Рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
docx
биология
5 кл
16.06.2024
Рабочая программа по биологии 5 класс
труханенко рабочая программа 5 класс биология 2021-2022.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

БИОЛОГИЯ

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель Труханенко Анна Витальевна

 

Владивосток 2021

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом  от 29.12.2012 г. №273, - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального  государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897, федеральным законом

Приказ департамента образования и науки Приморского края от 29.12.2014 г. № 1476-а «О подготовке к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Приморском крае», изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576, №1577), на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2017).

 Требования к уровню подготовки обучающихся определяются по окончании каждого учебного года, в соответствии федеральным компонентом образовательного стандарта (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 стандарта (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020), изменениями внесенными приказом от 19 декабря 2014 года №1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1578.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых  и инструктивно-методических документов:

            Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2013) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

        Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.:

Понаморева И.Н. Учебник – Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н.Понаморева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. -М.: Вентана – Граф, 2017. -288с. ФГОС. Учебник входит в систему «Алгоритм успеха».

       Курс биологии 5 класса входит в пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей

Концептуальной основой раздела биологии 5 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 5 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Цели курса:

Ø  социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

Ø   приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Ø  ориентация  в системе моральных норм и ценностей:

Ø  признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

Ø  развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

Ø  овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

Ø  формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачи  курса:

Ø -  систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

Ø - формировать знания о многообразии объектов и явлениях природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

Ø - формировать начальные естественнонаучные умения проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

Ø - развивать у учащихся устойчивый интерес к изучению природы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения познавательных задач;

Ø - воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

Ø Рабочая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе.  Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Общая характеристика  учебного курса

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём

применения межпредметного анализа учебных задач.

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

      Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

             Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне:

обучение через опыт и сотрудничество;

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем);

личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования УК «Гимназия- колледж ДВФУ».

Данная программа рассчитана на 1 год обучения –5 класс.

Общее число учебных часов в 5 классе – 35часов (1ч в неделю).

В соответствии с этим реализуется: типовая программа базового изучения курса биологии  под ред. проф. И.Н. Пономарёвой.

Настоящая рабочая программа по биологии учитывает индивидуальный и дифференцированный подход в обучении 5 класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: разноуровневые задания, проектная деятельность, исследовательские работы, тестирование, использование ИКТ и Интернет ресурсов.

Освоение курса направлено на овладение универсальными учебными  действиями. Поэтому большое внимание в нем уделено развитию у обучающихся ключевых компетентностей: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе и научиться быть гражданином.

 

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета «Биология в 5 классе» являются следующие умения:

-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, формирование убеждённости в ценности биологических знаний в жизни общества, понимание значимости методов биологических исследований;

-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

 - формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими при осуществлении коллективных проектных заданий, решения проблемных вопросов, умения работать в коллективе;

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

 - умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать биологические объекты и явления, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять и доказывать их, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от-ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

- умение работать с разными источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение работать в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-формирование основополагающих понятий о животных, систематизированных представлений о животном мире, о значении науки биологии и её раздела – зоологии в решении современных экологических и практических проблем;

-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;

-углубление знаний о животном организме как особой биосистеме, его клеточном строении, анатомо-морфологических особенностях, процессах жизнедеятельности, об эволюции и многообразии животных, о природных сообществах и роли животных в природе и жизни человека на примере фауны Приморского края;

- углубление и применение в учебной деятельности понятия «методы биологических исследований», понимание особенностей разных методов и значения их использования при изучении живой природы, развитие творческих способностей, проектных и исследовательских умений; применение биологических методов на практике в процессе выполнения лабораторных работ и экскурсий;

За основу изучения биологии взята линия учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по курсу «Биология» для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Линия разработана коллективом авторов под руководством проф. Пономарёвой И.Н., и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего и среднего образования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами тестирования), проектных, игровых, проблемных,  здоровьесберегающих технологий.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Электронные пособия,  Электронный репетитор по биологии, Электронная энциклопедия, а также ресурсы сети Интернет.

