Рабочая программа по литературному чтению 4класс УМК "Школа России"
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературному чтению 4класс УМК "Школа России"

Оценка 4.8
docx
04.10.2021
Рабочая программа по литературному чтению 4класс УМК "Школа России"
Данная программа составлена на основе авторской и соответствует ФГОС НОО.
2. литературное чтение 4кл.docx

                                                                                              

                                                                                            

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

 города Новошахтинска

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения учителей начальных классов

Протокол № 1 от 27.08.2020г.

_____________Волкова Т.Б.

 

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по учебной работе

28.08.2020г.

___________Кононова Г.А.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 4

__________Трубицына И.В.

Приказ № 109 от 31.08.2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по литературному чтению

Уровень общего образования (класс):

начальное общее, 4 «А» класс                                                                                                                 

 

 

Учитель: Хайдукова Наталья Валериевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 



Пояснительная записка

 

 Рабочая программа по учебному предмету «Литературное  чтение»  разработана на основе:

Ø Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

Ø Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, с изменениями приказ Минобрнауки от 31.12.15г. №1576.

Ø Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. №1/15, в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015г.)

Ø Программы «Литературное чтение». Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.

Ø Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4 г. Новошахтинска (ФГОС) на 2020-2021 учебный год.

Ø Учебного плана МБОУ СОШ №4 г. Новошахтинска на 2020-2021 учебный год.

Ø Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин МБОУ СОШ №4 г. Новошахтинска.

Ø Учебника для общеобразовательных организаций «Литературное  чтение» 4 класс. Предметная линия учебников системы «Школа России» / Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. — М.: Просвещение, 2019г. (внесенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 28.12.2018г. №345 (с изменениями – приказ от 08.05.2019г. №233, приказ от 22.11.2019г. №632, приказ от18.05.2020г. №249)

 

Общая характеристика учебного курса

Курс «Литературное чтение»  направлен на достижение следующих целей:

Ø  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Ø  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

Ø  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Основными задачами курса являются:

Ø  развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Ø  учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

Ø  развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

Ø  формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

Ø  обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

Ø  формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

Ø  формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

Ø  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

Ø  расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

Ø  обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

Ø  работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

 «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

 

В соответствии с  учебным  планом МБОУ СОШ №4 на 2020-2021 учебный год в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на изучение литературного чтения в 4 классе, отводится  3 часа  в неделю, всего 102 часа (34 учебных недели),  но с учетом годового календарного графика на 2020-2021 учебный год будет проведен 101  урок. Программа учебного предмета в полном объёме будет реализована за счёт слияния близких по содержанию тем, отведенных на повторение и обобщение знаний обучающихся в конце учебного года.

В  классе  обучается 1 учащийся  с  ОВЗ, для  которого  разработана  Адаптированная  образовательная  рабочая  программа  по литературному тению (вариант 7.2).

Учебно-методический комплект для учителя

 

Ø  Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч.

Ø  Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации.4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.

 

 

Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение» - 4 класс

 

№ п/п

Содержательные линии

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

1

Виды речевой и читательской деятельности

 

·  понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

·  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

·  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

·  пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

·  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

·  формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

·  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

·  находить в произведениях средства художественной выразительности;

·  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

   осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

   приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

   воспринимать художественную литературу как вид искусства;

   осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

   соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

   на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

   работать с детской периодикой.

2

Творческая деятельность

 

·  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

·  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

·  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

·  писать отзыв на прочитанную книгу.

·      создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

3

Литературоведческая пропедевтика

 

·    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

    определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

     создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

 

Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета

 

Личностные результаты:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

   понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

   собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

   составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

   принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

   познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

   рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

   находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

   создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Учащиеся научатся:

  формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлет-ворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Учащиеся научатся:

   находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

   находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

   сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

   сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

   находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

   сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

   создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

   понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

   проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

   предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

   определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

   самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

   определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

   создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Учащиеся научатся:

  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

№ п/п

Название раздела

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Летописи, былины, жития

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе

Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли Русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Пла­нировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литерату­ры для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о раз­личных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художествен­ным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризо­вать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник извест­ному человеку. Находить информацию об интересных фак­тах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом со­бытии на основе опорных слов и других ис­точников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, ис­пользуя обобщающие вопросы учебника.

