МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 7 ________ / Приказ № __________ от_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на учебный год
по изобразительному искусству
для 4 В класса
учителя
г. Сургут
Оглавление
№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
1. |
Титульный лист |
1 |
2. |
Оглавление |
2 |
3. |
Паспорт рабочей программы |
3 -4 |
4. |
Пояснительная записка |
5 -8 |
5. |
Содержание учебной программы |
8 |
6. |
Тематическое планирование |
9 - 10 |
7. |
Планируемые результаты освоения предметного содержания учебного курса |
11 - 12 |
8. |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного курса |
13-14 |
9. |
Приложение 1. Календарно – тематический план |
|
10. |
Приложение 2. Лист корректировки |
|
11. |
Приложение 3. Оценочный лист рабочей программы учебного предмета |
|
12. |
Приложение 4. Лист согласования |
|
13. |
Приложение 5.Лист ознакомления |
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса, составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (п. 19.5).
- авторская программа по изобразительному искусству УМК «Начальная школа XXI века» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская рекомендованная Министерством образования и науки РФ, (2013) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса:
— Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: интегрированная программа:1 – 4 классы/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3-е изд. перераб. – М.: Вентана – Граф, 2013.
— Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф , 2011.
— Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф,2014.
Общая характеристика учебного предмета
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Характерными признаками развивающего обучения на уроках изобразительного искусства являются следующие:
1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.
Цели и задачи обучения изобразительному искусству
Цели:
- формирование основ художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- развитие образного мышление, наблюдательности и воображения, учебно-творческих способностей, эстетических чувств, формирование основ анализа произведения искусства; формирование эмоциональноценностного отношения к миру, явлениям действительности и художественного вкуса;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, способность вставать на позицию другого человека;
- способствовать реализации собственного творческого потенциала, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций в повседневной жизни.
Задачи:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.
Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия — освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек — природа — культура (региональный компонент).
Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления.
Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
· опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
· процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
· проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
· активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание программы.
Природа. Человек. Искусство (8 ч.) Искусство в жизни человека. Летний, осенний пейзаж. Природа в живописи. Приём а-ля прима. Рисование цветов. Дерево мира. Былинный жанр в искусстве. Рисуем богатырей. Иллюстрирование сказки о происхождении мира. Рисование пейзажа по сюжету, используя колорит. Иллюстрирование любимого стихотворения о природе. Иллюстрирование прослушанного фрагмента из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
Природное пространство и народная архитектура (6ч.) Русская изба. Коллективная композиция «Деревенская улица». Кавказская сакля. Коллективная композиция «Аул в горах». Казахская юрта. Коллективная композиция «Жизнь в степи». Традиционный китайский дом. Коллективная композиция «Архитектура Китая. Дом на воде». Создание образа своего дома. Выполнение пейзажа с архитектурой. Иллюстрирование стихотворения И.А. Бунина «…Берёзы жёлтою резьбой…»
композиция «В казахской юрте».
Организация внутреннего пространства народного жилища (6ч.) Сюжетная композиция «В русской избе». Рисование интерьера кавказской сакли.
Сюжетная композиция «В казахской юрте». Натюрморт в технике аппликации «Чайная церемония в Китае». Проект интерьера своей комнаты. Натюрморт из предметов любой национальности.
Символика народного орнамента (4ч.) Русский народный орнамент. Узоры для мужской рубашки, женского сарафана. Декоративная монета в технике металлопластики. Эскиз ковра, с использованием казахского народного орнамента. Рисование китайской вазы.
Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство (10ч.) Рисование напольной вазы. Рисование филимоновской игрушки. Выполнение эскиза любой Богородской игрушки. Рисование каргопольской игрушки. Создание дымковской игрушки в технике бумажной пластики. Украшение дымковской игрушки. Рисование подноса по мотивам жостовского народного промысла. Создание сюжетной композиции по мотивам городецкой росписи. Рисование узора с элементами хохломской росписи. Ярмарка народных промыслов России.
