Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
астрономия
10 кл—11 кл
19.12.2022
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
РП астрономия.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №23» городского округа Саранск Республики Мордовия

 

«Рассмотрено»

Заседание кафедры

«Математика, физика, информатика»

Руководитель кафедры

____________________

/М.Е. Зимина

Протокол № 1

от 30.08.2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

____________________

/О.Г.Холопова

           

«Утверждаю»

Директор гимназии

_______________________

/М.С.Горлышкин

 Приказ № 123

от  30.08.2022г.

 

                                                                                                          

                    

                                                         

                                                          

                                                                                              

 

 

 

Рабочая программа

Астрономия

10 А, Б классы

11 А,Б классы

 

 

 

 

             Составитель программы: Е.А Иконникова,  

учитель физики,

                     первая квалификационная категория

______________________________________

                                                                                              (подпись)

 

2022-2023 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Статус программы: Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Астрономия» для 10-11 классов является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МОУ “Гимназия №23” на 2022-2023 учебный год.

Перечень нормативных документов, на основании которых составлена рабочая программа:

Программа по  астрономии для учащихся  11  классов составлена на основе:

  • Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст.12, п.7;
  • Закона об образовании в Республике Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З;
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс. Москва «Дрофа»,2011г.
  • Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными

в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

·                   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования

·                   Школьного учебного плана МОУ «Гимназия №23» на  2022-2023 учебный год;

·                   Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

·                   Письма МОиН РФ от 18.04.08г.;  АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами»

 

Данная рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. УМК по астрономии включает следующие элементы:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;

Изменения в программе для детей с ОВЗ

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Для обучающегося с ОВЗ все темы курса остаются без изменения.  Темы, которые носят ознакомительный характер, служат резервом для увеличения часов на уроки повторения и закрепления тех тем, при изучении которых дети с ОВЗ могут испытывать затруднения.

 В календарно-тематическом планировании на 2021-2022 учебный год предусмотрены занятия в дистанционном режиме при невозможности их проведения в очном формате вследствие тяжелой эпидемиологической ситуации, низких температур окружающей среды, а также перехода образовательной организации на пятидневную очную форму обучения при шестидневной рабочей неделе.

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия - одна из древнейших естественных наук- относится к областям человеческих знаний, динамично развивающаяся в ХХ-ХХI веках. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

Программа по астрономии направлена на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел, развитие познавательных способностей, естественно-научной компетентности выпускников школы.

Программа по изучению астрономии в 10-11 классах направлена на достижение следующих целей:

- осознание роли астрономии в познании и формировании единой картины мира, научного мировозрения;

- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространстве и времени, о наиболее важных астрономических открытиях, учёных, внёсших неоценимый вклад в освоение космического пространства, в развитие науки и техники;

- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел на звёздном небе, определять местоположение астрономических объёктов, в том числе с помощью компьютерных программ;

- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний, достижений астрофизики, космофизики по наблюдению за космическим пространством, по анализу за наблюдаемыми и изучаемыми космическими явлениями.

Задачи изучения астрономии по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся:

- формировать гражданскую позицию по вопросам развития естественных наук, гордиться достижениями отечественной науки.

- научить аргументировано отстаивать свою позицию по конкретным научным задачам, интерпретировать полученные данные, делать выводы опираясь на свои компетенции в области естественнонаучного исследования.

Цели изучения курса астрономии в 10-11 классах следующие: 

·  понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

·  познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

·  получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

·  осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

·  ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

·  выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Уровень изучения учебного материала – базовый.

Программа в 11 классе состоит из 8 разделов: «Предмет Астрономии», «Основы практической Астрономии», «Законы движения небесных тел», «Солнечная система», «Методы астрономических исследований», «Звезды», «Наша Галактика - Млечный путь», «Галактики. Строение и эволюция Вселенной».

 

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану предмет астрономия относится к области естественных наук. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, всего 34 часа на уровень образования (10-11 классы).

УМК

- Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.): Дрофа, 2013г. ;

- УМК «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут М.: Дрофа,2017;

- Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013.

-Электронная версия учебника:

http://school8-vologda.ru/wp-content/uploads/2017/01/030_1-_Astronomia_11kl_Vorontsov-Velyaminov_Straut_2003_-224s.pdf

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

- на практике пользоваться основными логическими;

- приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Выпускник научится:

- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Выпускник получит возможность научится:

- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

Предметные результаты изучения астрономии в школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

 

Содержание предмета

10 класс (17 ч, 1 ч в неделю)

Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических

широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической

системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной

системы.

Природа тел Солнечной системы (3 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-

следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа

Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

              объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее предотвращения.

 

11 класс (17 ч, 1 ч в неделю)

Природа тел Солнечной системы (5 ч)

Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:

   — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

   — определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

   — описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

   — перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

   — проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

   — объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

   — описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

   — характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

   — описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

   — описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

   объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;

— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

— формулировать закон Хаббла;

— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Критерии и нормы оценок по предмету «Астрономия»

Нормы  оценок за лабораторную работу

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

·        выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

·         самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;

·        соблюдает требования безопасности труда;

·        в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

·        без ошибок проводит анализ погрешностей.

