Рабочая программа по химии 10 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по химии 10 класс

Оценка 4.6
docx
20.09.2020
Рабочая программа по химии 10 класс
химия 10.docx

 

Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный,1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –                                                                                                                                             

 средняя общеобразовательная школа №22 х.Кривой Лиман     

 

                                                                                                     «Утверждаю»

                                                   Директор МБОУ- СОШ №22

           Приказ от 27.08.2020 г. № 215

                  _________ Редько Г.А.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 

по химии на 2020-2021 учебный год    

Уровень общего образования: среднее общее образование10 класс.

Количество часов в год: 70

Учитель: Куковкина Марина Геннадьевна

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Программы  курса химии для X - XI классов  общеобразовательных учреждений  (базовый  уровень)   2012 год (автор О.С Габриелян) ;

-основной образовательной программы МБОУ-СОШ №22 х. Кривой Лиман;

- ориентирована на учебник О.С. Габриелян Химия 10 класс Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, 2018 г

Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.

Основание (дата и номер приказа)

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 


Раздел 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей  жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- в сфере сбережения здоровья – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.  

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются:

1) в познавательной сфере:

знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;

- умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;

умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;

умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;

владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности – для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;

моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;

понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;

2) в ценностно-ориентационной сфере – анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;

3) в трудовой сфере – проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

4) в сфере здорового образа жизни – соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

Ученик научится:

• описывать свойства органических веществ;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между

данными характеристиками вещества;

• различать экспериментально некоторые вещества используя качественные реакции; осознавать необходимость

соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл теории строения органических соединений Бутлерова;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы

химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от

физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнному типу;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные

вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений органических

веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность органических веществ к одному из изученных;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы органических соединений по валентностям;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств веществ от строения

• называть общие химические свойства, характерные для групп соединений

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов органических веществ;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства органических веществ;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов органических веществ;

Ученик получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной

среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию

лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретѐнные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по

изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при

работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к

уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к

псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о строении органических соединений для объяснения и предвидения свойств конкретных

веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления

химической науки, еѐ основных понятий, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять составлять структурные формулы изомеров и гомологов и называть их по систематической

номенклатуре

• составлять химические уравнения, характеризующие свойства и получение органических веществ.

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами

органических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• составлять химические уравнения, характеризующие свойства и получение органических веществ.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять кислотные или основные свойства с учѐтом групп атомов

входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное

практическое значение.

 

 

 

                                                                        Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

1.                 Теория строения органических соединений

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии, гомологах, изомерии и изомерах.

Химические формулы и модели молекул в органической химии.

2. Углеводороды  и их природные источники

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): Горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).

Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата

калия), гидратация и полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

 Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Алкадиеныи каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1, 3 и изопрена:  обесцвечивание бромной воды и полимеризации в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакции полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид, его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галагенирование, нитрирование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин. Понятие об октановом числе.

3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты.Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный  уголь.  Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
   Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.

4.Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

 Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.    Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

5.Биологически активные органические соединения, полимеры

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

 

 

Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

 

Перечень разделов и последовательность их изучения

 

Кол-во часов на изучение каждого раздела

 

Сроки изучения разделов

 

Сроки контроля

1

 

Теория строения органических веществ

6

01.09.2020-16.09.2020

16.09.2020

2

 

Углеводороды и их природные источники

24

22.09.2020-16.12.2020

15.12.2020

3

 

 Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

23

22.12.2020-30.03.2021

30.03.2021

4

 

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

11

31.03.2021-05.05.2021

05.05.2021

5

 

Биологически активные органические соединения. Искусственные и синтетические полимеры

6

11.05.2021-26.05.2021

 

 

 

 

Итого

        70

 

 

 

 

Согласовано

  заместитель директора по УВР

__________________ Е.Г. Липуга


 

Скачано с www.znanio.ru

Ростовская область Мартыновский район х

Ростовская область Мартыновский район х

Раздел 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение…

Ученик научится: • описывать свойства органических веществ; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • различать экспериментально…

Ученик научится: • описывать свойства органических веществ; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • различать экспериментально…

Ученик получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; •…

Ученик получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; •…

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1

Нефть. Состав и переработка нефти

Нефть. Состав и переработка нефти

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники 23 22

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники 23 22
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020