Рабочая программа по географии. 6 класс.

  • docx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 кл Г.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Талдинская средняя общеобразовательная школа»

 

Приложение

 к основной образовательной программе

основного общего образования

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Талдинская средняя общеобразовательная школа»,

утвержденной от 23 июня 2015г. приказом № 67

 

 

 

 

Рабочая программа

 

          По предмету: География

         Класс: 6 класс

        Учитель: Шаманаева Е.А.

 

 

 

 

2018

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы:

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;

·         ФГОС ООО, утвержденный Приказом МО РФ № 1897 от 17.12.2010 (зарегистрированный в Минюсте № 19644 от 01.02. 2011);

·         Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ Талдинская СОШ», утвержденная приказом №67 от 23.06.2015 г.;

·         Примерная программа основного общего образования по географии (Примерные  программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.)  с учетом авторской  программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная школа).

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

Цель географического образования: сформировать систему знаний о Земле как планете, о земных оболочках, географических процессах и закономерностях их развития и на основе этих знаний развивать общую культуру личности, способствовать формированию здорового образа жизни, создать  основы  для  осознанного  выбора  и  последующего  освоения профессиональных образовательных программ.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

•  познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

•  продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

•  продолжить формирование умений использовать различные источники географической информации, прежде всего карты;

•  формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

•  продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

•   приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Место предмета в учебном плане.  

Учебный предмет «География» входит в область «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение географии    в объеме 1 часа в неделю.  

Особенности класса: учащиеся среднего уровня обученности, требуется индивидуальная работа со слабомотивированными учащимися к обучению. В данном классе обучается 8 человек, из них одна ученица с выпиской ПМПК (ЗПР). Для таких детей предусмотрена следующая работа: индивидуальная работа, работа по карточкам, дифференцированные домашние задания.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса ученик научится:

Давать определение следующим понятиям: предмет изучения географии;

Основные этапы познания планеты;

Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна , ее воздействие на Землю;

содержание понятий, план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

форму и размеры Земли;

определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификация карт;

строение земного шара. Виды горных пород. Движение земной коры. Разнообразие рельефа на Земле;

строение атмосферы. Погода . Климат;

Единство гидросферы. Воды суши;

Почва, законы географической зональности. Природные комплексы. Экологические проблемы.

Ученик получит возможность научиться:

Называть основные объекты природы;

Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

Определять направления, расстояния, читать план местности.

Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

Определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

Работать с контурной картой;

Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины их происхождение.

Объяснять распределение солнечного тепла и света по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра и осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, годовые и суточные амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

Объяснять неравномерность распределения организмов на Земле, приводить примеры.

Объяснять взаимодействие организмов на земные оболочки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностными результатами являются:

•   готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

•   сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отража­ющих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание;

•   способность ставить цели и строить жизненные планы;

•  способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

•   знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий;

•  реализация установок здорового образа жизни;

•   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, срав­нивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

Личностные УУД:

•  понимать смысл своей деятельности;

•   использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Предметные результаты

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

•  объяснять роль различных источников географической информации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

•   объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

•  объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

•   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

•   определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

•  различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;

•  выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

•  выделять причины стихийных явлений в геосферах;

•   использование географических умений:

•   находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

•   составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

•   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

•  использование карт как моделей;

•  определять на карте местоположение географических объектов.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел I. Земля как планета      6 ч.   Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.

         Земля – часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля – уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет - наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку – биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковые и океанические полушария.

         Формирование представлений о системе координат, умения определять географическую широту экватор, параллель,

Раздел 2.  Географическая карта     4 ч.    Развитие представлений о географической карте, плане местности. Формирование представления о масштабе карты Масштаб.   Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.

         Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки – самые точные изображения земной поверхности.

         Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Изолинии, бергштрихи, послойная окраска,  абсолютная и относительная высота.

