Рабочая программа по курсу Семьеведение

  • docx
  • 07.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по курсу Семьеведение.docx

МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА КРУЖКА "СЕМЬЕВЕДЕНИЕ" 10 кл.

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа кружка по курсу «Семьеведение» составлена во исполнение поручений Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 22 апреля 2013 года № 20491 – МР (вх. № 7201) по включению занятий по психологии семейных отношений в учебный план ряда средних учебных заведений и во исполнение  приказа и.о. заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра образования и науки Республики Татарстан Э.Н.Фаттахова от 29 августа 2013 года № 318 / 13    о внедрении пилотного проекта «Семьеведение»  из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа кружка по  курсу «Семьеведение» ориентирована на учащихся 10 классов.

Настоящая  программа по элективному курсу «Семьеведение»  создана  на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт 2004 года;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

Закон РТ «Об образовании» № 68 от 22.07.2013г.;

Учебный план МБОУ «Школа №129»г, Казани на 2014/2015 учебный год;

Элективный курс «Семьеведение» входит в образовательную область  «Психология и педагогика».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по элективному курсу «Семьеведение» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы.

Учебник: Семьеведение: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Карцевой Л.В. – Казань: РИЦ «Школа», 2015.

Количество часов в год- 35,  в неделю -1.

 

Краткая характеристика курса

     Актуальность курса

     Курс «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни», попытка введения  которого в процесс обучения старшеклассников была предпринята ещё в СССР в последней четверти двадцатого века.  Однако  отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на тот момент тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.

     В современном российском обществе продолжается падение престижа таких традиционных социальных институтов как брак и семья.  Вхождение России в эпоху рыночного развития, наряду со многими другими нравственно-этическими потерями, привело к обесцениванию фундаментальных семейных институтов, таких как супружество, материнство, отцовство, родительство, детство, каждый из которых имеет свою не только духовную, но и сугубо материальную основу. Упал престиж официального (гражданского) брака, его все чаще заменяет сожительство мужчин и женщин. В семьях, зачастую внебрачных,  в подавляющем большинстве случаев рождается лишь один ребенок. Разводы, как и одинокое материнство, стали нормальным явлением. В связи с этим преодоление негативных для общества и человека последствий рыночных реформ в матримониальном (то есть семейном) сознании мужчин и женщин становится задачей государственной важности.  Этим обусловливается  актуальность курса «Семьеведение».

Занятия  проводятся по учебно-методическому пособию «Семьеведение». Научный редактор и составитель доктор социологических наук, профессор Л.В.Карцева. Авторы: проф. Л.В.Карцева, проф. Л.Е. Савич,  доц. А. Н. Яныкина, доц.  Н.В.Богачева, доц. О.Н. Низамиева.

Программа по дисциплине «Семьеведение» и учебно–методическое пособие по курсу «Семьеведение» подготовлены на кафедре истории, искусствоведения и музееведения   ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Учебно-методическое пособие по курсу «Семьеведение» рекомендовано  учёным советом Казанского  государственного университета культуры и искусств.

Курс «Семьеведение»  рассматривает вопросы социальной значимости институтов брака и  семьи в современном российском обществе,   репродуктивного и воспитательного потенциала  семьи полной, находящейся в официальном браке,  с детьми, благополучной, отвечающей стратегии сохранения стабильности и динамичного развития современного социума.

Материалы курса помогают учащимся понять социальную миссию семьи – быть посредником между индивидом и обществом; основные типы семейных отношений -  супружеские, родительские и родственные;  увидеть исключительную роль в поддержании общественного порядка и существующего мироустройства семьи традиционной, модель которой развивалась столетиями и обеспечивала сохранение общественной структуры в её полноте и многообразии.

Курс «Семьеведение» имеет междисциплинарный характер, позволяет углубить имеющиеся у учащихся старших классов знания по истории, обществознанию и литературе,  психологии, педагогики, биологии и охране безопасности жизнедеятельности, физической культуре и социальному проектированию. Обучаясь основам семейной жизни, старшеклассники получают возможность сознательно сконструировать предполагаемую модель брака и в дальнейшем собственной будущей семьи с учётом интересов как индивидуальных, так и общественных. 

