Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Структура программы
3. Тематический план
4. Содержание программы
5. Список литература
6. Апробация программы «Вместе по радуге» на базе МБОУ «СОШ №1».
7. Приложение 1
8. Приложение 2
9. Приложение 3
10. Приложение 4
11. Приложение 5
12. Приложение 6
Пояснительная записка
Учебная деятельность требует от ребенка определенной степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди обучающихся есть те, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются при переходе из начального звена в среднее к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Такие дети нуждаются в психологической помощи. Школа - это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт помимо учебных занятий включает в себя и внеурочную деятельность. Программа «Вместе по радуге», успешно оказывает помощь в психологическом развитии обучающихся методом арт-терапии. Программа «Вместе по радуге» - это территория творчества, проявления и раскрытия себя каждым ребенком, здесь обучающийся делает выбор, свободно проявляет свою волю и эмоции, раскрывается как личность. Все это способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих взаимоотношений, а значит повышает эффективность обучения.
Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.
Арт-терапия предоставляет обучающемуся возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам робучающийся, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!
Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
• внутри- и межличностные конфликты,
• кризисные состояния,
• травмы,
• потери,
• невротические расстройства,
• развитие креативности,
• развитие целостности личности,
• обнаружение личностных смыслов через творчество.
Метод не имеет ограничений и противопоказаний.
Виды арт-терапии:
• Анимационная терапия
• Артсинтезтерапия
• Библиотерапия
• Видеотерапия
• Драматерапия
• Игротерапия
• Изотерапия
• Маскотерапия
• Музыкотерапия
• Оригами
• Песочная терапия
• Работа с глиной
• Сказкотерапия
• Цветотерапия и др.
Авторская развивающая психолого-педагогическая программа «Вместе по радуге» актуальна тем, что она широко и многосторонне связывает личностное развитие обучающегося с общечеловеческими ценностями средствами художественного творчества.
Неразвитость воображения и творческого мышления – причина боязни свободно проявлять себя. А между тем наличие творческого мышления и воображения - необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции». Таким образом, чем выше уровень развития творческих способностей обучающегося, тем более свободным он становится, и формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей среды и самого себя.
Уникальность программы «Вместе по радуге» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа «Вместе по радуге» успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Занятия арт-терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как обучающийся переводит свой внутренний опыт в творчество, он очень часто становится способен и описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно движется к его осознанию. Когда рисунок воплощает чувство, и обучающийся начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка.
Программа «Вместе по радуге» позволяет ребенку научиться фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Программа «Вместе по радуге»» динамична, постоянно совершенствуется и не предполагает стереотипного выполнения.
Цель программы - гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
1. развить творческое мышление, способность концентрироваться;
2. сохранить психологическое здоровье в процессе изменения личности;
3. способствовать отреагированию страхов и негативных переживаний;
4. обучить приѐмам саморегуляции посредством арт-терапевтических техник;
5. сформировать навыки рефлексии;
6. сформировать навыки правильного взаимодействия со сверстниками.
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста 10-12 лет на 1 года обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности по одному часу в неделю. Таким образом, на год обучения приходится 33 часа. Продолжительность занятия 40 минут.
Наполняемость групп происходит после прохождения детьми, с согласия родителей, психологического тестирования, направленного на выявление уровней: коммуникативной компетентности, тревог, дезадаптации, наличия страхов и фобий. Далее обучающиеся объединяются в группы, с наполняемостью 6-10 человек.
Занятия по развивающей программе «Вместе по радуге» предполагают следование следующим основополагающим принципам:
1. Занятия арт-терапией предполагают использование обучающимся разнообразных изобразительных средств с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.
2. Работа обучающихся с материалами протекает в определѐнных условиях, помогающих создать у них ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира.
3. Рисование происходит в присутствии педагога-психолога, обладающего достаточным знанием и способного понимать психологическое содержание рисунков обучающегося и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребѐнка со своим рисунком.
4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование педагогом-психологом определѐнных приѐмов, помогающих обучающемуся осознать отражѐнные в его рисунке содержания его внутреннего мира.
Права и обязанности участников программы «Вместе по радуге» Обучающиеся обязаны: выполнять основные правила (внимательно слушать друг друга, не перебивать говорящего, уважать мнение другого, все должны чувствовать себя комфортно), гарантирующие взаимное уважение, поддержание ощущения безопасности и хорошего самочувствия, ценность вклада каждого в обще дело.
Обучающиеся имеют право:
• на доброжелательное, уважительное, терпимое отношение к себе со стороны педагогов;
• выбирать виды художественной деятельности в соответствии со своими интересами;
• высказывать свое мнение, пожелания, вносить творческие предложения.
Педагог-психолог обязан:
• обеспечить психологически комфортные условия для каждого обучающегося;
• обеспечить насыщенное, интересное и эмоционально-значимое для обучающихся содержание арт-деятельности, разнообразное по видам деятельности и удовлетворяющее потребности каждого ребенка в реализации своих творческих желаний и возможностей;
• использовать методы и формы работы, стимулирующие активность обучающихся в различных видах арт-деятельности, закрепляющие положительную мотивацию и эмоционально-ценностное отношение к арт-деятельности;
• строить взаимоотношения с обучающимися на основе диалога, понимания, принятия.
Педагог-психолог имеет право:
• Вносить предложения администрации о необходимости коррекции педагогического процесса в соответствии с изменяющимися условиями;
• На поддержку администрации в вопросах материально-технического и методического обеспечения программы.
Родители имеют право:
• Посещать занятия художественно-эстетического цикла, развлечения, праздники;
• Вносить творческие и организационные предложения.
Программа гарантирует качество научности, методической и материально-технической обеспеченности, которая достигается за счет:
1. Утверждения плана работы на педагогическом совете и директором;
2. Выделения необходимых денежных средств на оборудование,
методические пособия и литературу, костюмы и т. д.
3. Постоянного обсуждения результативности программы внутри
учреждения, в публикациях, на конференциях;
4. Права педагогов на свободу слова, творчества;
5. Постоянного психолого-педагогического и медицинского
сопровождения обучающихся;
6. Открытость, доступность для родителей.
Ограничения и противопоказания.
Программа «Вместе по радуге» не рассчитана на работу с обучающимися, при наличии у них следующих форм и состояний:
• дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;
• дети с психопатоподобным поведением;
• дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, параксизмы, требующие наблюдения и лечения у невропатолога);
• дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе;
• дети с тяжелыми нарушениями сенсорных анализаторов;
• дети с общими противопоказаниями для поступления в ОУ.
Оборудование комнаты.
Для проведения занятий необходимо иметь одно специально оборудованное место. Комната должна быть опрятна, все материалы должны содержаться в чистоте. Желательно комнату разделить на две части: «влажную» и «сухую», во влажной необходимо иметь раковину; в этой части обучающийся может работать с пачкающимися материалами (глина, гуашь, акварель). Если планируется рисовать на полу, то пол должен быть покрыт линолеумом или другим моющимся материалом (напольное покрытие).