 

 

 

 

Фронтальная работа

взаимообъяснение, беседа,

интервью

драматизация (театрализация),

составление словаря терминов и понятий,

самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность,

презентация проектов учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

взаимообъяснение, беседа,

интервью

драматизация (театрализация),

составление словаря терминов и понятий,

самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность,

презентация проектов учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

взаимообъяснение, беседа,

интервью

драматизация (театрализация),

составление словаря терминов и понятий,

самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность,

презентация проектов учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

взаимообъяснение, беседа,

интервью

драматизация (театрализация),

составление словаря терминов и понятий,

самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность,

презентация проектов учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

взаимообъяснение, беседа,

интервью

драматизация (театрализация),

составление словаря терминов и понятий,

самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность,

презентация проектов учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

взаимообъяснение, беседа,

интервью

драматизация (театрализация),

составление словаря терминов и понятий,

самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность,

презентация проектов учащихся

2

Чудесный мир классики

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора!

Очей очарование...». Авторское отношение к изображаемому. о семи богатырях...». Мотивы на-родной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М. Лермонтов. «Дары Терека».

Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль. А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Пла­нировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное про­изведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произве­дения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изо­бразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литератур­ного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произве­дений русских классиков для России и рус­ской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

3

Поэтическая тетрадь

1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в стихотворении. Н. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки...». Выразительное чтение. И. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И. Бунина.

2. В. Брюсов. «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С. Есенин. «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М. Цветаева. «Бежит тропинка

с бугорка...», «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

3. Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Гото­виться к уроку, подбирая стихи русских по­этов. Воспринимать на слух художественное про­изведение, читать выразительно стихи рус­ских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выра­зительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, ко­торая больше всего соответствует содержа­нию произведения. Определять по тексту, как отражаются пере­живания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с соб­ственными, личными переживаниями и от­ношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихот­ворных произведений, определять, принад­лежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изме­нения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. Воспринимать на слух художественное про­изведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной вырази­тельности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

4

Литератур ные сказки

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Пла­нировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитан­ное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литера­турной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, исполь­зуя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список лите­ратуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

.

5

Делу время — потехе час

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения.

В. Драгунский. «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Драгунского. В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Объ­яснять смысл пословицы, определяющей те­му раздела. Воспринимать на слух художественное про­изведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведе­ния. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, со­относить его с темой и главной мыслью про­изведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют ге­роев произведения; определять их нрав­ственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или од­ного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в спра­вочной литературе для подготовки сообще­ния о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

6

Страна детства

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Пла­нировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное про­изведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористиче­ских рассказов, определять отношение авто­ра к героям. Определять, что важное и серьёзное скрыва­ется за усмешкой автора. Анализировать заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художе­ственной выразительности (сравнения, эпи­теты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школь­ной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

Природа и мы

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А. Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Пла­нировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное про­изведение, высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на ос­нове поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рас­сказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в раз­ных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энцик­лопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

9

Родина

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер. Проект «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Пла­нировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное про­изведение. Читать стихи выразительно, передавая чув­ство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; пред­ставлять её в соответствии с заданной тема­тикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

10

Страна Фантазия

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Чи­тать и воспринимать на слух художествен­ное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев про­изведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

11

Зарубежная литература

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

Прогнозировать содержание раздела. Пла­нировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художе­ственное произведение, читать диалоги вы­разительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведе­ний. Составлять рассказ о герое, используя ав­торский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произве­дения. Пользоваться списком рекомендованной ли­тературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п\п

Название  раздела, темы

Количество часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

2

Летописи, былины, жития.

9

3

Чудесный мир классики.

15

4

Поэтическая тетрадь.

9

5

Литературные сказки.

11

6

Делу - время, потехе – час.

7

7

Страна детства.

10

8

Природа и мы.

