Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Талдинская средняя общеобразовательная школа»
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Талдинская средняя общеобразовательная школа»,
утвержденной от 23 июня 2015г. приказом № 67
Рабочая программа
По предмету: География
Класс: 5 класс
Учитель: Шаманаева Е.А.
2018
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
· ФГОС ООО, утвержденный Приказом МО РФ № 1897 от 17.12.2010 (зарегистрированный в Минюсте № 19644 от 01.02. 2011);
· Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ Талдинская СОШ», утвержденная приказом №67 от 23.06.2015 г.;
· Примерная программа основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.) с учетом авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная школа).
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цель: ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
Задачи курса:
Особенности класса: учащиеся среднего уровня обученности, требуется индивидуальная работа со слабомотивированными учащимися к обучению. В данном классе обучается 9 человек, из них одна ученица с выпиской ПМПК (ЗПР). Для таких детей предусмотрена следующая работа: индивидуальная работа, работа по карточкам, дифференцированные домашние задания.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
1. Называть и показывать:
· форму и размеры Земли;
· полюса, экватор;
· части Мирового океана;
· виды движения воды в океане;
· материки и океаны Земли;
· географические объекты, предусмотренные программой;
· маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
· различных видов морей;
· различия природы материков.
3. Определять:
· стороны горизонта на местности (ориентироваться);
· специфику природы материков и океанов по географической карте;
· направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
Ученик получит возможность научиться:
1. Описывать географические объекты.
2. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
· овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
· осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
· формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
· формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
· формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
· овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
· овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
· уметь составлять схему наук о природе;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Что такое география.
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
· География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
· География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
Практические работы:
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
· Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
· Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
· Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
· сравнение свойств географической карты и плана местности;
· определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
· Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Практические работы:
Тема 4. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
· Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
· Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
· понятие о географической оболочке Земли;
· определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
· Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
· Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
· Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Наука география |
2 |
2 |
Земля и ее изображение |
5 |
3 |
История географических открытий |
13 |
4 |
Путешествие по планете Земля |
10 |
5 |
Природа Земли |
3 |
Всего
|
34 |
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Всего практических работ: 23
Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9
Перечень вариативных практических работ:
1. Составление схемы наук о природе
2. Составление описания учебного кабинета географии.
3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках
4. Организация наблюдений за погодой
5. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
6. Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму
7. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
8. Составление плана кабинета географии
9. Определение с помощью компаса сторон горизонта
10. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
11. Составление описания одного из путешествий по ключевым словам
12. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
13. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
14. Организация фенологических наблюдений в природе
15. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
16. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
17. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
18. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк
19. Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№п/п |
№п/п |
Тема урока
|
Содержание образования |
Основные виды учебной деятельности |
Результаты |
Домашнее задание/ примечание |
Практическая работа |
Дата проведения |
|
|||
Личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||||||
план |
факт |
|||||||||||
Тема 1. Наука география (2 часа) |
|
|
||||||||||
1. |
1.1 |
Что такое география? |
География как наука. Предмет географии. |
Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли; уметь организовывать наблюдена за погодой |
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях |
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи
|
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды |
§1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой. |
Составление схемы наук о природе.
|
03.09 |
|
|
2. |
1.2 |
Методы географических исследований |
Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.
|
Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы; уметь организовывать наблюдена за погодой. |
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека |
определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение |
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени; уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации |
§2. Составить список источников информации.Вести дневник наблюдений за погодой. |
Организация аблюдена за погодой.
|
10.09 |
|
|
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов) |
|
|||||||||||
3. |
2.1 |
От плоской Земли к земному шару. |
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. |
Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид,полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдена за погодой |
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. |
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. |
Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. |
§ 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получении тени. Вести дневник наблюдений за погодой |
|
17.09 |
|
|
4. |
2.2 |
Форма, размеры и движение Земли. |
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. |
Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать наблюдена за погодой |
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. |
Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение |
Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. |
§4. Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
24.09 |
|
|
5. |
2.3 |
Глобус и карта. |
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. |
Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ; уметь организовывать наблюдена за погодой. |
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. |
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. |
§5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
01.10 |
|
|
6. |
2.4 |
Ориентирование на местности. |
Компас. Ориентирование на местности.
