Рабочая программа по финансовой грамотности
Оценка 4.9

Рабочая программа по финансовой грамотности

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
1 кл—4 кл
06.12.2022
Рабочая программа по финансовой грамотности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» для обучающихся 1-4 классов Срок реализации: 4 года
Рабочая программа по финансовой грамотности.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                        «Средняя общеобразовательная школа № 39» города  Магнитогорска

ПРИНЯТО                                                                                             педагогическим советом.                                   Протокол №                                                                        от __августа 2022г

                                УТВЕРЖДАЮ:                                             директор  МОУ «СОШ № 39»                                              г. Магнитогорска                                       ________________ Г. Р. Сагинбаева                                      ________г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации: 4 года

 

 

Автор – составитель:                                                                                                 Насибова София Элдаровна,                                                                                                    учитель начальных классов

 

 

 

 

г. Магнитогорск, 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ………………………………...5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» …………..8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (1-4 КЛАССЫ) ……………………...….10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 КЛАССЫ…………………………………………………………………………17

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………………………...….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень нормативных документов

·        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);

·        План внеурочной деятельности МОУ «СОШ №39»;

УМК

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.

Актуальность

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цели и задачи программы:

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи:

·        формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

·        формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

·        формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

·        формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

·        формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

·        обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Практическая значимость курса

         Программа повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу

         Программа реализуется через следующие формы занятий:

·          ситуационная игра

·          образно-ролевые игры

·          исследовательская деятельность

·          урок-практикум

·          дискуссия, обсуждение

         Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры — это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

         Исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

         Урок-практикум —– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

         Деловая игра — метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

         Дискуссионный клуб — метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

         Для того чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться несколькими условиями:

·        в работу вовлечены все участники;

·        используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

·        обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Система представленных на занятиях задач и упражне­ний позволяет решать все три аспекта дидактической цели: позна­вательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

·        Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

·        Формирование общей способности искать и находить новые ре­шения, необычные способы достижения требуемого результата, но­вые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

·        Развитие речи.

·        Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслитель­ной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синте­зировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

·        Развитие сенсорной сферы.

·        Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

·        Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

 

Место курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

 


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Освоение программы курса «Азбука финансовой грамотности» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

·        осознание себя как члена семьи, общества и государства;

·        овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

·        развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные. Обучающийся научится:

·        понимать цели своих действий;

·        составлять простые планы с помощью учителя

·        проявлять познавательную и творческую инициативу;

·        оценивать правильность выполнения действий;

·        адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится:

·        освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

·        использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

·        овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные. Обучающийся научится:

·        составлять текст в устной и письменной формах;

·        слушать собеседника и вести диалог;

·        признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

·        излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

·        осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные. Обучающийся научится:

·        понимать и правильно использовать экономические термины;

·        иметь представление о роли денег в семье и обществе;

·        уметь характеризовать виды и функции денег;

·        знать источники доходов и направлений расходов семьи;

·        уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

·        определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

·        проводить элементарные финансовые расчеты.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (1-4 КЛАССЫ)

1 класс (33 ч)

1.      Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику.

Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы деятельности: Дискуссия; беседа;

2.      Потребности (9 часов)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

3.      Товары и услуги (11 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела - проект.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.

4.      Деньги (12 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

2 класс (34 часа)

1.      Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.      Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.      Какие деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.      Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3 класс (34 часа)

1.      Откуда в семье деньги (9 часов)

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.      На что тратятся деньги (10 часов)

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.      Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.      Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4 класс (34 часа)

1.      Богатство и бедность (14 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.      Труд — основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.      Как товары производят (8 часов)

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 КЛАССЫ

1 КЛАСС (33 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1. Введение в экономику (1 час)

1

Введение в экономику.

1

2. Потребности (9 часов)

2

Потребности.

1

3

 Что такое «потребность».

1

4, 5

 Какие бывают потребности.

2

6

 Домашнее хозяйство.

1

7

Распределение ролей в семье.

1

8

Домашние обязанности в семье.

1

9, 10

Что такое бюджет семьи.

2

3. Товары и услуги (11 часов)

11, 12

Какие бывают товары.

2

13

Где можно приобрести товары и услуги.

1

14

 Зачем нужна реклама.

1

15

Роль рекламы.

1

16, 17

 Что такое «товар».

2

18

 Товар и деньги-игра.

1

19

 Рынок- игра.

1

20, 21

 Открытие твоего дела-проект.

2

4. Деньги (12 часов)

22

Зачем нужны деньги.

1

23

Как появились деньги.

1

24

 Деньги и страны.

1

25

Где и как хранятся деньги.

1

26

Что такое источник дохода.

1

27

 Что такое «маркетинг».

1

28

 Обмен.

1

29

Рынок.

1

30

 Торговля.

1

31

 Взаимоотношения продавца и покупателя.

1

32

 Конкуренция.

1

33

 Итоговое занятие.

1

 

Итого:

33

 


 

2 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2

 Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1

3

 Покупка.

1

4

 Монеты. Бумажные деньги.

1

5, 6

Виды денег: наличные, безналичные

2

7

 Деньги - средство обмена, а не благо.

1

8, 9

Виды денег. Выгода обмена.

2

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10, 11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2

12, 13

 Номинал. Банкнота. Купюра.

2

14

Фальшивые деньги. Как их отличить.

1

15

Металлические и бумажные деньги.

1

16, 17

Почему изготовление фальшивых денег.