 

Цель и задачи курса

Цель курса – сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы – слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации; систематизировать имеющиеся  знания о сущности брачных и семейных отношений и углубить их за счёт привлечения дополнительного материала философского, гендерного, социологического, демографического, юридического, психологического  характера. 

 

Задачи дисциплины:

· рассмотреть социальную природу брака и семьи, их социальные функции и структуры;

· изучить социально-демографическую ситуацию в российском обществе;

· выявить мотивы безбрачия, бездетности и малодетности в современной российской семье;

· проанализировать юридические, экономические,  гендерные основания функционирования современной семьи;

· выявить типы семейного воспитания, соотнести их с существующими моделями семьи по детности (малодетной, среднедетной, многодетной);

· исследовать основные психологические особенности супружеских и родительско-детских отношений в семье.

 

 

Общая характеристика курса

 Семья – первичный и основной социальный институт, посредник между человеком и государством, транслятор фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В семье заключен мощный потенциал воздействия на  такие процессы, как обучение и воспитание подрастающего поколения, развитие  национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества (физическое, психическое и нравственное), становление гражданских отношений.

Причины введения данного проекта таковы. В республике наблюдается значительный рост расторжений браков. Например, по итогам I квартала 2013 года органами ЗАГС зарегистрировано 3846 расторжений брака, что на 16 % больше аналогичного периода 2012 года (3328 разводов).

 Кроме того, произошедшее в последние годы снижение роли семьи в развитии общественных отношений, ослабление позиций институтов материнства, отцовства, родительства, законного брака привели, к сожалению, к разрушению внутрисемейных связей, появлению большого количества беспризорных, безнадзорных детей и «социальных сирот».

По данным Минобрнауки РФ, по количеству сирот в настоящее время мы находимся почти на уровне послевоенных лет – в мае 1945 года было зафиксировано 678 тысяч детей-сирот, сегодня 593 357 детей или 2, 07% от общей численности всех детей. В развитых странах мира данная цифра намного ниже (по данным Всемирного банка за 2010 год, в Англии сирот 0,5%, в США – 0,69%, в Германии  - 0,89 %).

 В целях приверженности институту семьи и брака и для пропаганды семейного образа жизни, с учетом актуальности проблемы сохранения традиционных семейных ценностей и внедрён данные проект.

  В Татарстане обучение семьеведению из  стадии эксперимента в стадию его реализации перешло в 2013/14 учебном году.

  Семьеведение формирует ряд базовых навыков, или, говоря современным языком, компетенций. В их числе – умение определить социальные факторы, благоприятно и неблагоприятно влияющие на брачную пару, семейное единство; умение интегрировать социальные функции семьи в единое целое и определить свое отношение к ним; представление о системе взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, родственниками внутри семейной общности; понимание собственных ролей и обязанностей в семье как мужчины и женщины, мужа и жены, отца и матери, хозяина и хозяйки дома, семейного лидера или ведомого члена семьи; выработка жизнеохранительных поведенческих стратегий для себя и членов своей семьи; признание ценностей традиционной семьи, материнства, отцовства,  детства. Каждая из этих компетенций служит сохранению устойчивости конкретной семьи как социальной группы и. и в конечном итоге, института семьи как такового.

 Обучаясь семьеведению, старшеклассники  смогут более осознанно и рационально оценить ситуацию в своей собственной семье, определить свою долю ответственности за семейное благополучие.

 

Структура курса

Курс состоит из 8 разделов:

1 раздел.   Брак как основа семьи (3 часа)

2 раздел.  Семья как социальный институт и малая группа (4 часа)

3 раздел. Семейное право в России: XXI век (5 часов)

4 раздел. Экономические модели семьи в рыночном обществе (4 часа)

5 раздел.  Проблемы родительства в депопулирующей России (4 часа)

6 раздел.  Воспитательный потенциал современной семьи (6 часов)

7 раздел. Кризис брака и его профилактика (5 часов)

           8 раздел. Семья – как главная человеческая ценность (4 часа)

 В базисном  учебном плане на изучение элективного курса «Семьеведение» в 10 классе отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

         Программа курса рассматривает вопросы вступления в брак, создания семьи и её функционирования в таких ключевых аспектах, как социальные, социально-правовые, социально-экономические, социально-педагогические, нравственно-этические, психологические и духовные. Календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник:

Семьеведение: учебно-методическое пособие /составитель и науч. редактор проф. Л.В.Карцева. – Казань: РИЦ «Школа»,  2015.

