Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Волейбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Тип программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 15 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения: базовый
Год разработки: 2021
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273) (ст. 2, ст. 12, ст. 75)
2. Федеральный закон N 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).
3. Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75),
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
5. Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75),
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
7. Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию образовательных учреждений.
Направленность дополнительной образовательной программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию учащихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Отражение условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности в настоящий момент, соответствие современным запросам.
Наиболее острые проблемы дополнительного образования:
- повышение занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развитие определенных качеств личности;
- поддержка и развитие талантов;
- адаптация в обществе студентов с определенными особенностями;
- физическое развитие и оздоровление школьников;
В процессе изучения у студентов формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность.
Отличительные особенности программы
По уровню освоения программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Адресат программы: – учащиеся МБУ ДО ДЮСШ им. М. Азаева
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год. Объем программы 240 часов (на 40 учебных недель (на 10 месяцев).
Формы обучения.
- очная.
Режим занятий.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется в соответствии с программой. Каждое занятие продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю – согласно расписанию, утвержденному директором МБУ ДО ДЮСШ им. М. Азаева
1.2. Цели и задачи.
Цель программы формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом.
Основные задачи освоения программы являются:
Обучающие
- обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
Воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
-воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
1.3. Планируемые результаты.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы).
Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств обучающихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимать задачи, поставленные педагогом;
- знать технологическую последовательность выполнения работы;
- правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
- научиться проявлять творческие способности;
- развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
- учиться работать в коллективе;
- проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты – формирование навыков игры в волейбол, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение, развитие, воспитание личности обучающегося.
Ожидаемым результатам прохождения программы должен стать интерес обучающихся к спорту, в частности, к волейболу.
В результате освоения программы по волейболу обучающийся должен
уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
- использовать технику и методику обучения волейболу;
- применять навыки в организации и проведении спортивных мероприятиях;
В результате изучения программы обучающийся должен
знать:
-о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
-основы здорового образа жизни;
-специфику тренировочного процесса;
По окончании реализации программы ожидается достижение
следующих результатов:
-выполнение контрольных нормативов по специальной физической и
технико-тактической подготовке;
-достижение высокого уровня физического развития и физической
подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;
-участие в соревнованиях школьного и городского уровня;
-повышение уровня технической и тактической подготовки в данном
виде спорта;
-устойчивое овладение умениями и навыками игры;
-развитие у обучающихся потребности в продолжение занятий спортом ;
-сформировать потребность к здоровому образу жизни, культуре
общения;
-укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния
всех систем организма, сократить пропуски по болезням;
-умение контролировать психическое состояние.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый
минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил
игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в волейбол. Будут
сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в
команде.
1.4. Содержание программы.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника нападения
1. Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
2.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного
на шнуре; над собой - на месте и после перемещения различными способами; с
набрасывания партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике:
зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3-2; передачи в стену с изменением высоты и
расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на
точность с собственного подбрасывания и партнера.
3. Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения.
4. Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом месте, стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким
стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание
перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро.
2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние Ф-6 м); прием нижней прямой подачи.
3. Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зoну нападения.
4. Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Техника нападения
1. Перемещения: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.
2. Передачи сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты и расстояния, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений; чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4,4-2,6-4,6-2 (расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); стоя спиной в направлении передачи; с последующим падением и перекатом на бедро; вперед вверх в прыжке на месте и после перемещения; отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.
3. Подачи: нижние - соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая подряд 10-15 попыток, на точность в правую, левую, дальнюю и ближнюю половину площадки, соревнования - на количество, на точность; верхняя боковая подача.
4.
Нападающие удары: прямой сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с различных
по высоте и расстоянию передач у сетки и из глубины площадки;
прямой слабейшей рукой; с переводом вправо из зоны 2 с поворотом туловища
вправо (для правшей).
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: стойка, скачок вправо, влево, назад, падения и перекаты после падений - на месте и после перемещений, сочетание способов перемещений, перемещений и падений с техническими приемами защиты.
2.
Прием мяча: сверху двумя руками нижней подачи, верхней
прямой подачи (расстояние 6-8 м); прием мяча снизу двумя руками нижних подач,
верхней прямой подачи, от передачи через сетку в прыжке; нападающего удара в
парах, через сетку на точность; сверху двумя руками с последующим падением,
снизу одной рукой с выпадом в сторону с после
дующим падением и перекатом на бедро (правой вправо, левой влево); прием
отскочившего от сетки мяча.
