Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №23» городского округа Саранск Республики Мордовия
«Рассмотрено» Заседание кафедры «Математика, физика, информатика» Руководитель кафедры ____________________ /М.Е. Зимина Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________ /О.Г.Холопова
|
«Утверждаю» Директор гимназии _______________________ /М.С.Горлышкин Приказ № 123 от 30.08.2022г. |
Рабочая программа
Астрономия
10 А, Б классы
11 А,Б классы
Составитель программы: Е.А Иконникова,
учитель физики,
первая квалификационная категория
______________________________________
(подпись)
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Астрономия» для 10-11 классов является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МОУ “Гимназия №23” на 2022-2023 учебный год.
Перечень нормативных документов, на основании которых составлена рабочая программа:
Программа по астрономии для учащихся 11 классов составлена на основе:
в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования
· Школьного учебного плана МОУ «Гимназия №23» на 2022-2023 учебный год;
· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
· Письма МОиН РФ от 18.04.08г.; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами»
Данная рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. УМК по астрономии включает следующие элементы:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
Изменения в программе для детей с ОВЗ
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Для обучающегося с ОВЗ все темы курса остаются без изменения. Темы, которые носят ознакомительный характер, служат резервом для увеличения часов на уроки повторения и закрепления тех тем, при изучении которых дети с ОВЗ могут испытывать затруднения.
В календарно-тематическом планировании на 2021-2022 учебный год предусмотрены занятия в дистанционном режиме при невозможности их проведения в очном формате вследствие тяжелой эпидемиологической ситуации, низких температур окружающей среды, а также перехода образовательной организации на пятидневную очную форму обучения при шестидневной рабочей неделе.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия - одна из древнейших естественных наук- относится к областям человеческих знаний, динамично развивающаяся в ХХ-ХХI веках. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.
Программа по астрономии направлена на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел, развитие познавательных способностей, естественно-научной компетентности выпускников школы.
Программа по изучению астрономии в 10-11 классах направлена на достижение следующих целей:
- осознание роли астрономии в познании и формировании единой картины мира, научного мировозрения;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространстве и времени, о наиболее важных астрономических открытиях, учёных, внёсших неоценимый вклад в освоение космического пространства, в развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел на звёздном небе, определять местоположение астрономических объёктов, в том числе с помощью компьютерных программ;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний, достижений астрофизики, космофизики по наблюдению за космическим пространством, по анализу за наблюдаемыми и изучаемыми космическими явлениями.
Задачи изучения астрономии по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся:
- формировать гражданскую позицию по вопросам развития естественных наук, гордиться достижениями отечественной науки.
- научить аргументировано отстаивать свою позицию по конкретным научным задачам, интерпретировать полученные данные, делать выводы опираясь на свои компетенции в области естественнонаучного исследования.
Цели изучения курса астрономии в 10-11 классах следующие:
· понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
· познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
· получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
· осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
· ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
· выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Уровень изучения учебного материала – базовый.
Программа в 11 классе состоит из 8 разделов: «Предмет Астрономии», «Основы практической Астрономии», «Законы движения небесных тел», «Солнечная система», «Методы астрономических исследований», «Звезды», «Наша Галактика - Млечный путь», «Галактики. Строение и эволюция Вселенной».
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану предмет астрономия относится к области естественных наук. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, всего 34 часа на уровень образования (10-11 классы).
УМК
- Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.): Дрофа, 2013г. ;
- УМК «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут М.: Дрофа,2017;
- Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013.
-Электронная версия учебника:
http://school8-vologda.ru/wp-content/uploads/2017/01/030_1-_Astronomia_11kl_Vorontsov-Velyaminov_Straut_2003_-224s.pdf
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими;
- приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Выпускник научится:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Выпускник получит возможность научится:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Предметные результаты изучения астрономии в школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Содержание предмета
10 класс (17 ч, 1 ч в неделю)
Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических
широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной
системы.
Природа тел Солнечной системы (3 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-
следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее предотвращения.
11 класс (17 ч, 1 ч в неделю)
Природа тел Солнечной системы (5 ч)
Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела
Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры,
болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— — определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— — описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— — перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— — проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— — объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— — описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— — характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— — описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— — описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Критерии и нормы оценок по предмету «Астрономия»
Нормы оценок за лабораторную работу
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
· выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
· самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
· соблюдает требования безопасности труда;
· в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
· без ошибок проводит анализ погрешностей.
