Доклад "Использование интерактивных форм и методов в работе преподавателя СПО"
Оценка 4.9

Доклад "Использование интерактивных форм и методов в работе преподавателя СПО"

Оценка 4.9
Педсоветы
pdf
математика
Взрослым
13.11.2018
Доклад "Использование интерактивных форм и методов в работе преподавателя СПО"
В докладе рассматриваются интерактивные методы и формы, которые применяются для решения задач образования. Акцентируется внимание на роль педагога при применении интерактивных методов. Преподаватель должен регулировать образовательный процесс и заниматься его общей организацией. Рассматриваются примеры интерактивных методов, которые используются преподавателями на занятиях в ОУ СПО.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ.pdf

Пугачёва Оксана Михайловна, преподаватель математики

ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В

РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

 

В современном мире нельзя говорить об учебно-воспитательном процессе как о передаче информации, и роль преподавателя не в том, чтобы яснее и понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности обучающихся. Все мы стараемся разнообразить нашу работу преподавателя-предметника, всегда находимся в поиске нового, неизведанного. Важнейший  показатель  качества  образования  -  это  образованность  обучающихся.[1] Повышая  образованность  обучающихся,  преподаватель   работает  над  повышением  качества образования через внедрение активных и интерактивных форм обучения и воспитания. Особое внимание в решении задач образования принадлежит интерактивным методам и формам, которые способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе воспитания. [2]  Место преподавателя в интерактивных методах сводится к взаимодействию с обучающимися на достижение результата. При применении интерактивных методов  роль педагога  резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует образовательный процесс и занимается его общей организацией,  формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

-                      развития умение эффективно работать в группе, команде; 

-                      повышения интереса к окружающему миру; 

-                      разнообразия форм работы с обучающимися;

-                      развития творческих способностей; 

-                      активизации воспитательной работы;

-                      активизации познавательной деятельности; 

-                      приобретения опыта публичных выступлений; 

-                      повышения самооценки обучающихся; 

-                      постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

-                      выбора различных способов деятельности для достижения результата;

-                      развития коммуникативных умений и навыков;

-                      развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, уважение к чужому мнению.

К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование ситуаций. Можно выделить дискуссионные, игровые и  тренинговые формы и методы. 

В своей практике я часто применяю интерактивные методы «Дискуссия» и «Дебаты». Дискуссия - спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, стремление обязательно переубедить противную сторону. Дебаты  - прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Особое место занимает метод «Мозговой штурм». Это краткое по времени, и активное выдвижение идей с последующим анализом. В учебно-воспитательном процессе можно применять и игровые технологии. Деловая и ролевая игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях  социальных отношений и общественнополезных норм поведения. Игра является одной из важнейших способов освоения мира и самовыражения в нем. 

Интерактивные формы и методы  уместны и при работе с обучающимися на занятиях, и при проведении воспитательных и внеурочных мероприятий. При проведении классных часов обучающиеся с удовольствием распределяют роли, готовят доклады и презентации выступлений, вступают в обсуждения. 

Применяя интерактивные методы на практике, наблюдая за деятельностью обучающихся, можно утверждать, что обучающиеся вовлекаются в образовательный процесс без принуждения, по собственной воле. Их  мотивация определяется  не страхом   наказания, не желанием угодить преподавателю или родителям, не целью получить пятерку, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии  интерактивных методов снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося.   И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии. Студенты взаимодействуют  друг  с  другом,  обмениваются  информацией,  совместно  решают проблемы,  моделируют  ситуации,  оценивают  свои  действия  и  действия  товарищей, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Обязанность  преподавателя  -  создание  комфортных  условий  обучения,  таких,  при  которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам учебновоспитательный процесс. 

Выводы.   Использование  интерактивных  форм и методов в учебно-воспитательном процессе  позволяет  в  несколько  раз  повысить эффективность и качество обучения. Также работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому  мнению,  принятие  ответственности  за  себя  и  команду  формируют  качества личности,  нравственные  установки  и  ценностные  ориентиры  обучающегося,  отвечающие современным потребностям общества.  Использование  интерактивного  обучения  должно  включать  действия,  которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, попрактиковаться на  реальных  задачах  и  в  выработке  решений,  приобрести  навыки,  необходимые  для дальнейшей эффективной работы над аналогичными проблемами. Интерактивное обучение в  полной  мере  реализует  воспитательную  функцию  образования,  выходя  в  итоге  на внутренний  диалог,  на  душевный  отклик  обучающегося,  без  которого  невозможно обретение  экзистенциальных  ориентиров.  Внутреннее  переживание  полученной информации способствует соотнесению её с личным опытом обучающегося, выделению из нее личностных смыслов. 

 Какие бы технологии мы не выбирали, мы должны помнить, что это лишь средство для формирования нравственных качеств личности.

 

Библиография:

 

1.  Антипова, М. В. Формы организации обучения /М.   :МарГТУ, 2011. – 16 с. 

2.  Борисова,  Н.В.  Образовательные  технологии  как  объект педагогического выбора /      М.:   ИЦПКПО, 2000. – 146с. 

3.  Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / М.: НИИ     школьных   технологии. – 2006. – Т. 1. – 816 с. 

4.  Ступина,  С.Б.  Технологии  интерактивного  обучения  в  высшей школе : уч. - метод.

    пособ. /– Саратов: Издательский центр  «Наука», 2009. – 52 с.

 

Пугачёва Оксана Михайловна, преподаватель математики

Пугачёва Оксана Михайловна, преподаватель математики

В основе дебатов – свободное высказывание , обмен мнениями по предложенному тематическому тезису

В основе дебатов – свободное высказывание , обмен мнениями по предложенному тематическому тезису

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018