Муниципальное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края |
|
Принята: На педагогическом совете школы Протокол №_________________________ «__»___________________________ |
Утверждено Директор МОУ Горекинская ООШ Харин Р. В.__________________ «__»________________________________________ |
Рабочая программа
Математике
Учитель: Васильева О. И.
Год составления: 2020-2021 учебный год
Класс: 4
Общее количество часов по плану: 34 часа
Количество часов в неделю: 4 час
Учебно – методический комплект:
1. Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс . Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. Сост. М.В. Буряк ; под редакцией Е.С. Галанжиной /Москва ПЛАНЕТА 2015
2. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Москва «Просвещение» 2014
3. Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова
Москва «Просвещение» 2016
«________»________________
_________ (Васильева О. И.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Примерная программа по предмету математика.
УМК:
1. Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс . Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. Сост. М.В. Буряк ; под редакцией Е.С. Галанжиной /Москва ПЛАНЕТА 2015
2. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Москва «Просвещение» 2014
3. Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова
Москва «Просвещение» 2016
4. Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Москва «Просвещение» 2014
5. Проверочные работы С.И. Волкова Москва «Просвещение» 2016
6. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 кл.» М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова Москва «Просвещение» 2012
7. Поурочные разработки по математике Москва «Просвещение» 2012
8. Контрольно-измерительные материалы «Математика» 4 класс Т.Н. Ситникова Москва ВАКО 2016
Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения математики в 4 классе из расчёта 4 часа в неделю.
Цели:
- математическое развитие младших школьников.
- формирование системы начальных математических знаний.
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
—формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Программой предусмотрено изучение разделов:
№ п/п |
Изучаемый материал |
Кол-во часов |
Контроль-ные работы |
1 |
Числа от 1 до 1000. Повторение |
13 |
1 |
2 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация |
11 |
1 |
3 |
Величины |
16 |
1 |
4 |
Числа, которые больше 1000.Сложение и вычитание |
14 |
1 |
5 |
Числа, которые больше 1000.Умножение и деление |
74 |
6 |
6 |
Итоговое повторение |
8 |
- |
|
Итого |
136 |
10 |
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (16ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000.Сложение и вычитание (14 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Числа, которые больше 1000.Умножение и деление (74 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Итоговое повторение (8 ч)
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношения больше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Числа и величины
К концу обучения в четвёртом классе учащийся научится:
• образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
• заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
К концу обучения в четвёртом классе учащийся научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления.
• Работа с текстовыми задачами
К концу обучения в четвёртом классе учащийся научится:
• устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
• оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
• составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
К концу обучения в четвёртом классе учащийся научится:
• описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач.
Геометрические величины
К концу обучения в четвёртом классе учащийся научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
• вычислять периметр многоугольника;
• находить площадь прямоугольного треугольника;
• находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольник.
• Работа с информацией
К концу обучения в четвёртом классе учащийся научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).
Календарно – тематическое планирование по математике для 4 класса
(34 недели, 4 ч в неделю, всего 136 часов)
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата по плану |
Дата по факту |
|
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (13 часов) |
|
|
|||
1 |
Нумерация. Счёт предметов. Разряды |
Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей . |
|
|
|
2 |
Числовые выражения. Порядок выполнения действий |
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения
|
|
|
|
3 |
Нахождение суммы нескольких слагаемых |
Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей
|
|
|
|
4 |
Вычитание трёхзначных чисел |
Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000 Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)
|
|
|
|
5 |
Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные |
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей |
|
|
|
6 |
Письменное умножение однозначных чисел на многозначные |
Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
|
|
7 |
Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные |
Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное деление в пределах 1000 Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей |
|
|
|
8 |
Деление трёхзначных чисел на однозначные
|
Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
9 |
Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число |
Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
|
|
|
10 |
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль
|
|
|
|
11 |
Чтение и составление столбчатых диаграмм. Странички для любознательных
|
Использовать диаграммы для сбора и представления данных Читать и строить столбчатые диаграммы Моделировать содержащиеся в тексте данные. Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
|
|
|
|
12 |
Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Повторение» |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
|
|
|
13 |
Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия …»
|
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
|
|
|
Числа, которые больше 1000 Нумерация(11ч) |
|
|
|||
14 |