3. Блокирование: одиночное в зонах 3,2,4, стоя на подставке, нападающий удар по мячу, подброшенному партнером и с передачи; блокирование в прыжке с площадки; блокирование нападающего удара с различных передач по высоте; блокирование удара с переводом вправо; блокирование поочередно ударов прямых и с переводом.
Техника нападения
1. Перемещения: чередование способов перемещения на максимальной скорости; сочетание способов перемещения с изученными техническими приемами нападения.
2.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками на точность
(«маяки» и т.п.) с собственного подбрасывания (варьируя высоту), посланного
передачей: а) первая передача постоянная (2-3 м), вторая - постепенно увеличивая
расстояние (3-10 м); б) первая - постепенно увеличивая расстояние, вторая -
постоянная; в) первая и вторая - увеличивая расстояние мяча,
посылаемого ударом одной руки; из глубины площадки для нападающего удара в
зонах 2-4,4-2,6-4 на расстояние 6 м; в зонах 5-2,1 -4 на расстояние 7- 8 м;
стоя спиной в направлении передачи: встречная передача (после передачи над
собой и поворота на 180° (в зонах 2-4 6-4, расстояние 3-4 м), в
тройках в зонах: 6-3-2, 6-3-4, 5-3-2, 1-3-4, из глубины площадки - с собственного
подбрасывания в зонах 6-2,6-4 (расстояние 2-3 м); с набрасывания партнера и
затем с передачи; с последующим падением и перекатом на спину.
3. Передача сверху двумя руками в прыжке (вверх назад): с собственного подбрасывания - с места и после перемещения; с набрасывания партнера - с места и после перемещения; на точность в пределах границ площадки.
4. Чередование способов передачи мяча: сверху, сверху с падением, в прыжке; отбивание кулаком; передачи, различные по расстоянию и высоте.
5.
Подачи: верхняя прямая подача (подряд 20 попыток), с
различной силой; через сетку в три продольные зоны: 6-3,1 -2, 5-4, ближе к
боковым и лицевой линиям; соревнование на точность попадания в зоны; верхняя
боковая подача с соблюдением правил; подачи (подряд 5 попыток); подачи в
правую и левую половины площадки; соревнование на большее
количество выполненных подач правильно; чередование нижней и верхней прямой
подач на точность.
6.
Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей
рукой из зон 4,3,2; с различных передач - коротких по расстоянию, средних и высоких
по высоте; средних по расстоянию - средних и высоких по высоте; длинных по
расстоянию, средних по высоте; из зон 4 и 2 с передачи из зоны 6; при
противодействии блокирующих, стоящих на подставке; из зон 4 и 2 с передачи
назад за голову; удар с переводом вправо с поворотом туловища вправо; удар из
зоны 2 с передачи из зоны 3, стоя спиной в направлении передачи; удар из зоны 4
с передачи из зоны 3; удар из зон 2,4 «мимо блока» (имитирует блок игрок, стоя
на подставке);
имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация
нападающего удара в разбеге и передача подвешенного мяча; то же в зонах 4 и 2 с
передачи из зоны 3; удар с переводом влево с поворотом туловища влево по мячу
на амортизаторах, по мячу в держателе, наброшенному партнером; удар из зон 3,4
с высоких и средних передач, прямой нападающий удар слабейшей рукой из зон
2,3,4 по мячу, наброшенному партнером, из зон 2, 3 с передачи из соседней зоны
(3-2,4-3); нападающие удары с удаленных от сетки передач.
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений, падений
и стоек с техническими приемами игры в защите; перемещения на максимальной
скорости и чередование их способов, сочетание с падениями, остановками и
выполнением приема мяча.
2.
Прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач,
от удара одной рукой в парах и через сетку (стоя на подставке); прием снизу
двумя руками нижней подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи
и первая передача в зону нападения; нападающего удара; верхней боковой подачи;
от передачи через сетку в прыжке;
снизу одной рукой правой, левой в парах, у сетки, от сетки, сверху двумя руками
с падением в сторону на бедро и перекатом на спину, от передачи мяча через
сетку, передача в прыжке через сетку; прием подачи; нападающего удара; прием
снизу двумя руками с падением и перекатом в сторону на бедро в парах; прием
снизу подачи, нападающего удара; прием
одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой)
в парах (по заданию), у сетки, от сетки; прием подачи, нападавшего удара;
чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета
мяча.
Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,2, 3), из двух зон в известном направлении, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов из одной зоны в двух направлениях, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов с переводом вправо (в зонах 3,4,2), стоя на подставке, в прыжке с площадки удары с передачи; групповое блокирование (вдвоем) ударов по ходу (из зон 4,2, 3), стоя на подставке, и в прыжке с площадки
Техника нападения
1. Перемещения: сочетание способов перемещений, исходных положений, стоек, падений и прыжков в ответ на сигналы; сочетание стоек, способов перемещений с техническими приемами.
Передачи мяча: у сетки сверху двумя руками, различные по расстоянию: короткие, средние, длинные; различные по высоте: низкие, средние, высокие, сочетание передач из глубины площадки, стоя лицом и спиной к нападающему; нападающий удар с передачи в прыжке; имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация замахов и передача в прыжке через сетку в зону нападения; нападающий удар с переводом влево с поворотом туловища влево из зон 3 и 4 с высоких и средних передач; прямой нападающий удар слабейшей рукой из зон 2, 3,4 с различных передач; боковой нападающий удар сильнейшей рукой из зон 4,3; нападающий удар с переводом вправо без поворота туловища из зон 2,3,4.
Техника защиты
1. Перемещения: сочетание способов перемещений и падений с техническими приемами игры в защите; способов перемещений с прыжками, перемещений с блокированием.
2. Прием мяча: сверху двумя руками от подач и нападающих ударов средней силы на точность; снизу двумя руками верхних подач на задней линии и первая передача на точность; прием мяча снизу одной рукой (правой, левой) попеременно у сетки и от сетки после перемещения.
ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон 6, 5,1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи.
3. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника - сверху или снизу.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи (у сетки лицом и спиной в направлении передачи, из глубины площадки -лицом); подачи (способа, направления); нападающего удара (способа и направления; подача на игрока, слабо владеющего приемом подачи, вышедшего на замену; выбор способа отбивания мяча через сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача их зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом и спиной к нападающему; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии; имитация нападающего удара и «обман»; имитация второй передачи и «обман» через сетку.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4); игроков задней и передней линии (игроков зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2) при первой передаче).
3. Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии (прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача нападающему, к которому передающий обращен лицом (спиной).
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме верхних подач прямой и боковой;
при блокировании; при страховке партнера, принимающего подачу, нападающий удар;
блокирующих, нападающих; выбор способа приема подачи (нижней - сверху, верхних
- снизу, сверху двумя руками с падением); способа приема мяча от обманных
приемов (в опорном положении и с падением); способа перемещения и способа
приема от нападающих ударов; блокирование определенного направления.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии между собой при
приеме подачи, нападающих ударов, обманных приемов; взаимодействие игроков
передней линии, не участвующих в блокировании с блокирующими; игроков зоны 6 с
блокирующим игроком зоны 3 и страхующими игроками зон 4 и 2; игроков зон 4 и 2
(соответственно) при
приеме нападающих ударов и обманов.
3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет а) игрок зоны 3, б) игрок зоны 4, а игрок зоны 3 оттянут назад, в) игрок зоны 2 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2, в положениях «б» и «в» игроки 4 и 2 идут на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 соответственно в зону 4 и 2 для нападающего удара; система игры «углом вперед» с применением групповых действий, изученных в данном году обучения.
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки и из глубины площадки для нападающего удара, для выполнения подачи и нападающего удара (при чередовании способов); чередование способов подач; подачи верхние на игроков, слабо владеющих навыками приема мяча; вышедших после замены; выбор способа отбивания мяча через сетку нападающим ударом, передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом и спиной к нему); имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку) в прыжке; имитация прямого нападающего удара и передача в прыжке двумя руками через сетку; чередование способов нападающего удара - прямой, перевод сильнейшей, прямой слабейшей рукой.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй
передаче - игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в
условиях различных по характеру первых и вторых передач; игрока зоны 2 с
игроками зон 3 и 4 в условиях длинных первых передач; взаимодействие игроков
передней и задней линий при первой
передаче - игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме мяча в дальней
части площадки от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,1 и 5 с игроком
зоны 2 при приеме верхних подач для второй передачи, в доигровках - для
нападающего удара или передачи в прыжке.
3. Командные действия: система игры через игрока передней линии, прием подачи (при чередовании способов) и первая передача в зону 3, вторая передача, стоя лицом и спиной (чередование) к нападающему; прием верхней боковой подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий стоит спиной; первая передача для нападающего удара, когда мяч соперник направляет через сетку без удара.
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подач различными способами,
нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке (чередование); при
страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа
приема различных способов подач; выбор способа перемещения и способа приема
мяча от нападаю
щих ударов различными способами и обманных действий; выбор способа приема мяча
в доигровке и при обманных приемах нападения; зонное блокирование (выбор
направления при ударах из зон 4,2 и 3 и «закрывание» этого направления).