В комнате должны быть рабочие столы, стулья, доска маркерная.
5. Арт–материалы необходимо рассортировать, колющие и опасные предметы (ножи, ножницы и иголки) должны содержаться отдельно. Материалы должны быть разнообразны и доступны для обучающихся. Помимо ватманов, листов А-4, рекомендуется использовать обои, чѐрную бумагу (она создаѐт ощущение заполненности рисунка, впечатление, что здесь «уже что-то нарисовано», - это важно для неуверенных в себе детей). Рекомендуется иметь следующие материалы: краски (масло, гуашь, акварель, темперу), цветные и простые карандаши, разнообразные фломастеры, восковые мелки, пастель, краски для стекла, кисточки разной величины и губки (для раскрашивания больших объѐмов), стаканчики для воды, глину, пластилин, природные материалы, соль, различные крупы, семечки, нитки, иголки, бисер, пуговицы, брошки, куски ткани и меха, наклейки, журналы, фотографии, открытки, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
6. После каждого занятия в комнате должна проводиться уборка, мытьѐ и сортирование материалов. Желательно, чтобы в комнате не проводились никакие другие занятия и чтобы материалы не использовались для других нужд. Использованные или недостающие материалы нужно приобретать своевременно. Чем разнообразнее будет содержание комнаты, тем больше возможности и свободы в проявлении себя будет иметь обучающийся.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
В программе «Вместе по радуге» по арт-терапии выделены следующие этапы:
1.Подготовительный;
2.Основной – непосредственной деятельности (реализации выбранных содержания, методов, средств);
3.Итоговый.
Каждый из этапов имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий. От того, насколько организована и подготовлена артдеятельность, зависит эффективность ее реализации, конечный результат.
I.Подготовительный этап (1-2 недели обучения) – погружение в художественную среду, которая характеризуется неоднородностью протекания (у одних обучающихся присутствует степень готовности, мотивации действовать в художественной среде, для других требуется помощь включения, а у части обучающихся наблюдается слабость мотивации, отстраненность, неуверенность). Позиция педагога-психолога – активизация интереса и предложение сотворчества, сотрудничества в арт-деятельности, без навязываемого, обязательного участия.
Данный этап включает подэтапы, которые определяют содержание арт-деятельности:
1. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей обучающегося (1 неделя обучения). Она ориентирована на конкретную личность и предусматривает выявление:
-уровня подготовленности в художественных видах деятельности;
-индивидуальных особенностей, возможностей обучающегося в достижении целей, его позитивного потенциала, создающего перспективу для индивидуально-компенсаторного развития средствами искусства;
-уровня адаптационных и коммуникативных возможностей обучающегося;
-особенностей жизненной позиции обучающегося, его активности в работе над собой, уровня мотивации.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, имеющих особые нужды, диагностика часто требует изучения личных дел, участия в обследовании нескольких специалистов: педагогов, психолога, логопеда. Такой подход помогает получить более полную информацию о ребенке.
2. Адаптация в арт-деятельности (1-2 неделя обучения). Данный подэтап необходим для налаживания взаимодействия между педагогом-психологом и обучающимся, достижения основы для единства, согласованности, взаимопонимания. От уровня взаимодействия на данном подэтапе во многом зависит эффективность последующих действий.
3. Определение цели и задач арт-деятельности (1 неделя обучения). Они определяются в соответствии с личностным пониманием педагога-психолога общей стратегической цели школы в воздействии на ребенка, знанием его индивидуальных особенностей, оценкой коррекционно-развивающих возможностей.
4. Выбор содержания и оптимальной технологии его реализации (2 неделя обучения) осуществляется после того, как получена полная диагностическая картина уровня способностей обучающихся. Для этого специалисту необходимо знать:
• индивидуальные особенности обучающегося: отклонения и возможности;
• развивающую цель (к чему стремиться, чего следует ожидать);
• условия реализации развивающей программы (методическая, техническая, материальная база);
• возможные формы реализации развивающей программы;
• собственные возможности достижения цели;
• временные возможности для реализации развивающей программы.
5. Планирование арт-деятельности (1 неделя) предусматривает разработку графика реализации программы в соответствии с выбранной технологией по времени, месту и видам занятий, художественных событий. Планирование способствует реализации замысла, обеспечивает комплексность и интенсивность арт-деятельности.
6. Материальная подготовка (1-2 недели обучения). Для успешной реализации программы необходима подготовка всего методического и дидактического материала, атрибутов и костюмов, технических средств, способствующих качественному проведению занятий, художественных событий.
II.Основной этап (3-31 недели обучения) представляет собой непосредственный практический процесс арт-деятельности. На данном этапе наблюдается неоднородность усвоения ценностей культуры через искусство, трудности коммуникативно-рефлексивного, эмоционально-чувственного и художественно-творческого проявлений. Позиция педагогапсихолога – активная организаторская и направляющая, эмоционально-поддерживающая помощь на занятиях.
1. Включение детей в процесс арт-деятельности. Носит индивидуализированный характер в зависимости от предпочитаемой обучающимся сферы арт-деятельности. Ребенок активно вовлекается в различные виды коллективной и индивидуальной художественной деятельности. Педагог-психолог постепенно наращивает свои усилия по достижению более высокого результата.
2. Внесение индивидуальных корректив с целью усиления арт-терапевтического эффекта. Действенность арт-терапевтического процесса на всем его протяжении во многом зависит от оценки, анализа и коррекции работы. Действуя и одновременно анализируя успешность процесса, педагог-психолог определяет направленность дальнейшей деятельности, при необходимости корректируя свои усилия: от чего-то отказываясь, что-то повторяя, добавляя новое.
Такой подход делает процесс более динамичным и результативным, а также позволяет добиваться большей индивидуализации.
III.Заключительный этап – итоговый (32-33 неделя обучения). На данном этапе имеет место сам результат арт-деятельности, анализ и оценка действенности примененной программы и определение последующих перспектив.
1. Итог практической арт-деятельности. В конце обучения проводятся культурномассовые художественные события, являющиеся результативной частью процесса арттерапии.
2. Заключительная диагностика и предварительная оценка действенности программы. По окончании практической арт-деятельности следует оценка ее результативности, которая позволяет определить, в какой степени удалось решить проблемы обучающихся и внести рекомендации в индивидуальное педагогическое сопровождение по использованию тех или иных видов искусства для дальнейшей развивающей работы.
3. Анализ результатов развивающей программы и общие выводы. На основании результатов первично и заключительной диагностики проводится качественноколичественный анализ. Выявляются позитивные и негативные аспекты использованной развивающей программы, варианта ее реализации, а также собственной деятельности обучающегося, выступающего в данном случае в роли субъекта самосовершенствования.
Программа «Вместе по радуге» включает 7 блоков (7 цветов радуги): музыкотерапия, библиотерапия, изотерапия, видиотерапия, игротерапия(драматерапия), песочная терапия, сказкатерапия.
Все блоки программы тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой единый развивающий комплекс.