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
|
|
|
15 |
Чтение многозначных чисел |
Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими Читать числа в пределах миллиона Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
16 |
Запись многозначных чисел |
Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки Записывать числа в пределах миллиона Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
|
|
17 |
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач |
|
|
|
18 |
Сравнение многозначных чисел |
Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
|
|
|
19 |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей |
|
|
|
20 |
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда |
Определять последовательность чисел в пределах 100 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе Выделять в числе общее количество единиц любого разряда Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей |
|
|
|
21 |
Класс миллионов и класс миллиардов
Проверочная работа по теме «Нумерация» |
Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 . Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
|
|
|
22 |
Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» |
Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
|
|
23 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №1 |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
24 |
Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» |
Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
|
|
|
Величины(12ч) |
|
|
|||
25 |
Единица длины – километр. Таблица единиц длины |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
26 |
Соотношение между единицами длины |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
|
|
27 |
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
|
|
|
28 |
Таблица единиц площади |
Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
29 |
Определение площади с помощью палетки |
Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
|
30 |
Масса. Единицы массы: центнер, тонна
|
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким) Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
|
|
|
31 |
Таблица единиц массы |
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их Использовать таблицу единиц массы. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Решать задачи арифметическим способом Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
|
|
|
|
32 |
Контрольная работа № 3 за 1 четверть по теме «Величины»
|
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
|
|
|
|
33 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Математический диктант №2 |
Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
34 |
Время. Единицы времени: год, месяц, неделя |
Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их Называть единицы времени: год, месяц, неделя
|
|
|
|
35 |
Единица времени – сутки |
Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
|
|
|
36 |
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события |
Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) (4 часа) |
|
|
|||
37 |
Единица времени – секунда |
Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть новую единицу измерения времени - секунду Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
38 |
Единица времени – век |
Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть новую единицу измерения времени – век Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
|
|
|
39 |
Таблица единиц времени. Проверочная работа по теме «Величины» |
Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношения между ними Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
40 |
Проверим себя и оценим свои достижения Тест №1 Повторение пройденного. Что узнали .Чему научились.
|
Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
Сложение и вычитание (14 часов) |
|
|
|||
41 |
Устные и письменные приёмы вычислений |
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000 Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
|
|
|
42 |
Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 |
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
|
|
43 |
Нахождение неизвестного слагаемого |
Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
44 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого |
Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
45 |
Нахождение нескольких долей целого |
Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
46 |
Нахождение нескольких долей целого |
Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин Находить несколько долей целого. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
|
|
|
47 |
Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
|
|
|
48 |
Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
|
|
|
49 |
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» |
Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком Выполнять сложение и вычитание величин Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
|
|
|
50 |
Сложение и вычитание значений величин |
Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком Выполнять сложение и вычитание величин Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
|
|
|
51 |
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.
|
Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения |
|
|
|
52 |
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
53 |
«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения |
|
|
|
54 |
Проверим себя и оценим свои достижения Тест №2 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
Умножение и деление(10ч) |
|
|
|||
55 |
Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 |
Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
56 |
Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
|
|
57 |
Умножение на 0 и 1 |
Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Называть результат умножения любого числа на 0, на 1. Применять полученные знания для решения задач Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
|
|
|
58 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант№3 |
Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
|
|
|
59 |
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
|
|
|
60 |
Деление многозначного числа на однозначное.
