I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3, примерной программы начального общего образования по музыке: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogoobshhego-obrazovaniya-2/ с учетом авторской программы : Сергеева Г.П.Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. —
7-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 64 с. — (Школа России).- https://catalog.prosv.ru/attachment/ccf1d085-e803-11e0-85ca-001018890642.pdf
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Музыка. 4 класс»:
учебник для общеобразовательных организаций/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.10-е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 2019.- 127 с.: ил.
В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника.
Программа рассчитана на 34 часа: из расчета 1 учебный час в неделю.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены:
проверочные работы – 4.
II. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета музыка.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты (личностные, метапредметные и предметные).
Личностные результаты:
ü чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
ü целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
ü уважительное отношение к культуре других народов:
ü эстетические потребности, ценности и чувства
ü развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
ü развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты:
ü способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
ü умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
ü освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
ü овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
ü овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
ü умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
ü основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
ü воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
ü начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;
ü формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальнотворческой деятельности;
ü умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
ü умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
ü умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
К концу 4 класса обучающиеся научатся:
ü узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
ü продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
ü продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
ü высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
ü продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
ü эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
ü показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
ü выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
ü передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
ü охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
ü определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
ü использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
ü исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
К концу 4 класса обучающиеся получат возможность научиться:
ü Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
ü Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
ü Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять о время досуга, участвовать в их сценическом воплощении.
ü Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
ü Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
ü Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
ü Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
ü Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).
III. Содержание учебного предмета музыка Тема1: «Россия — Родина моя» - 4 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тема 2: «День, полный событий» - 5 ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское:
музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкальнолитературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тема 3: «В музыкальном театре» - 4 ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И.
Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Тема 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке.
Тема 5: «В концертном зале » - 6 ч.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тема 6: «В музыкальном театре» - 2 ч.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тема 7: «О России петь – что стремиться в храм» - 4 ч.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Тема 8: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 ч.
Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тема 9:«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 ч.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Календарно-тематического планирования по музыке ФГОС 4 классы.
№ п/п |
|
|
Тема урока, тип урока
|
Элемент содержания
|
|
В том числе |
||
|
|
|
||||||
|
|
|
Тема 1: «Россия - Родина моя» - 4 ч. |
|
||||
1. |
|
|
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»
|
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. |
1 |
|
|
|
2. |
|
|
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей». «Как сложили песню» |
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). |
1 |
|
|
|
3. |
|
|
«Ты откуда русская, зародилась, музыка? |
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. |
1 |
|
|
|
4. |
|
|
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Тема 2: «День, полный событий» - 5 ч. |
|
||||
5. |
|
|
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве |
1 |
|
|
|
6. |
|
|
Зимнее утро, зимний вечер. |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
1 |
|
|
|
7. |
|
|
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. |
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. |
|
|
|
|
8. |
|
|
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. |
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. |
|
|
|
|
9. |
|
|
«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
1 |
1 |
|
|
|
Тема 3: «В музыкальном театре" - 4 ч. |
|
|
|||||
10. |
|
|
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. |
Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. |
1 |
|
|
|
11. |
|
|
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. |
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность |
1 |
|
|
|
12. |
|
|
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. |
Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
|
1 |
|
|
|
13. |
|
|
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. |
Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
|
1 |
|
|
|
|
Тема 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч. |
|
|
|||||
14. |
|
|
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. |
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. |
1 |
|
|
|
15. |
|
|
Оркестр русских народных инструментов. |
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. |
1 |
|
|
|
16. |
|
|
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа. |
1 |
1 |
|
|
|
Тема 5: «В концертном зале » - 6 ч. |
|
|
17. |
|
|
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. |
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. |
1 |
|
|
|
18. |
|
|
Старый замок. |
Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. |
1 |
|
|
|
19. |
|
|
Счастье в сирени живет… |
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. |
1 |
|
|
|
20. |
|
|
Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… |
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные |
1 |
|
|
|
21. |
|
|
Патетическая соната. Годы странствий. |
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. |
1 |
|
|
|
22. |
|
|
Царит гармония оркестра.
|
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. |
1 |
|
|
|
Тема 6: «В музыкальном театре» - 2 ч. |
||||||||
23. |
|
|
Театр музыкальной комедии. |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. |
1 |
|
|
|
24. |
|
|
Балет «Петрушка» |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле |
1 |
1 |
|
|
Тема 7: «О России петь – что стремиться в храм» - 4 ч. |
||||||||
25. |
|
|
Святые земли Русской. Илья Муромец. |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
|
1 |
|
|
|
26. |
|
|
Кирилл и Мефодий. |
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. |
1 |
|
|
|
27. |
|
|
Праздников праздник, торжество из торжеств. |
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
величание. |
|
|
|
|
28. |
|
|
Родной обычай старины. Светлый праздник. |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
|
1 |
|
|
|
|
Тема 8: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 ч. |
|
|
|||||
29. |
|
|
Народные праздники. Троица. |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
|
1 |
|
|
|
|
Тема 9:«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 ч. |
|
|
|||||
30. |
|
|
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
|
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. |
1 |
|
|
|
31. |
|
|
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты(гитара). |
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей. |
1 |
|
|
|
32. |
|
|
В каждой интонации спрятан человек. |
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. |
1 |
|
|
|
33. |
|
|
Музыкальный сказочник. Н.А.Римский - Корсаков.
|
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
1 |
|
|
|
34. |
|
|
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
|
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Итоговая работа. |
1 |
1 |
|
|
Все |
го: |
|
|
34 |
4 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.