Каждый блок имеет определенное развивающее значение.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения.
В процессе занятий музыкой, пением обучающиеся осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания обучающегося, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.
Поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект стоит ожидать, влияя на чувства и настроения обучающегося, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает обучающемуся ослабить негативные реакции.
Изотерапия – психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства — одно из основных и часто используемых направлений арттерапии, причем, как в пассивной (использование готовых произведений искусства), так и в активной ее форме – создании собственных творений.
Занятия рисованием для обучающихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, аутичных детей способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Главным преимуществом данного метода является возможность снять цензурный барьер, который открывает путь к бессознательному. Полностью расслабившись, наш мозг ослабевает перед возникшими в голове образами и не контролирует процесс рисования, что дает возможность проанализировать весь процесс психотерапии.
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия означает "использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения".
Психолог подбирает для обучающихся литературу, ориентированную на их круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.
Воздействие искусством слова на обучающихся с различными нарушениями развития, особенно средствами сказки, расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
Игротерапия - метод воздействия на людей, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности.
Игровая и драматерапия основывается на участии обучающихся в постановочных спектаклях или импровизации. Когда обучающийся разыгрывает с другими типичные трудные и конфликтные ситуации, он настраивает себя на решение и положительный исход любого конфликта. Тем самым он учится бороться со своими страхами.
Видео-терапия – это целебное удовольствие!
Видео-образы являются для подсознания реальностью и дают возможность формировать те качества личности, которые ведут к улучшению параметров жизни.
При просмотре видеоряда меняется мышление, создавая формат успеха, достатка, благополучия, достижения любой цели.
Сказкотерапия - это система передачи жизненного опыта, развития интуиции, социальной чувствительности и творческих способностей. Это язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапия - это воспитательная система. Развивается самосознание и дух на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно назвать учением об общечеловеческих ценностях.
Сказкотерапию можно рассматривать как процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс образования связей между поведением в реальной жизни и сказочными событиями.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: басни, былины, притчи, легенды, саги, анекдоты, мифы, сказки. Находят применение и современные жанры: фэнтэзи, детективы, любовные романы и пр. Каждому обучающемуся подбирается соответствующий его интересам жанр.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.
Каждое занятие строится по единому принципу:
• Заполнение арт-дневника (настроение на начало занятия)
• Приветствие (позволяет настроить обучающихся на работу);
• Вводные разминочные упражнения(раскрепощают обучающихся,
погружают в тематику занятия);
• Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
• Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
• Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, личные достижения, впечатление от занятия);
• Ритуал прощания.
Ожидаемые результаты
Развивающая программа по арт-терапии «Вместе по радуге» обеспечивает наиболее оптимальное достижение поставленной цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности школьников:
• выявления и инициации потенциальных художественных возможностей обучающегося,
• обогащения новым опытом художественной деятельности,
• развития эмоциональной сферы и творческой активности,
• повышения мотивации к различным видам искусства,
• максимально быстрой адаптации средствами искусства в новых условиях обучения,
• развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
Методы отслеживания эффективности программы.
Для исследования результатов эффективности программы использовались следующие методы (Приложение 1-3):
цель |
метод |
методика |
1.Определение эмоционального отношения к арт-деятельности |
Проективный метод
|
«Эмоциональное отношение к музыкальной и изобразительной деятельности» (на основе методики канд. психол. наук О. А.Белобрыкиной )
|
2.Исследование интересов детей |
Беседа с детьми и с родителями
|
Изучение личных дел (медицинские, социальные карты, психолого- педагогические характеристики, заключения) |
3.Уровень художественного опыта |
|
«Исследование графомоторных возможностей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности» (Автор- |
|
|
составитель – Ганчукова Д. Р.) |
4.Выявление динамики мотивации и индивидуального раскрытия в различных видах арт- деятельности |
Наблюдения специалистов (свободное, включенное, стандартизированное) |
|
5.Изучение продуктов арт-деятельности |
Анализ рисунков, видеоматериалов с записями выступлений обучающихся. |
|
6.Изучение эффективности совместной арт-деятельности. |
|
«Диагностика социальной адаптированности детей» (методика канд. психол. наук Т. П. Абакировой) |
7.Показатели креативности |
|
Тест П. Торренса «Закончи рисунок» |
8.Уровень самооценки |
|
Шкала самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М. Прихожан |
9.Уровень тревожности |
|
Опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан. |
Критерии исследования эффективности программы «Вместе по радуге» Общие критерии оценки:
1. Психологического комфорта.
-Динамика оптимизма, отношения к арт-деятельности, эмоционального состояния.
-Динамика уверенности в себе и чувства психологического комфорта на занятиях.
-Динамика формирования межличностных отношений, поведения, изменения эмоциональных проявлений.
2. Индивидуально-личностного развития:
-Динамика контактности, соучастия, терпимости, лояльности.
-Динамика развития индивидуальных художественных возможностей.
-Динамика проявления индивидуальности и черт характера в арт-деятельности.
-Динамика проявления и стойкости интереса (мотивации) к арт-деятельности.
-Динамика развития восприятия, воображения, образной памяти, творческих проявлений.
3. Деятельностной активности:
-Динамика социальной активности и ответственности в художественных видах деятельности.
-Динамика адаптации в микросреде (изменение межличностных отношений, развитие и проявление коммуникативных качеств).
-Динамика сформированности коллективной деятельности, сплоченности, доброжелательности коллектива.
-Динамика усвоения общепринятых правил поведения, адекватной реакции на требования.
Результаты оцениваются по 3 уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл).
Тематический план программы «Вместе по радуге».
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
|
теоретических |
практических |
|||
1 |
«Здравствуй, это я!» |
2 |
0.5 |
1.5 |
2 |
«Наша жизнь-игра» |
4 |
0.5 |
3.5 |
3 |
«Ах, музыка» |
4 |
0.5 |
3.5 |
4 |
«Разноцветный мир» |
5 |
0.5 |
4.5 |
5 |
«Там на неведомых дорожках» |
4 |
2 |
2 |
6 |
«Волшебный песок» |
4 |
0.5 |
3.5 |
7 |
«Остановись, мгновенье» |
4 |
1 |
3 |
8 |
«Сказка- ложь, да в ней намек» |
4 |
1 |
3 |
9 |
Итоговые занятия |
2 |
- |
2 |
Содержание программы.
1. «Здравствуй, это я!»
На первых занятиях необходимо изготовить личную папку из больших листов бумаги или картона, в которой можно хранить рисунки, изготовленные обучающимися. Папку можно украсить и разрисовать, можно нарисовать на ней «что-то очень важное в твоей жизни, или то, что будет оберегать тебя». Папки подписываются. В ней оставляется и дневник.
Обсуждаются с обучающимися три простых правила поведения во время занятия:
- не вредить себе.
- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других обучающихся.
- не портить комнату и материалы.
Проводится знакомство друг с другом.
Определяются цели и задачи всей деятельности на год.
Проводится первичная диагностика.
