Министерство науки и высшего образования РФ
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по дисциплине
«Инженерная графика»
для студентов очной формы обучения
специальности
21.02.06
«Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»
Самара, 2022 г.
Оглавление
1. Введение
2. Правила выполнения практических работ
3. Практические работы.
Практическая работа №1 «Шрифт»
Практическая работа №2 «Типы линий»
Практическая работа № 3 «Геометрические построения».
Практическая работа №4 «Сопряжения»
Практическая работа №5 «Эллипс»
Практическая работа №6 «Нанесение размеров»
Практическая работа № 7 «Уклон и конусность»
Практическая работа №8 «Проекции точки и отрезка»
Практическая работа №9 «Аксонометрия плоской фигуры»
Практическая работа №10 «Аксонометрия окружности».
Практическая работа №11 «Проекции цилиндра».
Практическая работа №12«Проекции призмы».
Практическая работа № 13 « Поекции модели»
Практическая работа № 14 «Виды детали»
Практическая работа №15 «Простые разрезы»
Практическая работа № 16 «Сложный разрез»
Практическая работа №17 «Условности»
Практическая работа №18
«План, фасад, разрез жилого дома»
Практические занятия проходят в форме выполнения практических работ.
Методические указания содержат правила выполнения и требования к оформлению практических работ по дисциплине «Инженерная графика».
Практические работы выполняются во время аудиторных занятий.
Работа выполняется в тетради и на форматах, что указывается в разделе "Содержание отчета"
Методические указания к каждой практической работе содержат пояснения к работе, порядок выполнения работы, образец выполненной работы и варианты заданий (при наличии).
Практические работы подписывают шрифтом 10 (смотри рисунок 1).
Рисунок 1. Образец надписи к практической работе
В случае не выполнения практической работы на занятии в течение отведенного на неё времени, а также, если занятие, на котором выполнялась практическая работа, пропущено по какой-либо причине, студент выполняет практическую работу дома и отчитывается перед преподавателем, ответив устно на контрольные вопросы к работе.
Максимальное количество баллов 25
Оценка «5» - 25 – 23 баллов
Оценка «4» - 22 – 19 баллов
Оценка «3» - 18 – 15 баллов
Оценка «2» - менее 15 баллов
Показатели и критерии оценки
Показатели для оценки |
Критерии оценки показателя |
Баллы |
Количество баллов |
Владение теоретическим материалом |
- свободное владение основными понятиями, законами и теорией, необходимыми для проведения работы; - допускает неточности при работе с основными понятиями, законами и теорией - использование теории вызывает затруднения; - непонимание о чем идет речь |
5
4
3 2 |
|
Использование справочного материала |
- умение свободно пользоваться справочным материалом; - использование справочного материала с подсказкой; - использование справочного материала вызывает затруднения; - неумение работать со справочным материалом |
5
4
3
2 |
|
Полнота выполнения операций (действий) |
- Чертеж выполнен с соблюдением всех стандартов и правил оформления; - чертеж выполнен с недочетами: - не соблюдены стандарты оформления - допущены ошибки при выполнении решения построений; - не выполнено решение задачи на графическое построение; |
5
4 3
2 |
|
Оформление отчета |
- соблюдена форма отчета, выполнил все записи, чертежи, вычисления, расчеты в соответствии с требованиями методических указаний; - имеются незначительные неточности в оформлении; - имеются отклонения в оформлении; - оформление не соответствует требованиям методических указаний |
5
4 3 2 |
|
Выполнение регламента |
- студент уложился в рамки двух академических часов; - студент заканчивал выполнение работы на перемене; - студент принес работу в конце учебного дня; - не сдал работу |
5 4 3 2 |
|
Цель: познакомится с правилами выполнения надписей чертежным шрифтом.
Пояснения к работе:
Все надписи на чертежах и другой конструкторской документации выполняются чертежным шрифтом, в соответствии с ГОСТ 2.304-81. Основными параметрами, определяющими написание букв чертежным шрифтом, являются размер шрифта и тип. Шрифты бывают тип – А и – Б, которые отличаются между собой соотношением высоты к ширине букв. Кроме того буквы чертежным шрифтом могут выполняться как без наклона, так и с наклоном 75 градусов. Без наклона выполняются надписи на строительных чертежах. В остальных случаях надписи выполняют с наклоном. Размер шрифта – это высота заглавной буквы в миллиметрах. Стандартом установлены следующие размеры шрифта: 1.8; 2.5; 3.5; 5; 7; 10; 14;… Остальные параметры букв шрифта зависят от размера шрифта.
Шрифт подразделяется на Прописной - такой, где все буквы заглавные и по высоте равны размеру шрифта. Строчный, где размеру шрифта по высоте соответствуют буквы: заглавная и буквы "б, в, д, у, р, ф" остальные по высоте на шрифт меньше.
Задание. Выполнить чертежным шрифтом буквы русского алфавита, чертежные знаки и цифры.
Порядок выполнения работы.
- В тетради расчертить самостоятельно сетку для выполнения букв русского алфавита(по рисунку 2.
- В подготовленные ячейки вписывать буквы, знаки и цифры шрифтом 10.
Содержание отчета: Пример в соответствии с рисунком 2. Ответить на контрольные вопросы в рабочей тетради.
Контрольные вопросы.
1. Какой шрифт называют строчным (прописным)?
2. Какие параметры есть у шрифта?
3. Что означает параметр - размер шрифта?
Таблица 1 – Параметры чертежного шрифта ГОСТ типа Б
Параметры шрифта |
Относи тельный размер |
Размер шрифта h, мм |
|||
3.5 |
5 |
7 |
10 |
||
Прописные буквы и цифры |
h |
|
|
|
|
Ширина букв: А, Д, М, Х, Ы, Ю |
7/10 h |
2.4 |
3.5 |
4.9 |
7.0 |
Ширина букв: Г, Е, З, С и цифр всех кроме 1 и 4 |
5/10 h |
1.7 |
2.5 |
3.5 |
5.0 |
Ширина букв: Ж, Ф, Ш, Ъ |
8/10 h |
2.8 |
4.0 |
5.6 |
8.0 |
Ширина остальных букв и цифры 4 |
6/10 h |
2.1 |
3.0 |
4.2 |
6.0 |
Ширина цифры 1 |
3/10 h |
1.0 |
1.5 |
2.1 |
3.0 |
Параметры строчного шрифта |
h |
3.5 |
5 |
7 |
10 |
Ширина букв: З, С |
4/10 h |
1.4 |
2.0 |
2,8 |
4,0 |
Ширина букв: М, Ы, Ю |
6/10 h |
2.1 |
3.0 |
4.2 |
6.0 |
Ширина букв: т, ж,ф,ш,щ |
7/10 h |
2.4 |
3.5 |
4.9 |
7.0 |
Ширина остальных букв |
5/10 h |
1.7 |
2.5 |
3.5 |
5.0 |
Расстояние между цифрами и буквами |
2/10 h |
0.7 |
1.0 |
1,4 |
2,0 |
Расстояние между строками |
1,5h |
5.5 |
7.5 |
10.5 |
15 |
Толщина линией шрифта |
1/10 h |
0,35 |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
Расстояние между словами |
Min Размер Высоты символов |
1.7 |
2.5 |
3.5 |
5 |
Рисунок 2.Образец практической работы«Шрифт»
Цель: научиться выполнять линии чертежа в соответствии с ГОСТ2.303-2011.