Раздел 3. Литосфера 7ч.

         Внутреннее строение Земли состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.

         Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.

         Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.

         Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. горизонтали. Абсолютная и относительная высота.

         Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

         Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.

         Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.

         Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание.

         Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф.

         Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.

         Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.

         Человек и земная кора. Взаимное влияние.

Раздел 4.. Атмосфера. 8 ч.

         Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и  ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

         Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течении суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.

         Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

         Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.

         Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.

         Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.

         Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.

         Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.

         Климат. Изображение климата на картах.

         Человек и атмосфера. Взаимное влияние.

Раздел 5. Гидросфера. 4 ч.

         Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.

         Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.

         Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.

         Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. цунами. Приливы и отливы.

         Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.

         Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим рек.

         Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.

         Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.

         Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

         Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.

Раздел 6. Биосфера. (2 часа)

         Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера – оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.

         Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

         Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в океане.

         Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.

        

         Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

        

Раздел 7.  Почва и географическая оболочка Географическая оболочка. (3 часа)

         Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие. Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

         Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. уникальность географической оболочки.

         Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность.

         От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел

Количество часов

1

Земля как планета

6

2

Географическая карта

4

3

Литосфера

7

4

Атмосфера

8

5

Гидросфера

4

6

Биосфера

2

7

Почва и географическая оболочка

3

Всего

 

34

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) -УУД

Практическая работа

Дата проведения план/ факт

предметные

метапредметные

личностные

Тема 1. Земля как планета (6 часов)

1

Земля и Вселенная

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о строении Солнечной системы, влиянии космоса на Землю                                                                

Умение объяснять влияние космоса на жизнь на Земле;

географические следствия движений Земли

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи

Понимание влияния космоса Землю

03.09/

2

Система координат. Географическая широта

Комбинированный урок

Формирование представлений о системе координат, умения определять географическую широту экватор, параллель,

Умение определять форму и размеры  параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту объекта на карте

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание важности  умения определять свои координаты

Определение по карте географической широты различных географических объектов

10.09/

3

Географическая долгота. Географические координаты

Комбинированный урок

Формирование представления о географических координатах, умения определять географическую долготу меридиан, начальный (нулевой, Гринвичский)

Умение определять форму меридианов на глобусе и карте, определять географическую долготу, определять местонахождение объекта по географическим координатам

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

17.09/

4

Времена года

Комбинированный урок

Формирование представлений о распределении тепла и света на поверхности Земли

Умение объяснять и определять географические следствия движений Земли, особенности распределения света и тепла по поверхности Земли;

Умение определять особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи

Понимание влияния  движений Земли для жизни человека

24.09/

5

Пояса освещенности

Комбинированный урок

Формирование представлений о поясах освещенности Сев. и Юж. тропики, Сев. и Юж. Полярные круги,

Умение объяснять и определять географические следствия движений Земли

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи

Понимание влияния движений Земли на жизнь человека

01.10/

6

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять географические следствия вращений Земли. Определять географические координаты и местонахождение предмета по геогр. координатам

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание роли и значения географических знаний

Решение географических задач

08.10/

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

7

Географическая карта и ее масштаб

Урок изучения нового материала

Развитие представлений о географической карте, плане местности. Формирование представления о масштабе карты

Умение объяснять свойства географической карты и плана местности, масштаб карты; отличия видов масштаба, существенные признаки плана, карты и глобуса;

классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; умения определять расстояния по карте

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений

Понимание значения географических карт

Определение направлений и расстояний по карте

15.10/

8

Азимут

Комбинированный урок

Формирование представления об азимуте, умения работать с азимутом

Умение определять азимут по карте и на местности

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

•  планировать свою деятельность под руководством учителя;

Понимание важности умений работы с планом и картой

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту

22.10/

9

Изображение рельефа на карте

Комбинированный урок

Формирование представления о способах изображения рельефа Изолинии, бергштрихи, послойная окраска,  абсолютная и относительная высота

Умение объяснять специфику способов картографического изображения;