Упражнения:
1.«С кем я подружился».
Цели: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений.
Материалы: коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы обучающийся мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает психолог). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.
2.«Цветок дружбы»
Материалы: трафареты цветов, цветная бумага, клей.
Цель: развитие умения принимать других.
Каждому обучающемуся предлагается подумать, какими качествами должен обладать его лучший друг, эти качества они пишут на лепестках, а за тем собирается цветок. По окончанию упражнения, необходимо проанализировать какие качества более всего ценятся обучающимися..
3. «Знакомство». Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам, пользуясь рисунком.
4.Упражнение «Приветствие».
Цель: развитие коммуникативной культуры.
Обучающимся предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».
2. «Наша жизнь-игра».
Упражнения.
1.«Царство - государство».
Цель: коррекция страха замкнутого пространства Избыток непредсказуемой словесной и физической агрессии в семье, чрезмерно строгой дисциплины.
Ход: Играющие делятся на две команды. Одна, закрыв глаза и взявшись за руки, встает в круг и заявляет: «Никто не пройдет в наше царство – государство». Остальные играющие ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него. Но охрана на чеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук. Если цель достигнута и обучающийся уже находится в центре круга, он хлопает в ладони, все открывают глаза и с удивлением обнаруживают проникшего в их царство. Теперь задача выйти из круга. Затем команды меняются ролями.
2.«Соломинка на ветру».
Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде педагога-психолога: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение: недоверчивые и робкие сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре педагога-психолога обязательно.
3.Ролевая игра «У страха глаза велики».
Педагог-психолог читает текст, обучающиеся обыгрывают.
В густом лесу жила-была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и (№) детей. У всех, конечно, были имена (Какие? Пусть скажут), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-
Трусишка и напрочь позабыли его настоящее имя. А дело было так…
Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело, резво, а робко, боязливо.
Прыгнет и съежится (Пусть покажет это и куклой, и, как говорят артисты, ―в живом плане‖).
И по сторонам озирается – нет ли чего страшного? Зайчишка-то уродился такой робкий, что даже зайцы удивлялись: и в кого он такой? Что называется, от собственной тени шарахался (Показать посмешнее).
Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял. Наверное, загляделся на пеструю Бабочку, которая порхала над ним и почему-то норовила сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке).
– Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка. Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое-то чудовище. Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали…больше, правда, Зайчишка не успел ничего заметить, потому что дал стрекоча. Он мчался к своей норе и истошно вопил: ―Змей-Горыныч! Змей-Горыныч!‖ Все звери, конечно, переполошились. (Пусть все расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея-Горыныча. Вообще показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку).
Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей-Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.
Тут все как расхохочутся!
– Это ж надо! Корягу за Змея-Горыныча принял!
– Да, но ведь я видел! - оправдывался Зайчишка. -Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…
А звери еще громче хохочут-заливаются.
–Да это у страха глаза велики! У твоего страха!
С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка-Трусишка.
(Постарайтесь не заканчивать игру на грустной ноте. Скажите, что окружающие иногда делают поспешные выводы. И вообще, каждый может испугаться. Это еще не беда).
4.Упражнение «Диалог масок».
Цель: оценка себя и оценка других, самопринятие, развитие умения видеть положительное в других.
Материалы: картон, цветная бумага, украшения (бисер, блестки и т.д.), ножницы, клей, музыкальные записи.
Обучающиеся изготавливают маски.
После того, как маски будут готовы звучит музыка, обучающиеся двигаются под музыку. По окончанию музыки все участники разделены на пары. Психолог сообщает, что на Маскарадах есть интересные традиции. Одна из них – обмен масками. Обучающимся предлагается поменяться масками в создавшихся парах. Надев на себя маску партнера, участнику предлагается выслушать более подробный рассказ хозяина маски о ней (привычки, особенности, что для маски является ценным, чем она отличается от других, в чем ее уникальность). «Хозяин» маски и его новый «носитель» фиксируют свои чувства и мысли и выражают их ассоциативно при помощи разноцветных геометрических фигур на листе или просто запоминают. Затем те же действия совершаются с другой маской. Выполнение упражнения обычно не обсуждается, так как работа идет в парах по желанию участников обсуждается в группе.
Вопросы для обсуждения:
1. Что маска показывает?
2. Что ей хотелось бы показать?
3. Чего маска не хочет показывать?
4. Чего маска боится?
5. Какое самое заветное у маски желание?
3. «Ах, музыка».
1.«Звериное пианино».
Цель: развивать у обучающихся умение сотрудничать.
Обучающиеся садятся на корточки в одну линию. Они- клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Педагог-психолог раздает«клавишам»их голоса (кошки, собаки, лягушки и т.п). Далее педагог-психолог-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до го ловок обучающихся -«нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если педагог-психолог едва дотрагивается до головы обучающегося, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается—громко, если сильно давит— очень громко.
2.Сочинение обучающимися мелодии «Что я чувствую».
3. «Нарисуй музыку».
4.Релаксация «Путешествие в волшебный лес».
Цель: Снятие волнения. Ощущение покоя. Решение проблем. Обретение собственного места в прекрасном лесу. Мелодия «утреннего леса».
- Сядь поудобнее. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарники и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее.
- Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля.
Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.
- Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадывать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.
- Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их совета.
4. «Разноцветный мир».
Упражнения.
1. «Портрет моего Я».
Ребята, все мы очень разные, в разных ситуациях мы ведем себя по разному. Я прошу вас нарисовать картинку, изображающую различные аспекты своей личности. Как выглядит ваша приятная сторона? Как — злая? А как — испуганная или смелая? У нас множество сторон личности. Вы можешь изобразить различные стороны своей личности как угодно. (Это упражнение эффективно для исследования поведения детей, которым не хватает уверенности в себе и самопринятия.) (20 минут).
2. «Автопортрет».
Каждому обучающемуся раздается лист, в центре которого нарисован овал. Ребята, овал – это наше лицо, только вот, сегодня мы с вами не будем рисовать обычные свои лица, мы нарисуем волшебное. На месте глаз рисуем то, на что вы любите смотреть, на месте ушей то, что вы любите слушать, на месте волос то, о чем вы любите думать или мечтать и т.п. (20 минут)
3. «Каракули». Основное содержание этого упражнения - свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги, без какой либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его. Варианты:
a. Ведите «дневник каракулей», для того чтобы проследить их изменение за
определѐнный промежуток времени.
b. После завершения рисунка на основе каракуля сочините рассказ.
c. Измените каракуль и полученный образ в нечто иное, используя три движения руки.
• Выберите цвета, которые вам наиболее и наименее предпочтительны в данный момент.
• Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу, или цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния.
• Создайте изображение, используя лишь два или три цвета.
• Создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой - из неприятных, а затем сравните оба рисунка.
4.Упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.
• Фреска «животные». Каждый рисует на отдельном листе какое-нибудь животное, раскрашивает и вырезает фигуру. Затем все фигуры прикрепляются к большому листу бумаги на стене или на полу.
