |
Контр. работы
|
Пр., лаб. работы |
||
1 |
Введение |
2 |
0 |
1 |
2 |
Механические явления |
14 |
0 |
6 |
3 |
Колебания. Звуковые явления |
6 |
0 |
2 |
4 |
Световые явления |
12 |
0 |
4 |
Итого: |
34 |
0 |
12 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема раздела, урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
Введение (2 часа) |
|||
1 |
Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Запись результата измерений. Определение погрешности измерений |
|
|
2 |
Лабораторная работа № 1«Измерение длины, объема и температуры тела» |
|
|
Механические явления (14 часов) |
|||
3 |
Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения |
|
|
4 |
Ускорение — векторная физическая величина. Расчѐт скорости равноускоренного прямолинейного движения |
|
|
5 |
Лабораторная работа № 2 «Изучение равноускоренного прямолинейного движения» |
|
|
6 |
Масса и еѐ единицы. Измерение массы. Рычажные весы |
|
|
7 |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на электронных весах» |
|
|
8 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение плотности вещества твѐрдого тела» |
|
|
9 |
Сложение сил. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой |
|
|
10 |
Фронтальная лабораторная работа «Правила сложения сил». Решение задач |
|
|
11 |
Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жѐсткость пружины |
|
|
12 |
Фронтальная лабораторная работа «Измерение зависимости силы упругости от деформации пружины» |
|
|
13 |
Закон Гука. Решение задач |
|
|
14 |
Лабораторная работа № 5«Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
|
|
15 |
Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике |
|
|
16 |
Решение задач |
|
|
Колебания. Звуковые явления (6 часов) |
|||
17 |
Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота колебаний |
|
|
18 |
Связь частоты и периода колебаний. Лабораторная работа № 6 «Определение периода и частоты нитяного маятника» |
|
|
19 |
Математический маятник. Период колебаний. математического и пружинного маятников |
|
|
20 |
Лабораторная работа № 7 «Определение периода и частоты пружинного маятника» |
|
|
21 |
Источники звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека |
|
|
22 |
Решение задач |
|
|
Световые явления (12 часов) |
|||
23 |
Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света |
|
|
24 |
Применение явления прямолинейного распространения света на практике. Решение задач |
|
|
25 |
Лабораторная работа № 9 «Наблюдение прямолинейного распространения света» |
|
|
26 |
Явление отражения света. Закон отражения света |
|
|
27 |
Лабораторная работа № 10 «Изучение явления отражения света» |
|
|
28 |
Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение света. Решение задач |
|
|
29 |
Явление преломления света. Соотношения между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды |
|
|
30 |
Лабораторная работа № 11 «Изучение явления преломления света» |
|
|
31 |
Формула линзы. Увеличение линзы |
|
|
32 |
Изображения, даваемые линзой |
|
|
33 |
Лабораторная работа № 12 «Изучение изображения, даваемого линзой» |
|
|
34 |
Презентация проектов |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.