Рабочая программа по литературе 7 класс
Пояснительная записка
Программа курса литературы 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. При разработке рабочей программы была использована примерная Программа по литературе под редакцией Чертова В.Ф., для реализации программы используется УМК Чертова: учебник «Литература» в 2-х частях, М., Просвещение, 2017. Программа составлена в соответствии с учебным планом школы.
Курс литературы в 7 классе входит в предметную область «Филология», в основе курса реализуется направление «Сюжет как метафора жизни».
Литература как учебный предмет способствует формированию интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений, но и к постижению их художественной специфики, а также к высказыванию собственных суждений по поводу прочитанного. Одним из условий является понимание, что изучение литературы необходимо.
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей на примере произведений русской литературы, воспитание патриотизма, любви к Родине, уважение к традициям народов и культуре других народов России, развитие творческих способностей.
Основные виды деятельности:
Чтение – чтение литературных произведений, включенных в программу, внеклассное чтение произведений по теме;
Анализ – объяснение художественного образа; выделение в сюжете отдельных эпизодов, объяснение отдельных изобразительно-выразительных средств; определение темы и идеи произведения; выявление признаков
жанров; особенности ритма и рифмы, стихотворного размера; различение главных и второстепенных героев, сопоставительная характеристика, определение черт характеров.
Развитие устной и письменной речи: разные виды пересказа, устный и письменный ответ на вопрос о главном герое; составление плана в том числе цитатного; отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; составление вопросов; написание сочинений с выражением своего мнения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Ø Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
Ø воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Ø готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
Метапредметные
Регулятивные
Ø планирование учебной деятельности;
Ø умение сравнивать полученные результаты в соответствии с задачей;
Ø осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности
Ø вносить изменения в последовательность выполнения учебной задачи;
Познавательные
Ø умение определять понятия, обобщать, классифицировать, структурировать материал, подбирать примеры для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Ø создание и применение знаков и символов для решения учебных задач;
Ø умение работать с разными источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы), использование в самостоятельной деятельности.
Коммуникативные
Ø планирование учебного сотрудничества, определение цели, способов взаимодействия;
Ø разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Ø умение выражать свои мысли в соответствии с задачами;
Ø владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
Ø использование информационно-коммуникационных технологий.
Предметные
Ø понимание проблем изучаемых произведений русской и мировой литературы, их связи с историей, выявление нравственных ценностей;
Ø умение анализировать литературное произведение, определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Ø определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли;
Ø умение пересказывать с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
Ø написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;
Ø понимание литературы как явления словесного искусства, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место предмета
На изучение литературы в 7 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю) согласно программе и учебному плану школы.
Содержание программы
Сюжет как метафора жизни
Древнерусская литература
«Поучение» Владимира Мономаха.
Классические сюжеты в мировой литературе
М. де Сервантес Роман «Дон Кихот.
У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
Русская литература 18 века
Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Практикум «Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении»
Русская литература 19 века
А.С. Пушкин «Туча», «Узник», «Анчар». «Станционный смотритель». М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», «Тучи». Своеобразие лирического сюжета. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Практикум «Характеристика сюжета литературного произведения»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Практикум «Анализ эпизода эпического произведения»
И.С. Тургенев. «Живые мощи». «Лес и степь».
Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. «Бирюк»
Ф.И. Тютчев «Фонтан», «Еще земли печален вид…», «Неохотно и несмело…».
А.А.Фет «Кот поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер».
Практикум «Пейзаж в эпических и лирических произведениях»
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». «Русские женщины»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Внеклассное чтение М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».
А.П.Чехов «Смерть чиновника». «Маска».
Русская литература 20 века
И.С. Шмелев «Страх».
Е.И. Замятин «Дракон».
А.А.Фадеев «Разгром».
И.А.Бунин «Подснежник».
А.И.Куприн «Куст сирени».
Практикум «Сочинение о событии, изображённом в художественном произведении»
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
А.А. Ахматова «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Н.А.Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «В этой роще березовой…», «Гроза идёт…».
Практикум. Тропы и поэтические фигуры.
М.А.Шолохов «Судьба человека»
В.М.Шукшин «Срезал», «Чудик»
П.Мериме «Видение Карла ХI»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.