 

В результате  освоения учебной программы по предмету «Биология»  в  5 классе к концу года обучения

Обучающиеся научатся:

¾   определять роль в природе различных групп организмов;

¾   объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

¾   приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

¾   находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

¾   объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

¾   объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

¾   перечислять отличительные свойства живого;

¾   различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые)

¾   определять основные органы растений (части клетки);

¾   объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

Обучающиеся получат возможность научиться:

¾   понимать смысл биологических терминов;

¾   характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

¾   проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

¾   использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

 

Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка знаний учащихся

Отметка     Критерии оценки

«5»   -        полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

-        четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

-        для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

-        ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»   -        раскрыто основное содержание материала;

-        в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

-        ответ самостоятельный;

-        определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»   -        усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

-        определения понятий недостаточно четкие;

-        не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»   -        Основное содержание учебного материала не раскрыто;

-        не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

 

Критерии оценки устного ответа:

Отметка     Критерии оценки

«5»   - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»   - Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»   - Ответ неконкретный, излишне пространный.

-  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.

-  Допущены две существенные ошибки.

«2»   - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

Критерии оценки лабораторных работ:

Отметка     Критерии оценки

«5»   - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания, соблюдены требования к оформлению работы. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»   - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»   - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»   - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

Оценка практических умений учащихся:

1.      Оценка умений проводить  опыты

Отметка     Критерии оценки

«5»   -        правильно определена цель опыта;

-        самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

-        научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»   -        правильно определена цель опыта;

-        самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

-        в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

-        в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»   -        правильно определена цель опыта;

-        самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

-        научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»   -        не определена самостоятельно цель;

-        не подготовлено нужное оборудование;

-        допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка     Критерии оценки

«5»   -        правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

-        выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

-        логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»   -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

-        при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

-        допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»   -        допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)

выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»   - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

 

 

Содержание курса биологии в 5 классе

1) Биология – наука о живом мире (9 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биологи.

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р.Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

Строение клетки

Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки.

Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Лабораторная работа №2

«Знакомство с клетками растений»

Химический состав клетки

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки – процесс размножения (увеличение числа клеток). Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность.

Великие естествоиспытатели

Великие учёные естествоиспытатели (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч.Дарвин, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов).

2) Многообразие живых организмов (11 ч)

Царства живой природы

Царства клеточных организ­мов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значе­ние и меры профилактики вирус­ных заболеваний.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии — примитив­ные одноклеточные организмы. Строе­ние бактерии: цитоплазма, клеточ­ная мембрана и клеточная стенка. Бактерии как самая древ­няя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Поня­тие об автотрофах и гетеротрофах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе: разложе­ние мёртвого органического веще­ства, повышение плодородия поч­вы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Полезные бакте­рии: их использование при созда­нии пищевых продуктов, изготов­лении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Значение фо­тосинтеза. Сравнение клеток расте­ний и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на груп­пы: водоросли, цветковые (покры­тосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосе­менные и голосеменные растения. Их основное различие. Размноже­ние цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением растения»

Животные

Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, поч­ва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружа­ющей среды.

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение те­ла гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищни­ки. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использова­ние. Съе­добные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пи­щу. Роль грибов в приро­де: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употребле­нии в пищу животными и челове­ком.

Лишайники

Общая характеристика лишайни­ков: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местооби­тание. Внешнее и внутреннее стро­ение, питание размножение. Значе­ние лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сор­ные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарствен­ные растения и некоторые плесне­вые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; жи­вотные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Вза­имосвязь полезных и вредных ви­дов в природе. Значение биологиче­ского разнообразия в природе и жизни человека.

3) Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Многообразие условий обитания на планете

Среда жизни организмов. Особен­ности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь орга­низмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры эколо­гических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. При­способленность организмов к усло­виям своего обитания. Примеры приспособленности растений и жи­вотных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцве­тий у растений.

Природные сообщества

Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые орга­низмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бак­терии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокуп­ность организмов, связанных пище­выми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различ­ные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, ши­роколиственный лес, степь. При­родные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природ­ных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных ма­териках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком но­вых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Амери­ки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и оке­анах

Условия жизни организмов в вод­ной среде — на мелководье, сред­них глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреп­лённые организмы: устрицы, ми­дии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособ­ленность организмов к условиям обитания.

4) Человек на планете Земля (7 ч)

Как появился человек на Земле

Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда чело­века умелого. Образ жизни крома­ньонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование ог­ня. Биологические особенности современного человека: большой объ­ём головного мозга, общение с по­мощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность чело­века в природе в наши дни.

