Государственное казенное образовательное учреждение
Свердловской области
«Корзуновский детский дом – школа»
Принята на педсовете УТВЕРЖДАЮ:
«___»_______________ Директор ГКОУ СО
____________________ «Корзуновский ДД – школа»
____________________ «___» ___________________
____________________ ______________В. Н. Малафеев
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Фантазии»
Возраст детей: 8 – 16 лет
Составитель:
Абросимова Вера Витальевна,
педагог дополнительного образования
ГКОУ СО «Корзуновский ДД - школа»,
без квалификационной категории
2018 год
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский
Программа «Фантазии» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация
Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:
• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
• осваивать навыки организации и планирования работы.
Воспитательные:
• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Развивающие:
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
• развивать психометрические качества личности.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы обучения
В процессе
обучения используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
А также
различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
ü словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
ü наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
ü практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
ü объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
ü репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
ü частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
ü исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
ü фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
ü индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
ü групповой – организация работы в группах;
ü индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Отличительные особенности программы
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Такой характер творчества заставляет педагога сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости (таб. 1).
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации
Таблица 1
№ |
Признаки |
Характерные особенности деятельности |
1. |
Современность |
Многообразие используемых технологий. Возможность самовыражения с использованием доступных средств. |
2. |
Доступность |
Экономичность и доступность материала. Отсутствие возрастных ограничений. Возможность создания разновозрастных групп. |
3. |
Разноплановость |
Возможность создания различных изделий, воссоздание производственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др.). |
4. |
Индивидуальность |
Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход. |
5. |
Социализация |
Возможность самовыражения личности, решение финансово-экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых общим делом. |
Особенности возрастной группы
Программа рассчитана на два года обучения. Наполняемость группы 15 человек. Программа адресована детям 8–16 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.
Ведущее место занимает образная память, логическая память слабая. Внимание непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу подачи учебного материала.
Младший школьный возраст — это период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Режим занятий
Занятия проводятся 4раза в неделю по 1,5 часа: понедельник, среда, пятница, суббота – 2час с перерывом 15 минут (продолжительность учебного часа – 45 минут).
В течение занятия происходит смена деятельности.
Программа «Фантазии» состоит из 4 блоков. В информационно-мотивационный блок включены циклы «Введение» и «Материал — бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. Организационно-воспитательный блок представлен в программе циклом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривает занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления. Цикл «Творческие работы» включен в проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.
В каждом блоке особое место занимает коллективная творческая деятельность (особенно в первый год обучения) — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.
Прогнозируемый результат:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
· адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы ;
· контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате реализаций данной дополнительной образовательной программы обучающиеся получат возможность:
· развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
· использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
· достичь оптимального для каждого уровня развития.
Формы подведения итогов
Реализации дополнительной образовательной программы
1. составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ обучающихся:
· В объединении
· В школе
· Доме детского творчества
3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
4. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Таблица 2
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры |
Критерии |
Образовательные результаты |
