Пугачёва Оксана Михайловна, преподаватель математики
ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики»
РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО
В современном мире нельзя говорить об учебно-воспитательном процессе как о передаче информации, и роль преподавателя не в том, чтобы яснее и понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности обучающихся. Все мы стараемся разнообразить нашу работу преподавателя-предметника, всегда находимся в поиске нового, неизведанного. Важнейший показатель качества образования - это образованность обучающихся.[1] Повышая образованность обучающихся, преподаватель работает над повышением качества образования через внедрение активных и интерактивных форм обучения и воспитания. Особое внимание в решении задач образования принадлежит интерактивным методам и формам, которые способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе воспитания. [2] Место преподавателя в интерактивных методах сводится к взаимодействию с обучающимися на достижение результата. При применении интерактивных методов роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует образовательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
- развития умение эффективно работать в группе, команде;
- повышения интереса к окружающему миру;
- разнообразия форм работы с обучающимися;
- развития творческих способностей;
- активизации воспитательной работы;
- активизации познавательной деятельности;
- приобретения опыта публичных выступлений;
- повышения самооценки обучающихся;
- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
- выбора различных способов деятельности для достижения результата;
- развития коммуникативных умений и навыков;
- развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, уважение к чужому мнению.
К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование ситуаций. Можно выделить дискуссионные, игровые и тренинговые формы и методы.
В своей практике я часто применяю интерактивные методы «Дискуссия» и «Дебаты». Дискуссия - спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, стремление обязательно переубедить противную сторону. Дебаты - прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Особое место занимает метод «Мозговой штурм». Это краткое по времени, и активное выдвижение идей с последующим анализом. В учебно-воспитательном процессе можно применять и игровые технологии. Деловая и ролевая игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественнополезных норм поведения. Игра является одной из важнейших способов освоения мира и самовыражения в нем.
Интерактивные формы и методы уместны и при работе с обучающимися на занятиях, и при проведении воспитательных и внеурочных мероприятий. При проведении классных часов обучающиеся с удовольствием распределяют роли, готовят доклады и презентации выступлений, вступают в обсуждения.
Применяя интерактивные методы на практике, наблюдая за деятельностью обучающихся, можно утверждать, что обучающиеся вовлекаются в образовательный процесс без принуждения, по собственной воле. Их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить преподавателю или родителям, не целью получить пятерку, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии интерактивных методов снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии. Студенты взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают свои действия и действия товарищей, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Обязанность преподавателя - создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам учебновоспитательный процесс.
Выводы. Использование интерактивных форм и методов в учебно-воспитательном процессе позволяет в несколько раз повысить эффективность и качество обучения. Также работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры обучающегося, отвечающие современным потребностям общества. Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы над аналогичными проблемами. Интерактивное обучение в полной мере реализует воспитательную функцию образования, выходя в итоге на внутренний диалог, на душевный отклик обучающегося, без которого невозможно обретение экзистенциальных ориентиров. Внутреннее переживание полученной информации способствует соотнесению её с личным опытом обучающегося, выделению из нее личностных смыслов.
Какие бы технологии мы не выбирали, мы должны помнить, что это лишь средство для формирования нравственных качеств личности.
Библиография:
1. Антипова, М. В. Формы организации обучения /М. :МарГТУ, 2011. – 16 с.
2. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / М.: ИЦПКПО, 2000. – 146с.
3. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / М.: НИИ школьных технологии. – 2006. – Т. 1. – 816 с.
4. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод.
пособ. /– Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.