Оценка «4» правомерна в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» выставляется тогда, когда результаты не позволяют получить правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
Оценки за устный ответ и контрольную работу
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
· обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
· правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
· строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
· может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится,
· если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
Оценка «2» ставится в том случае,
· если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
· ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
· ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
· работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»
· работа выполнена меньше чем наполовину или содержит, несколько существенных ошибок.
· Оценка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие.
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка "5":
· в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка "4":
· в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка "3":
· в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.
Оценка "2":
Календарно-тематическое планирование курса астрономии
10А,10Б класс (17 часов) – II полугодие; 11А,11Б класс (17 часов)- I полугодие; 1 час в неделю
на 2022-2023 учебный год
№ п/п |
Название разделов Тема уроков |
Планируемые результаты |
Формы контроля |
ДО |
Дата
|
||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||||
План |
Факт |
||||||||||
II полугодие 10А,10Б классы 17 часов |
|||||||||||
Практические основы астрономии (2 часа) |
|||||||||||
1/1 |
Что изучает астрономия |
формирование положительного отношения к российской астрономической науке |
формулировать выводы и заключения |
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой, понятие астрономия, Вселенная, Солнечная система |
Фронтальный опрос |
|
|
|
|
||
2/2 |
Наблюдения — основа астрономии |
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации |
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал |
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа, знать о типах телескопов и их разрешающей способности, владеть понятиями: зенит, надир, высота, азимут |
Фронтальный опрос
Тест |
|
|
|
|
||
Практические основы астрономии (5 часов) |
|||||||||||
1/3 |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. |
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению |
выполнять познавательные и практические задания, работать с картой звездного неба и справочной литературой |
Воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие, звездная величина, ось мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение; Уметь пользоваться картой звездного неба и определять с ее помощью координаты светил |
Опрос Сообщения по теме
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
||
2/4 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах. |
формирование познавательной и информационной культуры |
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный
|
воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; иметь представление о подвижной карте звездного неба; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Самостоятельная работа |
|
|
|
|
||
3/5 |
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий |
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения |
воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах |
Тест Фронтальный опрос |
|
|
|
|
||
4/6 |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
формирование познавательной и информационной культуры |
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения |
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; воспроизводить понятия синодический и сидерический месяц, уметь рисовать схему лунного и солнечного затмений |
Индивидуальный опрос
Тест |
|
|
|
|
||
5/7 |
Время и календарь. Контрольная работа №1: «Введение в астрономию. Практические основы астрономии» |
формирование познавательной и информационной культуры |
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников |
воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; определять время по расположению светил на небе; уметь применять полученные знания на практике |
Сообщения по теме
Контрольная работа
|
|
|
|
|
||
Строение Солнечной системы (7 часов) |
|||||||||||
1/8 |
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. |
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий |
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения |
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; знать о трудах Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера. |
Сообщения по теме Фронтальный опрос |
|
|
|
|
||
2/9 |
Конфигурации планет. Синодический период. |
формирование познавательной и информационной культуры |
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования |
воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет |
Фронтальный опрос
Проверочная работа |
|
|
|
|
||
3/10 |
Законы движения планет Солнечной системы. Законы Кеплера. |
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации |
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента |
воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица, большая полуось, перигелий, афелий; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; решать задачи на законы Кеплера
|
Индивидуальный опрос Проверочная работа |
|
|
|
|
||
|
|
||||||||||
4/11 |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий |
выполнять познавательные и практические задания извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать |
воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; |
Индивидуальный опрос
Тест |
|
|
|
|
||
5/12 |
Практическая работа с планом Солнечной системы. Решение задач. |
организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы |
Формулировать проблему исследования и извлекать информацию |
воспроизводить определения терминов и понятий. |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
||
6/13 |
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). |
формирование познавательной и информационной культуры; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации |
выполнять познавательные и практические задания классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
|
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. |
Фронтальный опрос
Тест |
|
|
|
|
||
7/14 |
Контрольная работа №2: «Строение Солнечной системы» |
Формирование самостоятельности в приобретении знаний, познавательной активности |
структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, применять полученные знания на практике
|
применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни |
Контрольная работа |
|
|
|
|
||
Природа тел солнечной системы (8 часов) |
|||||||||||
1/15 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению |
выполнять познавательные и практические задания |
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли |
Фронтальный опрос
Проверочная работа |
. |
6.09 |
|
|
||
2/16 |
Земля и Луна - двойная планета. |
формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке |
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
|
определять и различать понятия: планета, ее спутники; описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли
|
|
|
13.09 |
|
|
||
3/17 |
Итоговое повторение. Итоговая работа за 1 полугодие |
формирование познавательной и информационной культуры; |
выполнять познавательные и практические задания |
Применять полученные знания при решении практических задач |
Фронтальный опрос Контрольная работа |
|
|
|
|
||
I полугодие 11А,11Б классы 17 часов |
|
||||||||||
4/18 |
Планеты земной группы |
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению |
выполнять познавательные и практические задания |
определять понятия: планеты земной группы; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет |
Сообщения
Фронтальный опрос |
|
20.09 |
|
|
||
5/19 |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. |
формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке |
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, умение работать с информацией
|
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец |
Сообщения Фронтальный опрос |
|
27.09 |
|
|
||
6/20 |
Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты. |
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению |
выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, формулировать выводы, делать заключения |
определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий
|
Фронтальный опрос Тест |
|
4.10 |
|
|
||
7/21 |
Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа №3: «Природа тел Солнечной системы» |
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов. формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию |
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, уметь работать с информацией на практике применять полученные знания, умение работать с информацией |
определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. Повторить понятия, усвоенные по теме |
Контрольная работа |
|
11.10
|
|
|
||
8/22 |
|
|
|||||||||
Солнце и звезды (6 часов) |
|||||||||||
1/23 |
Солнце – ближайшая звезда: его состав и внутреннее строение. |
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий |
выполнять познавательные и практические задания, уметь работать с различными источниками информации, справочниками |
определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю |
Фронтальный опрос |
|
18.10 |
|
|
||
2/24 |
Солнечная активность и её влияние на Землю. |
формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке |
выполнять познавательные и практические задания |
определять и различать понятия: факелы, протуберанцы, вспышки, солнечная активность, период солнечной активности, описываемые и наблюдаемые проявления солнечной активности
|
Индивидуальный опрос
Тест |
|
25.10 |
|
|
||
3/25 |
Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд. Физическая природа звезд. |
формирование познавательной и информационной культуры. формирование положительного отношения к российской астрономической науке |
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
|
определять и различать понятия: звезда, светимость, парсек, световой год; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; |
Фронтальный опрос
Тест |
|
8.11 |
|
|
||
4/26 |
Переменные и нестационарные звезды. |
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации |
выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, справочниками, таблицами |
объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр |
Индивидуальный опрос
Тест |
|
15.11 |
|
|
||
5/27 |
Эволюция звезд. |
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. |
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр |
основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние, их взаимную обусловленность. |
Тест |
|
22.11 |
|
|
||
6/28 |
Контрольная работа №4:«Солнце и Солнечная система». |
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. |
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. |
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; |
Контрольная работа |
|
29.11 |
|
|
||
Строение и эволюция Вселенной (5 часов) |
|||||||||||
1/29 |
Наша Галактика. |
формирование познавательной и информационной культуры, формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации |
выполнять познавательные и практические задания, формировать устную речь |
характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. |
Фронтальный опрос Индивидуальные сообщения |
|
6.12 |
|
|||
2/30 |
Наша Галактика. |
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации |
выполнять познавательные и практические задания, формировать устную и письменную речь |
характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика. |
Фронтальный опрос |
|
13.12 |
|
|||
3/31 |
Другие звездные системы – галактики. |
проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. |
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу. |
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. |
Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
|
20.12 |
|
|||
4/32 |
Космология начала ХХ века. |
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. |
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.
|
объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых. |
Фронтальный опрос |
|
|
|
|||
5/33 |
Основы современной космологии. |
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. |
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; аргументировать свою позицию |
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна; систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной |
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||
Жизнь и разум во вселенной (1 час) |
|||||||||||
1/34 |
Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению |
выполнять познавательные и практические задания. Формирование устной речи, коммуникативных навыков |
применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни |
Дискусия |
|
|
|
|||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.