Пояснения к работе:
Все линии на чертежах и другой конструкторской документации выполняются чертежными инструментами - карандашом и линейкой, в соответствии с ГОСТ 2.303-81. Основными параметрами, определяющими вид линий на чертеже являются их размеры и толщина начертания.
Рисунок 2(а). Размеры линий и их применение
Задание. Выполнить различные типы линий чертежа.
Порядок выполнения работы.
- Выполнить начертание линий различными типами в соответствии с ГОСТ.
- Надписи над линиями не выполнять.
Содержание отчета:
Чертеж, выполненный в соответствии с примером (рисунок 3).
Ответы на контрольные вопросы в рабочей тетради.
Контрольные вопросы.
1. Назовите тип линии для выполнение видимого контура на чертеже.
2. Какие размеры штриховой тонкой линии?
3. Чему равна толщина Основной сплошной линии?
Рисунок 3. Образец задания практической работы «Типы линий».
Цель: закрепить умения геометрических построений деления окружности на равные части.
Пояснения к работе: Для выполнения чертежей различных контуров деталей необходимо выполнить ряд графических операций - геометрических построений. Геометрическим построением называют способ решения задачи, при котором ответ получают графическим путем при помощи чертежных инструментов. К геометрическим построениям относят такие как: построение сопряжений – скруглений в деталях, деление отрезков на равные части, деление окружности на равные части и другие. Геометрические построения деления окружности на равные части выполняют при помощи циркуля, при помощи прямоугольных треугольников и по таблице коэффициентов.
Задание. Выполнить чертеж деления окружностей на равные части. На 3, 6, 12, 8 частей, вписав в окружности правильные многоугольники. Проставить размеры.
Порядок выполнения работы.
Для построения правильного многоугольника вписанного в окружность, выполняют следующие действия:
- Вычерчивается четыре вспомогательных окружностей сплошной тонкой линией заданного радиуса (R40).
- Прочерчиваются в окружностях центровые линии штрихпунктирной линией.
- Циркулем, заданным радиусом R40, выполняются засечки на линии окружности из точек пересечения центровой линии с дугой вспомогательной окружности для построения треугольника - из одной точки, для шестиугольника - из двух противолежащих точек, для двенадцатиугольника – из всех четырех точек.
- Для построения восьмиугольника используют равнобедренный прямоугольный треугольник. Первые четыре точки получаются после проведения центровых линий, еще 4 точки строят при помощи треугольника. Прикладывают треугольник к центру окружности проводят, линию под 45 градусов до пересечения с дугой окружности, получая необходимую точку-вершину восьмиугольника. Так выполняют во всех четырех четвертях окружности.
- Заполняется основная надпись в соответствии с ГОСТ 2.201-68.
Содержание отчета
Чертеж с образца по рисунку 4. Масштаб 1:1. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Где могут применяться геометрические построения?
2. Какие способы существуют для выполнения деления окружности на равные части?
3. Какие геометрические построения существуют?
Рисунок 4. Пример выполненной практической работы «Геометрические построения»
Цель: Научиться выполнять построения сопряжений.
Задание:
1.Выполнить построение сопряжения прямых;
2. Выполнить сопряжение прямой и окружности;
3. Выполнить сопряжение двух окружностей по рисунку 5;
4. Выполнить чертеж детали (рисунок 6) содержащий различные виды сопряжений
Пояснения к работе: Для выполнения чертежей различных контуров деталей иногда необходимо выполнить сопряжения линий. Сопряжение - это плавный переход одной линии в другую при помощи дуги заданного(известного) радиуса.
Для построения любого сопряжения дугой заданного радиуса нужно найти основные элементы:
Центр сопряжения находится от точек сопряжения на одинаковых расстояниях, равных радиусу сопряжения R. Переход от прямой к окружности будет плавным в том случае, если прямая касается к окружности. Точка сопряжения К лежит на перпендикуляре, опущенном из центра О окружности к прямой рисунок 4(а)
Рисунок 4(а).
1.Сопряжение двух пересекающихся прямых
Даны пересекающиеся под прямым, острым и тупым углами прямые линии.
Требуется построить сопряжения этих прямых дугой заданного радиуса R.
А) прямого Б) острого В) тупого
2. Построение внешнего сопряжения окружности и прямой
Задана окружность с центром в точке О1. и прямая t. Зададим радиус скругления Rc.
1) проведем прямую m параллельно прямой t на расстоянии Rс и вспомогательную окружность из центра О1 радиусом (R1 + Rc); точка пересечения прямой m и вспомогательной окружности – точка О – является центром дуги сопряжения;
2) соединим центры О1 и О прямой, пересечение ее с заданной окружностью даст первую точку сопряжения − точку А;
3) опустим перпендикуляр из точки О на заданную прямую t и получим вторую точку сопряжения – точку В;
4) из точки О проводим дугу сопряжения АВ радиусом Rс.
Построение внутреннего сопряжения окружности с прямой выполняется аналогично построению внешнего сопряжения. Разница заключается в том, что радиус вспомогательной окружности равен не сумме радиусов, а их разности (R1 – Rс).
3. Сопряжение двух окружностей
Для построения внешнего сопряжения окружностей выполним следующие действия:
Вычертим две окружности, радиус которых будет R1 и R2. Зададим радиус скругления - Rс.
1) проведем две вспомогательные дуги радиусом (R1 + Rс) и (R2 + Rс) из центров О1 и О2; точка пересечения этих дуг является центром сопряжения (точка О);
2) соединим точку О с точками О1 и О2 прямыми линиями, отметим точки А
и В – точки пересечения прямых ОО1 и ОО2 с заданными дугами, которые являются точками сопряжения;
3) из точки О проведем дугу сопряжения радиусом Rс.
Построение внутреннего сопряжения окружностей производится аналогично построению внешнего сопряжения. Разница в построении заключается в том, что радиусы вспомогательных дуг равны ( Rc- R1) и ( Rc- R2).
Порядок выполнения работы:
1. Рассмотреть деталь ;
2. Выполнить основные графические контуры;
3. Выполнить сопряжения;
Рисунок 5. Образец выполненной работы "Сопряжения".
Содержание отчета Чертеж с образца по рисунку 5. Масштаб 1:1. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Сопряжение -это?