 

Распределение учебного материала по курсу

 

Наименование раздела

Количество часов

 

 

Брак как основа семьи

 

1

Брак как основа семьи.

1

2

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.

1

3

Гендерные  аспекты формирования брака и семьи.

1

 

Итого:

3

 

Семья как социальный институт и малая группа.

 

4

Семья в современном обществе: тенденции развития.

1

5

Формы и модели семьи.

1

6

Семья в современном обществе. Встреча с представителями мечети "Миграж" и представителями ЗАГСа

1

7

Функции современной семьи.

1

 

Итого:

4

 

Семейное право в России: XXI век

 

8

Семейные отношения как предмет правового регулирования.

1

9

Брак. Порядок заключения и расторжения брака.

1

10

Установление происхождения детей.

1

11

Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приемная семья. Встреча представителями Соцзащиты.

1

12

Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности.

1

 

Итого:

5

 

Экономические модели семьи в рыночном обществе

 

13

Социально-экономическое положение семьи в кризисном обществе.

1

14

Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека.

1

15

Ценность мужчины, женщины и ребенка в семье.

1

16

Экономико-демографическое развитие семьи.

1

 

Итого

4

 

Проблемы родительства в депопулирующей России

 

17

Демографическая ситуация в мире и в России.

1

18

Рождаемость и репродуктивное поведение семьи.

1

19

Причины и последствия падения рождаемости.

1

20

Проблемы детности и планирование рождаемости.

1

 

Итого:

 

 

Воспитательный потенциал современной семьи.

 

21

Отношение к детям в современной семье

1

22

Рождение первенца и ответственное родительство.

1

23

Семейная социализация и положение единственного ребенка в семье. Первый и последующие дети в семье. Встреча с представителями центральной больницы.

1

24

Роль отца и матери в социализации детей

1

25

Анализ существующих типов семей.

1

 

Итого:

5

 

Кризис брака и его профилактика

 

26

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений как практика западных государств

1

27

Мотивы создания внебрачных семей и особенности их функционирования

1

28

Сознательно бездетный брак Идеология бездетных семей.

1

29

Развод как способ завершения брака. Дети, мужчина и женщина после развода.

1

30

Профилактика супружеских конфликтов. Встреча с представителями районного суда.

1

 

Итого:

5

 

Семья – как главная человеческая ценность

 

31

Брак и семья  с точки зрения разных религий. Традиционное и современное в мусульманском и православном браке.

1

32

Международный день семьи.

1

33

Семья как главная ценность в современном обществе

1

34-35

Итоговый урок.

1

 

Итого:

5

 

Итого:

35

 

Методы обучения: урок - лекция, урок-дискуссия,  урок-беседа,  самостоятельная работа с научно-популярной литературой и периодикой, использование информационно-коммуникативных технологий, проектная деятельность.

Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.

 

Ожидаемые результаты обучения

Слушатель курса должен знать:

- основные понятия дисциплины  «Семьеведение»;

- правовые основы функционирования институтов брака и семьи;

- гендерные отношения;

 - гендерное равноправие;

 - гендерные роли;

 - гендерные стереотипы;

- специфику брачных и семейных отношений;

- динамику и направленность развития брачно-семейных отношений в российском обществе в их исторической перспективе;

           - социальные и личностные функции семьи;

- основы семейной экономики;

 - правовые основы усыновления,  опеки и попечительства;

           - минимальный потребительский бюджет (бюджет прожиточного минимума);

           - бедность;

 - черта бедности;

- особенности мужского и женского поведения в семье;

- специфику организации жизнедеятельности семей с разным числом детей;

- причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;

- проблемы родительства в современном обществе;

 

Слушатель должен уметь:

- применять полученные знания  при самостоятельном анализе семейных ситуаций;

- осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения;

- выстраивать тактику и стратегию регулирования отношений между полами внутри семьи;

           - аргументированно доказывать значимость физического и психологического здоровья семьи;

          - отстаивать интересы традиционной семьи (полной, в официальном браке, гетеросексуальной, с несколькими детьми, благополучной)  как для отдельного индивида, так и для общества.

 

Критерии оценок текущей аттестации

 В течение учебной четверти оценки ставятся за выполнение практических, творческих работ, за активность во время уроков, за выполнение психологических упражнений, за творческие проекты, за письменные ответы на вопросы.

