I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3, примерной программы начального общего образования по музыке: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogoobshhego-obrazovaniya-2/ с учетом авторской программы : Сергеева Г.П.Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. —
7-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 64 с. — (Школа России).- https://catalog.prosv.ru/attachment/ccf1d085-e803-11e0-85ca-001018890642.pdf
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Музыка. 3 класс»:
учебник для общеобразовательных организаций/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.11-е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 2019.- 127 с.: ил.
В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника.
Программа рассчитана на 34 часа: из расчета 1 учебный час в неделю.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены:
проверочные работы – 4.
II. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета музыка.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты (личностные, метапредметные и предметные).
Личностные результаты:
ü чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
ü целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
ü уважительное отношение к культуре других народов:
ü эстетические потребности, ценности и чувства
ü развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
ü развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
ü способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
ü умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
ü освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
ü овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
ü овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
ü умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
ü основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
ü воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
ü начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;
ü формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальнотворческой деятельности;
ü умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
ü умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
ü - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
ü Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
ü Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
ü Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование).
ü Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
ü Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
ü Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
ü Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
ü Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре, оркестре).
ü Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
ü Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
ü Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
ü Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
ü Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
ü Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
ü Понимать жанры церковной музыки (тропарь, молитва, величание).
ü Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
ü Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играхдраматизациях.
ü Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
К концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:
ü Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
ü Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
ü Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга, участвовать в их сценическом воплощении.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
ü Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
ü Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
ü Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
ü Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).
Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 5 ч.
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват. Россия! Наша слава - русская держава. Кантата «Александр Невский". Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна.
Раздел 2. «День, полный событий» - 4ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский. С. Прокофьев. М. Мусоргский. Э. Григ). Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» - 4 ч.
Образы Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим. Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы 8 церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Радуйся. Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя. добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель).
Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Раздел 5. «В музыкальном театре» - 5 ч.
Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах.
Раздел 6. «В концертном зале» - 6ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. Выразительные возможности флейты, скрипки. (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма
(двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Музыкальные инструменты: скрипка.
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Музыка — источник вдохновения и радости
Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Проставим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.
Календарно-тематическое планирования по музыке ФГОС
3 класс
№ п/п |
|
|
Тема урока, тип урока
|
Элемент содержания
|
|
В том числе |
||
|
|
|
||||||
|
|
|
Тема 1: «Россия - Родина моя» - 5 ч. |
|
||||
1. |
|
|
Мелодия - душа музыки. |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Интонационно-образная природа музыкального искусства. |
1 |
|
|
|
2. |
|
|
Природа и музыка (романс). Звучащие картины. |
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы. |
1 |
|
|
|
3. |
|
|
Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. |
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. |
1 |
|
|
|
4. |
|
|
Кантата «Александр Невский». |
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
|
1 |
|
|
|
5. |
|
|
Опера «Иван Сусанин» |
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». |
1 |
|
|
|
Тема 2: «День, полный событий» - 4 ч. |
||||||||
6. |
|
|
Утро. |
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро |
1 |
|
|
|
7. |
|
|
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. |
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
|
1 |
|
|
|
8. |
|
|
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. |
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
|
1 |
|
|
|
9. |
|
|
Обобщающий урок 1 четверти.
|
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). |
1 |
1 |
|
|
Тема 3: «О России петь - что стремиться в храм» - 4 ч. |
||||||||
10. |
|
|
"Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!" |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. |
1 |
|
|
|
11. |
|
|
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. |
1 |
|
|
|
12. |
|
|
Вербное воскресенье. Вербочки. |
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). |
1 |
|
|
|
13. |
|
|
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. |
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении. |
1 |
|
|
|
Тема 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч. |
||||||||
14. |
|
|
Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. |
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян). |
1 |
|
|
|
15. |
|
|
Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель, мой Лель... |
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). |
|
|
|
|
16. |
|
|
Обобщающий урок 2 четверти.
|
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.Мелодии в народном стиле. |
1 |
1 |
|
|
17. |
|
|
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. |
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.
|
1 |
|
|
|
Тема 5: «В музыкальном театре" - 5 ч. |
||||||||
18. |
|
|
Опера «Руслан и Людмила». |
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». |
1 |
|
|
|
19. |
|
|
Опера «Орфей и Эвридика» |
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационнообразное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика». |
1 |
|
|
|
20. |
|
|
Опера «Снегурочка». «Океан - море синее». |
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационнообразное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее». |
1 |
|
|
|
21. |
|
|
Балет «Спящая красавица». |
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
|
1 |
|
|
|
22. |
|
|
В современных ритмах (мюзиклы). |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки. |
|
|
|
|
Тема 6: «В концертном зале » - 6 ч. |
||||||||
23. |
|
|
Музыкальное состязание (концерт). |
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта.
|
1 |
|
|
|
24. |
|
|
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. |
Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты |
1 |
|
|
|
25. |
|
|
|
Музыкальные инструменты. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Музыкальные инструменты (скрипка). |
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. |
|
|
|
|
26. |
|
|
Обобщающий урок 3 четверти. |
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. |
1 |
1 |
|
|
27. |
|
|
Сюита «Пер Гюнт». |
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». |
1 |
|
|
|
28. |
|
|
«Героическая» (симфония). Мир Бетховена. |
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. |
1 |
|
|
|
Тема 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 6 ч. |
||||||||
29. |
|
|
Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. |
1 |
|
|
|
30. |
|
|
Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. |
1 |
|
|
|
31. |
|
|
Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. |
1 |
|
|
|
32. |
|
|
Прославим радость на земле. |
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. |
1 |
|
|
|
33. |
|
|
Радость к солнцу нас зовет. |
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. |
1 |
|
|
|
34. |
|
|
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок - концерт. |
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Итоговая работа. |
1 |
1 |
|
|
Всего: |
|
|
34 |
4 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.