Рабочая программа по истории 9 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории 9 класс

Оценка 4.7
docx
27.09.2021
Рабочая программа по истории 9 класс
История 9.docx

Ростовская область, Мартыновский район, х. Кривой Лиман пер. Южный, 1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 22 х. Кривой Лиман

 

 

 

                        «Утверждаю»                                 

Директор МБОУ- СОШ № 22

Приказ от 30.08.2022 г. № 178

________________Редько Г.А.

                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 По истории на 2021-2022 учебный год

 Уровень общего образования: основное общее образование  9 класс

             Количество часов  в год– 65

             Учитель -  Куковкина Марина Геннадьевна

             Программа разработана на основе:

      - Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России  от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования"

             - Примерной программы по учебным предметам.  История 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2013

            - Основной образовательной программы МБОУ-СОШ № 22 х. Кривой Лиман

            - УМК: -Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.О.С. Сороко-Цюпа,  А.О. Сороко-Цюпа. - М.:         Просвещение, 2016-История России. 9 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и дрМ. Просвещение, 2017.

 

Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.

Основание (дата и номер приказа)

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Планируемые результаты

Личностные результаты:

·           освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIXв.;

·           эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

·           уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

·           гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

·           уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

·           формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

·           готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты:

·           самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

·           планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

·           самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

·           адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

·           понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

·           работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·           формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·           выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

·           осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

·           адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

·           организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

·           осуществлять контроль, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

·           в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·           осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·           выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

·           выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

·           структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты:

·           представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

·           знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

·           представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

·           знание основных течений общественного движения XIXв. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

·           установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

·           определение и использование основных исторических понятий периода;

·           установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

·         установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

·         анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

·         анализ и историческая оценка действий исторических личностей;

·         определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России;

·         систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

·         приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

·         представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии;

·         анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

·         составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

·         поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

·         анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

·         сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей.

В результате изучения ученик научится:

·         локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

·         использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

·         анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

·         составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

·         систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

·         раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

·         объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

·         сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

·         давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

В результате изучения  ученик получит возможность научиться:

·         развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

·         систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

·         выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

·         характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

·         проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

 

2. Содержание курса

2.1. Всеобщей истории.

Раздел 1.Новейшая история  1 половина 20 века

Мир в начале 20 века: предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, её основные характеристики (технические изобретения, изменившие жизнь людей в передовых странах Европы и США). Вторая промышленно- технологическая революция, как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Страны мира: лидеры и догоняющие. Особенности Модернизации в начале 20 века. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. (Социальные реформы в ведущих странах Европы и США в конце 19- начале 20 в.)

    Предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.

   Основные направления Демократизации социально- политической жизни. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. (Политики- профессионалы: Ллойд Джордж, Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и др.)

    Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале 20 века и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических блоков: Тройственный союз и Антанта. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.

     Июльский  1914 г. кризис,  повод и причины  Первой мировой войны. (Гаврило Принцип). Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений.

  Парижская мирная конференция (1919): надежды и планы участников.( Программа «14 пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования). Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций, как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921-1922), договоры колониальных держав. Оформление Версальско- Вашингтонской системы послевоенного мира  и её противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости  новой системы международных отношений. Характеристика стран Западной Европы и США в 1920-1930 гг. Активизация праворадикальных сил- образование и расширение влияния Фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат 1 мировой войны.

     Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально- психологические последствия мирового экономического кризиса. Особенности экономического кризиса в США ( «новый курс» Ф. Рузвельта), Великобритании (Н. Чемберлен иего политический курс на оздоровление экономики), Франция (Народный фронт 1936-1939гг. Л.Блюм).

       Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы, как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия, Муссолини. Особенности итальянского фашизма. Кризис Веймарской республики в Германии. Нацистская партия на пути к власти. Гитлер и его сообщники. « Пивной путч». Испания, режим Франко. Особенности испанского фашизма.

Международные отношения в 1930 гг.- конец эры пацифизма. Крах Версальско- Вашингтонской системы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии. Несостоятельность Лиги Наций. Причины, сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно- политический блок Берлин- Рим- Токио 1937 г. Мюнхенский сговор 1938г. Советско- германские договоры 1939 и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

     Географические и политические параметры понятия Восток. Положение в странах Востока  в 1 половине 20 века. Культурно- цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции.

   Культурно- цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в 1 половине 20 века. Факторы, способствовавшие и препятствующие модернизации.