2. Перечислите основные элементы сопряжения?
3. Какие геометрические элементы могут сопрягаться между собой?
Цель: Научиться выполнять построения лекальной кривой - эллипс.
Задание: Размеры большой - С и малой оси - А эллипса (См. таблицу №2).
Таблица 2. Варианты задания
Вариант |
1,10, 19 |
2, 11, 20 |
3, 12, 21 |
4, 13, 22 |
5, 14, 23 |
6, 15, 24 |
7, 16, 25 |
8, 17, 26 |
9, 18, 27 |
С |
130 |
100 |
120 |
125 |
95 |
110 |
90 |
105 |
125 |
А |
100 |
80 |
90 |
95 |
75 |
95 |
70 |
85 |
105 |
Порядок выполнения работы:
- вычертить две окружности из одного центра, диаметром большой и малой оси эллипса;
- разделить на 12 равных частей и провести линии через центр окружности;
- из точек пересечения дуги большой окружности и линий деления провести вертикальные линии;
- из точек пересечения с малой окружностью провести горизонтальные линии до пересечения с вертикалями и обозначить точки пересечения;
- обвести по лекалу по точкам линию эллипса. Пример готовой работы смотри рисунок 6.
Рисунок 6. Образец выполненной работы.
Содержание отчета
Чертеж с образца по рисунку 6. Масштаб 1:1. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Назовите какие есть еще лекальные кривые?
2. На сколько частей необходимо разделить окружность, чтобы построить эллипс?
Цель: научиться проставлять размеры на плоской детали, познакомиться с общими правилами простановки размеров на чертеже
Пояснения к работе:
Нанесение размеров осуществляется по ГОСТ 2.307-68. Размеры наносят в миллиметрах без указания единиц измерения. Размерные и выносные линии выполняют сплошной тонкой линией. Размерные линии и размерное число не должны пересекаться ни какими другими линиями.
Размеры нужны для определения габаритов изделия.
Угловые размеры описывают величину угла в градусах, секундах, минутах. Единица измерения указывается.
Линейные — длину, ширину, высоту, диаметр, толщину и радиус части изделия. Эти показатели указываются в мм. Единица измерения не указывается.
Диаметральные - проставляют только для указания размера окружности!
Радиальные - проставляют только для указания размера дуги окружности!
Внимание! Вне зависимости от масштаба, размеры изделия указываются в натуральную величину. Указание размера, измененного в результате масштабирования, считается ошибкой.
- Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными
линиями.
- При нанесении размера прямолинейного отрезка размерную линию проводят
параллельно этому отрезку, а выносные линии - перпендикулярно к размерным
- При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в
его вершине, а выносные линии - радиально
- Размерную линию с обоих концов
ограничивают стрелками, упирающимися в соответствующие линии
- На строительных чертежах взамен стрелок допускается применять засечки на
пересечении размерных и выносных линий, при этом размерные линии должны
выступать за крайние выносные линии на 1...3 мм. Допускается проводить
размерные линии непосредственно к линиям видимого контура, осевым, центровым и
другим линиям
- Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения.
- Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии на 1...5 мм.
- Минимальные расстояния между параллельными размерными линиями должны быть 7
мм, а между размерной и линией контура - 10 мм и выбраны в зависимости от
размеров изображения и насыщенности чертежа.
- Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий
- Не допускается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии
в качестве размерных.
- Если нужно показать координаты вершины скругляемого угла или центра дуги скругления, то выносные линии проводят от точки пересечения сторон скругляемого угла или центра дуги скругления .
- Размерные линии допускается
проводить с обрывом в следующих случаях:
а) при указании размера диаметра окружности независимо от того, изображена ли
окружность полностью или частично; при этом обрыв размерной линии делают дальше
центра окружности
б) при нанесении размеров от базы, не изображенной на данном чертеже
- При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают
- Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине
- При нанесении нескольких параллельных или концентричных размерных линий на небольшом расстоянии друг от друга размерные числа над ними рекомендуется располагать в шахматном порядке
- Если для написания размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры наносят, на продолжении размерной линии или полке-выноске
- Величины элементов стрелок размерных линий выбирают в зависимости от толщины линий видимого контура и вычерчивают их приблизительно одинаковыми на всем чертеже. Форма стрелки и примерное соотношение ее элементов показаны рис.
Задание. Выполнить плоский чертеж детали с нанесением необходимых размеров по своему варианту.
Порядок выполнения работы.
-Перечертить с рисунка 7 пример проставления размеров.
- Деталь перечерчивается в тетрадь по размерам, полученным самостоятельными измерениями элементов детали с карточки в масштабе 1:1.
- Проставляются необходимые линейные, диаметральные, угловые размеры элементов детали (отверстий, фасок, пазов).
- Проставляются размеры, определяющие местоположение элемента на детали.
- Проставляются габаритные размеры: высота ширина, толщина.
Габаритные размеры во всех вариантах принять 100 х 80. Толщину детали во всех вариантах принимать равной 5 мм. Все скругления выполнять радиусом 10 мм.
Содержание отчета: Чертеж с рисунка7 и 8. Чертеж плоской детали с проставленными размерами, выполненный на образце, в соответствии с рисунком 8. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. На основании чего судят о размерах детали, изображенной на чертеже?
2. В каких единицах выражают линейные размеры?
3. Какое расстояние оставляют между линией контурного изображения детали и размерной линией?
Рисунок 7. Пример нанесения
размеров на плоской детали.
Рисунок 8. Образец выполненной практической работы «Нанесение размеров»
Варианты заданий к графической работе «Нанесение размеров»
Вариант 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 Варианты 2, 6, 10, 14, 18,22
Варианты 3, 7, 11, 15,19, 23 Варианты 4, 8, 12, 16, 20, 24
Цель: Научиться выполнять построения уклонов и конусности в чертежах деталей.
Пояснения к работе:
Уклон – наклон одной прямой линии к другой, рисунки а) и б).
Уклон i прямой СВ определяется из прямоугольного треугольника АВС как отношение противолежащего катета СА к прилежащему катету ВА
Конусностью называется отношение диаметра основания конуса к его высоте. Обозначается конусность буквой С. Если конус с диаметрами оснований D u d и длиной L, то конусность определяется по формуле:
Задание: Изображения плоских фигур (Пример в соответствии с рисунком 9а).
Порядок выполнения работы.:
- Начертить в масштабе 1:1 фигуры, по размерам данным в таблице по своему варианту, таблица 3.
- Проставить уклон и конусность. Пример выполненного упражнения в соответствии с рисунком 9б.
Содержание отчета: Чертеж выполнить в рабочей тетради. Пример рисунок 9б.