10

9

Родина.

6

10

Страна Фантазия.

9

11

Зарубежная литература.

14

Итого:

101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Календарное планирование

 

№ п\п

Дата

Тема урока

Количество часов

Формы контроля

1.       

1.09

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

Фронтальный опрос

Летописи, былины, жития -9 часов.

2.       

2.09

Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Что такое былина? Какой он былинный герой? Былина «Ильины три поездочки».

1

Комбинированный опрос

3.       

3.09

Три поездки Ильи Муромца. Былина в пересказе И. Карнауховой.

1

Пересказ текста по плану

4.       

8.09

Что такое летопись? Зачем писали летописи?

1

Индивидуальный опрос

Творческие сообщения

5.       

9.09

Из Летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего».

1

Фронтальный опрос

6.       

10.09

Что такое житийная литература? Какое влияние она оказала на развитие художественной литературы? В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

1

Фронтальный опрос

Творческие сообщения

7.       

15.09

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского.

1

Пересказ текста по плану

8.       

16.09

Рубрика «Поговорим о самом главном». Кто такой герой? Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин.

1

Творческие сообщения

9.       

17.09

Рубрика «Наши проекты». Создание календаря исторических событий. Проверка техники чтения. (входной контроль)

1

Проверка техники чтения Проект

10.   

22.09

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития».

1

Проверочная работа

Чудесный мир классики - 15 часов.

11.   

23.09

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». Прогнозирование содержания раздела. Устное сочинение по теме: «Моя любимая книга».

1

Комбинированный опрос Работа с книгой

12.   

24.09

Особенности творчества А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

1

Устное сообщение

Чтение наизусть

13.   

29.09

Картины природы в поэтическом тексте. А. С. Пушкин. Стихотворения «Уныла пора! Очей очарованье...», «Туча». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Чтение наизусть

14.   

30.09

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Выразительное чтение

Оценка чтения и понимания

15.   

1.10

Что такое внутренняя красота. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Пересказ сказки

16.   

6.10

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение героев литературной сказки.

1

Выразительное чтение

Оценка чтения и понимания

17.   

7.10

Устное сообщение о М. Ю. Лермонтове. А. Шан-Гирей «О Лермонтове М.Ю.»

1

Подготовка презентации

18.   

8.10

Что такое верность? Герои сказки и их характеристика. М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

1

Работа с книгой

19.   

13.10

М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

Оценка чтения и понимания

20.   

14.10

М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Герои сказки и их характеристика.

1

Индивидуальный опрос Выразительное чтение

21.   

15.10

Устное сообщение о Л. Н. Толстом. Подготовка презентации. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство».

1

Творческие сообщения Подготовка презентации

22.   

20.10

Устное сообщение об А. П. Чехове. А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Смысл названия рассказа.

1

Подготовка презентации

23.   

21.10

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа.

1

Индивидуальный опрос Выразительное чтение

24.   

22.10

Рубрика «Поговорим о самом главном».  «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».

1

Проверочная работа

25.   

5.11

Рубрика «Поговорим о самом главном». К. Бальмонт «Русский язык».

1

Комбинированный опрос Выразительное чтение

Поэтическая тетрадь - 9 часов.

26.   

6.11

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания. Рубрика «В мире книг».

1

Работа с учебным текстом

27.   

10.11

К. Ушинский «Четыре желания». Сравнение картин природы, созданных художниками и писателями.

1

Анализ текста произведения

28.   

12.11

Эпитет как средство создания образа. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...».

1

Чтение наизусть

29.   

13.11

Особенности творчества А. А. Фета. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

1

Индивидуальный опрос

30.   

17.11

Настроение стихотворения. Отношение к изображаемому. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот моих лесов?..»

1

Подбор музыкального сопровождения

31.   

19.11

Определим настроение стихотворения. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». Н. А. Некрасов «Саша».

1

Чтение наизусть

32.   

20.11

Настроение стихотворение. Выразительное чтение стихотворения с опорой на настроение. И. Бунин «Листопад».

1

Индивидуальный опрос Выразительное чтение

33.   

