Рабочая программа по музыке для 1 класса НОО для обучающихся с ОВЗ

  • doc
  • 12.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Музыка, 1 кл., ОВЗ.doc

I. Пояснительная записка

 

Рабочая программа по музыке для 1 класса начального общего образования составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы «Музыка» образовательной системы «Школа России» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение, 2014.  Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009  года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка». Учебник для учащихся I кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Рабочая тетрадь для I класса, М.: Просвещение, 2015.

               Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младшего школьника:

Ø  воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

Ø  воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

Ø  развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

Ø  накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Рабочая программа направлена на выявление и развитие музыкальных певческих способностей учащегося, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.

Актуальность Программы определяется направленностью на формирование музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части их духовной культуры. Поэтому, при создании Рабочей программы учитывались изменившиеся социокультурные условия дея­тельности современных образовательных учреждений, потреб­ности педагогов-музыкантов в обновлении содержания, новые технологии массового музыкального образования и возрастные особенности младших школьников.

Для облегчения адаптационного периода уроки первой четверти проходит в игровой форме.

Рабочая Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета «Музыка» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов музыкально-творческой деятельности учащихся.

В основу настоящей программы положена педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, в которой заложены основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования.

Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учащихся в различных формах досуговой деятельности, внеклассной работы класса и школы (участие в концертах, конкурсах, фестивалях, подготовка к праздникам), общественно-полезная деятельность.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (первый год обучения в общеобразовательной школе).

Рабочая программа по курсу «Музыка»  предназначена для учащегося 1-го класса.  Программа  составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося.

В соответствии с  учебным планом курс «Музыка» изучается в 1  классе по одному часу в неделю. Количество часов по программе – 1 час в неделю. Таким образом, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объёме 33  часа в год.

Программа составлена для ученика 1 класса, который по состоянию здоровья находится на индивидуальном обучении на дому и обучается по ООП НОО.

 Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода

Прохождение программы в праздничные дни и общешкольные дни здоровья обеспечивается за счет объединения тем.

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты по видам деятельности обучающегося

В результате освоения программы обучающийся должен научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающегося основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающемуся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Слушание музыки

Обучающийся:

1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ.

3. Имеет представление об интонации в музыке.

4. Имеет представление об инструментах симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных.

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст).

8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Хоровое пение

Обучающийся:

1. Знает слова и мелодию Гимна школы.

2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

4. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные.

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

Обучающийся:

1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра.

2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.

3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио. Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.

Основы музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размер: 2/4.

4. Лад: мажор, минор.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав. Пение по нотам выученных по слуху простейших попевок.

6. Трезвучия: мажорное и минорное.

7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Музыкально-сценические жанры: балет, опера.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

ü  реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

ü  организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

ü  использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

ü  владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

ü  адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

ü  оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

 

III. Содержание учебного предмета

 

1-й класс (33  часа)

Основное содержание учебного предмета представлено следующими линиями:

Ø  Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Ø  Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Ø  Музыкальная картина мира. Здесь раскрывается интонационное богатство музыкального мира. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

 

 Содержание программы первого года делится на   два  раздела: 

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»- 16 часов

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

 

Раздел 2. «Музыка и ты» - 17 часов

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тематика учебных триместров содержит системный подход и выполняет роль главного «координатора» в целостно методологическом пространстве. Это помогает организовать важнейшие компоненты программы – её тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.

Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует  формы и методы: парные, индивидуальные.

Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

·        наглядные: иллюстрация, демонстрация, слушание и др.;

·        словесные: объяснение, рассказ, беседа и др.;

- по типу познавательной деятельности

·        объяснительно-иллюстративные методы;

·        репродуктивные;

- по дидактическим целям:

·        методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

 Используемые  технологии:

·        игровые технологии;

·        здоровьесберегающие технологии;           

Формы активизации самостоятельной и творческой деятельности учащихся:

  • «Творческая мастерская».
  • «Я – сочинитель».
  • Пластическое интонирование.
  • Дирижирование.

При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться  дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Дистанционное обучение предполагает общение  учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).

Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.

Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).

Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Модели реализации обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий

В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:

Модель/

Условия

Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон)

Интернет

Модель 1

ü   

ü   

Модель 2

x

ü   

Модель 3

ü   

x

Модель 4

x

x

 

Модель 1.

При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü  учебники и пособия на бумажных носителях;

ü  учебники и пособия в электронном формате;

ü  электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);

ü       федеральные и региональные образовательные телеканалы;

ü       платформы для организации онлайн-уроков.

Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:

ü  дистанционных уроков (видеоконференций);

ü  электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);

ü  уроков на образовательных телеканалах;

ü  самостоятельной работы ученика.

Модель 2.

          При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü       учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

ü       образовательные телеканалы;

ü  инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.

Модель 3.

        При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü   учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

ü   учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);

ü   инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;

ü   образовательные телеканалы.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.

Модель 4.

При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü       учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

ü       образовательные телеканалы;

ü  инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.

 


ΙV. Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата   проведения

Характеристика

деятельности учащегося

I«Музыка вокруг нас» - 16 ч.

1

Повсюду музыка слышна. (Урок- экскурсия)

1

01.09

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в творчестве. Импровизировать в игре.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

Узнавать изученные музыкальные произведения и их авторов.

Выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Соблюдать при пении  певческую установку, петь выразительно, слышать себя, вовремя начинать  и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты.

Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине.

 

2

Повсюду музыка слышна. (Урок- экскурсия)

08.09

3

Хоровод музыки (урок - театр)

1

15.09

4

Душа музыки - мелодия. Урок-театр

1

22.09

5

Музыка осени. (Урок –путешествие)

1

29.09

6

Сочини мелодию. (Урок – игра)

1

06.10

7

«Азбука, азбука каждому нужна…».

( Урок – игра)

1

13.10

8

Музыкальная азбука. (Урок – путешествие)

1

20.10

9

Музыкальные инструменты.

1

27.10

10

«Садко».  Из русского былинного сказа.

1

10. 11

11

Музыкальные инструменты. «Гусли, мои гусли…»

1

17.11

12

Звучащие картины.

1

24.11

13

Разыграй песню.

1

01.12

14

Родной обычай старины. Рождество

1

08.12

15

Добрый праздник среди зимы. 

1

15.12

16

Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас»

1

22.12

II. «Музыка и ты»  – 17 ч.

17

Край, в котором ты живешь.

1

12.01

Выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно,

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.                         Участвовать в пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.

Распознавать духовые  и струнные инструменты.

Находить сходства и различия в инструментах разных народов. Узнавать музыкальные инструменты по изображениям.

Понимать:  правила поведения на уроке музыки, правила  пения, смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель».

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в творчестве.

18

Художник, поэт, композитор.

1

19.01

19

Музыка утра.

1

26.01

20

Музыка вечера.

1

02.02

21

Дом, который звучит.

1

16.02

22

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1

23.02

23

Музыкальные инструменты.(продолжение)

1

02.03

24

Мамин праздник.

1

09.03

25

У каждого свой музыкальный инструмент.

1

16.03

26

Музыкальные портреты.

1

30.03

27

Музыкальные портреты. (Продолжение)

1

06.04

28

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

1

13.04

29

Опера-сказка.

1

20.04

30

Опера-сказка.(продолжение)

1

27.04

31

Музы не молчали.

1

04.05

32

Музыка в цирке.

1

11.05

33

 «Ничего на свете  лучше нету» Обобщающий урок.

1

11.05