Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс
I.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты:
· умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
· владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
· владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
· владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
· владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
· способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
· определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
· знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
· знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
· характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
· характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
· составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
· выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
· выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
· практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
· практически использовать приемы защиты и самообороны;
· составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
· определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
· проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
· владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
· выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
· проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
· выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
· выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
· осуществлять судейство в избранном виде спорта;
· составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
II.Содержание учебного
предмета
10 класс – по плану - 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель)
11 класс - по плану-102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недель)
Физическая культура как область знаний (10-11 класс)
Социокультурные основы
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Психолого-педагогические основы
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной, и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Медико-биологические основы
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
.
Физическое совершенствование
Баскетбол (10-11 класс)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол (10-11 класс)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты техники приема и передач мяча. Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоем), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Гимнастика с элементами акробатики (10-11 класс)
Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Комбинации упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами. Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 кл.) и 120-125 см (11 кл.). Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину). Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов. Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Лазанье по канату, лазание без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, упражнения с гантелями, набивными мячами.
Легкая атлетика (10-11 класс)
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м. Бег в равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000 м. Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега. Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега. Метание снарядов на дальность и в цель. Бросок набивного мяча двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Длительный бег, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты. Круговая тренировка. Прыжки и многоскоки. Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления. Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками. Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Подготовка к выполнению видов испытаний (10-11 класс)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
10класс
Раздел |
Количество часов |
Модуль «Школьный урок» |
Физическое совершенствование |
|
|
Легкая атлетика |
30ч |
Предметная неделя по физической культуре. Флешмоб утренняя разминка Беседа о вредных привычках. Военизированная игра на местности Викторина на знание предупреждения травматизма и оказание первой помощи» День здоровья.
|
Гимнастика |
25ч |
Беседа «влияние физической культуры на воспитание нравственных ориентиров», просмотр фильма « История комплекса ГТО», презентация: «Игрища на Руси» |
Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол
|
35ч |
Беседа диспут «Здоровье и допинг», спортивное состязание посвященное воинам – интернационалистам. |
Прикладно-ориентированная физическая деятельность |
9ч |
Урок-соревнование «Здравствуй зимушка- зима» Военизированная игра на местности. Эстафеты «молодецкие забавы», «а ну-ка девушки» |
Выполнение испытаний комплекса ГТО |
В течение уроков |
Прохождение испытаний: « Я сдаю - ГТО» |
Физическая культура как область знаний - 6 часов |
|
Презентация: «Развитие физкультурного движения в СССР», « Современные оздоровительные системы» Мастер класс: инвентарь своими руками. |
11класс
Раздел |
Количество часов |
Модуль «Школьный урок» |
Физическое совершенствование |
|
|
Легкая атлетика |
30ч |
Предметная неделя по физической культуре. Флешмоб утренняя разминка Беседа о ЗОЖ Военизированная игра на местности Урок практикум: предупреждение травматизма и оказание первой помощи» День здоровья.
|
Гимнастика |
25ч |
Беседа «влияние физической культуры на воспитание нравственных ориентиров», просмотр фильма « История комплекса ГТО», презентация: «Народные забавы и игры на Руси» |
Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол
|
35ч |
Беседа диспут «Влияние физической культуры на детородную функцию», спортивное состязание посвященное воинам – интернационалистам. |
Прикладно-ориентированная физическая деятельность |
6ч |
Эстафеты «молодецкие забавы», «а ну-ка девушки» Сочинение-эссе « мой любимый вид спорта», «Мой кумир» |
Физическая культура как область знаний |
6ч |
Диспут по фильму « Временные трудности» |
Выполнение испытаний комплекса ГТО |
В течение уроков |
Прохождение испытаний: « Я сдаю - ГТО» |
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на содержание каждой темы.
