ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 класс «Начальная школа 21 века»
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Рудницкая, В. Н. Программа четырехлетней начальной школы по математике : проект «Начальная школа XXI века» / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2015.
2. Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М. : Вентана-Граф, 2015.
3. Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2015.
4. Кочурова, Е. Э. Я учусь считать. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
5. Кочурова, Е. Э. Математика : 1 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
6. Кочурова, Е. Э. Математика : 1 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
7. Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2015.
8. Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : дидактические материалы : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2015.
9. Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : методика обучения / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе – М. : Вентана-Граф, 2015.
10. Рудницкая, В. Н. Математика в начальной школе. Устные вычисления : методическое пособие / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2015.
11 Рудницкая, В. Н. Математика в начальной школе. Проверочные и контрольные работы : методическое пособие / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
– освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
– развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи курса:
– создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;
– овладение учащимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира; усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий; использование измерительных и вычислительных умений и навыков.
Структура курса
Первоначальные представления о множествах предметов (8 ч).
Число и счет. Арифметические действия (52 ч).
Свойства арифметических действий (11 ч).
Прибавление и вычитание чисел первых двух десятков (22 ч).
Сравнение чисел (10 ч).
Прибавление и вычитание чисел 7, 8 и 9 с переходом через десяток (7 ч).
Выполнение действий в выражениях со скобками (4 ч).
Симметрия (3 ч).
Логико-математическая подготовка. Работа с информацией (3 ч).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В первом классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа (33 учебные недели). 6 часов включены в фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фаза запуска), 120 часов составляют фазу постановки и решения системы учебных задач, 6 часов отводится на рефлексивную фазу учебного года.
В примерной рабочей программе предусмотрено проведение:
– самостоятельных работ – 6 ч;
– переводных контрольных работ –1 ч;
– итоговых интегрированных работ – 1 ч.
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, представленное в табличной форме.
Описание
ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Ÿ понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
Ÿ математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах как условие целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Ÿ владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Содержание учебного предмета
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов
Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).
Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов). Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел.
Число и счет. Арифметические действия и их свойства
Счет предметов. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчета предметов цифрами. Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки. Сравнение чисел; запись результатов с использованием знаков >, =, <. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц).
Римская система записи чисел. Сведения из математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Приемы сложения и вычитания вида: 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания. Приемы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки, прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы. Правило сравнения чисел с помощью вычитания. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание с нулем. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.
Числовое выражение. Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками.
Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Практические способы выполнения действий. Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ×, : . Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).
Величины
Длина, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин. Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам. Длина и ее единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Длина отрезка и ее измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах; записи вида: 1дм 6 см = 16 см, 12 см = 1 дм 2 см. Расстояние между двумя точками.
Работа с текстовыми задачами
Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. Составная задача и ее решение. Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи. Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями.
Геометрические фигуры
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар. Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки. Взаимное расположение предметов. Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри. Осевая симметрия. Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Логико-математическая подготовка
Понятия: все, не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из, любой. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации. Решение несложных задач логического характера.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением. Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы. Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур.
Результаты изучения учебного материала
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Планируемые результаты обучения5
К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:
– предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
– натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
– число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
– геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
– число и цифру;
– знаки арифметических действий;
– круг и шар, квадрат и куб;
– многоугольники по числу сторон (углов);
– направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
– числа в пределах 20, записанные цифрами;
– записи вида: 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 · 2 = 10, 9 : 3 = 3;
сравнивать:
– предметы с целью выявления в них сходства и различий;
– предметы по размерам (больше, меньше);
– два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
– данные значения длины;
– отрезки по длине;
воспроизводить:
– результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
– результаты табличного вычитания однозначных чисел;
– способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
геометрические фигуры;
моделировать:
– отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
– ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
– ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
– расположение предметов на плоскости и в пространстве;
– расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
– результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
– предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
– расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
– текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
– предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
– предметы (по высоте, длине, ширине);
– отрезки в соответствии с их длинами;
– числа (в порядке увеличения или уменьшения);
конструировать:
– алгоритм решения задачи;
– несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией
(по рисунку,
схеме);
контролировать:
свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
– расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
– предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
– пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
– записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
– решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
– измерять длину отрезка с помощью линейки;
– изображать отрезок заданной длины;
– отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
– выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
– ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
сравнивать:
разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;
воспроизводить:
способ решения арифметической задачи или любой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
определять основные классификации;
обосновывать:
приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;
контролировать деятельность:
осуществлять взаимопроверку выполняемого задания
при работе
в парах;
решать учебные и практические задачи:
– преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
– использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
– выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
– составлять фигуры из частей;
– разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
– изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
– находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
– определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей;
– представлять заданную информацию в виде таблицы;
– выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
Целевая
ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на уроках математики: могут сотрудничать в парах, в группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
Описание материально-технического
обеспечения
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Волина, В. В. Праздник числа / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.
2. Волкова, С. И. Альбом по математике и конструированию для 1 класса / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. – М. : Просвещение, 1993.
3. Волкова, С. И. Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса / С. И. Волкова, Н. Н. Столярова. – М. : Просвещение, 1995.
4. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. – М. : Ювента, 2010.
5. Осетинская, О. В. Я – первоклассник: портфолио учащегося / О. В. Осетинская. – Волгоград : Учитель, 2011.
6. Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград: Учитель, 2010.
7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
8. Серебрякова, М. Д. Математика: тетрадь с печатной основой для учащихся 1 класса / М. Д. Серебрякова, О. Н. Привалова. – Саратов : Лицей, 2000.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru
3. Первый мультпортал. – Режим доступа : www.km.ru/education
4. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Математика. 1 класс. Универсальный мультимедийный тренажер (CD).
2. Обучающая программа «Приключения на планете чисел» (CD).
3. Большая электронная энциклопедия (CD).
4. Обучающая программа «Геометрические фигуры и их свойства» (CD).
5. Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе (CD).
6. Математика и конструирование (CD).
4. Наглядные пособия.
1. Комплект таблиц для начальной школы «Математика. 1 класс».
2. Комплект наглядных пособий «Геометрический материал в начальной школе».
3. Раздаточный материал. Наборы: «Фишки», «Цветные фигуры», «Уголки», «Касса цифр», «Цветные полоски».
4. Вьетнамская игра «Танграм».
5. Набор цифр и геометрического материала.
6. Счетные палочки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.