Оценка «4» правомерна в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» выставляется тогда, когда результаты не позволяют получить правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.

Оценки за устный ответ и контрольную работу

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

·        обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

·        правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

·        строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

·        может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка    «3»    ставится,

·        если   большая   часть   ответа   удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием  готовых  формул,  но  затрудняется  при  решении  задач, требующих преобразование формул.

Оценка «2» ставится в том случае,

·        если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:

·        ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

·        ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

·        работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»

·        работа выполнена меньше чем наполовину или содержит,    нес­колько существенных ошибок.

·        Оценка за итоговую контрольную работу корректирует пред­шествующие при выставлении отметки за   четверть, полугодие.

Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка "5":

·        в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача ре­шена рациональным способом.

Оценка "4":

·        в логическом рассуждении и решении нет существенных оши­бок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка "3":

·        в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допу­щена существенная ошибка в математических расчётах.

Оценка "2":

  • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование курса астрономии

10А,10Б класс (17 часов) – II полугодие; 11А,11Б класс (17 часов)- I полугодие; 1 час в неделю

на 2022-2023 учебный год

 

п/п

Название разделов

Тема уроков

Планируемые результаты

Формы контроля

ДО

Дата

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

II полугодие 10А,10Б классы

17 часов

Практические основы астрономии  (2 часа)

1/1

Что изучает астрономия

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

формулировать выводы и заключения

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой, понятие астрономия, Вселенная, Солнечная система

Фронтальный опрос

 

 

 

 

2/2

Наблюдения — основа астрономии

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа, знать о типах телескопов и их разрешающей способности, владеть понятиями: зенит, надир, высота, азимут

Фронтальный опрос

 

Тест

 

 

 

 

Практические основы астрономии   (5 часов)

1/3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания, работать с картой звездного неба и справочной литературой

Воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие, звездная величина,

ось мира, небесный меридиан,

небесный экватор, склонение, прямое восхождение;

Уметь пользоваться картой звездного неба  и определять с ее помощью координаты светил

 

Опрос

Сообщения по теме

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

2/4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

формирование познавательной и информационной культуры

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный

 

воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;

иметь представление о подвижной карте звездного неба;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Самостоятельная работа

 

 

 

 

3/5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах

Тест

Фронтальный опрос

 

 

 

 

4/6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

формирование познавательной и информационной культуры

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

воспроизводить понятия синодический и сидерический месяц, уметь рисовать схему лунного и солнечного затмений

Индивидуальный опрос

 

Тест

 

 

 

 

5/7

Время и календарь.

Контрольная работа №1: «Введение в астрономию. Практические основы астрономии»

формирование познавательной и информационной культуры

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников

воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время;

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

определять время по расположению светил на небе;

уметь применять полученные знания на практике

 

Сообщения по теме

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

Строение Солнечной системы  (7 часов)

1/8

Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

знать о трудах Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера.

 

Сообщения по теме

Фронтальный опрос

 

 

 

 

2/9

Конфигурации планет. Синодический период.

формирование познавательной и информационной культуры

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования

воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет

Фронтальный опрос

 

Проверочная работа

 

 

 

 

3/10

Законы движения планет Солнечной системы.

Законы Кеплера.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента

воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица, большая полуось, перигелий, афелий;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

решать задачи на законы Кеплера

 

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

 

 

 

 

 

 

4/11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

Индивидуальный опрос

 

Тест

 

 

 

 

5/12

Практическая работа с планом Солнечной системы.

Решение задач.

организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы

Формулировать проблему исследования и извлекать информацию

воспроизводить определения терминов и понятий.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

6/13

Движение небесных тел под действием  сил тяготения.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

 

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Фронтальный опрос

 

Тест

 

 

 

 

7/14

Контрольная работа №2: «Строение Солнечной системы»

Формирование самостоятельности в приобретении знаний, познавательной активности

структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, применять полученные знания на практике

 

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Контрольная работа

 

 

 

 

 

Природа тел солнечной системы  (8 часов)

1/15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы;

определять понятия: Солнечная система, планета;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли

Фронтальный опрос

 

Проверочная работа

 

.

6.09

 

 

2/16

Земля и Луна -  двойная планета.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,  классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

 

определять и различать понятия: планета, ее спутники;

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.09

 

 

3/17

Итоговое повторение.

Итоговая работа за 1 полугодие

формирование познавательной и информационной культуры;

выполнять познавательные и практические задания

Применять полученные знания при решении практических задач

 

Фронтальный опрос

Контрольная работа

 

 

 

 

I полугодие 11А,11Б классы

17 часов

 

4/18

Планеты земной группы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

 определять понятия: планеты земной группы;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет

Сообщения

 

Фронтальный опрос

 

20.09

 

 

5/19

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, умение работать с информацией

 

описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец

Сообщения

Фронтальный опрос

 

27.09

 

 

6/20

Малые тела Солнечной системы.