• «За столом». Стол накрывается большим листом бумаги и на нѐм рисуются или наклеиваются изображения посуды и различных блюд (на завтрак, обед или ужин).
5.Упражнения и темы данной группы предполагают совместную изобразительную работу в парах, что позволяет развивать коммуникативные навыки.
• «Общий рисунок». Рисуйте одновременно с партнѐром, по возможности молча.
Старайтесь реагировать на действия партнѐра.
• «Каракули». Нарисуйте каракуль и передайте партнѐру, который должен создать из неѐ образ.
• «Поочерѐдное рисование». Один партнѐр начинает рисунок, затем другой продолжает его и т.д.
6.Упражнения, позволяющие исследовать и корректировать поведение в различных конфликтных ситуациях, а также выражать чувства, связанные с конфликтами.
• Изображение конфликта в виде «рассказа в картинках» с выделением стадий его развития.
• Изображение актуального личного конфликта.
• Поочерѐдное рисование.
• «Опасное путешествие». Один рисует путь с препятствиями, другой - способы их преодоления.
6. «Когда природе больно».
Цель: способствовать развитию умения принимать других.
Ребята, все мы когда – то плачем, давайте подумаем почему? (называют варианты). Верно, часто мы плачем, когда нас кто – то обидел. А как вас, ребята, можно обидеть? А как вы думаете природу можно обидеть? Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше обучающиеся обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей. Предлагается в парах нарисовать рисунки – один обучающийся из пары рисует то, как он обижает природу, а другой как ей, в нарисованной ситуации, помочь.
7.Упражнения, подталкивающие к самовыражению.
1. Нарисуй картину про то, что ты хочешь, что-то важное в твоей жизни сейчас.
2. Сделай себе наряд, который помог бы тебе выразить себя, быть тем, кем ты хотел быть (например: волшебная майка с крылышками, чтоб ты мог летать).
3. Сделай отпечаток своей руки на бумаге, а потом сделай из этой руки чтонибудь.
4. Сделай из бумаги или ткани плащ, снаружи нарисуй вещи, которые бы ты хотел, чтобы все видели про тебя, а внутри вещи, которые бы ты не хотел, чтобы видели про тебя.
5. Нарисуй картину про свою семью. Я в семье.
6. Нарисуй картину себя идеального.
7. Нарисуй себя как дерево.
8. Возьми свой национальный флаг или другой символ и измени его так, чтобы он был твоим личным, добавь туда вещи, которые тебе дороги.
9. Сделай в песке, коробке, на подносе, на бумаге или из пластилина сад всех времѐн года. Нарисуй (сделай) себя в этом саду.
5. «Там на неведомых дорожках».
1.История развития образа бабы Яги.
2.Викторина «В гостях у мультфильмов».
3.«Русская матрешка».
4.«Урок Добрых Слов».
Цель: заглянуть внутрь слов, выражающих приветствие, любовь, сострадание, познакомиться с их значениями, расширить речевой «репертуар».
Проведение обучающимися исследования на темы: «Как я обращаюсь к своим родителям?» и «Какие слова я использую в качестве приветствия?» помогут увидеть связь между словами и чувствами, а также словами и отношениями между людьми.
На примерах писем героев Л. Воронковой «Девочка из города», В. Драгунского
«Фантомас», Н. Соломко «Пожарный кран №1», В. Голявкина «Этот мальчик» о обучающиеся учатся выражать добрыми словами любовь и уважение, благодарность, сострадание и сожаление.
Выразительное чтение писем великих мастеров слова М. Цветаевой («Письмо. Детям»), Л.Толстого (отрывок «Беседы с детьми по нравственным вопросам») дает толчок к анализу ранее совершенных поступков и написанию собственных писем-откровений друзьям, близким людям, родителям со словами любви, благодарности, сострадания и сожаления.
Письма по желанию обучающихся могут быть переданы адресатам, прочитаны или остаться тайной.
5.«Будьте добрыми к тем, кто слабее вас!».
Звучит спокойная классическая музыка и используются слайды с фотографиями леса и животных, что создает эмоционально-комфортную обстановку для общения.
Чтение вслух с обсуждением описания животных из любимых книг (Е. Чарушин «Яшка», Г. Скребицкий «Шустрые малыши», Н. Дурова «Подарок больше не опасен», «Чичи — доброе сердце», О. Перовская «Ребята и зверята», Ю. Дмитриев «Хитрецы, невидимки и разные родители», Н. Сладкое «Разговоры животных», Б. Житков «Беспризорная кошка» и др.) плавно перетекает в составление рассказов-описаний «Наши домашние любимцы».
Здесь можно составить пазлы с изображением животных.
Завершается занятие обсуждением важных социальных вопросов:
— как вы проявляете заботу о животных?
— как вы можете помочь животным, у которых нет дома?
— что вы сделаете, если узнаете о грубом отношении к животным со стороны знакомых или незнакомых вам людей?
6. «Волшебный песок»
1.«Мое будущее ».
Цель: Исследование изменившегося психоэмоционального состояния.
Как ты представляешь свое будущее, давай построим эту картину в песочнице. И посмотрим что у тебя получится. Медитация на песке Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах игра проводится с использованием медитативной музыки.
2.Игра в ассоциации.
При помощи песка и фигурок обучающимся предлагается построить композицию на определенную тему. При этом они должны объяснить, почему сделанное ими собственными руками выглядит именно таким образом. Пофантазировать можно на темы об их будущем, семье, друзьях и существующих профессиях.
3.Песочные картины.
7. «Остановись, мгновенье»
1.Просмотр фильмов и фрагментов по различным направлениям, актуальным среди обучающихся. Обсуждение.
2.Съемка клипа на любимую музыкальную композицию.
8 «Сказка- ложь, да в ней намек» Упражнения.
1.Сочинение авторской сказки.
2.Изготовление сказочной куклы по выбору обучающегося из подручных материалов.
3. Упражнение «Сказочная поляна».
Задачи: развитие самоинтереса, творческое самовыражение, развитие рефлексии.
Обучающиеся сидят по кругу.
Ведущий: - Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя.
Каждая строчка представления должна начинаться словами: "Я", "Мой", "У меня"...
Например: "Я ― Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь.
У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард".
После представления всех участников педагог-психолог спрашивает у героев:
― Чье самоописание понравилось больше всего?
― С кем они хотели бы встретиться в Фантазии?
― Что они могли бы дать волшебной стране?
4.Упражнение «Волшебные зеркала троллей».
Материалы: два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое ― нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам совершенно волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры.
Педагог-психолог: - Сказочную страну населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня наши герои пройдут испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что пришли в голову пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе. (Две минуты на каждого)
Обсуждение проводится по следующим вопросам:
― Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала троллей?
― Какое зеркало понравилось больше?
― Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое?
― Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало?
5.Упражнение «Ослиная шкура».
