Рабочая программа "Мой донской казачий край"
Оценка 4.6

Рабочая программа "Мой донской казачий край"

Оценка 4.6
pdf
28.03.2021
Рабочая программа "Мой донской казачий  край"
РП Мой донской казачий край Мугулец С.В..pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луначарская средняя общеобразовательная школа №8»

Адрес: 347684, Россия, Росовская  область, Егорлыкский район, улица Школьная, 21 «А», «Б», Телефоны: 8-(86370) 46-4-43,

E-mail:  mirny270   @ rambler .  ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ДЛЯ     4  КЛАССА

УЧИТЕЛЯ 

МУГУЛЕЦ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ «МОЙ ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ КРАЙ»

Количество часов: всего 34, в неделю 1.

2020 – 2021 учебный год

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        МБОУ Луначарская СОШ №8 – в 2018 г. получила статус казачьей,  хотя на много лет ранее начала работать над проблемой «Формирование социокультурной образовательной среды ориентированной на реализацию этнокультурного казачьего компонента». Даная проблема реализуется как в урочной, так и внеурочной формах.

Курс внеурочной деятельности «Мой донской казачий край» предполагает формирование у учащихся младших классов представлений о родном Донском крае, знакомит с историей казачества, бытом, традициями,  фольклором казаков.

Программа по внеурочной деятельности «Мой донской казачий край» объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, а так же позволяет формировать целостное и системное представление как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье,

Актуальность курса заключается в его направленности на воспитание гражданина России, личности, способной  «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества.

Задачи, решаемые данной программой:

            воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;

            пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

            знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;

            приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков;

            знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества;

            формирование представлений о казачьем войске;

            развитие творческих способностей детей;

            формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

II. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ученик получит возможность научиться:

-                        рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;

-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

-                        использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов(семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей;

-показывать на карте территорию казачества, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;

-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ,

Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;

-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;

-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

-       понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчествонародных мастеров казачества. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни с целью:

-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;

-       воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным иисторическим традициям народов казачества;

-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоциональноценностного отношения к художественно-культурному наследию. -создавать научные проекты на краеведческую тему.

Программа «Мой донской казачий край» способствует формированию у школьников следующих личностных качеств:

     патриотизм;

     терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;

     ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

     трудолюбие;

     настойчивость;

     дисциплинированность; любовь к малой родине;

     неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:

Личностным результатом обучения культуры и истории казачества  является формирование:

     познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества;

     всесторонне образованной, развитой личности;

     понимания значения культуры казачества;

     чувства гордости за свою малую родину;

     уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов; представления о казачестве как неотделимой части российской истории;

Метапредметные результаты изучения курса «Мой донской казачий край» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

-       способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений инавыков;

-       умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-       умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые исмысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

-       формирование и развитие посредством исторического и краеведческогознания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-       умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еепреобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

                      отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

                      понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты Знать (понимать):

-       сведения об истории донского казачества, её главные события основные этапы;

-       важнейшие достижения культуры донского казачества; -        изученные виды исторических источников.

Уметь:

-       соотносить даты событий истории края с обозначением века;

-       ориентироваться в последовательности исторических событий;

-       использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

-       сравнивать свидетельства разных источников;

-       показать на карте области границы, города, места главных  исторических событий;

-       рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя при этом значение необходимых фактов, дат, терминов;

-       использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-       высказывать  свою точку зрения в  отношении значительных событий и исторических личностей, достижений  культуры;

-       на практике и повседневной жизни использовать приобретенные знания иумения для понимания исторических причин и влияние этих  событий и явлений в современной жизни.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенностью построения данной программы является выделение  шести основных тематических разделов: «Мой край», «Труд и быт казачьей семьи», «Традиции донских казаков», «Православие в жизни донского казачества», «Традиционная культура и фольклор донского казачества», «Донское казачье войско: история и современность».

Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.

1.   «Мой край»

Мой край на карте нашей страны. Символика Донского края. Богатство растительного и животного мира Донского края. «Батюшка – Тихий Дон». Красная книга Ростовской области. Ростов – столица нашей области. Казачья станица. Знакомство с историей станицы Егорлыкской. Историческое прошлое родного посёлка.

