Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луначарская средняя общеобразовательная школа №8»
Адрес: 347684, Россия, Росовская область, Егорлыкский район, улица Школьная, 21 «А», «Б», Телефоны: 8-(86370) 46-4-43,
E-mail: mirny270 @ rambler . ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ДЛЯ 4 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
МУГУЛЕЦ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ «МОЙ ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ КРАЙ»
Количество часов: всего 34, в неделю 1.
2020 – 2021 учебный год
МБОУ Луначарская СОШ №8 – в 2018 г. получила статус казачьей, хотя на много лет ранее начала работать над проблемой «Формирование социокультурной образовательной среды ориентированной на реализацию этнокультурного казачьего компонента». Даная проблема реализуется как в урочной, так и внеурочной формах.
Курс внеурочной деятельности «Мой донской казачий край» предполагает формирование у учащихся младших классов представлений о родном Донском крае, знакомит с историей казачества, бытом, традициями, фольклором казаков.
Программа по внеурочной деятельности «Мой донской казачий край» объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, а так же позволяет формировать целостное и системное представление как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье,
Актуальность курса заключается в его направленности на воспитание гражданина России, личности, способной «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества.
Задачи, решаемые данной программой:
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
• пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
• знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
• приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков;
• знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества;
• формирование представлений о казачьем войске;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
II. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;
-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов(семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей;
-показывать на карте территорию казачества, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ,
Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчествонародных мастеров казачества. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни с целью:
-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным иисторическим традициям народов казачества;
-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоциональноценностного отношения к художественно-культурному наследию. -создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «Мой донской казачий край» способствует формированию у школьников следующих личностных качеств:
• патриотизм;
• терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;
• ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
• трудолюбие;
• настойчивость;
• дисциплинированность; любовь к малой родине;
• неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:
Личностным результатом обучения культуры и истории казачества является формирование:
• познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества;
• всесторонне образованной, развитой личности;
• понимания значения культуры казачества;
• чувства гордости за свою малую родину;
• уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов; представления о казачестве как неотделимой части российской истории;
Метапредметные результаты изучения курса «Мой донской казачий край» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений инавыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые исмысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческогознания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еепреобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты Знать (понимать):
- сведения об истории донского казачества, её главные события основные этапы;
- важнейшие достижения культуры донского казачества; - изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с обозначением века;
- ориентироваться в последовательности исторических событий;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы, города, места главных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя при этом значение необходимых фактов, дат, терминов;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- высказывать свою точку зрения в отношении значительных событий и исторических личностей, достижений культуры;
- на практике и повседневной жизни использовать приобретенные знания иумения для понимания исторических причин и влияние этих событий и явлений в современной жизни.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов: «Мой край», «Труд и быт казачьей семьи», «Традиции донских казаков», «Православие в жизни донского казачества», «Традиционная культура и фольклор донского казачества», «Донское казачье войско: история и современность».
Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.
1. «Мой край»
Мой край на карте нашей страны. Символика Донского края. Богатство растительного и животного мира Донского края. «Батюшка – Тихий Дон». Красная книга Ростовской области. Ростов – столица нашей области. Казачья станица. Знакомство с историей станицы Егорлыкской. Историческое прошлое родного посёлка.
2. «Труд и быт казачьей семьи»
Казачья семья. Ценности семьи. Уклад казачьей семьи. Как жили казаки. Хата казака. Быт казачьей семьи: двор, домашняя утварь, хозяйство. Казачья пища. Одежда казаков. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?» Занятия казаков. Труд в казачьей семье.
3. «Традиции донских казаков»
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди. Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя. Верный друг казака. Календарные праздники и обряды казачества.
4. «Православие в жизни донского казачества»
Казак без веры – не казак. Святые, почитаемые казаками. Икона. День матери – казачки.
5. «Традиционная культура и фольклор Донского казачества».
Песня в жизни казаков. Казачьи пляски. Что мы знаем о народном творчестве Донского края. Казачьи игры: «Надень папаху», «Пятнашки», «Золотые ворота». Уникальный донской говор.
6. «Донское казачье войско: история и современность».
История Донского казачества. Казачья служба. Где служили казаки?
Продолжительность службы. Снаряжение казака. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Бои под станицей Егорлыкской. Памятник казакам на территории нашего района. Егорлыкский казачий юрт. «Ими гордится Дон». Заслуженные люди родного посёлка. «В моём роду были…» Казачата – будущие защитники Отечества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
1 |
Введение |
1 |
|
Раздел "Мой край"- 7 часов |
|
2 |
Мой край на карте нашей страны. Символика Донского края. |
1 |
3-4 |
Богатство растительного и животного мира Донского края. |
2 |
5 |
«Батюшка – Тихий Дон». |
1 |
6 |
Красная книга Ростовской области |
1 |
7 |
Ростов – столица нашей области. |
1 |
8 |
Казачья станица. Знакомство с историей станицы Егорлыкской. Историческое прошлое родного посёлка. |
1 |
|
Раздел «Труд и быт казачьей семьи»- 6 часов |
|
9 |
Казачья семья. Ценности семьи. |
1 |
10 |
Уклад казачьей семьи. Как жили казаки. Хата казака. |
1 |
11 |
Быт казачьей семьи: двор, домашняя утварь, хозяйство. |
1 |
12 |
Казачья пища |
1 |
13 |
Одежда казаков. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?» |
1 |
14 |
Занятия казаков. Труд в казачьей семье. |
1 |
|
Раздел «Традиции донских казаков»- 5 часов |
|
15 |
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество |
1 |
16 |
Казачьи заповеди |
1 |
17 |
Обычаи: уважение к старшим, взаимопомощь, почитание гостя. |
1 |
18 |
Верный друг казака |
1 |
19 |
Календарные праздники и обряды казачества |
1 |
|
Раздел «Православие в жизни донского казачества»- 3 часа |
|
20 |
Казак без веры – не казак. |
1 |
21 |
Святые, почитаемые казаками. Икона |
1 |
22 |
День матери – казачки. |
1 |
|
Раздел «Традиционная культура и фольклор Донского казачества»- 5 часов |
|
23 |
Песня в жизни казаков. |
1 |
24 |
Казачьи пляски. |
1 |
25 |
Что мы знаем о народном творчестве Донского края. |
1 |
26 |
Казачьи игры: «Надень папаху», «Пятнашки», «Золотые ворота». |
1 |
27 |
Уникальный донской говор |
1 |
|
Раздел «Донское казачье войско: история и современность»- 7 часов |
|
28 |
История Донского казачества. |
1 |
29 |
Егорлыкский казачий юрт |
1 |
30 |
Казачья служба. Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака. |
1 |
31 |
Казаки в годы Великой Отечественной войны. Бои под станицей Егорлыкской |
1 |
32 |
Памятник казакам на территории нашего района. «Ими гордится Дон». |
1 |
33 |
Заслуженные люди родного посёлка. «В моём роду были…» |
1 |
34 |
Казачата – будущие защитники Отечества. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.