10 класс
Раздел |
Тема |
Кол- во часов |
Физическая культура как область знаний - 6 часов
Легкая атлетика 30ч |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям ф/к |
1 час |
Современное представление о физической культуре. Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. |
1час |
|
Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения |
1час |
|
Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма. |
1 час |
|
Самоконтроль и самонаблюдение за состоянием здоровья. Оценка эффективности занятий |
1 час |
|
Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств |
1 час |
|
Совершенствование техники спринтерского бега. |
4 часа |
|
Совершенствование техники эстафетного бега |
4 часа |
|
Совершенствование техники бега на средние дистанции. |
3 часа |
|
Совершенствование техники прыжков в длину. |
4 часа |
|
Совершенствование техники прыжков в высоту |
2 часа |
|
Совершенствование техники метания малого мяча в цель, на дальность. |
4 часа |
|
Совершенствование техники длительного бега |
3 часа |
|
Игры - задания с использованием элементов спортивных игр |
3 часа |
|
Прохождение полосы препятствий |
3 часа |
|
Прикладно-ориентированная физическая деятельность-9ч |
|
|
Круговая тренировка |
3 часа |
|
Кроссовая подготовка |
2 часа |
|
ОФП, развитие физических качеств |
4 часов |
|
Гимнастика – 25 часов |
|
|
Организующие команды и приемы. |
1 час |
|
Освоение и совершенствование техники акробатических упражнений |
3 часов |
|
Освоение акробатических комбинаций. |
8 часов |
|
Совершенствование техники опорных прыжков. |
3 часа |
|
Освоение и совершенствование упражнений в равновесии. |
2 часа |
|
Освоение и совершенствование висов и упоров. |
4 часа |
|
Лазание по канату, полоса препятствий. |
4 часа |
|
Спортивные игры: 35 часов Баскетбол - 18 часов |
|
|
Освоение и совершенствование техники владения мячом. |
2 часа |
|
Совершенствование техники бросков мяча. |
2 часа |
|
Совершенствование индивидуальной техникой защиты. |
2 часа |
|
Совершенствование техники взаимодействия в парах, тройках. |
2 часа |
|
Освоение техники игры в нападении и защите |
2 часа |
|
Освоение тактических действий в защите и нападении. |
2 часа |
|
Совершенствование умения играть в баскетбол. |
2 часов |
|
Личная и зонная опека игроков |
2 часа |
|
Борьба за отскочивший от кольца мяч |
1 час |
|
Штрафной бросок |
1 час |
|
Волейбол - 17 часов |
|
|
Освоение техники приема и передач мяча |
2 час |
|
Освоение и совершенствование техники приема и передач мяча. |
2 часа |
|
Освоение техники нижней, верхней прямой подачи. |
3часа |
|
Освоение техники блокировки |
3 часа |
|
Освоение тактики игры. |
2 часа |
|
Закрепление тактических действий в игре |
2 часа |
|
Освоение техники прямого нападающего удара |
3часа |
|
Выполнение испытаний комплекса ГТО |
В течение уроков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого часов: |
105 |
|
|
Административных контрольных работ |
2 |
|
|
|
11 класс
Раздел |
Тема |
Кол- во часов |
Физическая культура как область знаний - 6 часов
Легкая атлетика30ч |
Основные формы и виды физических упражнений.
|
1 час |
Современное представление о физической культуре. Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. |
1час |
|
Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения |
1час |
|
Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма. |
1 час |
|
Самоконтроль и самонаблюдение за состоянием здоровья. Оценка эффективности занятий |
1 час |
|
Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств |
1 час |
|
Совершенствование техники спринтерского бега. |
4 часа |
|
Совершенствование техники эстафетного бега |
4 часа |
|
Совершенствование техники бега на средние дистанции. |
2 часа |
|
Совершенствование техники прыжков в длину. |
4 часа |
|
Совершенствование техники прыжков в высоту |
2 часа |
|
Совершенствование техники метания малого мяча в цель, на дальность. |
4 часа |
|
Совершенствование техники длительного бега |
3 часа |
|
Игры - задания с использованием элементов спортивных игр |
3 часа |
|
Прохождение полосы препятствий |
3 часа |
|
Прикладно-ориентированная физическая деятельность-6ч |
|
|
Круговая тренировка |
2 часа |
|
Кроссовая подготовка |
2 часа |
|
ОФП, развитие физических качеств |
2 часа |
|
Гимнастика – 25 часов |
|
|
Организующие команды и приемы. |
2 часа |
|
Освоение и совершенствование техники акробатических упражнений |
3 часов |
|
Освоение акробатических комбинаций. |
8 часов |
|
Совершенствование техники опорных прыжков. |
3 часа |
|
Освоение и совершенствование упражнений в равновесии. |
2 часа |
|
Освоение и совершенствование висов и упоров. |
3 часа |
|
Лазание по канату, полоса препятствий. |
4 часа |
|
Спортивные игры: 35 часов Баскетбол - 18 часов |
|
|
Освоение и совершенствование техники владения мячом. |
2 часа |
|
Совершенствование техники бросков мяча. |
2 часа |
|
Совершенствование индивидуальной техникой защиты. |
2 часа |
|
Совершенствование техники взаимодействия в парах, тройках. |
2 часа |
|
Освоение техники игры в нападении и защите |
2 часа |
|
Освоение тактических действий в защите и нападении. |
2 часа |
|
Совершенствование умения играть в баскетбол. |
2 часов |
|
Личная и зонная опека игроков |
2 часа |
|
Борьба за отскочивший от кольца мяч |
1 час |
|
Штрафной бросок |
1 час |
|
Волейбол - 17 часов |
|
|
Освоение техники приема и передач мяча |
2 час |
|
Освоение и совершенствование техники приема и передач мяча. |
2 часа |
|
Освоение техники нижней, верхней прямой подачи. |
3часа |
|
Освоение техники блокировки |
3 часа |
|
Освоение тактики игры. |
2 часа |
|
Закрепление тактических действий в игре |
2 часа |
|
Освоение техники прямого нападающего удара |
3часа |
|
Выполнение испытаний комплекса ГТО |
В течение уроков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого часов: |
102 |
|
|
Административных контрольных работ |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.