Тематическое планирование с распределением учебных часов по классам:
№ |
Классы |
4 |
|
|
|
|
|
|
Примерная/авторская программа |
Савенкова, Е.А. Ермолинская Л.Г. |
|
|
|
|
|
I. |
Распределение по классам: |
||||||
|
Учебных недель |
34 |
|
|
|
|
|
|
Часов в неделю |
1 |
|
|
|
|
|
|
Общее количество часов |
34 |
|
|
|
|
|
II. |
Из них часов: |
||||||
|
I четверть |
9 |
|
|
|
|
|
|
II четверть |
7 |
|
|
|
|
|
|
III четверть |
8 |
|
|
|
|
|
|
IV четверть |
10 |
|
|
|
|
|
III. |
Количество часов, отводимых на изучение разделов: |
||||||
|
Природа. Человек. Искусство |
8 |
|
|
|
|
|
|
Природное пространство и народная архитектура |
6 |
|
|
|
|
|
|
Организация внутреннего пространства народного жилища |
6 |
|
|
|
|
|
|
Символика народного орнамента |
4 |
|
|
|
|
|
|
Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство |
10 |
|
|
|
|
|
IV. |
Количество часов, отводимых на итоговый контроль достижения планируемых результатов освоения программы с указанием формы контроля: |
||||||
|
Практическая работа |
28 |
|
|
|
|
|
|
Доклад, сообщение и т.д. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
5) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
6) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
7) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
8) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
9) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представления об освоении человеком пространства Земли;
10) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
11) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
|
Требования к уровню подготовки выпускника 4 класса по изобразительному искусству
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Учащиеся должны знать:
- многообразие состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игру света и тени;
- природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
- зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий;
- что каждый народ живет в своем природном пространстве, которое отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
- композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве;
- содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка)
- пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме;
- пропорции тела человека, передачу характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами;
- передачу на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы;
- общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия;
- декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.) Знать о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине;
- симметрию и асимметрию в природе и декоративно-прикладном искусстве;
- о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина, ширина);
- о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция), о передаче в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени;
- особенности формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке;
- символику народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали;
- народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
- композицию и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись;
народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, Богородская, семёновская), росписи (жостово, Городец, хохлома).
Учащиеся должны уметь:
- использовать в работе способы, приемы, средства художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет;
- самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением;
- передать на плоскости характерные особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений;
- отображать флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа;
- передавать индивидуальную характеристику персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты;
- передавать характерные особенности фигуры человека (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски);
- находить общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия;
- изображать замкнутое пространство в трёх измерениях;
- выполнять композицию без конкретного изображения (абстрактная композиция), передавать в композиции настроение, динамику, колорит;
- отображать характер традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке;
- выполнять рисунок народного орнамента, узоры народного орнамента;
- различать народные промыслы в области художественной росписи, отображать в декоре элементы окружающей природы;
- изображать народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, Богородская, семёновская), росписи (жостово, Городец, хохлома);
- показать особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Печатные пособия.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010 г.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. – М: Просвещение. 2010 г.
3. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой. – М: Просвещение. 2011 г.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 1. Под ред. Г.С. Ковалёвой. – М: Просвещение. 2011 г.
5. Программа под редакцией, Савенковой Л.Г. «Изобразительное искусство» 4 класс. - М.: Вентана – Граф, 2013 г.
6. Учебник. Изобразительное искусство. 4 класс. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана – Граф, 2013 г.
2. Материально – технические средства.
1. Презентации к урокам.
2. Материалы ЦОР «Кирилл и Мефодий»
3. Альбомы по декоративно-прикладному искусству.
4. Компьютерная техника, проектор, мобильный класс.