Критерии оценок промежуточной аттестации

  Промежуточная аттестация проводится на основании письменной  самостоятельной  работы по основным темам раздела с учётом  совокупности  оценок текущей аттестации.

 

Календарно-тематическое планирование по  курсу «Семьеведение» в 10 классе

 

Тема

Элементы содержания

Прим.

Дата

1.

Брак как основа семьи

Введение.

Актуальность курса.

Понятие брака, его функции и типы.

 

 

2.

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

Понятия «пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях.

Особенности организации взаимоотношения мужчин и женщин.

Гендерная политика,

Гендерная идентичность.

«Добрачное поведение».

Структура, динамика, факторы добрачного поведения.

 

 

3.

Гендерные  аспекты формирования брака и семьи

Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании.

Фемининность

Маскулинность

Гендерные отношения;

Гендерное равноправие;

Гендерные роли;

Гендерные стереотипы

 

 

4.

Семья в современном обществе: тенденции развития

Понятие семьи.

Семья как социальная структура.

Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных отношений.

Статистические и динамические характеристики семьи.

 

 

5.

Формы и модели семьи

Традиционная и современная формы семьи.

Типология семейных структур.

Тип моногамия – полигамия.

Моногамия – наиболее характерная и социально одобряемая форма брачно-семейных отношений российского социума.

Тип нуклеарной  - расширенной семьи.

Тип малодетной – многодетной семьи.

Бездетная семья.

Тип молодой – зрелой семьи.

 

 

6.

Семья в современном обществе

Стадии развития семейной структуры: прокреативная, репродуктивная,

стадия социализационного-родительства,

стадия «пустого гнезда». Встреча с представителями мечети "Миграж" и представителями ЗАГСа

 

 

7.

Функции современной семьи

Понятие «Функция семьи»,

социальные  и индивидуально-личностные функции семьи.

Функции семьи традиционной и современной.

 

 

8.

Семейные отношения как предмет правового регулирования

Роль семейного права в социальной жизни;

Статья 2 Семейного кодекса Российской федерации о предмете регулирования семейного законодательства;

Семья и родство в юридической сфере;

Основные начала семейного права: цели и принципы семейного регулирования.

 

 

9.

Брак. Порядок заключения и расторжения брака.

Брак;

Порядок заключения и расторжения брака;

брачный возраст для мужчины и для женщины;

Личные права и обязанности супругов;

Законный режим имущества супругов;

Брачный договор.

 

 

10.

Установление происхождения детей

Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке;

Материнство;

Государственная регистрация рождения ребенка.

 

 

11.

Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приемная семья

Усыновление или удочерение (далее – усыновление) – приоритетная форма устройства детей оставшихся без попечения родителей. Условия усыновления.

Основания отмены усыновления.

Опека и попечительство над детьми. Приемная семья. Встреча представителями Соцзащиты.

 

 

12.

Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности.

Ребенок – лицо не достигшее восемнадцатилетнего возраста.

Личные права детей;

имущественные права детей;

личные неимущественные права и обязанности родителей.

 

 

13.

Социально-экономическое положение семьи в кризисном обществе

Бюджет как показатель уровня жизни семьи.

Минимальный потребительский бюджет (бюджет прожиточного минимума),

Потребительская корзина;

бедность;

черта бедности;

 

 

 

14.

Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека

Домохозяйство (крестьянский двор, домашняя группа, хозяйственная группа);

Вещественные факторы домохозяйства;

Финансовая система;

Кредитная система;

Домохозяйство в теории «человеческого капитала» (Г.Беккера).

 

 

15.

Ценность мужчины, женщины и ребенка в семье.

Понятие эффективного брачного рынка;

Взаимосвязь между уровнями умственного развития, образования, возраста, этнической и расовой принадлежности, роста, места происхождения, личностных черт супругов и удовлетворенностью совместной жизнью.

Теории объясняющие цену детей: теория инвестиций в человеческий капитал; теория анализа «человеческого времени».

 

 

16.

Экономико-демографическое развитие семьи.

Экономико-демографическое развитие семьи.

 

 

17.

Демографическая ситуация в мире и в России

Демография

Последствия падения рождаемости:

Экономические,

Демографические,

Моральные,

Этические,

Социально-гигиенические,

Генетические.