Таблица 3
Вариант |
1,11, 21 |
2,12 22 |
3,13 23 |
4,14 24 |
5,15 25 |
6,16 26 |
7,17 27 |
8,18 28 |
9,19 29 |
10,20 30 |
D |
40 |
30 |
50 |
45 |
55 |
60 |
65 |
65 |
35 |
45 |
d |
20 |
10 |
30 |
15 |
25 |
40 |
25 |
35 |
15 |
25 |
A |
10 |
20 |
30 |
10 |
20 |
5 |
15 |
25 |
20 |
5 |
B |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
30 |
45 |
75 |
80 |
30 |
Контрольные вопросы.
1. Что такое уклон?
2. Для каких фигур применяют обозначение конусности?
3. Где применяют конусность и уклон?
Рисунок 9а. Задание.
Рисунок 9б. Образец готовой работы.
Цель: Освоить приемы проецирования точки на три плоскости проекций ортогональным проецированием. Научиться строить чертеж отрезка прямой, определять положение отрезка относительно плоскостей проекций.
Пояснения к работе:
Проекции точки строятся на эпюре Монжа при помощи линий связи, перпендикулярных осям проекций. Проекция отрезка образуется проекциями точек, являющимися концами отрезка. Положение отрезка относительно плоскостей проекций может быть одним из трех вариантов:
- Перпендикулярно одной из плоскостей проекций -линии проецирующие.
- Параллельно одной из плоскостей проекций- линии уровня.
- Не перпендикулярно и не параллельно ни одной из плоскостей проекций - линия общего положения.
Задание. Выполнить чертеж проекций отрезка прямой линии АВ по своему варианту (таблица 4).
Порядок выполнения работы.
- Проекции точки строятся по заданным координатам: X, Y,Z в масштабе 1:1. Координаты точек приведены в таблице 4 по вариантам.
- вычертить оси проекций;
-отложить координаты Х и У, найти проекции а;
- отложить координату Z и продлить линию связи от Х, найти проекцию а́;
- провести биссектрису угла У-У;
- построить третью проекцию а́́́ ́;
- Соединить одноименные проекции точек, основной сплошной линией, образуя проекции отрезка: а -b, а'- b', а''- b''.
Содержание отчета: 1. Выполнить чертеж проекций отрезка АВ. Образец в соответствии с рисунком 10.
2. Ответить на вопросы:
- Определение характеристики точек по ее положению в пространстве. Где находится точка: в пространстве, на плоскости (какой ?) или на оси (какой ?) ?
- Определение расстояния точек относительно всех плоскостей проекций. Какая из точек ближе расположена к плоскости П1, П2, П3 ?
- Определить положение отрезка относительно плоскостей проекции по его проекциям на комплексном чертеже.
- Записать ответы на вопросы в рабочую тетрадь.
Пример в соответствии с рисунком 10.
Контрольные вопросы.
1.Что называется линией связи?
2. Какая точка расположена дальше от горизонтальной плоскости А(20;40;10) или В(10;30;60) и почему?
3. Какая точка расположена дальше от фронтальной плоскости А(20;40;10) или В(10;30;60) и почему?
4. Какая точка расположена дальше от профильной плоскости А(20;40;10) или В(10;30;60) и почему?
Таблица 4. Варианты задания к графической работе
№ варианта |
1, 16 |
2, 17 |
3, 18 |
4, 19 |
5, 20 |
|||||
Координаты точек |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
x |
50 |
80 |
10 |
40 |
25 |
30 |
50 |
5 |
45 |
15 |
y |
0 |
45 |
20 |
25 |
40 |
20 |
30 |
20 |
0 |
60 |
z |
20 |
30 |
35 |
20 |
40 |
20 |
45 |
0 |
10 |
55 |
№ варианта |
6, 21 |
7, 22 |
8, 23 |
9, 24 |
10, 25 |
|||||
Координаты точек |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
x |
30 |
15 |
30 |
70 |
25 |
50 |
10 |
65 |
0 |
50 |
y |
40 |
25 |
20 |
45 |
0 |
45 |
30 |
60 |
10 |
45 |
z |
20 |
60 |
15 |
60 |
0 |
50 |
15 |
0 |
50 |
45 |
№ варианта |
11, 26 |
12, 27 |
13, 28 |
14, 29 |
15, 30 |
|||||
Координаты точек |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
x |
50 |
30 |
60 |
0 |
45 |
10 |
40 |
5 |
35 |
0 |
y |
50 |
30 |
10 |
25 |
10 |
0 |
0 |
20 |
35 |
0 |
z |
50 |
0 |
45 |
10 |
70 |
30 |
45 |
0 |
35 |
50 |
Рисунок 10. Образец выполненной практической работы «Проекции точки и отрезка»
Цель: Научиться выполнять построения аксонометрии плоской фигуры, расположенной в разных плоскостях проекций.
Задание: Изображение плоской фигуры (Пример в соответствии с рисунком 12).
Пояснения к работе:
Прямоугольная изометрия - один из видов проекционного метода аксонометрии. Аксонометрия- метод проецирования при котором образуется объемное, наглядное изображение. Отображение плоскостей проекций на картинную плоскость происходит таким образом, что оси Х; У;Z располагаются по отношению друг к другу под углом 120°. Масштаб искажения по осям составляет 1:1.
Порядок выполнения работы:
- Перечертить в масштабе 1:1 свой вариант фигуры, снимая размеры линейкой в комплексном чертеже прямоугольным проецированием, расположив фигуру попеременно во всех трех плоскостях проекций. Разберем пример построения.
- Вычертить оси прямоугольной изометрий;
- Обозначить точки и определить какие отрезки параллельны осям;
-Вычертить отрезок 1-2 параллельно оси У;
- Вычертить вспомогательные отрезки 2-4 и 4-3;
- провести отрезок 2-3(он не будет равен длине в комплексном чертеже так как не параллелен ни одной из осей);
- аналогично построить остальные отрезки;
- Вычертить прямоугольную изометрию фигуры во всех трех плоскостях проекций:
Пример выполненного упражнения в соответствии с рисунком 12.
Рисунок 11. Образец задания к практической работе.
Рисунок 12. Образец выполненной практической работы.
Варианты задания
Вариант 1, 5, 9, 13, 17 Вариант 2, 6 , 10, 14, 18
Вариант 2, 6 , 10, 14, 18 Вариант 2, 6 , 10, 14, 18
Вариант 3 , 7, 11, 15 Вариант 4, 8, 12, 16
Содержание отчета:
Пример в соответствии с рисунком 12. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Что такое аксонометрия?
2. Какие есть виды аксонометрических проекций?
3. Какой угол составляют оси в прямоугольной изометрии?
Цель: Научиться выполнять построения прямоугольную изометрию окружности, расположенную в разных плоскостях проекций.
Задание: Вычертить прямоугольную изометрию окружности - овал диаметром 60 мм
Пояснения к работе:
Прямоугольная изометрия - окружности представляет собой циркульную кривую овал.