Карликовые планеты.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, формулировать выводы, делать заключения

определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;

-характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий

 

Фронтальный опрос

Тест

 

4.10

 

 

7/21

Метеоры, болиды, метеориты.

Контрольная работа №3: «Природа тел Солнечной системы»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, уметь работать с информацией

на практике применять полученные знания, умение работать с информацией

определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Повторить понятия, усвоенные по теме

 

 

Контрольная работа

 

11.10

 

 

 

8/22

 

 

Солнце и звезды  (6 часов)

1/23

Солнце – ближайшая звезда: его состав и внутреннее строение.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания, уметь работать с различными источниками информации, справочниками

определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость;

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю

 

 

Фронтальный опрос

 

18.10

 

 

2/24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: факелы, протуберанцы, вспышки, солнечная активность, период солнечной активности, описываемые и наблюдаемые проявления солнечной активности

 

 

 

Индивидуальный опрос

 

Тест

 

25.10

 

 

3/25

Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд.

Физическая природа звезд.

формирование познавательной и информационной культуры.

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

 

определять и различать понятия: звезда, светимость, парсек, световой год;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

 называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»;

 

Фронтальный опрос

 

Тест

 

8.11

 

 

4/26

Переменные и нестационарные звезды.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, справочниками, таблицами

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

 

Индивидуальный опрос

 

Тест

 

15.11

 

 

5/27

Эволюция звезд.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных

проблем науки.

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние, их взаимную обусловленность.

 

Тест

 

22.11

 

 

6/28

Контрольная работа №4:«Солнце и Солнечная система».

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

 

Контрольная работа

 

29.11

 

 

Строение и эволюция Вселенной  (5 часов)

1/29

Наша Галактика.

формирование познавательной и информационной культуры,

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания, формировать устную речь

характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика;

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

 

Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

 

6.12

 

2/30

Наша Галактика.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания, формировать устную и письменную речь

 характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика.

 

Фронтальный опрос

 

13.12

 

3/31

Другие звездные системы – галактики.

проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

 распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

 

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

 

20.12

 

4/32

Космология начала ХХ века.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.

 

объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

 сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

 обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых.

 

Фронтальный опрос

 

 

 

5/33

Основы современной космологии.

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

аргументировать свою позицию

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;

 интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна;

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной

 

Фронтальный опрос

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Жизнь и разум во вселенной  (1 час)

1/34

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания. Формирование устной речи, коммуникативных навыков

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

 

 

Дискусия

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23» городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23» городского округа

Пояснительная записка Статус программы:

Пояснительная записка Статус программы:

Школьного учебного плана МОУ «Гимназия №23» на 2022-2023 учебный год; ·

Школьного учебного плана МОУ «Гимназия №23» на 2022-2023 учебный год; ·

Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и

Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и

Вселенной; · получить представление о действии во

Вселенной; · получить представление о действии во

УМК «Астрономия. Базовый уровень

УМК «Астрономия. Базовый уровень

Интернета и других источников

Интернета и других источников

Выпускник получит возможность научится: - решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи); - использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;…

Выпускник получит возможность научится: - решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи); - использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;…

Содержание предмета 10 класс (17 ч, 1 ч в неделю)

Содержание предмета 10 класс (17 ч, 1 ч в неделю)

Конфигурации планет и условия их видимости

Конфигурации планет и условия их видимости

Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Природа тел Солнечной системы (5 ч)

Природа тел Солнечной системы (5 ч)

Солнце и звезды (6 ч) Излучение и температура

Солнце и звезды (6 ч) Излучение и температура

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна

Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна

Оценка «2» выставляется тогда, когда результаты не позволяют получить правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно

Оценка «2» выставляется тогда, когда результаты не позволяют получить правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно

Оценка «2» ставится в том случае, · если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы

Оценка «2» ставится в том случае, · если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении .

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении .

Календарно-тематическое планирование курса астрономии 10А,10Б класс (17 часов) –

Календарно-тематическое планирование курса астрономии 10А,10Б класс (17 часов) –

Фронтальный опрос Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос Индивидуальный опрос

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира

КА). формирование познавательной и информационной культуры; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации выполнять познавательные и практические…

КА). формирование познавательной и информационной культуры; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации выполнять познавательные и практические…

Луны и объяснять причины ее отличия от

Луны и объяснять причины ее отличия от

Фронтальный опрос Тест 4

Фронтальный опрос Тест 4

Солнечная активность и её влияние на

Солнечная активность и её влияние на

деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных…

деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных…

Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы

Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы

Урок – конференция «Одиноки ли мы во

Урок – конференция «Одиноки ли мы во
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022