Как человек изменил природу

Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение ди­корастущих растений как причины освоения человеком новых терри­торий. Осознание современным че­ловеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных послед­ствий деятельности человека.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происхо­дящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих ви­дов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезнове­ния. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению чис­ленности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого ми­ра

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно – познавательных и учебно – практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладение системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

·         ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно – смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

·         планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно – познавательные и учебно – практические задачи в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».

Ученик научится:

·        характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

·        применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать  биологические объекты и процессы;

·        использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

·        ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;

·        последствия деятельности человека в природе

Ученик получит возможность научиться:

·         характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

·         применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

·         использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

·         ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;

·         последствия деятельности человека в природе.

·         соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

·         использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работа с определителями растений; выращивание и размножение культурных растений, домашних животных;

·         выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

·         осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

·         ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);

·         находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

·         выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ФГОС ООО.

35 часов ,1 час в неделю

Дата

 

Кол-во часов

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся

 

Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч)

1.

сентябрь

1

Наука о живой природе

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами. Обсуждать проблему: может ли чело век прожить без других живых организмов?-

2.

сентябрь

1

Свойства живого

Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма .

3.

сентябрь

1

Методы изучения природы

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования.

4.

октябрь

4

Увеличительные приборы

Лабораторная работа № 1

 «Изучение устройства увеличительных приборов». Объяснять назначение увеличительных приборов. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их по- мощью увеличение. Находить части микроскопа и называть их. Рассматривать готовый микропрепараты. Делать выводы.

5.

ноябрь

1

Строение клетки

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».

Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Сравнивать животную и расти- тельную клетки, находить их различие. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты ,делать выводы.

6.

ноябрь

1

Химический состав клетки

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

7.

ноябрь

1

 

Процессы жизнедеятельности клетки

Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки ,знать его главные события.

8.

-ноябрь

Великие естествоиспытатели.

Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.

9.

-ноябрь

Обобщение и систематизация знаний по теме 1.

Работа учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах и малых группах.

 

Тема 2.Многообразие живых организмов (11часов)

10.

ноябрь

1

Царства живой природы

Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности виру- сов. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

11.

ноябрь

1

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Различать свойства прокариот и эукариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий- автотрофов и бактерий-гетеротрофов .

12.

ноябрь

1

Значение бактерий в природе и жизни человека

Характеризовать важную роль бактерий в природе. Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

13.

ноябрь

1

Растения

Характеризовать главные признаки растений. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.

14.

декабрь

1

Растения

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

 Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

15.

декабрь

1

Животные

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

16.

декабрь

1

Грибы

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их при- мерами Устанавливать сходство гриба с растениями и животными.

17.

декабрь

1

Многообразие и значение грибов

Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Объяснять значение грибов для чело- века и для природы. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора

и использования грибов.

 

18.

январь

1

Лишайники

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

19.

январь

1

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

20.

февраль

1

Обобщение и систематизация знаний по теме 2

Выполнять итоговые задания по мате риалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах.

 

Тема 3.Жизнь организмов на планете Земля.(8 часов)

21.

февраль

1

Многообразие условий обитания на планете.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.

22.

февраль

1

Экологические факторы среды.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать роль человека в при роде как антропогенного фактора Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

23.

февраль

1

Приспособления организмов к жизни в природе

Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания. Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Различать и характеризовать разные  природные сообщества.

24.

март

1

Природные сообщества

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном со- обществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

25.

март

1

Природные зоны России

Объяснять сущность понятия «природная зона». Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

26.

март

1

Жизнь организмов на разных материках

Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах ,музеях.

27.

март

1

Жизнь организмов в морях и океанах

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника,

роль планктона для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

28.

апрель

1

Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

 

Тема 4.Человек на планете Земля.(7 часов)

29.

апрель

1

Как появился человек на Земле.

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Формулировать вывод о том, что со- временный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

30.

апрель

1

Как человек изменял природу

Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

31.

апрель

1

Важность охраны живого мира планеты.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

32.

май

1

Сохраним богатство живого мира.

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана

33.

май

1

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Отвечать на итоговые вопросы по теме 4. Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов.

34.

май

1

Итоговый контроль

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание-

35.

май

1

Обсуждение заданий на лето.

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

 


Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения  основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии , включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: ноутбук,  проектор, экран, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов). заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Перечень оснащения кабинета биологии:

Натуральные объекты :

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Модели

Строение корня

Строение листа

Цветок капусты

Цветок пшеницы

Рельефные таблицы

Строение корня

Строение листа

Внутреннее строение зерновки.