Порядок выполнения работы:
1. Вычертить комплексный чертеж.( сначала в П1)
- Провести оси прямоугольной изометрии.
- Вычертить окружность заданного диаметра.
- Провести дугу из точки пересечения оси с дугой, радиуса R.
- и с другой стороны так же.
- обозначить точки пересечения R1 c осевой линией.
- провести дуги слева и справа радиусом R1.
-Убрать линии построения.
-Комплексный чертеж и Прямоугольная изометрия окружности, расположенной в плоскости П1.
- Аналогично строят в П2 и П3, выбирая оси , для П2 -Z и X , для П3 -Y и Z.
Содержание отчета: Пример в соответствии с рисунком 13. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Что такое овал?
2. Какой угол образуется между осями прямоугольной изометрии?
Рисунок13. Образец выполненного практической работы.
Цель: Научиться выполнять построения проекций геометрического тела - цилиндр.
Пояснения к работе:
Для построения аксонометрии тела вращения необходимо:
1. Вычертить комплексный чертеж тела вращения по заданным размерам в ортогональных проекциях;
2 .Вычертить аксонометрию основания геометрического тела.
В основании тела вращения – окружность. Прямоугольная изометрия окружности - есть циркульная кривая овал.
2. Из комплексного чертежа измеряют высоту геометрического тела и откладывают из точки О параллельно той оси, какой высота параллельна в
комплексном чертеже. Получают вершину S. Из вершины S опускают на основание образующие прямые.
Задание – Размеры цилиндра (высота h и диаметр d основания из таблицы 5.
Порядок выполнения работы:
1. В соответствии с вариантом вычертить по размерам из таблицы 5
комплексный чертеж конуса d – диаметр основания, h – высота;
а) Вычертить основание конуса в плоскости П1;
б) Провести образующие основной сплошной линией;
в) Невидимые контуры провести штриховой линией;
2. В соответствии с вариантом вычертить по размерам из таблицы 5 комплексный чертеж цилиндра d – диаметр основания, h – высота;
а) Вычертить основание цилиндра в плоскости П1;
б) Провести образующие основной сплошной линией;
в) Невидимые контуры провести штриховой линией;
Таблица 5 – Размеры цилиндра
(по вариантам 1 – 30)
Вариант
|
1, 21 |
2, 22 |
3, 23 |
4, 24 |
5, 25 |
6, 26 |
7, 27 |
8, 28 |
9, 29 |
10, 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
d, мм |
40 |
45 |
50 |
45 |
55 |
40 |
54 |
50 |
55 |
60 |
h, мм |
50 |
65 |
60 |
60 |
75 |
65 |
70 |
65 |
70 |
75 |
3. Вычертить прямоугольную изометрию цилиндра.
Содержание отчета: Пример в соответствии с рисунком 14. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Что такое цилиндр?
2. Какая фигура лежит в основании в прямоугольной изометрии цилиндра?
Рисунок 14. Образец построения цилиндра
Цель: Научиться выполнять построения проекций геометрического тела -призма.
Пояснения к работе:
Для построения аксонометрии многогранника необходимо:
1. Вычертить комплексный чертеж призмы по заданным размерам в ортогональных проекциях;
2 Вычертить аксонометрию нижнего основания геометрического тела – многоугольник. Многоугольник построить делением окружности на равные части.
3. Из комплексного чертежа измеряют высоту геометрического тела и откладывают из всех точек плоской проекции основания параллельно оси Z , получают верхнее основание.
Задание – Размеры призмы и пирамиды (высота h и диаметр d основания из таблицы 6.
Порядок выполнения работы:
1. В соответствии с вариантом вычертить по размерам из таблицы 6 комплексный чертеж призмы d – диаметр основания, h – высота;
а) Вычертить основание в плоскости П1;
б) Невидимые контуры провести штриховой линией;
2. В соответствии с вариантом вычертить по размерам из таблицы 6 комплексный чертеж пирамиды d – диаметр основания, h – высота;
а) Вычертить основание в плоскости П1;
б) Невидимые контуры провести штриховой линией;
Таблица 6 – Размеры призмы по вариантам (1 – 30)
Вариант
|
1, 21 |
2, 22 |
3, 23 |
4, 24 |
5, 25 |
6, 26 |
7, 27 |
8, 28 |
9, 29 |
10, 30 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
d, мм |
40 |
45 |
50 |
45 |
55 |
40 |
54 |
50 |
55 |
60 |
h, мм |
50 |
65 |
60 |
60 |
75 |
65 |
70 |
65 |
70 |
75 |
Кол-во граней призмы и пирамиды |
3 |
4 |
6 |
3 |
4 |
6 |
3 |
4 |
6 |
3 |
2. Выполнить прямоугольную изометрию фигуры
Содержание отчета: Пример в соответствии с рисунком 15. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Что такое призма?
2. Какая фигура лежит в основании призмы?
Рисунок 15. Образец построения призмы
Цель: научится выполнять три проекции по объемному изображению учебной модели.
Пояснения к работе:
Положение проекций модели выбирается согласно положению модели в прямоугольной изометрии.
Задание: Аксонометрия -прямоугольная изометрия модели с размерами.
Порядок выполнения работы:
- выбрать свое задание варианта;
- выполнить разметку осей Х, Y, Z;
- выполнить три проекции учебной модели;
- проставить размеры на проекциях.
Размеры проставляют сохраняя следующие правила:
- Размеры одного итого же элемента не повторяют дважды на разных проекциях.
- Не желательно размер проставлять к элементу детали, если он не видим на данной проекции и изображен штриховой линией.
- Все три проекции должны содержать хотя бы один размер.
Содержание отчета:
Проекции модели. На рисунке 16 дан образец проекций модели. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1.Назовите плоскости проекций?
2.Какие оси определяют фронтальную проекцию?
3. Могут ли размеры одного и того же элемента проставляться на разных проекциях дважды?
4. Если элемент на проекции не видимый, каким типом линии его будут вычерчивать?
Рисунок 16. Пример выполненного задания
Варианты задания к работе
Варианты: 1, 7, 13, 19, 25 Варианты: 2, 8, 14, 20, 26
Варианты: 3, 9, 15, 21 Варианты: 4, 10 , 16, 22
Варианты:
5, 11 , 17 , 23 Варианты: 6, 12 , 18 , 24
Цель: научиться выполнять построение трех видов детали прямоугольным проецированием и построение аксонометрии модели в прямоугольной изометрии.
Задание. Выполнить комплексный чертеж и прямоугольную изометрию учебной модели по вариантам, проставить размеры. Пример задания рисунок 17.
Пояснения к работе:
Проецирование осуществляется прямоугольным методом. Размеры проставить шрифтом №5 в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Аксонометрию – прямоугольную изометрию выполнить без линий невидимого контура. Масштаб чертежа 1:1.