     Вторая мировая война и её уроки. Периодизация, фронты, участники, основные операции. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Нацистский « новый порядок в оккупированных странах. Геноцид. Холокост. Движение сопротивления и его герои. Антигитлеровская коалиция. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств( Тегеран 1943; Ялта и Потсдам 1945). Ф. Рузвельт, У. Черчилль, И. Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр. Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане 1944, разгром Квантунской армии ( август 1945)

Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире.Утверждение решающей роли 2 сверхдержав- СССР и США. Нюрбергский прцесс 1945-1946, Токийский процесс 1946-1948.

   Культура и искусство 1 половины 20 века.

Раздел 2. Новейшая история. 2 половина 20- начало 21 века.

 Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный ( биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. « Железный занавес как символ раскола Европы и мира на 2 противоборствующие общественно- политические системы. Гонка вооружений. Создание военно- политических блоков НАТО и ОВД, как проявление соперничества 2 сверхдержав- СССР и США. Ядерное оружие- равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.

    Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла.

 Причины и сущность экономических кризисов 1974-1975, 1980-1982гг. Новый этап Научно- технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце 20-начале 21 века в, в условиях глобализации и соперничества  трех центров современной мировой экономики ( США, Европейский союз, Япония).

   Главные идейно- политические направления партийной борьбы во 2 половине 20 века: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во 2 половине 20- начале 21 века. Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологическое, феминистское и этнические движения, культурные группы взаимопомощи и др.Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.  (Примеры деятельности международных социальных движений, основанных на инициативе отдельных граждан. «Врачи без границ», Гринпис).

Страны и регионы мира во 2 половине 20 века: единство и многообразие.

США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания 2 мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990 гг.Демократы и республиканцы у власти. США- сверхдержава в конце 20- начале 21 века. ( США в эпоху президентов Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р.Никсона, Р.Рейгана, Б.Клинтона, Дж. Буша- младшего).

Великобритания. « Политический маятник» 1950-1990гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М.Тэтчер-«консервативная революция». Э.Блэр- политика «третьего пути».Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании.

 Франция. Социально- экономическая и политическая история во 2 половине 20 века. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Практика сосуществования левых и правых сил у власти- опыт Ф.Миттерана и Ж.Ширака. Внешняя политика Франции. Париж- инициатор европейской интеграции.(Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак).

Италия. Провозглашение Итальянской республики. Политическая нестабильность как свойство итальянской партийно - политической системы 2 пол. 20 века. Реформы избирательной системы. (мафия и коррупция). Особенности социально – экономического развития Италии. ( Богатый Север и Бедный Юг- региональные проблемы Италии).

Германия. Три периода истории Германии 2 половине 20 века: оккупационный (1945-1949), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990), объединенная Германия ( ФРГ с 1990года). Историческое соревнование 2-х социально-экономических и политических систем в лице 2-х германских государств и его итоги. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Г.Коль- первый канцлер объединенной Германии. Г.Шрёдер- прагматичная политика «нового центра». ( К. Аденауэр, Г.Коль, Г.Шрёдер)

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Формирование мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше и Венгрии (1956), в Чехословакии (1968). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже 20-21 вв.

Страны Азии и Африки в современном мире. Проблемы выбора путей развития и модернизации  общества в освободившихся странах Азии и Африки. Основные модели взаимодействия  внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально- экономического и политического развития к концу 20 века. ( Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Стагнирующие  регионы  Африки к югу от Сахары). Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.

Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы обусловившие японское «экономическое чудо» во2 2 половине 20 вв.

Китай. Гражданская война ( 1946-1949) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949-1957г. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976гг. Начало реформ в Китае в 1978г. Дэн Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце 20 в.

Индия. Пути реформирования индийского общества во 2 пол 20 в.. Дж. Неру, И. Ганди. Внешняя политика Индии и её роль в современном мире.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и её влияние на социально- экономическое развитие стран Латинской Америки. ( Революции, военные режимы и диктатуры в истории стран Латинской Америки. Че Гевара.)  Варианты модернизации. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах.

Международные отношения. В условиях биполярного мира. Карибский кризис ( 1962) и его значение в переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание « холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву.( организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Расширение НАТО на Восток и превращение её в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и расширение его на Восток. Угроза международного терроризма. Российско- американские отношения в конце 20-начале 21 века. (Международные и региональные конфликты, способы их урегулирования во 2 половине 20- начале 21 века.)

Двадцатый век и культура.

Культура 1 половины 20 века. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале 20 века. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. (Философия жизни- А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Учение о психоанализе- З.Фрейд. Учение о творческой интуиции- А.Бергсон. Науки об обществе

Новая художественная система- от модернизма и авангардизма начала 20 века до постмодернизма конца 20- начала 21вв.

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале 20 века. Стиль модерн( художественные направления- импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.) Авангард ( художественные направления- абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.) Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.