|
Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
61 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
|
|
|
62 |
Контрольная работа № 5 за 2 четверть по теме «Умножение и деление» |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
|
|
|
63 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
|
|
|
64 |
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. |
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Применять полученные знания для решения задач Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) |
|
|
|||
65 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
|
|
|
66 |
Решение задач на пропорциональное деление. |
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Применять полученные знания для решения задач Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие |
|
|
|
67 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
|
|
|
68 |
Решение задач на пропорциональное деление |
Сравнивать решения задач. Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление Применять полученные знания для решения задач Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность |
|
|
|
69 |
Деление многозначного числа на однозначное |
Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
|
|
|
70 |
Проверочная работа по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное» |
Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, делать проверку Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
|
|
|
71 |
Проверим себя и оценим свои достижения Тест №3 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Использовать приёмы деления многозначного числа на однозначное. Решать задачи арифметическим способом Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
72 |
Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
|
|
|
73 |
Решение текстовых задач
|
Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки Применять полученные знания для решения задач Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
74 |
Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости |
Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи
|
|
|
|
75 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи |
|
|
|
76 |
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние |
Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи |
|
|
|
77 |
Проверочная работа по теме «Решение задач на движение»
|
Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки. |
|
|
|
78 |
Умножение числа на произведение |
Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
79 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
|
|
|
|
80 |
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Математический диктант № 4 |
Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
|
|
|
81 |
Решение задач на одновременное встречное движение |
Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
82 |
Перестановка и группировка множителей. |
Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение Применять свойства умножения при решении числовых выражений Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
|
|
|
83 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
84 |
Контрольная работа № 7 по теме «Решение задач на движение» |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
85 |
Деление числа на произведение |
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
86 |
Деление числа на произведение |
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
87 |
Деление с остатком на 10, 100, 1 000 |
Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
88 |
Составление и решение задач, обратных данной |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение Применять полученные знания для решения задач Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
89 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
90 |
Приемы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
|
91 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
|
92 |
Совершенствование навыков письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями.
|
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
|
|
93 |
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
|
94 |
Проверочная работа по теме «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.»
|
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
95 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 5 |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
96 |
Тест №4 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов
|
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
97 |
Проект: «Математика вокруг нас» |
Собирать и систематизировать информацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оценивать результаты работы Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
|
|
98 |
Контрольная работа № 8 за 3 четверть по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
|
|
|
99 |
Умножение числа на сумму |
Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению. Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие |
|
|
|
100 |
Умножение числа на сумму |
Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
101 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
|
|
|
102 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Объяснять, как выполнено умножение многозначного числа на двузначное Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
103 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям |
Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи |
|
|
|
104 |
Решение текстовых задач |
Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Выполнять вычитание именованных величин. Находить ошибки в примерах на деление, делать проверку Применять полученные знания для решения задач Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (24 часов) |
|
|
|||
105 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
|
|
|
106 |
Приемы письменного умножения многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
107 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами |
|
|
|
108 |
Совершенствование навыков письменного умножения многозначного числа на трёхзначное |
Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
|
109 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 6 |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
110 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
|
|
111 |
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком |
Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
|
|
112 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
|
|
113 |
Деление многозначного числа на двузначное по плану |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное по плану Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
|
114 |
Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры |
Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру) Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
|
|
115 |
Деление многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения Выполнять деление с объяснением. Переводить одни единицы площади в другие Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
|
116 |
Решение задач |
Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор действия для решения Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
117 |
Письменное деление на двузначное число (закрепление) |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
118 |
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более короткую запись Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
|
|
119 |
Письменное деление на двузначное число (закрепление). Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число» |
Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
|
|
|
120 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №7 |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
121 |
Контрольная работа № 9 по теме « Умножение и деление» |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
|
|
|
122 |
Письменное деление многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
|
|
123 |
Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. |
Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
|
124 |
Деление на трёхзначное число |
Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению. Сравнивать выражения Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
125 |
Проверка умножения делением и деления умножением |
Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
126 |
Проверка деления с остатком |
Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
|
|
|
127 |
Проверка деления |
Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения Находить ошибки при делении, исправлять их Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
|
|
|
128 |
Контрольная работа №10 за год |
Применять свои знания для выполнения итоговой работы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
|
|
129 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
|
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы
|
|
|
|
Итоговое повторение (8 часов) |
|
|
|||
130 |
Нумерация. Выражения и уравнения |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. Решать числовые выражения и уравнения Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
|
|
|
131 |
Арифметические действия. Математический диктант № 8 |
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000 Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
|
|
|
|
133 |
Порядок выполнения действий. |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами |
|
|
|
132 |
Тест №5 по теме «Итоговое повторение всего изученного. Проверь себя» |
Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
|
|
|
133 |
Решение задач
|
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
|
|
134 |
Величины |
Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
|
|
135 |
Геометрические фигуры. |
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
|
|
136 |
Повторение пройденного за курс 4 класса «Что узнали. Чему научились».
|
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи |
|
|
|
Итого: 136 ч |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.