2.   «Труд и быт казачьей семьи»

Казачья семья. Ценности семьи. Уклад казачьей семьи. Как жили казаки. Хата казака. Быт казачьей семьи: двор, домашняя утварь, хозяйство. Казачья пища. Одежда казаков. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?» Занятия казаков. Труд в казачьей семье.

3.   «Традиции донских казаков»

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди. Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя. Верный друг казака. Календарные праздники и обряды  казачества.

4.   «Православие в жизни  донского казачества»

Казак без веры – не казак. Святые, почитаемые казаками. Икона. День матери – казачки.

5.   «Традиционная культура и фольклор  Донского казачества».

 Песня в жизни казаков. Казачьи пляски. Что мы знаем о народном творчестве Донского края. Казачьи игры: «Надень папаху», «Пятнашки», «Золотые ворота». Уникальный донской говор.

6.   «Донское казачье войско: история и современность».

История  Донского казачества. Казачья служба. Где служили казаки?

Продолжительность службы. Снаряжение казака. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Бои под станицей Егорлыкской. Памятник казакам на территории нашего района. Егорлыкский казачий юрт. «Ими гордится Дон». Заслуженные люди родного посёлка. «В моём роду были…» Казачата – будущие защитники Отечества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

1

Введение

1

 

Раздел "Мой край"- 7 часов

 

2

Мой край на карте нашей страны. Символика Донского края.

1

3-4

Богатство растительного и животного мира Донского края.

2

5

«Батюшка – Тихий Дон».

1

6

Красная книга Ростовской области

1

7

Ростов – столица нашей области.

1

8

Казачья станица. Знакомство с историей станицы Егорлыкской. Историческое прошлое родного посёлка.

1

 

Раздел «Труд и быт казачьей семьи»- 6 часов

 

9

Казачья семья. Ценности семьи.

1

10

Уклад казачьей семьи. Как жили казаки. Хата казака.

1

11

Быт казачьей семьи: двор, домашняя утварь, хозяйство.

1

12

Казачья пища

1

13

Одежда казаков. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?»

1

14

Занятия казаков. Труд в казачьей семье.

1

 

Раздел «Традиции донских казаков»- 5 часов

 

15

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество

1

16

Казачьи заповеди

1

17

Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя.

1

18

Верный друг казака

1

19

Календарные праздники и обряды  казачества

1

 

Раздел  «Православие в жизни  донского казачества»- 3 часа

 

 

20

Казак без веры – не казак.

1

21

Святые, почитаемые казаками. Икона

1

22

День матери – казачки.

1

 

Раздел «Традиционная культура и фольклор Донского казачества»- 5 часов

 

23

Песня в жизни казаков.

1

24

Казачьи пляски.

1

25

Что мы знаем о народном творчестве Донского края.

1

26

Казачьи игры: «Надень папаху», «Пятнашки», «Золотые ворота».

1

27

Уникальный донской говор

1

 

Раздел  «Донское казачье войско: история и современность»-

7 часов

 

28

История  Донского казачества.

1

29

Егорлыкский казачий юрт

1

30

Казачья служба. Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака.

1

  31

Казаки в годы Великой Отечественной войны. Бои под станицей Егорлыкской

1

  32

Памятник казакам на территории нашего района. «Ими гордится Дон».

1

  33

Заслуженные люди родного посёлка. «В моём роду были…»

1

  34

Казачата – будущие защитники Отечества.

1

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луначарская средняя общеобразовательная школа №8»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луначарская средняя общеобразовательная школа №8»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения; -реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе; -высказывать своё отношение к наиболее значительным…

СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения; -реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе; -высказывать своё отношение к наиболее значительным…

Личностным результатом обучения культуры и истории казачества является формирование: • познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества; • всесторонне образованной, развитой личности; • понимания…

Личностным результатом обучения культуры и истории казачества является формирование: • познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества; • всесторонне образованной, развитой личности; • понимания…

Выявлять причины и следствия простых явлений

Выявлять причины и следствия простых явлений

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов: «Мой край», «Труд и быт казачьей семьи», «Традиции донских казаков», «Православие в…

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов: «Мой край», «Труд и быт казачьей семьи», «Традиции донских казаков», «Православие в…

Продолжительность службы. Снаряжение казака

Продолжительность службы. Снаряжение казака

Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя

Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021