ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПВ 11 Основы черчения
Специальность
среднего профессионального образования
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
базовой подготовки
Форма обучения
очная
2020
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1391) по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Автор программы: Полесовщикова Мария Владимировна, преподаватель высшей категории
Каменская Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории
Рабочая программа рассмотрена на заседании учебно-методического совета
Протокол заседания № __ от « ___» 20 г.
Председатель учебно-методического совета: _________/______________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины.. 4
1.1. Область применения программы.. 4
1.2. Место дисциплины в структуре опоп. 4
1.3. Цели и задачи дисциплины–требования к результатам освоения дисциплины: 4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины.. 6
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.. 9
3. Условия реализации программы дисциплины.. 10
3.1. Образовательные технологии. 10
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. 11
3.3. Информационное обеспечение обучения. 11
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.. 12
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) базовой подготовки.
Дисциплина «Основы Черчения» относится к вариативным дисциплинам общепрофессионального цикла.
Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Данная дисциплина находится в содержательной и логической взаимосвязи с другими частями ОПОП, т.к. способствует личностному и профессиональному росту студентов.
Цель учебной дисциплины - дать обучащимся знания основ теории изображения предметов на плоскости, а также научить навыкам чтения и выполнения эскизов, чертежей, схем и наглядных изображений, с использованием условностей, установленных стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Программа дисциплины ставит следующие учебные задачи:
1. дать знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
2. ознакомить с основными правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
3. способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять эскизы и чертежи деталей, несложные сборочные чертежи.
4. развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе и другое.
5. Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
У1 выполнять основные геометрические построения;
У2 выполнять прямоугольные, аксонометрические и перспективные проекции, эскизы и чертежи деталей;
знать:
З1 виды изображений и технических чертежей;
З2 требования к оформлению чертежей, геометрических построений;
З3 законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на прямоугольных, аксонометрических и перспективных проекциях;
формировать и развивать общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.
ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.
ПК 2.3. Разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления, выполнять технические чертежи.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен формировать личностный результат:
ЛР 16 Имеющий высокий уровень профессиональной общетеоретической подготовки, сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
Вид учебных занятий |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
Теоретическое обучение |
4 |
Практические занятия |
32 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: |
|
Составить глоссарий основных терминов черчения |
1 |
Графическая работа: Вычерчивание различных типов линий, шрифтов чертежных по заданному преподавателем образцу на формате А4 |
2 |
Графическая работа: Нанесение размеров на чертежах |
1 |
Графическая работа: Деление окружностей на равные части |
1 |
Графическая работа: Вычерчивание контура детали по заданному преподавателем заданию на формате А 4 |
2 |
Графическая работа: Выполнение технических рисунков деталей по заданному преподавателем заданию на формате А 4 |
4 |
Графическая работа: Выполнение разрезов и сечений на рабочих чертежах по заданному преподавателем заданию на формате А4 |
2 |
Графическая работа: Выполнение эскизов детали с натуры по заданному преподавателем заданию |
1 |
Графическая работа: Выполнение рабочего и сборочного чертежа по данным эскиза детали |
4 |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине 3 семестр Дифференцированный зачет |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Графика и человек |
|
|
|||
Тема 1.1. Требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД),
|
Содержание учебного материала |
11 |
|
||
1 |
Введение в курс «Основы черчения». Графика и человек. Виды графики: художественная, инженерная, деловая, графический дизайн. Графика - средство создания материальных, духовных, интеллектуальных и художественных ценностей человека. Использование графики в профессиональной деятельности человека. Шрифтовая графика. |
1 |
1 |
||
Практические занятия |
6 |
|
|||
1 |
Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Основные правила оформления чертежей. Требования государственных стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации. |
1 |
|||
2 |
Оформление чертежа рамкой, основной надписью. Форматы. Основные надписи. Общие правила графического оформления чертежей. Масштабы. Размеры. Высотные отметки. Выноски и ссылки на чертежах Спецификация ГОСТ21.101-97.Текстовые документы. |
1 |
|||
3 |
Выполнение линий чертежа согласно (ГОСТ 2.303 – 68). |
1 |
|||
4 |
Выполнение шрифтов чертежных согласно (ЕСКД ГОСТ 2.304-81). |
2 |
|||
5 |
Нанесение размеров на чертежах согласно ГОСТ 2.307-68.