|
Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами. Уметь организовывать наблюдена за погодой. |
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. |
Умение работать с измерительными приборами. |
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. |
§6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой. |
Определение с помощью компаса сторон горизонта. |
08.10 |
|
|
7. |
2.5 |
Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение». |
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
|
Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Уметь организовывать аблюдена за погодой. |
Понимание роли и значения географических знаний. |
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. |
Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта. |
Вести дневник наблюдений за погодой. |
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. |
15.10 |
|
|
Тема 3. История географических открытий (13 часов) |
|
|||||||||||
8. |
3.1 |
По следам путешественников каменного века |
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». |
Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности, ;уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. |
§7. Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
22.10 |
|
|
9. |
3.2 |
Путешественники древности |
Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея. |
Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. |
Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. |
§8 Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
12.11 |
|
|
10. |
3.3 |
Путешествия морских народов. |
Географические открытия викингов. |
Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
|
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. |
§9 Составить простой план параграфа. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
19.11 |
|
|
11. |
3.4 |
Первые европейцы на краю Азии. |
Путешествие Марко Поло. |
Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий вропейцами в Азию; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай. |
§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
26.11 |
|
|
12. |
3.5 |
Хождение за три моря. |
Хождение за три моря. |
Формировать представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию. |
§11 Проанализировать материалы предыдущих параграфов и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
3.12 |
|
|
13. |
3.6. |
Морской путь в Индию. |
Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама. |
Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий. |
§12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?»Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
10.12 |
|
|
14. |
3.7 |
Открытие Америки. |
Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка. |
Формировать представления о причинах и следствиях открытия Америки; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
§13. По картам атласа определить, какой океан пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию? Вести дневник наблюдений за погодой. |
Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. |
17.12 |
|
|
15. |
3.8 |
Первое кругосветное плавание. |
Адмирал Магеллан. Капитан Элькано. |
Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
§14 По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать.Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
24.12 |
|
|
16. |
3.9 |
Открытие Южного материка. |
Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру. |
Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
§ 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материкаво времена Джеймса Кука.Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
14.01 |
|
|
17. |
3.10 |
Поиски Южной земли продолжаются. |
Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи. |
Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
§16 Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
21.01 |
|
|
18. |
3.11 |
Русские путешественники. |
Роль русских исследований. «Коломбы Росские». |
Формировать представления о совершенствовании и географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
§17. Завершить работу по заполнению таблицы «Географическиие объекты, названные в честь русских первопроходцев».Вести дневник наблюдений за погодой. |
Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира» |
28.01 |
|
|
19. |
3.12 |
Вокруг света под русским флагом. |
|
Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
§ 17. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
04.02 |
|
|
20. |
3.13. |
Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий» |
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
|
Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. уметь организовывать наблюдение за погодой. |
Понимание роли и значения географических знаний. |
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий. |
Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
11.02 |
|
|
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов) |
|
|||||||||||
21. |
5.1 |
Мировой океан и его части. |
Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия. |
Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях. |
Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.