  Символизм в музыке (Р.Вагнер), в литературе (Ш.Бодлер, П.Варлен, С.Маларме), в изобразительном искусстве (О.Бердслей, П.Де.Шаванн, Г.Климт, А.Беклин).

 Литература критического реализма. Новая драматургия в нач. 20 века (Г.Ибсен, А.Чехов, Г.Гауптман). Литература «потерянного поколения»(Э.Хемингуэй, Д.Дос Пассос, Э.М.Ремарк).

Литература авангарда(Д.Джойс, Ф.Кафка, М.Пруст). Антиутопии в литературе( Е.Замятин, А.Платонов, О.Хаксли, Дж. Оруэлл).

   Кинематограф, как новый вид массового искусства. Кумиры начала 20 века (Андре Дид, Макс Линдер, Чарльз Чаплин)

  Наступление тоталитаризма в 1930 гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк- новый художественный центр мира. Наука искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе пропаганды.

Культура во 2 половине 20 века. Научно- техническая революция.

Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний, информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).персональный компьютер, Интернет.

 Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма( М.Фуко, Ж.Деррида).Осмысление проблем информационного общества.

   Литература. Антифашистская. Философская( Т.Манн).Экзистенциализма, авангарда, магического реализма латиноамериканских писателей, постмодернизма.

   Изобразительное искусство. Нью-йоркская (1945-1960) и европейская (1945-1960) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм,  концептуализм, и др.) Постмодернизм в архитектуре.

  Кинематограф. Направления и жанры. США- главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально- коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок и поп музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.

Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты.

Предпосылки глобализации и её противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её социально- экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

2.2.История РоссииВ XIX — начале XX вв..

Введение.

Раздел I. Россия в первой четверти XIX в 

 Александровская эпоха: государственный либерализм

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

 Раздел II. Россия во второй четверти XIX в

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

Культурное пространство империи в первой половине 19в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Российская культура как часть европейской культуры.

Динамика повседневной жизни сословий.

 Раздел  III. Россия в эпоху Великих реформ.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине 19 в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его политики.

Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

 Раздел  IV. Россия в 1880—1890-е гг 

«Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

Особенности экономического развития страны в 1880—1890 гг

Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика.

Культурное пространство империи.

Подъём российской демократической культуры. Развитие Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России.

Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

 Раздел  V. Россия в начале XX в 

Россия в начале ХХ в.: кризис империи.

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Модернизация в России н. XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала века и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.

Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и ДВ. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение.

Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры.

Духовное состояние российского общества в начале века.  Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.

Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

 

 

3.Тематическое планирование

3.1. Всеобщая история ХХ – начало ХХI века

№п/п

 Перечень разделов и последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела

Сроки изучения разделов

Сроки контроля

1

I.   Новейшая история. Первая  половина ХХ века

9

06.09-04.10

 

2

II . Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало ХХI  века

16

05.10-06.12

08.11

06.12

 

Всего

25

 

 

 

 

 

 

 

3.2. История России В XIX — начале XX в..

 

№п/п

 Перечень разделов и последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела

Сроки изучения разделов

Сроки контроля

1

Раздел I. Россия в первой четверти XIX в.

 

10

07.12-17.01

 

2

РазделII. Россия во второй четверти XIX в.

 

8

18.01-14.02

14.02

3

РазделIII. Россия в эпоху Великих реформ

7

15.02-14.03

 

4

РазделIV. Россия в 1880—1890-е гг.

5

15.03-05.04

 

5

РазделV. Россия в начале XX в.

10

11.04-24.05

23.05

 

Всего

40

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________  Липуга Е.Г..

 


 

Ростовская область, Мартыновский район, х

Ростовская область, Мартыновский район, х

Планируемые результаты Личностные результаты : · освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах

Планируемые результаты Личностные результаты : · освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах

Интернета; · выявлять проблему, аргументировать её актуальность; · выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя); ·…

Интернета; · выявлять проблему, аргументировать её актуальность; · выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя); ·…

России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия

России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия

Нового времени; · объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории

Нового времени; · объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории

Основные направления Демократизации социально- политической жизни

Основные направления Демократизации социально- политической жизни

Географические и политические параметры понятия

Географические и политические параметры понятия

Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологическое, феминистское и этнические движения, культурные группы взаимопомощи и др

Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологическое, феминистское и этнические движения, культурные группы взаимопомощи и др

Страны Азии и Африки в современном мире

Страны Азии и Африки в современном мире

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале 20 века

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале 20 века

История России В XIX — начале XX вв

История России В XIX — начале XX вв

Изменения в социальной структуре российского общества

Изменения в социальной структуре российского общества

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг

Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни

Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни

Общество и власть после революции 1905—1907 гг

Общество и власть после революции 1905—1907 гг

История России В XIX — начале

История России В XIX — начале
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021