Магнитные модели-аппликации

Классификация растений и животных

Деление клетки. Митоз и мейоз

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных

Раздаточные

Лупа ручная      

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)

Спиртовка лабораторная литая

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений» Дидактические материалы Раздел «Растения» 6 класс Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс

Экранно-звуковые средства обучения Комплект видеофрагментов портала http://school-collection.edu.ru/ и др.

Библиотечный фонд (полный каталог см. в паспорте кабинета биологии)

Учебники Федерального перечня, выпускаемых Издательским центром «Вентана-Граф» (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.).

1. Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.); 2017г.

Дополнительная литература для учителя: 1). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2016. - 112с.;

2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;2013-2017г.г

3). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные.:Вопросы. Задания. Задачи. «Дрофа», 2017.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);

для учащихся: 1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР). Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;

4) Атрохин В. Г., Солодухин Е. Д. А 88 Лесная хрестоматия.— М.: Лесн, промышленость, 1988.— 399 с., ил.

5) Белоусова Л. С., Денисова Л. В.643 Редкие растения мира.— М.: 344 с., ил., 32 л. Ил. Лесн. пром-сть, 1983

6) Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. 3. Брема и Б63 И. Мейнке; Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 400с.

7) Мамонтов С. Г. и др. М22 Основы биологии: Курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова.— М.: Просвещение, 1992.— 416 с. ил.—15ВЫ 5-09-003367-6.

8) Прокофьев С. М. П 78 Природа Хакасии: Пособие. - - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1993.— 205 с., с плл., 5000 экз.

9) Реймерс Н. Ф.Р35 Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 319с.: ил.

10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.; 11)Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5—6 кл./Сост. Д. И. Трайтак. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. -- 223 с., ил.

12)Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил.

 

Электронные обучающие средства:

Биология 6-9 класс (электронное учебное издание, конструктор презентаций), «Кирилл и Мефодий», 2003;

Биотопия (Энциклопедия), Медиахаус, 2004;

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

Экология (учебное электронное издание), московский Государственный институт электроники и математики ,2004г.;

Открытая биология, версия 2,0 Физикон, 2005;

Красная книга (растения и грибы), 2007;

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/

http://www.fcior.edu.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

 

Учитель биологии и химии  Труханенко А.В.

  Учитель биологии и химии   Юринская С.Н.

 

Эксперты:

 

 

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________ 

 (место работы)                      (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

 

 

 

Входной и итоговый контроль по биологии (5 класс).

В соответствии с учебным планом ФГОС ООО на преподавание учебного предмета биология в 5 классе отведено 1 час в неделю, 35 часов в течение учебного года,  в т.ч. количество часов для проведения контрольных – 5 часов.

Представлен входной и итоговый контроль. Изучение предмета «Биология» в 5 классе представлено по учебнику Биология:5класс: учебник для общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.- М.: Вентана-Граф, 2012.-128с.

Диагностическая работа  для  5 класса .Входной контроль.

Тест. Вариант 1

А1. (1балл) К наукам о природе относится?

1) математика              2)биология                     3) история               4)литература

А2. (1балл)Укажите объект живой природы:

1) камень                  2) планета        3) человек        4) Луна

А3. (1балл) Растения, Бактерии, Грибы, Животные – это…

1) государства         2) царства                      3) сообщества            4) виды

В1. (2 балла) Определите растения водоёма

а. кувшинка белая   б. кубышка желтая     в. ландыш майский    г. рогоз

1) абв      2)авг       3) бвг          4) абг

В2. (2 балла) Какие животные НЕ характерны для зоны тундры:

а. песец    б. бурый медведь      в. соболь     г. филин

1) бвг       2)авг       3)абв                  4) абг

С1. (3 балла) Почему человек должен охранять живую природу?

Тест. Вариант 2

А1. (1балл) Биология – это наука:

1) о веществах          2) о явлениях природы         3) о живых организмах             4) о звёздах.

А2. (1балл) Укажите объект живой природы:

1) гора                  2) спутник       3) ветер       4) растение

А3. (1балл) Растения, Бактерии, Грибы, Животные – это…

1) государства         2) сообщества                      3)царства                   4) виды

В1. (2 балла) Определите животных водоёма:

а. хомяк    б. цапля      в. лягушка     г. водомерка

1) абв      2)авг       3) бвг          4) абг

В2. (2 балла) Найди растения тундры:

 а. малина   б. голубика     в. морошка    г. ягель

1) абв      2)авг       3) бвг          4) абг

 

С1. (3 балла) Что такое биосфера?