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии - игроков зон
1,6,5 между собой при приеме трудных мячей от подач, нападавших ударов,
обманных действий; взаимодействие игроков передней линии:
а) двух игроков, не участвующих в блокировании, с блокирующим, б) двух игроков
при блокировании (выход в зону, где будет произведен удар), в) не участвующего
в блокировании с блокирующими; взаимодействие игроков задней и передней линий:
а) игрока зоны 6 с блокирующим (в зоне 3,4,2), с блокирующими зон 3-2; 3-4;
игрока зоны 6 с не участвующими в блокировании; в) игроков зон 1 и 5 с не
участвующими в блокировании.
3. Командные действия: расположение игроков при приеме подач различными способами в дальние и ближние зоны, вторую передачу выполняет игрок зоны 3 и 2; расположение игроков при приеме подачи, когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 4; то же, но в зонах 3 и 2 (чередование этих двух вариантов); системы игры: расположение игроков при приеме мяча от соперника «углом вперед» (чередование групповых действий в соответствии с программой для данного года обучения); переключение от защитных действий к нападающим - со второй передачи через игрока передней линии.
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для вторых передач, различных по высоте и
расстоянию, стоя на площадке и в прыжке; для нападающего удара (с различных
передач мяча у сетки и из глубины площадки); чередование подач в дальние и
ближние зоны, на силу и нацеленных; подача на игрока, слабо владеющего навыками
приема, вышедшего
после замены; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (различные по
высоте и расстоянию); передача двум нападающим на линии с применением
отвлекающих действий руками, туловищем; имитация второй передачи и обман
(передача через сетку) на месте и в прыжке (боком и спиной в направлении
передачи); имитация нападающего
удара и передача в прыжке через сетку (в зону нападения); чередование способов
нападающего удара.
2. Групповые действия: взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 2 при второй передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при скрестном перемещении в зонах - из центра на край сетки (при второй передаче); игрока зоны 3 с игроком зоны 4 в условиях чередования передач, различных по высоте и расстоянию, стоя лицом и спиной в направлении передачи; взаимодействие игроков зон 6 и 5 с игроком, выходящим к сетке из зоны 1.
Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 при приеме подач на силу и нацеленных, приеме нападающих ударов; игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 4 (при приеме подачи - для второй передачи, в доигровке - для удара; игроков зон 4,3 и 2 с игроком зоны 1, выходящим к сетке (при первой передаче); игрока, выходящего из зоны 1 при второй передаче с игроками зон 4, 3 и 2.
3. Командные действия: система игры через игрока передней линии -прием подачи и первая передача: а) в зону 3, вторая передаче в зоны 4 и 2, стоя лицом и спиной к ним; б) в зону 4 и 2 (чередование), вторая передача в зоны 3 и 2 (3 и 4); в) в зону 2, вторая - назад за голову, где нападающий удар выполняет игрок зоны 3; система игры через выходящего: прием подачи, первая передача игроку зоны 1, вышедшему к сетке, вторая передача нападающему, к которому передающий обращен лицом (в зоны 3 и 4) и спиной (в зону 2).
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия: выбор места, способа перемещения и способа приема мяча от подачи, нападающего удара и обманных приемов: выбор места, способа перемещения, определение направления удара и зонное блокирование; выбор места и способа приема мяча при страховке блокирующих, нападающих, принимающих «трудные» мячи.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии: а) зон 3 и 2,3 и 4 при групповом блокировании (удары по ходу); б) игрока зоны 3, не участвующего в блокировании с блокирующими игроками зон 2 и 4; игроков задней линии -страховка игроков, принимающих «трудные» мячи в пределах площадки и выходящих после приема за ее границы; игроков задней и передней линии: а) зоны 6 с блокирующими (в рамках системы «углом вперед»); б) зоны 6 с не участвующими в блокировании; в) зон 5 и 1 с блокирующими.
3. Командные действия: прием подачи - расположение игроков при приеме подачи различными способами (в условиях чередования в дальние и ближние зоны), когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3,2 (игрок зоны 3 оттянут назад); игрок зоны 2 (4) стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2 (4), после приема игрок зоны 2 (4) идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 2 (4); передача в зону 2, стоя спиной к нападающему; расположение игроков при приеме подачи, когда выход к сетке осуществляет игрок зоны 1 из-за игрока; системы игры - расположение игроков при приеме мяча от соперника «углом назад», с применением групповых действий по программе данного года обучения и в условиях чередования нападающих действий; переключение в вариантах построения системы «углом вперед» и «углом назад» в соответствии с характером нападавших действий
Оборудование тренажерного зала:
- -велотренажер-2шт.;
- -беговая дорожка -2шт.;
- -штанга -1 шт. ;
- -мячи гимнастические -20шт.;
- -гантели от 1 до 5 кг компл. 30шт.