Психолог: ― Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда ― хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него... Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты... Ты один настоящий герой. И не просто герой, а принц или даже король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Одна минута)
― А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Одна минута)
― Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать королем, а другой "ослиной шкурой". Пусть король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии. (Одна-две минуты)
― Теперь пусть "Ослиная шкура" расскажет о своих чувствах.(Одна-две минуты)
― Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу. (Одна-две минуты) Вопросы для обсуждения:
― Что дает ощущение, что ты «Король»?
― Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
― Какие есть преимущества у «Ослиной шкуры»?
― А какие недостатки?
― Какие преимущества дает равноправие?
― Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты был «Королем»? А «Ослиной шкурой»?
9.Итоговые занятия.
Массовое художественное событие (выставка, театрализованное представление, стенгазета и др.).
Заключительная диагностика. Подведение итогов.
1.«Наше общее сердце».
Цель: формировать позитивное восприятие сверстников.
Психолог заранее вырезает из плотной бумаги сердце и прикрепляет его к доске. Обучающимся предлагается вспомнить хорошие качества, которые имеются у всех участников занятия, и написать их фломастерами внутри сердца (свои качества писать нельзя).
Список литературы.
1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. М., 2003.
2. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
3. Будза А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника. Феникс, 2006.
4. Будза А. Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия. Феникс, 2007.
5. Вальдес Одриосола М. – Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие. Владос, 2005.
6. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. М., 2003.
7. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие. Профессия, 2007.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии. СПб.: Златоуст, 2005
9. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008
10. Копытин А.И. Арт-тепрапия жертв насилия - М: Психотерапия, 2009. - 144 с: ил.
11. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт - терапия детей и подростков. М.: Когито - Центр, 2007
12. Королева З. Говорящий рисунок (100 графических тестов). 2006.
13. Н.М. Погружение в сказку. Сказотерапевтические программы. СПб.: Речь, 2007.
14. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.:
Речь, 2008.
15. Радина Н.К. Истории и сказки в психологической практике. СПб.: Речь, 2006.
16. Тарарина Е.В.Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, - 160 стр.,2013.
Апробация программы «Вместе по радуге» на базе МБОУ «СОШ №1».
Апробация программы по арт-терапии «Вместе по радуге» была осуществлена на базе МБОУ «СОШ №1» г.Камень-на-Оби для обучающихся, нуждающихся в психологопедагогической помощи.
Исследования в форме естественного эксперимента проводились в течение двух лет (2015-2017 гг.). Участниками программы «Вместе по радуге» стало в общей сложности около 80 детей в возрасте от 10 до 12 лет.
Отслеживались только качественные показатели эффективности арт-деятельности на основе наблюдений, количественный анализ фиксировался на начало и конец учебного года.
Качественный анализ реализации программы.
Наблюдения, изучение продуктов деятельности, беседы подтверждают, что применение метода арт-терапии в рамках образовательного процесса школы способствует более интенсивному и в то же время мягкому, щадящему прохождению всех этапов коллективообразования и адаптации в короткие сроки. Так, например, период первичной адаптации завершается уже к концу первого месяца обучения. В процессе занятий по программе «Вместе по радуге» практически все обучающиеся определяются с приоритетами в художественных видах деятельности, большинство из них проявляют высокую активность и творчество (в соответствии со своими возможностями) в подготовке к очередному художественному событию. Межличностные отношения и внутригрупповое общение, направляемые единой творческой целью, приобретают деловой характер и отличаются более высоким уровнем сотрудничества. К завершению программы прослеживается ярко выраженная коллективистская направленность (состояния единства, целеустремленности, готовности в подготовке к заключительному мероприятию), обучающиеся чувствуют себя комфортно, спокойно, многие не хотят заканчивать посещение занятий.
Приложение 1
Исследование графомоторных возможностей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности (Автор-
составитель – Ганчукова Д. Р.)
Цель. Определить уровень развития графомоторных навыков, пространственных представлений, креативных способностей, сенсорных эталонов – цвета, формы, пространства, мотивационной готовности школьников.
Инструкция: Педагог-психолог поочередно проговаривает каждый пункт задания. Причем пункты 1-2, одновременно со словесной инструкцией, показывает на доске.
Пункты 1-3, 5, 7, 9, 10, 11 направлены на исследование уровня развития пространственных представлений («пополам», «левая», «верхняя» и т. д.).
Пункты 3-8 направлены на исследование уровня развития восприятия цвета, формы.
Пункты 4, 6 направлены на исследование уровня развития мотивационной готовности к изобразительной деятельности.
Пункты 8-11 направлены на исследование творческих возможностей ребенка.
А также, все пункты задания направлены на исследование уровня развития графомоторных навыков.
Задание
1. Раздели лист пополам прямой горизонтальной линией.
2. Раздели лист на три части двумя вертикальными линиями.
3. В левой верхней части листа нарисуй треугольник.
4. Если тебе нравится рисовать, раскрась треугольник в красный цвет; не очень нравится – в синий; совсем не нравится – в черный.
5. В средней верхней части листа нарисуй квадрат.
6. Если тебе кажется, что ты умеешь хорошо рисовать, раскрась квадрат в красный цвет; не очень – в синий; если тебе кажется, что совсем не умеешь – в черный.
7. В правой верхней части листа нарисуй круг.
8. Представь, что это волшебный шар. Если бы он был волшебным, как бы он был раскрашен? Раскрась.
9. В левой нижней части листа нарисуй человека – мальчика или девочку.
10. В средней нижней части листа нарисуй любое животное.
11. В правой нижней части листа нарисуй любой транспорт.
Результаты оцениваются по 3 уровням: высокий (3 балла) – если задание выполнено в соответствии с требованиями; средний (2 балла) – если задание выполнено с погрешностями (отрывы линии, перекос
рисунка и т. п.), но достаточно узнаваемо; низкий (1 балл) – если задание не выполнено совсем или выполненное совершенно не
соответствует требованиям.
Приложение 2.
Методика исследования эмоционального отношения детей к музыкальным и изобразительным видам деятельности.
В качестве стимульного материала используются схематические карточки-изображения (Таблица) различных эмоциональных состояний, с помощью которых обучающийся осуществляет фиксацию своих чувств по отношению к музыкальной или изобразительной деятельности.
Таблица
Позитивное отношение |
очень нравится |
|
нравится |
|
|
Неопределенное |
еще не определился |
|
Негативное |
не нравится |
|
очень не нравится |
|
Во время предъявления карточек и инструкции важно, чтобы обучающийся понял различную степень эмоций, изображенных на рисунках.
Инструкция: «Посмотри, какие рожицы нарисованы на картинках. Скажи, пожалуйста, они одинаковые или разные? Как ты считаешь, когда человек улыбается, какое у него настроение? А когда у человека грустное лицо, какое у него настроение? Давай договоримся: две веселые рожицы в нашем задании будут означать, что человеку что-то очень-очень нравится, он очень доволен. Одна радостная рожица означает, что человек испытывает хорошие чувства, но не в сильной степени. Две грустные рожицы означают, что человеку очень-очень что-то не нравится, что он сильно не доволен. Одна грустная рожица показывает, что человеку скорее грустно, чем радостно. Рожица, выражающая спокойствие, означает, что человек не знает, нравится или не нравится ему что-либо, он еще не определился».