(СТ СЭВ 1976-79, |
1 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа |
4 |
||||
1 |
Составить глоссарий основных терминов черчения |
1 |
|||
2 |
Графическая работа: Вычерчивание различных типов линий, шрифтов чертежных по заданному преподавателем образцу на формате А4 |
2 |
|||
3 |
Графическая работа: Нанесение размеров на чертежах |
1 |
|||
Раздел 2. Геометрические построения |
7 |
||||
Тема 2. 1. Геометрические построения на чертежах |
Содержание учебного материала |
|
|||
Практические занятия |
4 |
|
|||
1 |
Выполнение простейших геометрических построений на чертежах. Вычерчивание контура детали |
2 |
|||
2 |
Деление окружностей на равные части. |
1 |
|||
3 |
Построение лекальных кривых. |
1 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа |
3 |
||||
1 |
Графическая работа: Деление окружностей на равные части. |
1 |
|||
2 |
Графическая работа: Вычерчивание контура детали по заданному преподавателем заданию на формате А4 |
2 |
|||
Раздел 3. Проекционное черчение |
13 |
||||
Тема 3.1. Аксонометрические и прямоугольные проекции |
Содержание учебного материала |
|
|||
1 |
Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Образование проекций. Методы и виды проецирования. Последовательность вычерчивания плоских фигур в аксонометрических проекциях. Техническое рисование плоских фигур. |
1 |
2
|
||
2 |
Прямоугольные проекции. Плоскости проекций. Способы построения третей проекции по двум заданным. Изображение плоских фигур в прямоугольных проекциях. Геометрические тела. Отличие геометрических тел от плоских фигур. Виды геометрических тел. Многогранники: призма, пирамида, куб, параллелепипед. Тела вращения: цилиндр, конус, шар, Проецирование геометрических тел на три плоскости проекций. Изображение геометрических тел в аксонометрических проекциях. |
||||
Практические занятия |
8 |
|
|||
1 |
Выполнение технических рисунков предметов. |
2 |
|||
2 |
Выполнение комплексного чертежа предмета. |
2 |
|||
3 |
Вычерчивание проекций геометрических тел. |
2 |
|||
4 |
Вычерчивание третьей проекции по двум заданным. |
2 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|
||||
1 |
Графическая работа: Выполнение технических рисунков деталей по заданному преподавателем заданию на формате А4 |
4 |
|||
Раздел 4. Чертежи изделий |
22 |
|
|||
|
Содержание учебного материала |
|
|||
1 |
Рабочие чертежи. Назначение стандартов на качество технической продукции. Зависимость изделия от качества чертежа. Обзор разновидностей современных чертежей. Виды изделий по ГОСТ 2.101-68. Виды конструкторской документации. |
1 |
2 |
||
2 |
Виды, разрезы, сечения. Назначение видов. Расположение основных видов. Местные виды. Дополнительные виды. Наклонный разрез. Местные разрезы. Сечения вынесенные и наложенные. Условности и упрощения при выполнении разрезов и сечений. Выносные элементы. |
||||
3 |
Рабочие чертежи и эскизы деталей. Требование к рабочим чертежам в соответствии с ГОСТ 2.109-73. Последовательность выполнения эскиза детали с натуры. Порядок выполнения рабочего чертежа по данным эскиза детали. Измерительные приборы и приемы измерения деталей. Выполнение рабочего чертежа детали. |
1 |
2 |
||
4 |
Сборочные чертежи. Общие сведения о сборочных чертежах Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Выполнение эскизов к сборочному чертежу. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Размеры на сборочных чертежах. Упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Спецификация, порядок ее заполнения. |
||||
Практические занятия |
13 |
|
|||
1 |
Выполнение разрезов и сечений на рабочих чертежах. |
2 |
|||
2 |
Выполнение эскизов детали с натуры. |
2 |
|||
3 |
Выполнение рабочего чертежа по данным эскиза детали. |
4 |
|||
4 |
Выполнение сборочного чертежа по эскизам деталей. |
5 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа |
7 |
||||
|
1 |
Графическая работа: Выполнение разрезов и сечений на рабочих чертежах по заданному преподавателем заданию на формате А4 |
2 |
|
|
2 |
Графическая работа: Выполнение эскизов детали с натуры по заданному преподавателем заданию |
1 |
|||
3 |
Графическая работа: Выполнение рабочего и сборочного чертежа по данным эскиза детали |
4 |
|||
Дифференцированный зачет |
1 |
||||
Всего: |
54 |
||||
Промежуточная аттестация:
по учебной дисциплине ОПВ.11 «Основы черчения» - дифференцированный зачет в 3 семестре
3.1.1. Обучение дисциплине происходит с использованием следующих образовательных технологий:
Технология коммуникативного обучения направлена, прежде всего, на формирование коммуникативной компетентности студентов, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения предполагает осуществление познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии.
