Роль учебной задачи в формировании математической грамотности
Оценка 4.7

Роль учебной задачи в формировании математической грамотности

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
математика
5 кл—9 кл
16.11.2024
Роль учебной задачи в формировании математической грамотности
Одним из приоритетным направлением оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA является математическая грамотность. Математическая грамотность напрямую зависит от читательской грамотности, т.к. текст, ситуация и вопрос, только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения (задачи). Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.
Роль учебной задачи в формировании математической грамотности.docx

Роль учебной задачи в формировании математической грамотности

Одним из приоритетным направлением оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA является математическая грамотность.

Математическая грамотность напрямую зависит от читательской грамотности, т.к. текст, ситуация и вопрос, только в совокупности они могут развивать умения не пересказа

прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения (задачи).

  В 5-м и 6-м классах считаю важным научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

· определять главное и второстепенное в тексте задачи;

· сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;

· уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);

· составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;

· вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;

· развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;

   Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

   Типы учебных задач:

· задания, в которых имеются лишние данные;

· задания с противоречивыми данными;

· задания, в которых данных недостаточно для решения;

· многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого я использую для решения ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

    Типы задач:

· Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

· Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

· Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

· Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

         И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности. Я, как учитель, на уроках математики делаю акцент н формирование навыков приобретения критического мышления, в этом им могут помочь задания по формированию функциональной, а именно, математической и читательской грамотности учащихся.


 

Роль учебной задачи в формировании математической грамотности

Роль учебной задачи в формировании математической грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2024