|
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. |
§19, ответы на вопросы с.102. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
18.02 |
|
|
22. |
5.2 |
Значение Мирового океана для природы и человека. |
Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана. |
Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении |
Осознание роли Мирового океана для природы и человека. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны. |
§20, ответы на вопросы с.106. Работа в контурной карте – нанести материки и океаны. Вести дневник наблюдений за погодой. |
Обозначение на к/к материков и океанов. |
25.02 |
|
|
23. |
5.3 |
Путешествие по Евразии. |
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка. |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. |
Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. |
§21, ответы на вопросы с.113. Работа в контурной карте – нанести крупные государства. Вести дневник наблюдений за погодой. |
Обозначение на к/к крупнейших государств материка. |
4.03 |
|
|
24. |
5.4 |
Путешествие по Африке. |
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка. |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. |
Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. |
Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. |
§22, ответы на вопросы с.119. Заполнить таблицу по живым организмам. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
11.03 |
|
|
25. |
5.5 |
Путешествие по Северной Америке. |
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка. |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка. |
Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. |
Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства |
§23, ответы на вопросы с.125. Нанести на контурную карту государства Северной Америки. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
18.03 |
|
|
26. |
5.6 |
Путешествие по Южной Америке. |
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка. |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки. |
Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную |
Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства. |
§24, ответы на вопросы с.131. Нанести на контурную карту государства Южной Америки. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
1.04 |
|
|
27. |
5.7 |
Путешествие по Австралии. |
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка. |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Австралии. |
Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. |
§25, ответы на вопросы с.137. Обозначить на контурной карте природные географические объекты. Вести дневник наблюдений за погодой. |
Организация фенологических наблюдена в природе. |
08.04 |
|
|
28. |
5.8 |
Путешествие по Антарктиде. |
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка. |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды. |
Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. |
§26, ответы на вопросы с.142. Обозначить на контурной карте природные географические объекты. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
15.04 |
|
|
29. |
5.9 |
Путешествие по Антарктиде. |
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка. |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды. |
Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.
|
§26, ответы на вопросы с.142. Обозначить на контурной карте природные географические объекты. Вести дневник наблюдений за погодой . |
|
22.04 |
|
|
30. |
5.10 |
Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля» |
См. уроки 21-30 |
Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами |
Понимание специфических черт природы и населения материков. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности природы и населения материков. |
Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
29.04 |
|
|
Тема 4. Природа Земли (3 часа)
|
|
|||||||||||
31. |
4.1 |
Что такое природа |
Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком. |
Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком. |
Осознание роли природы в жизни человека. Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком. |
Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
06.05 |
|
|
32. |
4.2 |
Оболочки Земли |
Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли. |
Раскрывать значение оболочек Земли. |
Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности географических оболочек. |
Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
13.05 |
|
|
33. |
4.3 |
Оболочки Земли. |
Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли. |
Раскрывать значение оболочек Земли. |
Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Объяснять особенности географических оболочек. |
Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
20.05 |
|
|
34. |
Урок обобщения и контроля за курс 5 класса. |
См. разделы курса |
См. разделы курса |
См. разделы курса |
См. разделы курса |
См. разделы курса |
Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
27.05 |
|
|
Практические работы 5 класс
Практическая работа №1
Тема. Составление схемы наук о природе.
Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.
***
Задание учащимся.
1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
2. Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.
Практическая работа №2
Тема. Организация наблюдений за погодой.
Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***
Задание учащимся.
1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.
КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ
Дни недели |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Состояние облачности |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды облаков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осадки
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление ветра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила ветра |
1б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фенологические наблюдения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №3
Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: компас.
***
Задание учащимся.
1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
2. Сделать записи в тетради.
Практическая работа №4
Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.
Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.
***
Задание учащимся.
1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.
|
Фотография с поверхности Земли |
Фотография с борта самолета |
Фотография с борта космического корабля |
||
Сходства |
|
||||
Отличия |
|
|
|
||
Практическая работа №5
Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
***
1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.
Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.
Практическая работа №6
Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»
Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
***
Задание учащимся.
1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
2. Результаты работы оформить в виде таблицы:
Имя путешественника, род деятельности |
Годы жизни |
Район исследования |
Дата путешествия |
Географический объект, названный в честь путешественника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №7
Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту материки и океаны.
Практическая работа №8
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.
Практическая работа №9
Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.
Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***
Задание учащимся.
Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы
Учебно-методическая литература
1 География. Введение в географию. 5 класс. . Е.М. Домогацких Дрофа 2012г
2.География. Введение в географию. 5 класс. Методическое пособие (автор Е.М. Домогацких).
3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание
4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс, изд.Дрофа. 2005- 2010гг
5 Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991
6 Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
7 Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
8 Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997
9 Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Дополнительная литература.
Ø Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
Ø Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
Ø Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Ø Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
Ø Баркова А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
Ø Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Ø Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
Ø Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.