5. Сайты музеев:
- www.getty.edu/art/exhibitions/devices
-www.hermitage.ru
-www.rusmuseum.ru
Приложение 1
Календарно-поурочное планирование для реализации учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» в 4В классе
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты (УУД) |
Контроль (объекты, формы, методы) |
Учебно - информационное обеспечение |
||||||||||
План |
Факт |
Предметные |
УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные) |
||||||||||||
1 четверть (9 ч.) |
|||||||||||||||
1
|
05.09
|
|
Искусство в жизни человека. Летний, осенний пейзаж. |
Учащийся научится различать пейзажи, изображать осенний или летний пейзаж, познакомиться с техникой а-ля прима. Учащийся получит возможность познакомиться с художниками-пейзажистами, попробовать себя в технике а-ля прима. |
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализировать и оценивать результаты выполненного задания. Принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. |
Текущий Практическая работа |
Учебник, иллюстрации разных художников-пейзажистов (В. Саврасов, П. Салмасов)
|
||||||||
2 |
12.09
|
|
Природа в живописи. Приём а-ля прима. Рисование цветов. |
Учащийся научится выполнять рисунок в технике а-ля прима. Учащийся получит возможность познакомиться с художниками-пейзажистами. |
Использовать различные справочные издания (толковый словарь и др.) для поиска необходимой информации о художниках. Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Высказывать свои предположения формулировать собственное мнение Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя. |
||||||||
3 |
19.09
|
|
Дерево мира. |
Учащийся научится коллективно создавать композицию дерева. Учащийся получит возможность эмоционально-ценностно относится к природе, человеку, обществу |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации о культуре разных народов мира. Участвовать в обсуждении создания «Дерева мира», рассказывать о своём проекте, высказывать мнение о работе товарищей. Проявлять чувство терпимости к другим вкусам и мнениям. |
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя. |
||||||||
4 |
26.09 |
|
Былинный жанр в искусстве. Рисуем богатырей. |
Учащийся научится изображать былинных богатырей. Учащийся получит возможность видеть, чувствовать и изображать картины богатырей. |
Систематизировать знания о героях-богатырях. Наблюдать за изображением их внешнего вида на картинах известных художников. Высказывать своё мнение о былинных героях, рассказывать о прочитанных были-нах, высказывать своё мнение об изображении богатыря художниками. Оценивать результаты выполненного задания. |
Текущий Практическая работа |
Книги о богатырях, иллюстрации Презентация учителя. |
||||||||
5. |
03.10 |
|
Рисуем богатырей. |
Получит возможность самостоятельно ответить на вопросы
|
Оценивать результаты выполненного задания. Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к учёбе. |
Текущий Практическая работа |
|
||||||||
6 |
10.10 |
|
Рисование пейзажа по сюжету, используя колорит. |
Учащийся научится использовать колорит в своих работах, иллюстрировать содержание стихотворения и прослушанное музыкальное произведение.
|
Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словаре о колорите. Познакомиться с оперой «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
Текущий Практическая работа |
Иллюстрации художников К. Моне, М. Клеймо, В Поленов, И Шишкин и др.) |
||||||||
7 |
17.10 |
|
Иллюстрирование любимого стихотворения о природе. |
Учащийся научится использовать колорит в своих работах, иллюстрировать содержание стихотворения и прослушанное музыкальное произведение. |
Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления |
Текущий Практическая работа |
Сборники стихов о природе |
||||||||
8 |
24.10 |
|
Иллюстрирование прослушанного фрагмента из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. |
Учащийся научится использовать колорит в своих работах, иллюстрировать содержание стихотворения и прослушанное музыкальное произведение.
|
Осознавать значимость искусства для дальнейшего существования, ориентироваться в нравственном содержании стихов и иллюстраций. |
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя. |
||||||||
9 |
31.10 |
|
Русская изба. Коллективная композиция «Деревенская улица». |
Учащийся научится находить и изображать избу.