После объяснения инструкции обучающимся предлагается сказка, в процессе рассказа которой они должны определить эмоциональное отношение к терминам, относящимся к определенной арт-деятельности и на которых фиксирует внимание педагог-психолог.
Для выявления отношения к музыкальным видам деятельности педагог-психолог рассказывает следующую сказку: «Теперь я расскажу тебе сказку: Жил-был на свете человечек. И вот однажды решил он пойти погулять. Шел он, шел, как вдруг услышал чье-то пение и прислушался… Как ты думаешь, какие чувства он испытал, когда услышал песню? Пошел он на звуки песни вышел на прекрасную поляну, на которой танцевали мальчики и девочки… Как тебе кажется, как отнесся человечек к тому, что увидел?» И так далее.
Термины (10 единиц): Песня, танец, хоровод, музыка, музыкальное занятие, концерт, праздник, выступление на сцене, музыкальная игра, музыкальные инструменты.
Для выявления отношения к изобразительной деятельности рассказывается другая сказка: «Теперь я расскажу тебе сказку: Жил-был на свете человечек. И вот однажды решил он пойти погулять. Шел он, шел, как вдруг на его пути возник простой карандаш, «хочешь порисовать со мной?» – спросил человечка простой карандаш… Как ты думаешь, какие чувства он испытал и согласился ли порисовать с карандашом? Пошел человечек дальше, а ему навстречу цветной карандаш, который тоже предложил человечку порисовать с ним… Как тебе кажется, как отнесся человечек к цветному карандашу?» И так далее.
Термины (10 единиц): простой карандаш, цветной карандаш, кисточка, краски, фломастер, картина, художник, выставка, урок рисования, коллективное творчество.
Каждый ответ (показ карточки) фиксируется на специальном бланке.
Обработка эмпирических материалов: Каждый участник исследования получает свой индекс: +2 – очень нравится, +1 – нравится, 0 – еще не определился, –1 – не нравится, –2 – очень не нравится. Далее цифры перекодируется следующим образом: индекс –2 принимется за 1 балл, индекс –1 за 2 балла, индекс 0 за 3 балла, индекс +1 за 4 балла, индекс +2 за 5 баллов.
Полученные данные предварительно позволяют разделить обучающихся на следующие группы:
- обучающиеся, испытывающие позитивное отношение к художественной деятельности (средний балл выше 3,8);
- обучающиеся, не определившиеся с отношением к художественной деятельности (средний балл от 2,4 до3,7);
- обучающиеся, испытывающие негативное отношение к художественной деятельности (средний балл менее 2,3).
Позитивные эмоциональные отношения к деятельности свидетельствуют о наличии у обучающегося благоприятных переживаний. Все остальные виды эмоциональных отношений – это тревожный симптом, указывающий на наличие проблем в эмоциональной сфере. Неопределенное отношение указывает на наличие тенденции инфантильности в эмоциональном развитии, о несформированности адекватного уровня осознания эмоций.
Позитивное отношение свидетельствует о том, что именно в этой деятельности обучающийся имеет возможность наиболее адекватно самореализоваться.
Приложение 3
Выявление личного вклада обучающегося в коллективную арт-деятельность и психологическую атмосферу коллектива ( методика канд. психол. наук Т.П.Абакировой «Эффективность совместной деятельности»).
На первом этапе важно выявить изначальный уровень этих качеств до момента специально организованной совместной арт-деятельности.
Оценивается личный вклад обучающегося в коллективную арт-деятельность и вклад в психологическую атмосферу в процессе специально организованной ситуации, требующей от обучающихся проявления навыков взаимодействия (коллективный рисунок, коллективная аппликация, подвижная музыкальная игра, хоровод, актерский тренинг на взаимодействие) по следующей шкале:
+2 – значительный положительный вклад
+1 – положительный вклад
0 – вклада не вносит
–1 – вносит отрицательный вклад
–2 – вносит значительный отрицательный вклад
Заносятся в таблицу цифру, наиболее точно отражающую состояние обучающегося в момент исследования.
При обработке эмпирических материалов индексы перекодируются следующим образом: индекс –2, соответствующий значительному отрицательному вкладу, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс –1 за 2; индекс 0 за 3 балла; +1 за 4 балла; индекс +2 за 5 баллов. Положительный вклад всегда получает высокие баллы, а отрицательный – низкие.
- обучающиеся, вносящие положительный вклад (средний балл выше 4);
- обучающиеся, не вносящие никакого вклада (средний балл от 3 до 4);
- обучающиеся, вносящие отрицательный вклад (средний балл менее 3).
4.
Рефлексия:
1.Этот рисунок – возможность выразить сложности в твоей жизни, сложности, с которыми тебе предстоит столкнуться.
- что спит, что готовится к росту, что спрятано под землѐй, в темноте, в укромном месте, собирая силы (напр., семечко под снегом)?
- что уже созрело, уже готово выйти в этот мир, чтобы все его видели и наслаждались этим?
- что уже почти умерло, закончилось или готово поменять себя?
- есть ли там садовник? (садовник – часть тебя, или человек, который помогает тебе в твоей жизни, наблюдает за ней).
2.Нарисуй человека, собирающего яблоки с дерева.
3.Упражнение «контейнер»: возьми лист бумаги и согни пополам, вообрази, что это ящик, корзина, коробка, сундук или что-то другое. Верхнюю часть листа разрисуй как крышку, а внутреннюю - как внутренность контейнера. Затем нарисуй в контейнере плохие вещи, чувства, действия или людей. Потом нарисуй хорошие: то, что ты любишь и то, что ты не любишь или секретные вещи о себе. К этому упражнению можно всегда возвращаться, дополняя «контейнер».
4.Рисунок «День и ночь». Нарисуй круг раздели его. Одна часть будет ночью, другая днем. После окончания рисования дать обучающемуся цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те места на рисунке, где они нужны.
5.Рисунок «Добро и зло». Раздели лист. Одна часть будет добром, другая злом. После окончания рисования дать обучающемуся цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те, места на рисунке, где они нужны.
6.Рисунок «Дорога». Нарисуй дорогу. Подумай, какие бывают дороги: быстрые, медленные, асфальтовые, прямые, кривые, узкие, широкие. Из чего сделана дорога? В каком она состоянии? Сколько у нее полос? Что по бокам от дороги? Дорожные знаки? Кто-нибудь по ней едет? Куда?
7.Рисунок «Настроение». Нарисуй с помощью разных цветов свое настроение.
8.Прорисовка тела. Отрежь длинный кусок бумаги (обои), ляг на него удобно. Я обведу твой контур. Разрисуй свой контур как хочешь.
9.Мандалы. Нарисуй круг. Нарисуй внутри него твой символ, твой оберег, который будет охранять тебя.