Технология модульного обучения предусматривает деление содержания дисциплины на вполне автономные разделы/модули, интегрированные в общий курс.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в целом расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. Технология индивидуализации обучения помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Проектная технология ориентирована на моделирование социального взаимодействия учащихся с целью решения задачи, которая определяется в рамках профессиональной подготовки студентов, выделяя ту или иную предметную область. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения языку.
Игровая технология позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление студентов и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.
3.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности (профессии) реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций (для ППКРС – использование электронных образовательных ресурсов), групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций (для ППКРС – анализа производственных ситуаций), психологических и иных тренингов, индивидуальных и групповых проектов (для ППКРС) – в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
Активные и интерактивные формы проведения занятий,
используемые в учебном процессе
Семестр |
Вид занятия* |
Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий |
4 |
ТО |
Технология модульного обучения, электронные образовательные ресурсы, технология разноуровневого и индивидуального обучения, игровая технология |
ПЗ |
Проектная технология |
|
ЛР |
- |
*) ТО – теоретическое обучение, ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Технические средства обучения:
1. компьютер с лицензионным программным обеспечением
2. мультимедийный проектор
Оборудование учебного кабинета:
1. рабочее место преподавателя
2. посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся в группе)
3. стеллажи для наглядного материала
4. комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
5. учебно-методический комплекс «Основы черчения»,
6. комплект учебно-методических материалов.
7.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Чекмарев, А. А. Черчение: учебник для СПО / А. А. Чекмарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 275 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09554-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428078
2. Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия и черчение : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Чекмарев. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 423 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08937-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451216 (дата обращения: 27.09.2021).
Дополнительная литература
1. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение : учебник для среднего профессионального образования / И. С. Вышнепольский. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5337-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469659 (дата обращения: 27.09.2021).
2. Чекмарев, А. А. Черчение. Справочник : учеб. пособие для СПО / А. А. Чекмарев, В. К. Осипов. — 9-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 359 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04750-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438940
Интернет ресурсы
1. Геометрические рисунки https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion.
2. Павлова А.А., Корзинова Е.И., Мартыненко Н.А. Основы черчения. Электронный учебно-методический комплекс Академия-Медиа 2014.
3.
Шрифты для печати и Web-дизайна Энтони Файола 5.0 ISBN: 5-94157-164-X
Год издания: 2003 Издательство: «BHV - Санкт - Петербург»
Подробнее на livelib.ru:https://www.livelib.ru.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений и результатов – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий (графических работ), подготовки сообщений.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
1 |
2 |
|
знать: |
|
|
З1 виды изображений и технических чертежей;
|
Текущий контроль в форме: опроса; защиты практических работ Экспертная оценка выполнения практической и графической работы |
|
З2 требования к оформлению чертежей, геометрические построения; |
Текущий контроль в форме: опроса; защиты практических работ Экспертная оценка выполнения практической и графической работы |
|
З3 законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях; |
Текущий контроль в форме: опроса; защиты практических работ Экспертная оценка выполнения практической и графической работы |
|
|
|
|
У1 выполнять основные геометрические построения;
|
внеаудиторная самостоятельная работа, графические работы Экспертная оценка выполнения практической и графической работы |
|
У2 выполнять прямоугольные, аксонометрические и перспективные проекции, эскизы и чертежи деталей; |
внеаудиторная самостоятельная работа по завершению практической работы, отчет
|
|
личностный результат: |
|
|
ЛР16 Имеющий высокий уровень профессиональной общетеоретической подготовки, сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
Комплексная оценка результатов освоения учебной дисциплины и процесса выполнения графических работ, прохождения всех видов контроля и аттестации по дисциплине |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.