|
Использовать различные справочные издания. Оформлять свои мысли в высказывания небольшого объёма. Анализировать результаты выполненной работы. Проявлять чувство терпимости к другим вкусам и мнениям. |
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя. |
||||||||
2 четверть (7 ч.) |
|||||||||||||||
10 |
14.11
|
|
Кавказская сакля. Коллективная композиция «Аул в горах». |
Учащийся научится изображать особенности деревенской избы, казахской юрты, кавказской сакли, китайского дома |
Поиск необходимой информации о художнике А. К. Саврасове. Узнать об особенностях архитектуры людей разной национальности Вести диалог в различных ситуациях, сотрудничая с одноклассниками и учителем при выполнении учебной задачи |
Текущий Практическая работа |
ЦОР «Кирилл и Мефодий». |
||||||||
11 |
21.11
|
|
Казахская юрта. Коллективная композиция «Жизнь в степи». |
Учащийся научится изображать особенности деревенской избы, казахской юрты, кавказской сакли, китайского дома |
Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
Текущий Практическая работа
|
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
12 |
28.11
|
|
Традиционный китайский дом. Коллективная композиция «Архитектура Китая. Дом на воде». |
Учащийся получит возможность научится изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах. |
отношения к школе. Осознавать значимость искусства для в жизни каждого человека. |
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
13 |
05.12 |
|
Создание образа своего дома. Выполнение пейзажа с архитектурой. |
Учащийся научится создавать образ своего дома, иллюстрировать содержание стихотворения. Учащийся получит возможность изображать пейзажи и выражать к ним своё отношение. |
Осуществлять поиск необходимой информации о работе архитекторов. Узнать об известных архитекторах. Пополнить знания о художнике-пейзажисте В.Д. Поленове. Высказывать свои предположения о создании иллюстрации к стихотворению, обсуждение дизайна своей комнаты. |
Текущий Практическая работа |
ЦОР «Кирилл и Мефодий». |
||||||||
14
|
12.12
|
|
Иллюстрирование стихотворения И.А. Бунина «…Берёзы жёлтою резьбой…»
|
Учащийся научится создавать образ своего дома, иллюстрировать содержание стихотворения. Учащийся получит возможность изображать пейзажи и выражать к ним своё отношение |
Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной зада-чей и условиями её реализации и искать средства её осуществления. Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к новому знанию.
|
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
15 |
19.12 |
|
Сюжетная композиция «В русской избе». |
Учащийся научится создавать простые ком позиции внутреннего пространства жилища. |
Узнать об особенностях внутреннего убранства людей разной национальности. Участвовать в обсуждении создания композиции интерьера русской избы. Оценивать результаты выполненно-го задания.
|
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя. Презентация ученика. |
||||||||
16
|
26.12 |
|
Рисование интерьера кавказской сакли. |
Учащийся научится создавать простые ком позиции внутреннего пространства жилища. |
Проявлять чувство терпимости к другим вкусам и мнениям.
|
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
3 четверть (10 ч.) |
|||||||||||||||
17 |
16.01 |
|
Сюжетная композиция «В казахской юрте». |
Учащийся научится составлять композицию русского, кавказского, казахского, китайского народа на плоскости и пространстве. |
Предметы национальной культуры русских, казахов, кавказцев, китайцев. Уметь работать с толковым словарём, находить значение непонятных слов. Обсуждать интерьер кавказской сакли, казахской юр-ты, китайского дома, рассказывать о своём проекте, высказывать мнение о работе товарищей. |
Текущий Практическая работа
|
Презентация учителя. |
||||||||
18 |
23.01 |
|
Натюрморт в тех-нике аппликации «Чайная церемо-ния в Китае» |
Учащийся научится составлять композицию русского, кавказского, казахского, китайского народа на плоскости и пространстве. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
19 |
30.01
|
|
Проект интерьера своей комнаты.
|
Учащийся получит возможность передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки, при создании ком-позиций на заданные темы. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
Текущий Практическая работа |
ЦОР «Кирилл и Мефодий». |
||||||||
20 |
06.02 |
|
Натюрморт из предметов любой национальности. |
Учащийся получит возможность передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки, при создании ком-позиций на заданные темы. |
Определять свои чувства по отношению к искусству, выражать к нему своё эмоциональное отношение.
|
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя. |
||||||||
21 |
13.02
|
|
Русский народный орнамент. Узоры для мужской рубашки, женского сарафана.