2

3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18

Какие деньги были раньше в России

1

19

 «Меховые деньги».

1

20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1

21

 Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

1

22

Ассигнация.

1

23

Происхождения денег

1

4. Современные деньги России и других стран (11 часов)

24

Современные деньги России и других стран.

1

25, 26

 Банки. Деньги. Виды денег.

2

27

 Доллары. Евро.

1

28, 29

 Виды денег: наличные, безналичные, электронные.

2

30

Пластиковые карты

1

31

 Деньги - средство обмена, а не благо.

1

32

 Безналичный расчет.

1

33

Современные российские деньги.

1

34

Итоговое занятие.

1

 

Итого:

34

 


 

3 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1.     Откуда в семье деньги (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2, 3

 Доходы семьи.

2

4

Зарплата.

1

5

Пенсия.

1

6

Пособия.

1

7

Стипендия.

1

8, 9

Источники доходов.

2

2.     На что тратятся деньги (10 часов)

10

Расходы.

1

11, 12

Сбережения.

2

13

Долги.

1

14, 15

Расходы. Непредвиденные расходы.

2

16, 17

Понимание происхождения расходов.

2

18, 19

Различие планируемых и непредвиденных.

2

3.     Как управлять своими деньгами (5 часов)

20

Расходы и доходы.

1

21, 22

Семейный бюджет.

2

23, 24

Планирование семейного бюджета.

2

4.      Как делать сбережения (10 часов)

25, 26

Виды сбережений.

2

27

Банковский вклад.

1

28

Копилка.

1

29

Недвижимость.

1

30, 31

Сравнение разных видов сбережений.

2

32, 33

Различие сбережений.

2

34

Итоговое занятие.

1

 

Итого:

34

 


 

4 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1. Богатство и бедность (14 часов)

1

Вводное занятие.

1

 2, 3

Как создаётся богатство.

2

4, 5

Источники богатства государства.

2

6, 7

Источники богатства человека.

2

8

Открытия и изобретения.

1

9

Важность знаний в создании богатства.

1

10

Ценности материальные и нематериальные.

1

11

Богатство и культура.

1

12

Богатство и милосердие.

1

13

Налоги.

1

14

Значение налогов.

1

2. Труд — основа жизни (12 часов)

15, 16

Ценность и значимость труда.

2

17

Труд как потребность человека.

1

18

Труд как источник материальных благ.

1

19

Оценка труда.

1

20

Почему труд по-разному ценится.

1

21, 22

Заработная плата.

2

23

Трудовые награды.

1

24

Результат труда.

1

25

Причины различий в оплате труда.

1

26

Продукты труда.

1

3.     Как товары производят (8 часов)

27, 28

Как товары производят.

2

29, 30

Ресурсы для производства товаров.

2

31

Производители — люди, которые создают (производят) товары.

1

21

Важность труда.

1

22

Итоговое занятие.

1

23

Происхождения денег

1

 

Итого:

34

 


 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Книгопечатная продукция:

1.     Литература, поддерживающая образовательную линию УМК Перспектива

2.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / М - во образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

4.     Планируемые результаты начального общего образования / М.: Просвещение

5.     Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе / М.: Просвещение

6.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение

7.     Примерные программы внеурочной деятельности / М.: Просвещение

8.     Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В.Григорьев, П. В.Степанов. – М.: Просвещение

9.     Проектные задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение

Интернет-источники:

1.     Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2.     Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

3.     Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.cls - kuntsevo.ru /portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

4.     Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

5.     Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

6.     Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/

7.     Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

8.     Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

9.     Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

10. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru  Содержит учебно-методические материалы для школьного курса экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному образованию.

Технические средства обучения:

1.        Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.        Интерактивная доска Smart  

3.        Персональный компьютер с принтером.

4.        Veb- камера, сканер

5.        Мультимедийный проектор.

6.        Экспозиционный экран. Размер не менее 150 х 150 см


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Кузнецова О. С., Сасова И. А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

2.     Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

3.     Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

4.     Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.

5.     Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

6.     Смирнова А. С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001

7.     Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.

8.     Кларина Л. М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Витапресс; 1997.

9.     Забродина И. П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.


 

10. Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39» города

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39» города

ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………2

ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перечень нормативных документов ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перечень нормативных документов ·

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса

Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет

Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления

Исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления

Система представленных на занятиях задач и упражне­ний позволяет решать все три аспекта дидактической цели: позна­вательный, развивающий и воспитывающий

Система представленных на занятиях задач и упражне­ний позволяет решать все три аспекта дидактической цели: позна­вательный, развивающий и воспитывающий

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Коммуникативные. Обучающийся научится: · составлять текст в устной и письменной формах; · слушать собеседника и вести диалог; · признавать возможность существования различных точек зрения и…

Коммуникативные. Обучающийся научится: · составлять текст в устной и письменной формах; · слушать собеседника и вести диалог; · признавать возможность существования различных точек зрения и…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер…

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер…

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты

Фабрика, завод — места, где производят товары

Фабрика, завод — места, где производят товары

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Что такое «товар». 2 18

Что такое «товар». 2 18

КЛАСС (34 часа) № п\п

КЛАСС (34 часа) № п\п

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль

КЛАСС (34 часа) № п\п

КЛАСС (34 часа) № п\п

Планирование семейного бюджета

Планирование семейного бюджета

КЛАСС (34 часа) № п\п

КЛАСС (34 часа) № п\п

Заработная плата. 2 23

Заработная плата. 2 23

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО

Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www

Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022