- -палки гимнастические -40 шт.
- -аптечка для оказания медицинской помощи -1 шт.
Технические средства обучения:
- магнитофон -1 шт.
2.1. Формы аттестации.
Контроль
Контрольные игры и соревнования. Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол» включает оценку уровня сформированности знаний, умений, навыков, уровня развития обучающихся, их индивидуальных качеств и личностный рост, которые определяются участием в спортивных праздниках, конкурсах, товарищеских играх с командами аналогичного возраста.
Порядок и периодичность проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (формы проведения промежуточной аттестации)
Программа рассчитана на один год, в связи с чем промежуточная аттестация не проводится. Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, городского масштаба, судейство на соревнованиях. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных нормативов.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п |
Содержание требований (вид испытаний) |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
1. 2. 3. 4. 5.
|
Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) |
4,9 11,2 170 45
6,0 9,5 |
Техническая подготовленность
№ п/п |
Содержание требований (вид испытаний) |
Количественный показатель |
1 |
2 |
3 |
1. 2. 3. 4. 5. |
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах |
4 3 3 8 3 |
2.2. Методическое обеспечение
№ п/п |
Раздел |
Формы занятий |
Методы и приемы |
Формы подведения итогов |
1 |
Основы знаний |
Беседа Рассказ Объяснение материала |
Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ) |
Опрос
|
2 |
Освоение техники передвижений |
Объяснение материала Тестирование Соревнование |
Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) |
Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование
|
3 |
Освоение техники приемов и передач мяча |
Объяснение материала Тестирование Соревнование |
Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) |
Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование
|
4 |
Освоение техники подачи мяча и приема подач. |
Объяснение материала Тестирование Соревнование |
Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) |
Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование
|
5 |
Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий
|
Объяснение материала Тестирование Соревнование |
Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) |
Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование
|
6 |
Овладение тактикой игры в нападении. |
Объяснение материала Тестирование Соревнование |
Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) |
Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование
|
7 |
Овладение тактикой игры в защите |
Объяснение материала Тестирование Соревнование |
Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) |
Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование
|
8 |
Овладение организаторскими способностями |
Соревнование |
Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) |
Тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ
|
Педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
- игровая деятельность (эмоциональная приподнятость на занятиях, наличие правил и роли у детей во время игр и эстафет, а также при выполнении тренировочных упражнений);
- информационно-коммуникационные технологии (в системе физической культуры и спорте компьютерные технологии широко используются для теоретической подготовки учащихся);
- личностно-ориентированная технология оздоровительной физической подготовки юных спортсменов (учащиеся понимают, что физическая активность им нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо делать, но не объясняет «почему»);
- проблемное обучение (технический прием выполняется не на месте, а в движении, или, например, без зрительного контроля; нападающий удар делается не просто, чтобы перебить через сетку, а в определенный номер - зону площадки);
- педагогика сотрудничества (поиск лучших качеств, вера в успех ребенка, приоритет положительного стимулирования).
Дидактический материал
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
2.3. Список литературы
Нормативно-правовая литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273) (ст. 2, ст. 12, ст. 75)
2. Федеральный закон N 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).
3. Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75),
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
5. Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75),
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
7. Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
Список литературы для педагога
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 61с.
4. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.
7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г. Раздел 3. Х-Х1 классы. Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы). Волейбол (юноши и девушки). Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
2. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
3. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
5. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
6. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
Интернет ресурсы
1. http://panakapitana.ru/teamgames/volleyball/
2. http://sport-lessons.com/teamgames/volleyball/
3. http://uroki-online.com/sport/other-sport/1665-uroki-voleybola-obuchenie-onlayn.html
4.http://www.volley4all.net/technique.html
5.http://www.volley.ru
6.httt://www.donvolley.ucoz.ru
Видеоматериалы:
1.http://sport-lessons.com/teamgames/volleyball/916-nizhnyaya-podacha-v-voleybole-obuchayuschee-video.html
2. http://video-kak.com/video-kak-igrat-v-volejbol-urok-1-podacha/
3.http://uroki-online.com/sport/other-sport/1588-tehnika-voleybola-video-onlayn.html
4. http://volleybolist.ru/multimedia/videolessons.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.