Порядок выполнения работы.
- Необходимо определить, какой проекции недостает.
- Перечертить заданные проекции по заданным размерам.
- В проекционной связи, построить третью проекцию.
- По комплексному чертежу построить прямоугольную изометрию данной модели.
- Проставить размеры.
Рисунок 17. Пример задания к графической работе «Проекции модели».
Варианты заданий
Варианты 1, 11 Варианты 2, 12
Варианты 3, 13 Варианты 4, 14
Варианты 5, 15 Варианты 6, 16
Варианты 7, 17 Варианты 8, 18
Варианты 9 ,19 Варианты 10, 20
Содержание отчета:
Чертеж модели, выполненный в трех проекциях с проставленными размерами и аксонометрической проекцией (прямоугольной изометрией). Пример выполненной работы- рисунок 18. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Что называют комплексным чертежом?
2. Как располагают проекции на чертеже?
3. Как строят чертеж предмета в трех проекциях?
Рисунок 18. Образец выполненной практической работе «Виды детали».
Цель: закрепить знания и навыки построения трех прямоугольных проекций детали; уметь анализировать форму предмета; уметь выполнять простые разрезы.
Пояснения к работе
Простой разрез – это разрез, выполняемый одной секущей плоскостью, параллельной одной из плоскостей проекций. В зависимости от положения секущей плоскости разрезы бывают: а) горизонтальные – параллельные горизонтальной плоскости проекций, б) фронтальные – параллельные фронтальной плоскости проекций, в) профильные – параллельные профильной плоскости проекций.
Внутреннее строение детали становится видимым, поэтому на разрезе показывают все, что попало в секущую плоскость и что находится непосредственно за ней основной - сплошной линией. Мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений этого предмета. Места, попавшие в плоскость разреза, заштриховывают в зависимости от вида материала (в данной работе материал детали – сталь, поэтому заштриховывается тонкой сплошной линией под углом 45 градусов, расстояние между штрихами 2…4 мм.). Если плоскость разреза А-А проходит не по оси симметрии детали, то такой разрез обозначают:
- плоскость показывают разомкнутой линией;
- стрелкой указывают направление взгляда;
- ставят букву русского алфавита, например А;
- само изображение разреза заштриховывают и обозначают двумя буквами через дефис, например А-А.
Задание: По двум заданным основным видам детали выполнить третий. Построить простые разрезы: фронтальной и профильной плоскостями. В масштабе 1:1. По вариантам. Пример задания в соответствии с рисунком 19. Варианты даны ниже.
Порядок выполнения работы
- Сделайте разметку листа, определите место для трех проекций. Построение третьего вида по двум заданным производится методом ортогонального проецирования. Предварительно представив мысленно форму детали в целом, понять, из каких геометрических форм состоит деталь, и представить их вид слева. Два данных вида надо рассмотреть одновременно
- Перечертить заданные два вида детали.
- Выполните третий вид детали (вид слева).
- Проанализировав строение детали, выполнить разрезы в соответствии с ГОСТ 2.305-68. На главном виде вычерчивают фронтальный разрез, на виде слева профильный разрез.
- Заштриховать части деталей, попавшие в плоскость разреза.
- Обвести линии видимого контура основной - сплошной линией.
- Проверьте правильность выполнения чертежа.
- Заполните основную надпись в соответствии с ГОСТ 2.201-68.
Содержание отчета: Чертеж, содержащий изображение детали: фронтальный разрез, вид сверху, профильный разрез. Нанесенные на изображения размеры.. Пример в соответствии с рисунком 20. На чертеже ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Какое изображение называется разрезом?
2. Какие бывают разрезы?
3. Как изображают часть детали, попавшую в плоскость разреза?
Рисунок 19. Пример задания работы «Простые разрезы»
Варианты к графической работе «Простые разрезы»
Варианты: 1, 19 Варианты: 2, 20
Варианты: 3 , 21 Варианты: 4, 22
Варианты: 5, 23 Варианты: 6, 24
Варианты: 7, 25 Варианты: 8, 26
Варианты: 9, 27 Варианты: 10, 28
Варианты: 11, 29 Варианты: 12,30
Варианты: 13, 31 Варианты: 14,32
Варианты: 15, 33 Варианты: 16,34
Варианты: 17, 35 Варианты: 18,36
Рисунок 20. Пример выполненной практической работы
Цель: Закрепить знания и умения построения и оформления сложных разрезов детали. Практических навыков простановки размеров, на изображениях содержащих разрезы деталей.
Пояснения к работе
Разрезом называется мысленное рассечение детали плоскостью с изображением того, что попало в секущую плоскость и что находится за ней.
Сложными называются разрезы, выполненные несколькими секущими плоскостями. Сложные разрезы в зависимости от положения секущих плоскостей подразделяют на ступенчатые разрезы и ломаные разрезы.
Ступенчатые разрезы – это такие разрезы, в которых секущие плоскости параллельны между собой и одной из плоскостей проекций. Называются сложные ступенчатые разрезы в зависимости от того, какой плоскости проекций они параллельны. Фронтальные разрезы – параллельны фронтальной плоскости проекций. Горизонтальные – горизонтальной. Профильные – профильной. При построении ступенчатого разреза происходит как бы совмещение нескольких (сколько секущих плоскостей) простых разрезов на одну плоскость.
Ломаные сложные разрезы – это такие, которые образованы пересекающимися плоскостями, одна из которых параллельна одной из плоскостей проекций. Название ломаных разрезов также зависит от того, какой из плоскостей проекций параллельна одна из секущих плоскостей. При построении ломаных разрезов происходит как бы поворот той плоскости разреза, которая не параллельна плоскости проекций относительно плоскостей проекций до совмещения с последней. Место перехода одной плоскости в другую на разрезе не обозначается, то есть сложный разрез выглядит на чертеже как простой.
Оформление сложных разрезов такое же, как и у простых разрезов. Часть детали, попавшая в плоскость разреза, заштриховывается в зависимости от материала детали. Видимые контуры обводятся основной - сплошной линией.
Сложные разрезы обязательно обозначаются. Плоскость разреза обозначается разомкнутой линией с указанием направления взгляда стрелочкой и буквой русского алфавита высотой на размер шрифта больше, чем размерное число.
На чертеже проставляются размеры согласно ГОСТ 2.307-68. Размеры отверстий проставляют на разрезе. Один и тот же размер не может быть проставлен дважды.
Задание. Выполнить сложный ступенчатый разрез детали, заданной двумя основными видами по вариантам. Варианты с 1 по 12. 13 вариант по 1-му и так далее. Масштаб 1:1. Пример задания рисунок 21
Порядок выполнения работы
- Выбрать свой вариант задания:
- Сделайте разметку листа, предварительно определив положение видов детали.