Освоение детьми содержания образования 1. Разнообразие умений и навыков. 2. Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения. 3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб). 5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание). |
Эффективность воспитательных воздействий |
1. Культура поведения ребенка. 2. Характер отношений в коллективе. |
Социально-педагогические результаты |
1. Забота о здоровье. |
Учебно-тематический план занятий
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
|||
Всего |
В том числе |
||||
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие: - общие сведения - правила техники безопасности |
1 |
1 |
|
|
2 - 3 |
Материал – бумага: - из истории бумаги - виды и свойства бумаги |
2 |
1 |
1 |
|
|
Конструирование |
7 |
|
7 |
|
4 |
Вырезание геометрических фигур по трафарету |
1 |
|
1 |
|
5 - 10 |
Вырезание и конструирование фигур без трафарета |
6 |
|
6 |
|
Аппликация |
50 |
7 |
43 |
||
11 |
История возникновения аппликации. Виды аппликации. Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
|
|
12 -21 |
Плоская аппликация |
9 |
1 |
8 |
|
22 |
Симметричная аппликация |
1 8 |
1 |
8 |
|
23 - 30 |
Симметричная аппликация |
||||
31 |
Модульная аппликация |
1 |
1 |
|
|
32 - 33 |
Модульная аппликация |
2 |
|
2 |
|
34 - 35 |
Модульная аппликация |
2 |
|
2 |
|
36 - 37 |
Аппликация обрыванием |
2 8 |
1
|
1 8 |
|
38 - 45 |
Аппликация обрыванием |
||||
46 - 47 |
Мозаика |
2 8 |
1
|
1 8 |
|
48 - 55 |
Мозаика |
||||
56 - 68 |
Аппликация из геометрических фигур |
12 |
1 |
11 |
|
|
Айрис фолдинг |
40 |
1 |
39 |
|
69 |
Айрис-фолдинг – радужное складывание. Просмотр презентации. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
||
70 - 71 |
Мастер-класс по айрис-фолдингу. |
2 |
|
2 |
|
72 |
Изготовление шаблона поделки. |
1 |
|
1 |
|
73 - 108 |
Работа над поделкой |
36 |
|
36 |
|
Фигурное вырезание |
8 |
2 |
6 |
||
109-110 |
Знакомство с техникой вырезания. Просмотр презентации. Инструктаж по ТБ. |
2 |
1 |
1 |
|
111-113 |
Вырезание снежинок |
3 |
|
3 |
|
114 -116 |
Выбор эскиза. Работа над поделкой. |
3 |
1 |
2 |
|
Торцевание |
26 |
2 |
24 |
||
117 |
История возникновения техники торцевания. Просмотр презентации. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
|
|
118-119 |
Мастер-класс по торцеванию. |
2 |
2 |
||
120-123 |
Выбор узора, изготовление деталей-торцовок. |
4 |
1 |
3 |
|
124-142 |
Работа над композицией |
19 |
|
19 |
|
Модульное оригами |
14 |
2 |
12 |
||
143-144
|
Подготовка к творчеству - материалы и инструменты - модули оригами |
2 |
1 |
1 |
|
145-146 |
мастер – класс по модульному оригами |
3 |
|
3 |
|
147-155 |
Изделия из модулей - выбор эскиза - изготовление модулей - сборка изделия |
9 |
1 |
8 |
|
156-167 |
Работа над композицией |
12 |
1 |
11 |
|
168 |
Выставка «Бумажные фантазии» |
1 |
|
1 |
|
|
Праздники |
24 |
4 |
10 |
|
169-191 |
Изготовление сувениров к празднику с использованием разных техник. |
22 |
2 |
20 |
|
192-193 |
Посещение выставок |
2 |
2 |
|
|
|
Изонить |
40 |
9 |
31 |
|
194 |
Изонить (ниткография). Исторические сведения об изонити. |
1 |
1 |
|
|
195 |
Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника безопасности на рабочем месте. Последовательность работы. |
1 |
1 |
|
|
196-197 |
Приемы заполнения углов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
198-199 |
Приёмы заполнения окружности |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
200-201 |
Приёмы заполнения треугольников |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
202-203 |
Приёмы заполнения квадрата и ромба |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
204-205 |
Технология изготовления открытки «Бабочка». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
206-207 |
Технология изготовления работы «Зайчик». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
208-217 |
Осенняя фантазия в технике «Изонить». |
10 |
2 |
8 |
|
218-233 |
Технология изготовления работы «Лебедь», «Гриб», «Ваза», «Снежинка», «Цветы», «Ягоды» |
16 |
2 |
14 |
|
|
Вязание крючком |
30 |
2 |
28 |
|
234 |
Организация рабочего места. Материалы, виды крючков. Техника безопасности. |
1 |
1 |
|
|
235 |
Начало вязания. Вязание цепочки. |
1 |
|
1 |
|
236-241 |
Основные виды петель. Чтение схем |
6 |
1 |
5 |
|
242-251 |
Технология вязания полотна. |
10 |
|
10 |
|
252-263 |
Технология вязания по кругу |
12 |
|
12 |
|
|
Вышивка крестом |
43 |
6 |
37 |
|
264 |
Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника безопасности. |
1 |
1 |
|
|
265-267 |
Технология выполнения шва простой крест. |
3 |
1 |
2 |
|
268-270 |
Чтение схем. Выбор схемы. |
3 |
1 |
2 |
|
271-306 |
Вышивание небольших мотивов. |
36 |
3 |
33 |
|
|
Итого |
285 |
37 |
248 |
|
Содержание программы первого года обучения
Раздел «Введение».
Здоровье — один из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными инструментами и материалами для работы с бумагой. Мотивировать воспитанников к трудоёмкой работе.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы. Виды картона и бумаги, которая будет необходима для работы второго года обучения.
Формы занятий: беседа, демонстрация образцов, игра «Снежный ком», сравнительный анализ образов работ, практическая работа.
Задания: викторина по правилам техники безопасности «Я сделал так», викторина «Инструменты и материалы».
