Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Планируемые результаты освоения учебного материала:
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Введение в предмет. Все дети любят рисовать.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Художники и зрители (обобщение темы).
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Цветы.
Узоры на крыльях.
Красивые рыбы.
Украшения птиц.
Узоры, которые создали люди.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна. Создание панно.
Времена года.
Картинная галерея (выставка работ) Подведения года и достижений
Учебный план
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения |
6 ч |
2 |
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения |
8ч. |
3 |
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки |
7ч. |
4 |
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
9 ч. |
5 |
Подведения года и достижений |
1 ч. |
6 |
Итого: |
31ч |
Изобразительное искусство
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела, урока |
дата |
примечание |
|
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером. Изображение. (6 ч.) |
|
|
||
1. |
Изображения всюду вокруг |
|
|
|
2. |
Наблюдение за природой (экскурсия) В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» |
|
|
|
3. |
Изображать можно пятном. С. 18–23 |
|
|
|
44. |
Изображать можно в объеме С. 24–27 |
|
|
|
55. |
Изображать можно линией С. 28–31 |
|
|
|
66. |
Разноцветные краски. С. 32–33 |
|
|
|
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером. Украшение (8 ч.) |
||||
77. |
Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи). С. 34–41 |
|
|
|
88 |
Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи). С. 44–45 |
|
|
|
99 |
Красоту надо уметь замечать (решение частных задач). С. 46–47 |
|
|
|
110 |
Узор на крыльях С. 50–53 |
|
|
|
111 |
Красивые рыбы С. 54–55 |
|
|
|
112 |
Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С. 56–57 |
|
|
|
113 |
Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия). С. 58–61 |
|
|
|
114 |
Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний) |
|
|
|
Ты строишь. Знакомство с Мастером. Постройки (7 ч) |
||||
115 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник. С. 62–65 |
|
|
|
116 |
Постройки в нашей жизни. С. 67–69 |
|
|
|
117 |
Домики, которые построила природа. С. 76–77 |
|
|
|
118 |
Дом снаружи и внутри. С. 78–79 |
|
|
|
119 |
Строим город С. 80–83 |
|
|
|
220 |
Все имеет свое строение . С. 84–85 |
|
|
|
221 |
Постройка предметов. С. 86–87 |
|
|
|
Изображение. Украшение и постройка всегда помогают друг другу . (9 часов) |
||||
222 |
Город, в котором мы живем С. 88–89 |
|
|
|
223 |
Город, в котором мы живем С. 88–89 |
|
|
|
224 |
Совместная работа трех Братьев-Мастеров). С. 91–93 |
|
|
|
225 |
Сказочная страна. Создание панно С. 98–99 |
|
|
|
226 |
Разноцветные жуки (решение частных задач). С. 96–97 |
|
|
|
227 |
Весенний день |
|
|
|
228 |
Урок любования. Умение видеть (экскурсия) |
|
|
|
229 |
Времена года. С. 100–101 |
|
|
|
330 |
Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками С. 94–95 |
|
|
|
Обобщающий урок, подведения года и достижений. (1час) |
||||
331 |
Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) С. 102–106 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.