 

Оценочный лист.

Дата   ____________     Класс  ________              Вариант _____

Ф.И. обучающегося _______________________________________________________________

Часть А.

А1.

А 2

А 3

В1.

В2.

 

 

 

 

 

 

Часть С.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый контроль представлен в виде комбинированной работы в формате ГИА на два варианта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа (за год) содержат 15 вопросов и заданий  трех уровней сложности в формате ГИА. На выполнение отводится 40—45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Критерии оценки ответов

За каждое правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл.

За каждое правильно выполненное задание части В начисляется от 2, в зависимости от типа задания (максимум 3 балла). Задание В1.- максимум 3 балла (по одному баллу за каждый правильный ответ), задание  В2.- максимум 3 балла (по 0,5 балла за каждый правильный ответ), задание В3 -  максимум 3 балла.

Часть С состоит из двух заданий и представляет собой связный ответ небольшого объёма.

Задание С1. - максимум  4 балла, задание С2. - максимум 5 баллов.

Всего: 30 баллов.

Оценка выставляется с учетом процента выполнения работы:  0 – 34%  -  «2»;  35 –  60%  -  «3»,  61 –  86%  -  «4»,  87  –  100%  -  «5».

Перечень  проверочных  работ по  модулям:

1.       Входной тест (работа на 10 минут)

2.       Промежуточный контроль (тематические контрольные работы по 4 модулям)

3.       Итоговый контроль (за год)

 

5 класс. Биология. Контрольная работа за год.

 1 вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Наука о живой природе носит название

а) физика    б) биология     в) химия       г) география

А2. Основная часть микроскопа

а) тубус      б) штатив   в) предметный столик         г) зеркало 

А3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание  б) наблюдение   в) измерение      г) экспериментирование

А4. Самой крупной группой классификации является

а) вид              б) царство              в) род                               г) класс

А5. К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии   б) вирусы    в) простейшие    г) дрожжи

А6. Из какого гриба удалось выделить вещество, убивающее бактерии (антибиотик)

а) мукор   б) мухомор   в) пеницилл    г) дрожжи.

А7. Воздействие человека на природу это фактор

а) антропогенный б) биотический   в) абиотический  г) биологический

А8. Дождевой червь обитает

а) в наземно – воздушной среде  б) в почвенной   в) в водной    г) в телах других организмов

А9. Самый близкий предок современного человека - это

а) неандерталец   б) австралопитек   в) кроманьонец    г) человек умелый.

А10. Человек полностью истребил

а) зубра   б) амурского тигра   в) дронта   г)китовую акулу.

Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения из шести предложенных

а)  Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра

б) Клетка бактерии не имеет ядра

в) Грибы – это растения

г) Грибы и Растения – разные царства природы

д) Тело водоросли состоит из корня и побега.

е) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных

 

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

 

ОРГАНИЗМЫ

НАУКИ

А)   шиповник
Б)    жаворонок
В)   собака                                         

Г)   берёза
Д)   лиственница

Е)   паук-крестовик

1) ботаника

2) зоология    

 

Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв  цифры:

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В3. Расставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения

А. Человек разумный

Б. Человек прямоходящий

В. Австралопитек

Г. Человек умелый

 

Ответы внесите в таблицу:

 

 

 

 

 

 

ЧастьС. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов?

С2. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им природные богатства?

 

5 класс. Биология. Контрольная работа за год.

2 вариант

Часть АВыберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а) вакуоль б) ядро   в) цитоплазма   г) клеточная мембрана 

А2. К прокариотам относятся

а) бактерии     б) лишайники     в) простейшие      г) дрожжи

А3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется
а) наблюдением          б) рассматриванием г) экспериментированием      д) измерением

А4. Основная и наименьшая единица классификации

а) класс                         б) царство              в) вид                               г) род

А5. Ядро отсутствует в клетках

а) растений  б) простейших  в) грибов  г) бактерий

А6.  Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а) амёб  б) растений     в) грибов     г) крокодилов

А7. Каков отличительный признак лишайников

а) сожительство гриба и корня растения   б) обитание в организме хозяина

в) сожительство гриба и водоросли           г) размножение спорами

А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя     б) производителя   в) «разлагателя»   г) хищника.