Раздел «Материал — бумага».
Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок — «Я сам!». Но это не так просто! Чтобы покорить себе вещи, надо потрудиться. Из чего же их сделать? Выход из этой ситуации простой. Возьмем самый доступный и дешевый материал — бумагу! Ее ведь можно сгибать, рвать, мять… Бумага оживает в руках!
Цель: практическим путем познакомить со свойствами бумаги, с картоном, видами картона, способами обработки картона. Показать его многофункциональность.
Содержание: свойства бумаги. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона. Создание коллекции бумаги, картона и оформление ее в творческой форме.
Формы занятий: беседа, рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре и свойствах, практическая работа, игра «Угадай свойство», просмотр видеофильма «Материал — бумага». Беседа с демонстрацией, практическая работа по исследованию механических свойств бумаги и картона
Задания: создание индивидуальных и коллективной работ с использованием механических свойств бумаги «Осенние картины», изготовление лоскутного ковра или одеяла. Создание демонстрационного материала по свойствам бумаги и картона.
Раздел «Конструирование» (из геометрических фигур).
Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.
Дети определяют, как расположить фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Зная геометрическую формы предметов, их названия, ребенок научится видеть геометрическую форму в окружающих предметах.
Цель: научить сравнивать, правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру, цвету.
Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб.
Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.
Формы занятий: практическая работа, беседа, игра и др.
Задания: конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм Выполнение коллективных работ, где задания детям дает сам педагог, по выполнению заданий составляется работа .
Раздел «Аппликация».
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей с помощью клеев. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения, можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину.
Цель: познакомить с разными видами аппликации, научить построению многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная).
Формы занятий: беседа, практическая работа — создание творческих работ на основе демонстрационного материала. Коллективная работа — дети работают в парах (тройках).
Задания: «Веселая гусеница» (способы скрепления деталей), «Веселый хоровод» и «Волшебные бабочки» (симметрическое вырезание), предметные работы в технике «мозаика», «Мой любимый букет» (сюжетная аппликация).
Цикл «Оригами».
Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку.
Цель: Формировать интерес к искусству оригами. Научить поэтапно выполнять творческую работу. Развивать в детях уверенность в своих силах, пространственное воображение, творческие способности, стимулировать развитие памяти, развивать умение концентрировать внимание и аккуратность.
Содержание: понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами аппликации. Условные знаки.
Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, игры, соревнования, просмотр учебного видеофильма «Оригами», упражнения на разминку пальцев, игры-викторины на повторение базовых форм оригами, демонстрация детских работ, практическая работа по обработке сгибов
Задания: «Золотые рыбки», «Автомобиль» (базовые формы), «Цветочный букет», «Морские обитатели», «Коробочки в подарок» и др. Для выполнения коллективной работы педагог дает задание. Дети сами разбиваются на группы, выбирают ведущего.
Цикл «Айрис-фолдинг»
Навыки создания шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания.
Цикл «Фигурное вырезание
Продолжение осваивания приёмов техники художественного вырезания. Выбор эскиза, материала. Умение работать с разными инструментами.
Цикл « Торцевание»
Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту.
Цикл «Творческие работы».
Коллективные творческие работы являются, своего рода, отчетами о достигнутых результатах и в то же время происходит сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются соавторами творческих работ.
С помощью этого цикла можно корректировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.
Цель: научить детей работать в коллективе, адаптироваться в различных жизненных ситуациях социума, воспитать чувство такта, умение слушать, уважать мнения других, развивать художественный вкус и творческую фантазию, развивать речь ребенка. Научить оформлять коллективные работы.
Содержание: понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Приемы оформления творческих работ. Выбор темы и выполнение работ.
Формы занятий: практическая работа, игра, просмотр мультипликационных фильмов, использование тематических классических музыкальных произведений, игры-викторины, конкурсы которые будут включать в себя задания эстетического характера
Задания: изготовить работы «Сказочное царство», «Зимняя сказка» и другие, изготовление подарков и сувениров, изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам.
Цикл «Праздники и подготовка к ним».
Цель: развить интерес к традициям и истории праздников. Сформировать эстетическое отношение к творческой работе.
Содержание: Продолжение знакомства с традициями праздников и их историческими корнями.
Формы занятий: проведение праздников, участие в концертах, посещение выставок прикладного творчества, выставок других направлений.
Задания: изготовление подарков и сувениров, изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам.