Умение определять абсолютную и относительную высоты

 

 

 

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

•  планировать свою деятельность под руководством учителя;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.11/

10

Урок обобщения и контроля по теме раздела

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Умение читать карту, определять азимут по  плану, карте и нм местности

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 7-9

19.11/

Тема 3. Литосфера (7 часов)

11

Строение земного шара

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о внутреннем строении Земли

Умение объяснять особенности внутреннего строения Земли; умение определять отличие видов земной коры

 

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

Осознание важности исследований Земли

26.11/

12

Виды горных пород

Комбинированный урок

Формирование представлений о видах горных пород(магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические).

Умение определять существенные признаки понятий, по заданным признакам определять горные породы и минералы

 

 

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

03.12/

13

Полезные ископаемые

Комбинированный урок

Формирование представлений о видах и принципах размещения полезных ископаемых топливные, рудные, нерудные), геологическая разведка

Умение объяснять виды,  размещение, применение полезных ископаемых

Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Осознание важности полезных ископаемых для человека

10.12/

14

Движения земной коры

Комбинированный урок

Формирование представлений о видах и причинах движений земной коры сейсмология,

Умение объяснять

причины и следствия движения земной коры;  умение определять

районы землетрясений и вулканизма

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи

17.12/

15

Выветривание горных пород

Комбинированный урок

Формирование представлений о внешних силах, формирующих рельеф

Умение объяснять действие внешних сил на формирование рельефа

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи

Осознание роли человека в изменении поверхности Земли

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)

24.12/

16

Рельеф суши и дна Мирового океана

Комбинированный урок

Формирование представлений о формах рельефа суши и дна Мирового океана

Умение объяснять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах; Умение определять виды форм рельефа

Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание влияния рельефа на особенности природы и жизни людей

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

14.01/

17

Урок обобщения и контроля по теме раздела

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки

11-16

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 11-16

21.01/

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

18

Строение атмосферы

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о строении и составе атмосферы

Умение объяснять вертикальное строение атмосферы;

умение определять существенные признаки понятий

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Осознание важности атмосферы для жизни на Земле

Составление диаграммы «Содержание газов в воздухе»

28.01/

19

Температура воздуха

Комбинированный урок

Формирование представлений о причинах изменения температуры воздуха

Умение объяснять изменение  температуры воздуха, средние температуры, амплитуду температур

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

04.02/

20

Атмосферное давление

Комбинированный урок

Формирование представлений об атмосферном давлении

Умение объяснять атмосферное давление, его изменение;

умение определять атмосферное давление с помощью барометра

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

выслушивать и объективно оценивать другого

Влияние атмосферного давления на здоровье человека

11.02/

21

Движение воздуха

Комбинированный урок

Формирование представлений о причинах возникновения ветра, свойствах и способах изучения.

Умение объяснять причины возникновения ветра;

умение определять направление, силу ветра

Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого

Влияние ветра на погоду в нашей местности

Построение розы ветров по заданным параметрам

18.02/

22

Вода в атмосфере

Комбинированный урок

Формирование представлений о влажности воздуха и атмосферных осадках

Умение объяснять образование облаков и атмосферных осадков,

Определять критерии для сравнения фактов, явлений

25.02/

23

Погода

Комбинированный урок

Формирование представлений о погоде и причинах её изменения

Умение объяснять причины изменения погоды, умение определять основные показатели погоды

Выслушивать и объективно  оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Осознание важности метеорологических наблюдений

Описание погоды выбранного дня в нашем селе

04.03/

24

Климат

Комбинированный урок

Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах

Умение  различать понятия климат и погода, 

умение объяснять  зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря

Выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений

Осознание влияния климата на жизнь и здоровье человека

11.03/

25

Урок обобщения и контроля по теме раздела

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Умение объяснять закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

Умение определять существенные признаки понятий

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание значения атмосферы для человека