А-9. Современные люди относятся к виду

а) Человек умелый  б) Человек прямоходящий в) Человек разумный           г) Человек современный

А10.Территория, на которой запрещена любая деятельность людей

а) зоопарк      б) берёзовая роща   в) лесопарк   г) заповедник

 

Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения

а) Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы

б) Растения поглощают только готовую пищу

в) Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы

г) Тело простейших состоит из многих клеток

д) Простейшие – одноклеточные организмы

е) Тело цветкового растения состоит из побега и корня

 

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

 

ОРГАНИЗМЫ

Среда обитания

А)   окунь

Б)    крот
В)   сорока                                         

Г)   медуза

Д)   заяц

Е)   дождевой червь

1) наземно-воздушная

2) водная

3) почвенная  

 

Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв  цифры:

 

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В3. Установите последовательность звеньев цепи питания

А) ястреб-перепелятник

Б) гусеница

В) синица

Г) лист растения

 

Ответы внесите в таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

Часть С. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску.

С2. По каким причинам растения и животные становятся редкими.

 

Оценочный лист.

Дата   ____________     Класс  ________              Вариант _____________.

 

 Ф.И. обучающегося _______________________________________________________________

Часть А.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть В.

В1.

 

 

 

 

В2.

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В3.

 

 

 

 

 

 

Часть С.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов:

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов:

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний,…

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний,…

Рабочая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе

Рабочая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний,…

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний,…

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Пономарёвой И.Н., и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего и среднего образования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано

Пономарёвой И.Н., и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего и среднего образования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано

Обучающиеся получат возможность научиться: ¾ понимать смысл биологических терминов; ¾ характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;…

Обучающиеся получат возможность научиться: ¾ понимать смысл биологических терминов; ¾ характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;…

Основное содержание учебного материала не раскрыто; - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Основное содержание учебного материала не раскрыто; - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Оценка умений проводить опыты

Оценка умений проводить опыты

Содержание курса биологии в 5 классе 1)

Содержание курса биологии в 5 классе 1)

Химические вещества клетки: неорганические и органические

Химические вещества клетки: неорганические и органические

Роль цветковых растений в жизни человека

Роль цветковых растений в жизни человека

Среда жизни организмов. Особен­ности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред

Среда жизни организмов. Особен­ности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред

Биологические особенности современного человека: большой объ­ём головного мозга, общение с по­мощью речи, творческая и мыслительная деятельность

Биологические особенности современного человека: большой объ­ём головного мозга, общение с по­мощью речи, творческая и мыслительная деятельность

Ученик получит возможность научиться: · характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; · применять методы биологической науки для изучения…

Ученик получит возможность научиться: · характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; · применять методы биологической науки для изучения…

· находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в…

· находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в…

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Тема 3.Жизнь организмов на планете

Тема 3.Жизнь организмов на планете

Жизнь организмов в морях и океанах

Жизнь организмов в морях и океанах

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Деление клетки. Митоз и мейоз

Деление клетки. Митоз и мейоз

Дмитриева Т.А., Суматохин С. В

Дмитриева Т.А., Суматохин С. В

Разработчики: Учитель биологии и химии

Разработчики: Учитель биологии и химии

Входной и итоговый контроль по биологии (5 класс)

Входной и итоговый контроль по биологии (5 класс)

В2. (2 балла) Найди растения тундры: а

В2. (2 балла) Найди растения тундры: а

Итоговая контрольная работа (за год) содержат 15 вопросов и заданий трех уровней сложности в формате

Итоговая контрольная работа (за год) содержат 15 вопросов и заданий трех уровней сложности в формате

А6. Из какого гриба удалось выделить вещество, убивающее бактерии (антибиотик) а) мукор б) мухомор в) пеницилл г) дрожжи

А6. Из какого гриба удалось выделить вещество, убивающее бактерии (антибиотик) а) мукор б) мухомор в) пеницилл г) дрожжи

А Б В Г

А Б В Г

А7. Каков отличительный признак лишайников а) сожительство гриба и корня растения б) обитание в организме хозяина в) сожительство гриба и водоросли г) размножение спорами

А7. Каков отличительный признак лишайников а) сожительство гриба и корня растения б) обитание в организме хозяина в) сожительство гриба и водоросли г) размножение спорами

А Б В Г

А Б В Г

В3.

В3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2024