|
Учащийся научится различать орнаменты раз-ных народов и выполнять их эскизы. |
Познакомиться с символами орнамента людей разной национальности, орнаменты национальной культуры русских, казахов, кавказцев, китайцев. Уметь работать с толковым словарём, находить значение непонятных слов. Договариваться о последовательности действий и порядке работы в парах и группах. |
Текущий Практическая работа |
ЦОР «Кирилл и Мефодий». |
||||||||
22 |
20.02
|
|
Декоративная монета в технике металлопластики. |
Учащийся получит возможность понимать и пере давать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям. |
Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Анализировать разнообразие узоров, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Определять роль искусства в жизни человека и целого народа, нации. |
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя |
||||||||
23 |
27.02 |
|
Эскиз ковра, с использованием казахского народного орнамента. |
Учащийся получит возможность понимать и пере давать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям. |
Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение. |
Текущий Практическая работа |
Презентация ученика. |
||||||||
24 |
06.03 |
|
Рисование китайской вазы. |
Учащийся получит возможность понимать и пере давать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям. |
Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Анализировать разнообразие узоров,оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Определять роль искусства в жизни человека и целого народа, нации. |
Текущий Практическая работа |
Презентация ученика. |
||||||||
25 |
13.03 |
|
Рисование напольной вазы. |
Учащийся научится различать виды художественной деятельности, различать основные виды и жанры пластических искусств. |
Узнать об известных на-родных промыслах России (филимоновская, Богородская, карго-польская, дымковская) Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией учебника. |
Текущий Практическая работа |
Презентация ученика. |
||||||||
26 |
20.03 |
|
Рисование филимоновской игрушки.
|
Учащийся научится различать виды художественной деятельности, различать основные виды и жанры пластических искусств.
|
Определять роль искусства в жизни человека и целого народа, нации. Проявлять чувство личной ответ-ственности за своё поведение.
|
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
4 четверть (8 ч.) |
|||||||||||||||
27 |
03.04
|
|
Выполнение эски-за любой Богородской игрушки. |
Понимать виды художественной деятельности их специфику, передавать в своей художественной деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России, организовывать выставку, выступать в роли экскурсовода. |
Обогатить знания о декоративно-прикладном искусстве.
|
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
28 |
10.04
|
|
Рисование каргопольской игрушки. |
Понимать виды художественной деятельности их специфику, передавать в своей художественной деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России, организовывать выставку, выступать в роли экскурсовода. |
Обогатить знания о декоративно-прикладном искусстве.
|
Текущий Практическая работа |
Презентация ученика. |
||||||||
29 |
17.04
|
|
Создание дымков-ской игрушки в технике бумажной пластики.
|
Учащийся получит возможность видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице в театре, высказывать суждения о художественных произведениях и народных промыслах. |
Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в обсуждении создания игрушки и её художественного оформления.
|
Текущий Практическая работа |
Презентация ученика. |
||||||||
30 |
24.04
|
|
Украшение дым-ковской игрушки. |
Учащийся получит возможность видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице в театре, высказывать суждения о художественных произведениях и народных промыслах. |
Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в обсуждении создания игрушки и её художественного оформления.
|
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя |
||||||||
31 |
01.05 |
|
Рисование подноса по мотивам жо-стовского народ-ного промысла. |
Учащийся получит возможность видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице в театре, высказывать суждения о художественных произведениях народных промыслах. |
Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в обсуждении создания игрушки и её художественного оформления.
|
Текущий Практическая работа |
Презентация учителя |
||||||||
32 |
08.05
|
|
Создание сюжетной композиции по мотивам народных промыслов |
Учащийся получит возможность видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице в театре, высказывать суждения о художественных произведениях и народных промыслах. |
Искать средства её осуществления поставленной задачи |
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
33 |
15.05 |
|
Создание сюжетной композиции по мотивам городецкой росписи. |
Учащийся получит возможность видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице в театре, высказывать суждения о художественных произведениях и народных промыслах. |
Оценивать результаты выполненного задания.
|
Текущий Практическая работа |
Презентация ученика. |
||||||||
34 |
22.05
|
|
Рисование узора с элементами хохломской росписи. |
Понимать виды художественной деятельности их специфику, передавать в своей художественной деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России, организовывать выставку, выступать в роли экскурсовода |
Испытывать чувство гордости за свой народ. Воспитывать в себе доброе отношение к мастерам народного творчества. Проявлять интерес к жизни народных умельцев.
|
Текущий Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь Картины Музыка из фонохрестоматии |
||||||||
Приложение 2.
Лист корректировки программы
№ п/п |
Класс |
Тема урока |
Дата урока (по календарному плану) |
Дата урока после корректировки |
Причина корректировки |
Способ корректировки (за счёт чего программа скорректирована) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.