24.11

Обобщение  по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Фронтальный опрос

34.   

26.11

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Проверочная работа

Литературные сказки - 11 часов.

35.   

27.11

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела. Рубрика «В мире книг».

1

Индивидуальный опрос

36.   

1.12

Художественные особенности сказки В. Одоевского. В. Одоевский «Городок в табакерке».

1

Анализ текста произведения

37.   

3.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана.

1

Составление плана

38.   

4.12

В. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

1

Подробный пересказ.

39.   

8.12

П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

Составление  плана

40.   

10.12

П. Бажов «Серебряное копытце». Учимся определять свое отношение к героям.  Авторское отношение.

1

Пересказ текста по плану

41.   

11.12

С. Аксаков «Аленький цветочек». Главная мысль сказки.

1

Составление  плана

Пересказ текста по плану

42.   

15.12

Составление отзыва на произведение. С. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Составление отзыва

43.   

17.12

С. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщение  по разделу «Литературные сказки».

1

Индивидуальный опрос

44.   

18.12

Рубрика «Поговорим о самом главном». Внутренняя красота человека.

1

Фронтальный опрос

Оценка чтения и понимания

45.   

22.12

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1

Проверочная работа

Делу - время, потехе - час - 7 часов.

46.   

24.12

 Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час». Прогнозирование содержания раздела.

1

Работа с учебным текстом

47.   

25.12

 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Нравственный смысл.

1

Фронтальный опрос

Оценка чтения и понимания

48.   

12.01

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

1

Инсценирование произведения

49.   

14.01

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1

Индивидуальный опрос

50.   

15.01

Рубрика «Поговорим о самом главном». Труд лечит, лень калечит.

1

Пересказ текста от лица героев

51.   

19.01

Как хорошо уметь читать. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.

1

Оценка чтения и понимания Инсценирование произведения

52.   

21.01

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1

Проверочная работа

Страна детства - 10 часов.

53.   

22.01

Знакомство с названием раздела «Страна детства». Прогнозирование содержания раздела.

1

Работа с учебным текстом

54.   

26.01

Рубрика «В мире книг». Работа с выставкой книг. Подготовка устного сообщения по теме «Творчество М. Зощенко», «Творчество Н. Носова» (по выбору обучающихся).

1

Подготовка устного сообщения

55.   

28.01

Б. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1

Выразительное чтение, анализ

56.   

29.01

Б. Житков «Как я ловил человечков». Герой. Поступок героя. Анализ поступков героя.

1

Индивидуальный опрос

57.   

2.02

Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1

Фронтальный опрос

58.   

4.02

Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

1

Музыкальное сопровождение произведения

59.   

5.02

Рубрика «Поговорим о самом главном». М. Зощенко «Ёлка». Беседа на нравственную тему.

1

Комбинированный опрос

60.   

9.02

М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ.

1

Составление плана

Пересказ

61.   

11.02

Как хорошо уметь читать. М. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка». С. Есенин «Бабушкины сказки».

1

Чтение наизусть

62.   

12.02

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Страна детства».

1

Проверочная работа

Природа и мы - 10 часов.

63.   

16.02

Знакомство с названием раздела «Природа и мы». Определение учебных задач темы. Рубрика «В мире книг». Работа с выставкой книг. 

1

Работа с учебным текстом

64.   

18.02

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка.

1

Выборочный пересказ

65.   

19.02

С. Есенин «Лебёдушка». Средства художественной выразительности.

1

Фронтальный опрос

Оценка чтения и понимания

66.   

25.02

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

Индивидуальный опрос

67.   

26.02

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

1

План произведения

68.   

2.03

Рубрика «Поговорим о самом главном». А. И. Куприн « Барбос и Жулька».

1

Анализ произведения

69.   

4.03

А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

Фронтальный опрос

 Оценка чтения и понимания

70.   

5.03

Как хорошо уметь читать. В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

Фронтальный опрос

71.   

9.03

В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ.

1

План произведения

Выборочный пересказ

72.   

11.03

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

1

Проверочная работа

Родина - 6 часов.

73.   