 

 

18.

Рождаемость и репродуктивное поведение семьи.

Рождаемость;

Репродуктивное поведение;

Факторы, ограничивающие репродуктивное поведение: социально-экономические и идеологические; психологические; физиологические, органические.

Потребность личности в определенном числе детей;

Влияние социальной среды на формирование потребности в детях.

 

 

19.

Причины и последствия падения рождаемости

Брачность

Неблагоприятные последствия падения рождаемости.

Развал родственной системы связей как следствие массовой однодетности.

Микроклимат в однодетных и бездетных семьях.

 

 

20.

Проблемы детности и планирование рождаемости

Мотивы рождения детей;

Итоговое число детей в семье как результат согласования репродуктивных установок супругов.

 

 

21.

Отношение к детям в современной семье

Влияние трансформации российского общества на формирование нового отношения к детям.

Социальная среда;

Ролевое взаимодействие в семье.

 

 

22.

Рождение первенца и ответственное родительство

Родительство;

Материнство;

Отцовство

Отношения с родителями – первые и главные социальные отношения ребенка.

Значение эмоциональных связей детей и родителей;

 

 

23.

Семейная социализация и положение единственного ребенка в семье. Первый и последующие дети в семье.

Проблемы единственного ребенка;

Особенности воспитания первого и последующих детей.

Просмотр и обсуждение видеоклипа: «Я у бабушки живу…» Встреча с представителями центральной больницы.

 

 

 

24.

Роль отца и матери в социализации детей

Влияние отца в воспитании личности девочки и мальчика.

 

 

25.

Анализ существующих типов семей.

Типы семей

Разделение семей по структуре.

Разделение семей по семейно-жизненному циклу.

Разделение семей по уровню доходов.

Неблагополучные семьи.

Дезорганизация семьи.

 

 

26.

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений как практика западных государств.

Альтернативные формы брачно-семейных отношений

Незарегистрированное сожительство (консенсуальный или «гражданский брак»)

 

 

27.

Мотивы создания внебрачных семей и особенности их функционирования

Внебрачная семья

Классификация внебрачной семьи по субъективным признакам партнеров;

по признакам публичности; по продолжительности.

 

 

28.

Сознательно бездетный брак Идеология бездетных семей.

Бездетный брак

Психологические проблемы бездетных пар;

Сознательно бездетный брак, вынужденный бездетный брак

 

 

29.

Развод как способ завершения брака. Дети, мужчина и женщина после развода.

Развод;

Основные причины развода с точки зрения различных зарубежных исследователей;

Основные причины развода в нашей стране (согласно новейшим исследованиям);

Фазы развода;

Особенности и последствия переживания развода родителей – ребенком.

Мужчина и женщина после развода.

 

 

30.

Профилактика супружеских конфликтов

Встреча с представителями районного суда.

 

 

31.

 Брак и семьи  с точки зрения разных религий. Традиционное и современное в мусульманском и православном браке.

 

Православие о браке и семье;

Мусульманский брак: традиционное и современное. Встреча представителя мечети.

 

 

 

32.

Международный день семьи.

Международный день семьи

История возникновения праздника

 

 

33.

Семья как главная ценность в современном обществе.

 

 

 

34-35.

Моя будущая счастливая семья…

Итоговый урок.

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010.

2.      Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.

3.      Антонов А.И., Медков  В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.  304 с.

4.      Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI  века. – М., 2000. 414 с.

5.       Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ /Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85-96.

6.      Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6.

7.      Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.

8.      Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.

9.      Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.

  1. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.

11.  Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.

12.  Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Савич Л.Е. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие. – Казань, 2015. 199 с.

13.  Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб.пособие. – 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.

14.  Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.

15.  Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010.

16.  Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

17.  Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон.  - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.

18.  Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. – Новосибирск, 2000.

19.  Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2003. 319 с.

20.  Савинов Л. И. Семьеведение: Учеб. пособие.  – Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2000.

21.  Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

  1. Синельников А.Б. Социально-экономический потенциал семей: влияние демографических характеристик. – М., 1977. 19 с.
  2. Солодовников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников – СПб.: Директ, 2007. 384с.

24.  Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. – М.: ЦСП, 2003. 342 с.

25.  Черняк Е.М. Социология семьи: учеб.пособие. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003. 238 с.

26.  Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. – М., 2001.  254 с