Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный,1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №22 х.Кривой Лиман
«Утверждаю»
Директор МБОУ- СОШ №22
Приказ от 27.08.2020 г. № 215
_________ Редько Г.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии на 2020-2021 учебный год
Уровень общего образования: среднее общее образование10 класс.
Количество часов в год: 70
Учитель: Куковкина Марина Геннадьевна
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Программы курса химии для X - XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2012 год (автор О.С Габриелян) ;
-основной образовательной программы МБОУ-СОШ №22 х. Кривой Лиман;
- ориентирована на учебник О.С. Габриелян Химия 10 класс Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, 2018 г
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- в сфере сбережения здоровья – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
- знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
- умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
- умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
- умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности – для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
- установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
- моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
- понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере – анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере – проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни – соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Ученик научится:
• описывать свойства органических веществ;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между
данными характеристиками вещества;
• различать экспериментально некоторые вещества используя качественные реакции; осознавать необходимость
соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• раскрывать смысл теории строения органических соединений Бутлерова;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от
физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнному типу;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные
вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений органических
веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
• определять принадлежность органических веществ к одному из изученных;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы органических соединений по валентностям;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств веществ от строения
• называть общие химические свойства, характерные для групп соединений
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов органических веществ;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства органических веществ;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов органических веществ;
Ученик получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной
среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретѐнные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по
изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при
работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к
уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о строении органических соединений для объяснения и предвидения свойств конкретных
веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления
химической науки, еѐ основных понятий, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять составлять структурные формулы изомеров и гомологов и называть их по систематической
номенклатуре
• составлять химические уравнения, характеризующие свойства и получение органических веществ.
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами
органических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• составлять химические уравнения, характеризующие свойства и получение органических веществ.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять кислотные или основные свойства с учѐтом групп атомов
входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное
практическое значение.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Теория строения органических соединений
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии, гомологах, изомерии и изомерах.
Химические формулы и модели молекул в органической химии.
2. Углеводороды и их природные источники
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): Горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата
калия), гидратация и полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Алкадиеныи каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1, 3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризации в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакции полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид, его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галагенирование, нитрирование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин. Понятие об октановом числе.
3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты.Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией
этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной
связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием,
образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола
на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о
предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция.
Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле
фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация
фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на
основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры.
Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров.
Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды
(сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой
природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
4.Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
5.Биологически активные органические соединения, полимеры
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Перечень разделов и последовательность их изучения |
Кол-во часов на изучение каждого раздела |
Сроки изучения разделов |
Сроки контроля |
1 |
Теория строения органических веществ |
6 |
01.09.2020-16.09.2020 |
16.09.2020 |
2 |
Углеводороды и их природные источники |
24 |
22.09.2020-16.12.2020 |
15.12.2020 |
3 |
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники |
23 |
22.12.2020-30.03.2021 |
30.03.2021 |
4 |
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе |
11 |
31.03.2021-05.05.2021 |
05.05.2021 |
5 |
Биологически активные органические соединения. Искусственные и синтетические полимеры |
6 |
11.05.2021-26.05.2021 |
|
|
Итого |
70 |
|
|
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________ Е.Г. Липуга
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.