12.03

Знакомство с названием раздела «Родина». Рубрика «В мире книг». Создание выставки книг на тему «Родина». Написание отзыва на книгу.

1

Написание отзыва Выразительное чтение

74.   

16.03

И.С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения.

1

Выразительное чтение

75.   

18.03

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

Фронтальный опрос

76.   

19.03

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения.

1

Анализ прочитанного

Чтение наизусть

77.   

30.03

Рубрика «Поговорим о самом главном». Песня защитников Брестской крепости. Рубрика «Наши проекты»: «Они защищали Родину».

1

Проект

78.   

1.04

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Родина».

1

Проверочная работа

Страна Фантазия - 9 часов.

79.   

2.04

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Рубрика «В мире книг». Создание выставки книг на тему «Космические дали».

1

Комбинированный опрос

80.   

6.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

 

 

81.   

8.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

1

Индивидуальный опрос

82.   

9.04

Е. Велтистов «Приключения Электроника». Характеристика героев.

1

Комбинированный опрос

83.   

13.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

1

Анализ произведения

84.   

15.04

Особенности фантастической литературы. Сравнение фантастической литературы и сказки. К. Булычёв «Путешествие Алисы».

1

Фронтальный опрос

 Оценка чтения и понимания

85.   

16.04

Сравнение фантастической литературы и сказки. К. Булычёв «Путешествие Алисы».

1

Фронтальный опрос

86.   

20.04

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Путешествие по стране Фантазии.

 

Анализ по вопросам

87.   

22.04

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

1

Проверочная работа

Зарубежная литература - 14 часов.

88.   

23.04

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Создание выставки на тему «Зарубежные писатели-сказочники».

1

Творческие сообщения

89.   

27.04

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

Комбинированный опрос

Работа с учебным текстом

90.   

29.04

Средства художественной выразительности в литературном произведении. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

Фронтальный опрос

 Оценка чтения и понимания

91.   

30.04

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

1

Индивидуальный опрос

92.   

4.05

Авторская  сказка. Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1

Анализ произведения

93.   

6.05

Герой. Поступок героя. Оценка поступка героя. Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1

Индивидуальный опрос

94.   

7.05

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

1

Комбинированный опрос

Работа с учебным текстом

95.   

11.05

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

1

План произведения

Выборочный пересказ

96.   

13.05

Годовая итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа

97.   

14.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Комбинированный опрос

Выразительное чтение

98.   

18.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

1

Комбинированный опрос

Работа с учебным текстом

99.   

20.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Готовимся к написанию отзыва.

1

Написание отзыва

100.           

21.05

Обобщение по разделу  «Зарубежная литература». Проверка техники чтения.

1

Проверка техники чтения

101.           

25.05

Обобщение изученного. Урок-игра «Литературные тайны».

1

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Критерии и нормы оценки учебных достижений обучающихся по литературному чтению

 

В начальной школе проверяются следующие компетенции, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном

темпе; умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных

произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а

также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная проверочная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Для фиксирования результатов проверки сформированности навыка чтения учитель пользуется следующей таблицей:

№  п/п

Список класса

Темп чтения

Способ чтения

Правильность  чтения

Выразительность

Понимание  прочитанного

Оценка

 

ниже нормы

норма

выше нормы

слогами

смешанное

Целыми  словами

без ошибок

пропуск, замена, перестановка букв

ошибки в окончании

постановка ударения

1.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативы по проверке темпа чтения (количество слов в минуту)

 

Уровень

Учебные четверти

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Четвертый класс

высокий

больше 80 слов

больше 85 слов

больше 90 слов

больше 95 слов

норма

75–80 слов

80 – 85 слов

85– 90 слов

90 – 95 слов

средний

65–74 слова

70– 79 слов

75 – 84 слова

80 – 89 слов

низкий

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 75 слов

меньше 80 слов

Вместе с тем необходимо помнить, что темп чтения каждого ребёнка индивидуален. Это  может зависеть от многих физических и социальных показателей. Например, медленное чтение связано с недоразвитием челюстных мышц или, наоборот, ребёнок физически развивается в норме, но говорит медленно.