- С карточки задания перечертите вид с нанесенным на него обозначением плоскости ступенчатого разреза. Это может быть вид сверху или вид слева в зависимости от варианта задания.
- Проанализировав форму детали по данным на карточке двум видам, постройте сложный ступенчатый разрез.
- Линии видимого контура обведите основной сплошной - линией. Часть детали, попавшую в плоскость разреза, заштрихуйте сплошной тонкой линией.
- Проставьте размеры.
- Обозначьте разрезы.
- Проверьте правильность выполнения задания.
Содержание отчета: Чертеж детали, с выполненным и обозначенным ступенчатым разрезом, проставленными размерами. Пример выполненного чертежа - рисунок 22. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Какое изображение называют сложным разрезом?
2. Как располагают секущие плоскости в сложном ступенчатом разрезе?
3. Как обозначают сложные разрезы?
Рисунок 21. Пример задания к практической работе «Сложный разрез»
Рисунок 22. Пример выполненного задания практической работы «Сложный разрез»
Цель Освоить правила оформления строительных чертежей, условные графические обозначения элементов строительных конструкций, условные графические изображения санитарно-технического оборудования, изображения дымоходов, вентиляционных каналов, вытяжек. Познакомить с некоторыми терминами, встречающимися при чтении строительных чертежей.
Задание. Выполнить чертеж условных обозначений Скомпоновать чертеж. Условные обозначения вычертить в соответствии с ГОСТ СПДС, надписи оформить чертежным шрифтом.
Пояснения к работе
Проёмами называют отверстия в стенах или перегородках. В зависимости от назначения различают оконные и дверные проёмы, которые заполняются, соответственно, оконными и дверными блоками. Верхние и боковые поверхности, ограничивающие проём, называют откосами или притолоками. В проёмах наружных кирпичных стен откосы обычно делают с «четвертями», т. е. выступами кирпича на 1/4 часть (65 мм) с наружной стороны стены внутрь проёма.
«Четверти» уменьшают продуваемость окон и облегчают установку в проёмы оконных и дверных блоков. «Четверть» в верхней притолоке получают за счёт укладки железобетонных перемычек по верху проёма.
Окна служат для освещения и проветривания помещения. В строительной практике используют оконные блоки. Оконный блок состоит из оконной коробки, остеклённых переплётов и подоконной доски. Оконная коробка представляет собой раму и является неподвижной частью оконного блока. Коробку устанавливают в оконный проём. К оконной коробке крепят переплёты. Вертикальные переплёты называют створками, горизонтальные – фрамугами. Фрамуги чаще всего располагают в верхней части окна над створками. Створки и фрамуги могут быть открывающимися или не открывающимися (глухими) Оконные переплёты определяют тип окна. Оно может быть одно-, двух-, трёхстворчатое или с балконной дверью. Окна могут быть с одинарным, двойным или с тройным остеклением.
Двери служат для сообщения между помещениями. На дверные коробки, укреплённые в проёмах стен, навешивают дверные полотна. По числу полотен различают двери одно-, двупольные. По способу открывания двери можно разделить на открывающиеся в одну или в обе стороны, вращающиеся двери – турникеты, складчатые, откатные и подъёмные. Дверные полотна могут быть глухими, остеклёнными и полностью из стекла.
Сантехнические устройства вычерчивают согласно ГОСТ.
Порядок выполнения задания
В масштабе 1:50 вычертить изображение оконных и дверных проёмов с четвертями и без четвертей (в плане и в разрезе) и условные изображения санитарно-технического оборудования, и материалов. Заполнить основную надпись
Изображения брать по рисункам 23, 24. Пример выполненной работы приведен на рисунке 25.
.
Рисунок 23. Размеры сантехнических устройств
Рисунок 24. Размеры оконных и дверных проемов
Рисунок 25. Образец выполненной работы
Содержание отчета.
Чертеж условностей. Пример в соответствии с рисунком 25.
Контрольные вопросы:
1. Что такое УГО?
2. Что такое ГОСТ ЕСКД?
Цель: Закрепить знания по теме "Чертежи планов, фасадов и разрезов здания"
Задание: Вычертить план 1 этажа, поперечный разрез и фасад здания (Готовая работа смотри по рисунку 36).
Пояснения к работе
Основные надписи выполняются по ГОСТ 21.101-97 (СПДС). Этот стандарт устанавливает форму, размеры и порядок заполнения основных надписей на чертежах и текстовых документах. Содержание, расположение и размеры граф основных надписей должны соответствовать для чертежей зданий и сооружений – рис.26 а, а для первого листа чертежей строительных изделий – рис. 26 б. Основные надписи располагают в правом нижнем углу формата чертежа. На листах формата А4 основная надпись выполняется вдоль короткой стороны. Для обводки основной надписи применяют сплошные толстые и тонкие линии по ГОСТ 2.303-68.
Рисунок 26. Основные надписи на строительных чертежах по ГОСТ 21.101-97 (СПДС).
Планом называют разрез здания мнимой горизонтальной плоскостью на уровне 1/3 высоты изображаемого этажа или на расстоянии 1 м от пола. На этой высоте обычно расположены оконные и дверные проемы. На планах этажей контуры конструкций, расположенные в секущей плоскости, обводят основной линией. Контуры элементов, расположенные
ниже секущей плоскости, обводят тонкой линией.
Порядок выполнения работы
Рассмотрим построение плана этажа на примере. Дана схема здания с обозначенными координационными осями (рисунок 27).
Координационные оси - это линии, определяющие расположение основных несущих конструкций. Расстояние между координационными осями, которые соответствуют основной несущей конструкции перекрытия или покрытия, называют пролетом. Расстояние между координационными осями в перпендикулярном пролету направлении называют шагом.
Координационные оси наносят на изображение здания тонкими штрихпунктирными линиями и обозначают арабскими цифрами и прописными буквами русского алфавита за исключением букв ( Е, З, Й, О. Х, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь) в кружках диаметром 6-12мм. Размер шрифта для обозначения координационных осей и позиций должен быть в 1,5-2 раза больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже.
Толщина внутренних стен с центральной привязкой - 380 мм.
Толщина наружных стен 510 мм.
Привязка несущих стен 120 мм, самонесущих - нулевая.
Привязка - это расстояние от координационной оси до грани или оси
элемента.
Центральная привязка - центр стены совпадает с координационной осью.
Нулевая привязка - внутренняя грань стены совпадает с координационной осью.
Наносим тонкими линиями контуры стен.
Затем наносим тонкими линиями межквартирные перегородки толщиной 100 мм.
проводим их тонкими линиями.
Рисунок 27. Схема плана здания
Пример этапа построения смотри рисунок 28.
Рисунок 28. Этап вычерчивания перегородок.
После вычерчивания стен и перегородок необходимо расставить оконные проемы и двери. Размеры с рисунков 29 и 30.