Цикл «Изонить»
Тема: «Изонить (ниткография). Исторические сведения об изонити»
Теория: Об истории изонити. Показ лучших работ в технике изонити.
Тема: «Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника безопасности на рабочем месте. Последовательность работы»
Теория: Организация рабочего места при выполнении работ в технике «изонить». Материалы, инструменты, необходимые при работе в технике «изонить». Техника безопасности при работе с острыми инструментами. Последовательность работы.
Тема: «Приемы заполнения углов»
Теория: Технология заполнения угла: прямого, острого, тупого. Разметка углов.
Практика: Упражнения по разметке и заполнению углов: прямого, острого, тупого.
Тема: «Приемы заполнения окружности»
Теория: Технология заполнения окружности. Разметка окружности. Хорда. Особые способы заполнения : заполнение по диаметру, неравномерное заполнение, полуокружность и спираль, овал.
Практика: Упражнения по разметке и заполнению окружности.
Тема: «Приемы заполнения треугольника»
Теория: Технология заполнения треугольника. Разметка треугольника.
Практика: Упражнения по разметке и заполнению треугольника.
Тема: «Приемы заполнения квадрата и ромба»
Теория: Технология заполнения квадрата и ромба. Разметка квадрата и ромба.
Практика: Упражнения по разметке и заполнению квадрата и ромба.
Тема: «Технология изготовления открытки. Открытка «Уточка»
Теория: Последовательность изготовления открытки.
Практика: Изготовление открытки «Уточка».
Тема: «Технология изготовления открытки «Бабочка»
Теория: Технология заполнения рисунка «бабочка».
Практика: Изготовление открытки «Бабочка»
Тема: «Технология изготовления работы «Зайчик»
Теория: Технология заполнения рисунка «зайчик»
Практика: Изготовление миниатюры «Зайчик»
Тема: «Технология изготовления открытки «Собачка»
Теория: Технология заполнения рисунка «собачка».
Практика: Изготовление открытки «Собачка»
Тема: «Осенняя фантазия в технике «Изонить»
Практика: Авторское изготовление миниатюры на тему «Осенняя фантазия» в технике «изонить». Презентация своей работы.
Раздел «Вязание крючком»
Тема: «Организация рабочего места. Материалы, виды крючков. Техника безопасности»
Теория: История вязания крючком. Организация рабочего места при вязании крючком. Материалы для вязания (пряжа, нитки), виды крючков. Выбор крючка в зависимости от толщины пряжи. Техника безопасности при вязании крючком.
Тема: «Начало вязания. Вязание цепочки»
Практика: Упражнения в вывязывании первой петли. Воздушная петля. Упражнения в вязании цепочки.
Тема: «Основные виды петель. Чтение схем»
Теория: Условное обозначение петель. Принцип чтения схем для вязания крючком.
Практика: Упражнения в вязании основных видов петель - столбик, полустолбик, с одним, двумя и тремя накидами.
Тема: «Технология вязания полотна»
Теория: Петля поворота. Принцип получения ровного по ширине полотна. Убавление и прибавление петель.
Практика: Вязание образца полотна.
Тема: «Технология вязания по кругу»
Теория: Начало вязания – кольцо. Принцип вязания салфеток.
Практика: Вязание мини-салфетки.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумажную фабрику или типографию.
В процессе обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Знакомятся с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.
Повышение творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Оригами», «Бумагопластика», «Изонить и креативные изделия вязанные крючком», «Бисероплетение».
Итогом работы обучения является создание выставки детских творческих работ, создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Для успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.
Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.
Наглядные пособия:
– стенды (Правила техники безопасности; коллекция бумаги и др.);
– работы воспитанников;
– демонстрационные работы и образцы;
– схемы (базовые формы оригами, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);
– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).
Видео-, аудио материалы:
– классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);
– музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;
– детские музыкальные произведения (песни);
– серия мультфильмов о приключении Незнайки (Ю. Бутырин, А. Людкевич — режиссеры), советские мультфильмы 70–80-х годов.
– дидактические фильмы из методической коллекции ГЦАТ «Перспектива» (темы «Оригами», «Материал — бумага», «Волшебные ножницы», «Аппликация»).
Дидактические материалы:
– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;
– викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;
– развивающие игры: «Танграмм», «Волшебный круг», «Разминаем пальчики»;
– ребусы, загадки, шарады.
Список литературы для педагога
1. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
6.Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги./ М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
7.Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990.
Список рекомендуемой литературы для детей
.1 Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
4. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
6. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
7. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Интернет-ресурсы
· Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
· Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.