18.03/

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

26

Единство гидросферы

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о составе и значении гидросферы

Умение объяснять состав и единство гидросферы, значение гидросферы в жизни планеты, выделение существенных признаков частей Мирового океана

Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого

Осознание важности воды как основы жизни

01.04/

27

Воды суши: реки и озера

Комбинированный урок

Развитие представлений о реках и озёрах, о различиях между разными реками и озёрами

Умение объяснять образование, строение рек и озёр, объяснять различия; умение определять вид рек, озер, природных льдов, определять по карте крупнейшие реки и озера

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого

Определение по карте крупнейших рек и озер

08.04/

28

Воды суши: подземные воды и природные льды

Комбинированный урок

Формирование представления о подземных водах и ледниках

Умение объяснять условия залегания и использования подземных вод, условия образования природных льдов;

умение определять вид природных льдов

Выявлять причинно-следственные связи;

15.04/

29

Урок обобщения и контроля по теме раздела

Комбинированный урок

Развитие навыков и умений обобщения, работы с  различными контрольно-измерительными материалами

Умение объяснять характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга, закономерности географической оболочки на примере гидросферы

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание важности гидросферы для природы Земли

22.04/

Тема 6. Биосфера (2 часа)

30

Царства живой природы

Урок изучения нового материала

Формирование представления о биосфере, ее разнообразии и значении

Умение объяснять роль царств природы;

Умение определять причины разнообразия растений и животных

Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя

Понимание исключительного места Земли в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов

29.04/

31

Биосфера и охрана природы

Комбинированный урок

Развитие представлений о круговороте веществ и охране природе

Умение объяснять  особенности приспособления организмов к среде обитания, необходимость охраны органического мира; умение определять сущность экологических проблем, характер взаимного влияния живого и неживого мира

выявлять причинно-следственные связи;  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности

06.05/

Тема 7. Почва и географическая оболочка (4 часа)

32

Почва

Урок изучения нового материала

Формирование представления о почве и условиях ее формирования

Умение объяснять закономерности образования почвы;

умение определять условия образования почв

Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого

13.05/

33

Природный комплекс

Природные зоны

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Формирование представления о природном комплексе

Развитие представлений о природных зонах

Умение объяснять особенности строения и состава географической оболочки, законы развития географической оболочки, взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки

Умение объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки, сущность влияния человека на географическую оболочку;

Умение определять характер размещения природных зон Земли

Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого

Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого

20.05/

Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении природы Земли

Описание природных зон Земли по географическим картам

 

34

Урок обобщения и контроля по курсу

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение тестовых заданий

27.05/

 

 

 

 

 

Учебно-методическая  литература

1. Домогацких Е.М., Алексеевский И. И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

2.  Болотникова Н.В., Банников С.В. Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского И. И. География. Физическая география. 6 класс.

3.  Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких. Н.И. Алексеевского «География. Физическая география. 6 класс».

4.  Банников СВ., Домогацких Е.М. Атлас. «География. Введение в географию. Физическая география. 5—6 классы».

5. Банников СВ., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География. Физическая география. 6 класс».

6. Мультимедийное приложение к учебнику "География. 6 класс" Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.

7. Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991

8. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.

9. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.

10. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997

11. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Дополнительная литература.

Ø  Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.

Ø  Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.

Ø  Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Ø  Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.

Ø  Баркова А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.

Ø  Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Ø  Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.

Ø  Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Практические работы

         1.         Определение по карте координат различных географических объектов.

         2.         Определение направлений и расстояний по карте.

         3.         Чтение тематических карт.

         4.         Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

         5.         Составление простейшего плана местности.

         6.         Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

         7.         Определение по карте географического положения гор, равнин.

         8.         Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

         9.         Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

       10.       Описание «Путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

       11.       Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

       12.       Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

       13.       Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

       14.       Изучение строения почвы на местности.

       15.       Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

       16.       Описание природных зон Земли по географическим картам.