I. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1 класса начального общего образования составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы «Музыка» образовательной системы «Школа России» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение, 2014. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младшего школьника:
Ø воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
Ø воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
Ø развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
Ø накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа направлена на выявление и развитие музыкальных певческих способностей учащегося, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Актуальность Программы определяется направленностью на формирование музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части их духовной культуры. Поэтому, при создании Рабочей программы учитывались изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания, новые технологии массового музыкального образования и возрастные особенности младших школьников.
Для облегчения адаптационного периода уроки первой четверти проходит в игровой форме.
Рабочая Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета «Музыка» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов музыкально-творческой деятельности учащихся.
В основу настоящей программы положена педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, в которой заложены основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования.
Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учащихся в различных формах досуговой деятельности, внеклассной работы класса и школы (участие в концертах, конкурсах, фестивалях, подготовка к праздникам), общественно-полезная деятельность.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (первый год обучения в общеобразовательной школе).
Рабочая программа по курсу «Музыка» предназначена для учащегося 1-го класса. Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося.
В соответствии с учебным планом курс «Музыка» изучается в 1 классе по одному часу в неделю. Количество часов по программе – 1 час в неделю. Таким образом, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объёме 33 часа в год.
Программа составлена для ученика 1 класса, который по состоянию здоровья находится на индивидуальном обучении на дому и обучается по ООП НОО.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода
Прохождение программы в праздничные дни и общешкольные дни здоровья обеспечивается за счет объединения тем.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты по видам деятельности обучающегося
В результате освоения программы обучающийся должен научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающегося основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающемуся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ.
3. Имеет представление об интонации в музыке.
4. Имеет представление об инструментах симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст).
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна школы.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
4. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио. Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размер: 2/4.
4. Лад: мажор, минор.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав. Пение по нотам выученных по слуху простейших попевок.
6. Трезвучия: мажорное и минорное.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Музыкально-сценические жанры: балет, опера.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
ü реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
ü организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
ü использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
ü владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
ü адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
ü оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
III. Содержание учебного предмета
1-й класс (33 часа)
Основное содержание учебного предмета представлено следующими линиями:
Ø Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Ø Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Ø Музыкальная картина мира. Здесь раскрывается интонационное богатство музыкального мира. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Содержание программы первого года делится на два раздела:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»- 16 часов
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты» - 17 часов
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тематика учебных триместров содержит системный подход и выполняет роль главного «координатора» в целостно методологическом пространстве. Это помогает организовать важнейшие компоненты программы – её тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.
Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует формы и методы: парные, индивидуальные.
Используемые методы обучения:
- по источнику знаний:
· наглядные: иллюстрация, демонстрация, слушание и др.;
· словесные: объяснение, рассказ, беседа и др.;
- по типу познавательной деятельности
· объяснительно-иллюстративные методы;
· репродуктивные;
- по дидактическим целям:
· методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
· игровые технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
Формы активизации самостоятельной и творческой деятельности учащихся:
При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Дистанционное обучение предполагает общение учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).
Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.
Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).
Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).
Модели реализации обучения с применением
дистанционных
(электронных) технологий
В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:
Модель/ Условия |
Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) |
Интернет |
Модель 1 |
ü |
ü |
Модель 2 |
x |
ü |
Модель 3 |
ü |
x |
Модель 4 |
x |
x |
Модель 1.
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
ü учебники и пособия на бумажных носителях;
ü учебники и пособия в электронном формате;
ü электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
ü федеральные и региональные образовательные телеканалы;
ü платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
ü дистанционных уроков (видеоконференций);
ü электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
ü уроков на образовательных телеканалах;
ü самостоятельной работы ученика.
Модель 2.
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
ü учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
ü образовательные телеканалы;
ü инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 3.
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
ü учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
ü учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
ü инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
ü образовательные телеканалы.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 4.
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
ü учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
ü образовательные телеканалы;
ü инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.
ΙV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Характеристика деятельности учащегося |
I. «Музыка вокруг нас» - 16 ч. |
||||
1 |
Повсюду музыка слышна. (Урок- экскурсия) |
|
01.09 |
Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в творчестве. Импровизировать в игре. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. Узнавать изученные музыкальные произведения и их авторов. Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя, вовремя начинать и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине.
|
2 |
Повсюду музыка слышна. (Урок- экскурсия) |
08.09 |
||
3 |
Хоровод музыки (урок - театр) |
1 |
15.09 |
|
4 |
Душа музыки - мелодия. Урок-театр |
1 |
22.09 |
|
5 |
Музыка осени. (Урок –путешествие) |
1 |
29.09 |
|
6 |
Сочини мелодию. (Урок – игра) |
1 |
06.10 |
|
7 |
«Азбука, азбука каждому нужна…». ( Урок – игра) |
1 |
13.10 |
|
8 |
Музыкальная азбука. (Урок – путешествие) |
1 |
20.10 |
|
9 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
27.10 |
|
10 |
«Садко». Из русского былинного сказа. |
1 |
10. 11 |
|
11 |
Музыкальные инструменты. «Гусли, мои гусли…» |
1 |
17.11 |
|
12 |
Звучащие картины. |
1 |
24.11 |
|
13 |
Разыграй песню. |
1 |
01.12 |
|
14 |
Родной обычай старины. Рождество |
1 |
08.12 |
|
15 |
Добрый праздник среди зимы. |
1 |
15.12 |
|
16 |
Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас» |
1 |
22.12 |
|
II. «Музыка и ты» – 17 ч. |
||||
17 |
Край, в котором ты живешь. |
1 |
12.01 |
Выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Участвовать в пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. Распознавать духовые и струнные инструменты. Находить сходства и различия в инструментах разных народов. Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Понимать: правила поведения на уроке музыки, правила пения, смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель». Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в творчестве. |
18 |
Художник, поэт, композитор. |
1 |
19.01 |
|
19 |
Музыка утра. |
1 |
26.01 |
|
20 |
Музыка вечера. |
1 |
02.02 |
|
21 |
Дом, который звучит. |
1 |
16.02 |
|
22 |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. |
1 |
23.02 |
|
23 |
Музыкальные инструменты.(продолжение) |
1 |
02.03 |
|
24 |
Мамин праздник. |
1 |
09.03 |
|
25 |
У каждого свой музыкальный инструмент. |
1 |
16.03 |
|
26 |
Музыкальные портреты. |
1 |
30.03 |
|
27 |
Музыкальные портреты. (Продолжение) |
1 |
06.04 |
|
28 |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. |
1 |
13.04 |
|
29 |
Опера-сказка. |
1 |
20.04 |
|
30 |
Опера-сказка.(продолжение) |
1 |
27.04 |
|
31 |
Музы не молчали. |
1 |
04.05 |
|
32 |
Музыка в цирке. |
1 |
11.05 |
|
33 |
«Ничего на свете лучше нету» Обобщающий урок. |
1 |
11.05 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.