10.Нарисуй свой оберег, который будет охранять тебя. Это может быть что угодно: (семена, посуда, узор, символ, кукла, человек, одежда, украшения, животные, растения, постройки и проч.).
11.Зеркало. Посмотри в зеркало на свое отображение. Нарисуй на этом зеркале себя (свое лицо) маркерами для доски. Разрисуй свое отображение.
12.Нарисуй волшебное дерево. Придумай о нем историю. Можно нарисовать на большом куске бумаге (обоях), дети обычно отрезают длину бумаги в свой рост.
13.Упражнение «Создание нового мира». Придумай и нарисуй, как был создан этот мир, как в нем все образовалось. Расскажи и покажи другим.
14.Посмотри на природу, выбери ту вещь или тот объект, которым тебе бы хотелось стать (туча, дерево, дом, река, океан, пчела, лужа, лес и проч.). Нарисуй это. Нарисуй, как оно изменяется (туча льет дождь, река впадает в океан, дерево вырастает и проч.).
5.
Дополнительные упражнения, которые можно включать в занятие при необходимости.
1.Упражнение «Дерево счастья».
Цель: снижение уровня страха через его преобразование.
Для создания этой творческой композиции необходимы два листа рисунков со страхами.
Обучающиеся делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается на большом листе нарисовать все свои страхи, за тем:
1) один листочек сворачиваем в трубочку страхами внутрь – это будет ствол дерева.
2) ствол расписывается всякими «радостями» – тем, что еѐ символизирует: улыбки, солнышки, сердечки, цветочки и т.д.
3) верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 1/3 длины ствола.
4) второй рисунок складывается в несколько раз и из него вырезаются листочки.
5) листочки также расписываются «радостями» и крепятся к бахроме ствола.
страшные рисунки превратились в Дерево счастья.
2. «Мягкое сердце».
Цель: способствовать формированию у обучающихся умения любить окружающих.
Материалы: красная ткань, трафарет сердца, вата, швейная игла, нитки.
Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Психолог говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает обучающимся поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает мягкое сердце, дает потрогать и просит подумать, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца, за тем ребятам предлагается изготовить мягкое волшебное, сердце. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок.
После изготовления сердец, все закрывают глаза, держась рукой за игрушечное сердце, они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого обучающиеся и педагогпсихолог делятся опытом. Некоторые могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.
3.Упражнение «Пирамида моих качеств».
Цель: Развитие умения принимать себя.
Материал: разноцветный пластилин, картон.
Проведение: Обсуждаем с обучающимися, какие качества помогают им выстраивать отношения со сверстниками, родителями, учителями. Предлагаем подумать, какие качества для них самые важные и предлагаем сделать пирамиду качеств, подбирая для каждого кусочек пластилина подходящего цвета. На вершине расположить самое важное для себя качество.
6.
Разминки для занятий.
А) Использование готовых картинок (использование воображения для обдумывания или проговаривания своей внутренней жизни, надо иметь в наличии много картинок: люди, места, животные, настроения…)
1. Выбери картинку, наклей еѐ на лист, скажи, что тебе приходит в голову.
2. Выбери 4-6 картинок людей, скажи, что каждый из них делает, что говорит, что думает.
3. Выбери 4-6 картинок, которые означали бы что-то доброе и 4-6 картинок, которые значат что-то плохое, наклей на лист и скажи, что они означают.
4. Выбери картинку человека, наклей на лист, скажи или напиши, что происходит с этим человеком, или что он думает или говорит, ты думаешь, что-то может поменяться? Б) Совместное рисование (меняться местами):
- нарисуй моей рукой;
- обрисуй мою руку; разрисуй контур;
- нарисуй линию – «загогулину» (сделай из неѐ рисунок)
- нарисуй лицо, фигуру с закрытыми глазами; разрисуй контур;
- дорисуй картинку (из заданных партнѐром недоделанных фигур);
- нарисуй карту (Что это за место? Где находится остров? Что там за клад?);
- охота (один зверь, а другой охотник, надо играть не отрывая карандаша от бумаги, не торопиться, задача охотника - подойти близко к зверю); В) Рисунок «вдох-выдох».
Брать плохие цвета и рисовать линии от себя на выдохе, а потом хорошие цвета и рисовать линии к себе на вдохе. Мы вынимаем из себя плохие чувства (зло), а потом набираем хорошее (добро).
Г) Рисунок «восьмерка».
Сидя перед листом бумаги, хорошо закрепленным, раскачиваясь взад и вперед или в бок, рисовать восьмерку.
Д) Групповое интерактивное упражнение. Создай какой-нибудь рисунок. Передай его соседу по кругу. Сначала измени в нем что-то, затем передай его следующему, измени его в худщую сторону (сделать уродливым). Передать далее по кругу, исправь его сделай лучше, передай, испорть рисунок, передай его владельцу-автору. Автор должен изменить так, чтобы его исправить.
Е) «Дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников. Время проведения: 5 мин.
Ход упражнения
Участники встают в круг. Инструкция: Осенью часто идет дождь, давайте с вами вспомним какой он, осенний дождь. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
§ В нашем замечательном городе (подскажите, ребята, название нашего города) поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
§ Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
§ Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
§ Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
§ А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
§ Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
§ Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
§ Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
§ Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
§ Солнце! (Руки вверх).
Ж)Упражнение – разминка «Дом».
Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению. (3 минуты)
Я хочу построить дом руки сложить домиком, и поднять над головой
Чтоб окошко было в нѐм пальчики каждой руки соединить в кружочки и сложить в трубочку
Чтоб у дома дверь была ладошки рук прислоняем друг к другу большими пальцами вертикально
Рядом чтоб сосна росла одну руку поднимаем вверх, пальцы сжаты в кулачок
Чтоб вокруг забор стоял ладони вертикально пальцы раскрыты
Пѐс ворота охранял соединяем руки в замочек и вытягиваем вперед от себя
Солнце было, дождик шѐл сначала поднимаем руки вверх, пальцы раскрыты. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения
И пион в саду расцвѐл! соединяем вместе ладошки и раскрываем пальчики в "бутончик тюльпана".
З) Упражнение «Воздушный взрыв».
Цель: формирование и тренировка носового дыхания и углубленного дыхания.
Данное упражнение может использоваться как разминка или вспомогательное расслабляющее упражнение. Выполняется в течение 5-10 минут.
Ход упражнения: По команде психолога обучающиеся должны сделать глубокий медленный вдох носом на 4 счетов, надувая живот так, как будто в него поместили воздушный шар. На 16 счетов задерживается дыхание. После этого по команде на 8 счетов происходит выдох, живот втягивается. Выдох можно сопровождать звонким «Баааах».
И)«Я могу!»
Цель - способствовать развитию самоуважения.
Обучающиеся перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо петь!», «Я умею хорошо рисовать!», и т.п. (5-7 минут)
К )Упражнение «Липучки».
Цель упражнения: разминка направлена на повышение сплоченности группы. Обучающиеся учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, вы должны остановиться и объединиться с кем-то по двое руками. Давайте попробуем».
Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде педагога-психолога участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.