Необходимо помнить, что для восприятия слушателями смысла прочитанного текста темп чтения читающего  не должен превышать более 85 слов в минуту (из Требований для дикторов телевидения и радио).

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки

Недочёты

-  искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-  неправильная постановка ударений (более 2);

-  чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов;

-  непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-  неправильные ответы на вопросы по содержанию;

-  неумение выделять основную мысль текста;

-  нарушение при пересказе последовательности событий произведения;

-   нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

-  монотонность, отсутствие средств выразительности.

-  не более 2 неправильных ударений

-  отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, чёткости произношения слов;

-  осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-  неточность при формулировке основной мысли произведения;

-  нецелесообразность использования средств выразительности, а также недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

 

Критерии оценивания устных ответов по литературному чтению

 

Отметка

Чтение наизусть

Выразительное чтение стихотворения

Чтение по ролям

Пересказ

Оценка выставляется в классный журнал (в столбик) всем учащимся на следующем уроке.

Требования к выразительному чтению:

1.  Правильная постановка логического ударения.

2.   Соблюдение пауз.

3.   Правильный выбор темпа

4.   Соблюдение  нужной  интонации.

5.   Безошибочное чтение.

Требования к чтению по ролям:

1.  Своевременно начинать читать свои слова.

2.  Подбирать правильную интонацию.

3.  Читать безошибочно.

4.  Читать выразительно.

 

Требования к пересказу:

1.     Пересказывать содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану).

2.     Правильно отвечать на вопрос, уметь подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

 

«5»

твердо, без подсказок, 

знает наизусть, выразительно  читает

выполнены правильно все требования

выполнены правильно все требования

выполнены правильно все требования

«4»

знает стихотворение наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности

не соблюдены 1-2 требования

допущены ошибки по одному какому-то требованию

допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

 

«3»

читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста

допущены ошибки по трем требованиям

допущены ошибки по двум требованиям

 

пересказывает при  помощи  наводящих

вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать 

содержание прочитанного, допускает речевые ошибки

«2»

нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

допущены ошибки более, чем по трем требованиям

допущены ошибки по трем требованиям

не может передать содержание прочитанного

 

Письменные проверочные работы.

Проверяется навык чтения – понимание (сознательность чтения).

«5» - не менее 95% (содержит не более 2 недочётов).

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы.

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы.

 

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе - 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.

Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

№ п/п

Название раздела

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе: Ø

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе: Ø

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания

Планируемые результаты освоения предмета «

Планируемые результаты освоения предмета «

Виды речевой и читательской деятельности · понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина,

Виды речевой и читательской деятельности · понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина,

Планируемые результаты формирования

Планируемые результаты формирования

Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов»

Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов»

Учащиеся научатся: • понимать, что отношение к

Учащиеся научатся: • понимать, что отношение к

Содержание учебного предмета № п/п

Содержание учебного предмета № п/п

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Фронтальная работа взаимообъяснение, беседа, интервью драматизация (театрализация), составление словаря терминов и понятий, самостоятельная, индивидуальная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся

Летописи, былины, жития Знакомство с названием раздела

Летописи, былины, жития Знакомство с названием раздела

Тематическое планирование № п \ п

Тематическое планирование № п \ п

Приложение №1 Календарное планирование № п\п

Приложение №1 Календарное планирование № п\п

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Проверочная работа

Проверочная работа

Рубрика «В мире книг». Работа с выставкой книг

Рубрика «В мире книг». Работа с выставкой книг

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Приложение №2 Критерии и нормы оценки учебных достижений обучающихся по литературному чтению

Приложение №2 Критерии и нормы оценки учебных достижений обучающихся по литературному чтению

Вместе с тем необходимо помнить, что темп чтения каждого ребёнка индивидуален

Вместе с тем необходимо помнить, что темп чтения каждого ребёнка индивидуален

Оценка выставляется в классный журнал (в столбик) всем учащимся на следующем уроке

Оценка выставляется в классный журнал (в столбик) всем учащимся на следующем уроке

Лист корректировки рабочей программы № п/п

Лист корректировки рабочей программы № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021