Рисунок 29.Размеры оконных проемов
Рисунок 30.Размеры дверных проемов
Двери принимаются исходя из назначения помещения. Рекомендовано в ванной комнате и санузлах принимать номинальную минимальную ширину двери 700мм, в жилых комнатах и на кухне - 800мм, входную в квартиру 900мм.
После расстановки оконных и дверных проемов основной линией обводятся простенки. После расстановки оконных и дверных проемов тонкими линиями показывают сантехнические устройства. Пример этапа построения смотри рисунок 31.
Рисунок 31. Обводка простенков и вычерчивание сантехнических устройств
Завершающий этап- проверка нанесения размеров и обозначений
На планы этажей наносят:
а) координационные оси здания (сооружения);
б) размеры, определяющие расстояния между координационными осями
и проемами, толщину стен и перегородок, отметки участков, расположенных
на разных уровнях, другие необходимые размеры.
Размеры наносят на планах здания следующим образом: проводят внешние размеры с минимальным расстоянием между ними 7мм. При этом первую размерную линию проводят от контура плана на минимальное расстояние 10 мм. Выбор расстояния зависит от размеров изображения и насыщенности чертежа. Первая размерная линия обозначает расстояния простенков и проемов. Вторая - расстояние между координационными осями; третья - между крайними координационными осями. Внутренние размеры помещений, толщины перегородок, стен проставляют на внутренних размерных линий, которые проводят на расстоянии не менее 8...10 мм от стены или перегородки.
в) линии и обозначения разрезов. Линии разрезов( 1-1) проводят, как правило,
с таким расчетом, чтобы в разрез попадали проемы окон, наружных ворот и
дверей, лестничные клетки, шахты лифтов, балконы, лоджии и т.п.;
г) позиции (марки) элементов здания (сооружения), заполнения проемов ворот и дверей (кроме входящих в состав щитовых перегородок), перемычек, лестниц и др.
Позиционные обозначения проемов ворот и дверей рекомендуется указывать в кружках диаметром 5 - 7 мм;
д) обозначения узлов и фрагментов планов;
е) наименования помещений, их площади.
Площадь проставляют в нижнем правом углу помещения и подчеркивают. Допускается наименования помещений, их площади приводить в экспликации помещений. В этом случае на планах вместо наименований помещений проставляют их номера.
Площади отдельных помещений проставляют в квадратных метрах с
двумя десятичными знаками с чертой внизу.
Пример оформления плана смотри рисунок 39 .
Рисунок 32. Окончательное оформление плана
Разрез здания
Вычертить архитектурный поперечный разрез здания. За основу здания принять план; высота этажа 3,600 и уровень земли -0,800, уровень первого этажа 0,000.
Разрезом называют изображение здания, мысленно рассеченного вертикальной плоскостью и спроецированного на плоскость проекций, параллельную секущей плоскости, параллельную секущей плоскости. На рисунке 33, плоскость продольного разреза показана разомкнутой линией и обозначена цифрами 1-1 Разрезы делают по наиболее важным в конструктивном или архитектурном отношении частям здания, по лестничной клетке, оконным и дверным проемам. Разрез здания называют поперечным, когда вертикальная секущая плоскость перпендикулярна продольным стенам здания, и продольным, когда вертикальная
секущая плоскость параллельна продольным стенам здания.
На начальной стадии проектирования, чтобы выявить внутренний вид помещения и расположение архитектурных элементов интерьера, составляют архитектурные или контурные разрезы здания, на которых не показывают конструкции фундаментов, перекрытий, стропил и других элементов, но проставляют размеры и высотные отметки, необходимые для проработки фасада.
На стадии рабочих чертежей выполняют конструктивные разрезы здания, на которых показывают конструктивные элементы здания.
При вычерчивании разреза все построения выполняют тонкими линиями в следующем порядке:
- проводят вертикальные координационные оси основных несущих конструкций стен, перпендикулярно координационным осям чертят горизонтальные линии уровней: поверхности земли, пола всех этажей и условно верха чердачного перекрытия и карниза;
- наносят тонкими линиями контуры наружных и внутренних стен, перегородок, которые входят в разрез, а также высоты междуэтажных и чердачного перекрытий и конька крыши; отмечают и вычерчивают выносы карниза и цоколя, вычерчивают скаты крыши;
- намечают в наружных и внутренних стенах и перегородках оконные и дверные проемы, а также видимые дверные проемы и другие элементы, расположенные за секущей плоскостью;
- окончательно обводят сечения;
- проводят внешние и внутренние размеры,
- выставляют высотные отметки;
- указывают координационные оси.
Пример смотри рисунок 34.
Рисунок 33. Линия разреза 1-1
Рисунок34. Разрез 1-1
Вычертить фасад здания.
Виды здания спереди, сзади, справа, слева называют фасадами. В наименовании фасада указывают крайние координационные оси. Фасады здания дают представление о внешнем виде здания, о его общей форме, о количестве этажей, наличии балконов или лоджий.
На фасады наносят:
- координационные оси здания;
- отметки, характеризующие расположение элементов по высоте;
- позиции элементов здания, не указанных на планах (например, заполнение оконных проемов).
Для вычерчивания фасада необходимо провести с плана этажа и разреза стену по оси А.
Необходимо вставить окна и двери.
обвести контуры стен и крыши основной линией; обозначить окна; проставить высотные отметки и координационные оси.
Уровень земли допускается обводить утолщенной линией, выходящей за пределы фасада. Форму крыши принять по своему усмотрению.
Рисунок 35.Фасад.
Рисунок 36. Пример выполненной работы
Контрольные вопросы.
1. Что называется планом?
2. Как обозначается план?
3. Какие размеры проставляются на плане?
4. Какой порядок построения плана?
5. Каким образом может быть указана площадь помещений на плане?
6. Какая толщина линий применяется при построении капитальных конструкций плана?
7. Чем отличается капитальные стены от перегородок?
8. Что называется разрезом?
9. Чему равен размер координационных кружков?
10. Как обозначается разрез на плане?
11. Как обозначается разрез?
12. Что такое "Высотная отметка"?
13. Каким типом линии вычерчивают линию земли на фасаде?
14. Каким типом линии вычерчивают сантехническое оьрорудование?
15. Что называют фасадом?
16. Какой порядок построения фасада?
17. Какая толщина линий применяется при построении фасада?
18. Какие размеры проставляются на фасаде?
19. Что такое "Уровень чистого пола"?
20. Как обозначаются фасады?
21. Как называются линии обозначающие капитальные стены?
22. Какой размер шрифта при обозначении площади помещения?
23. Как обозначаются вертикальные координационные оси на плане?
24. Что такое отмывка фасада?
Содержание отчета: Чертеж формат А3.Рисунок 43. На чертеже(с тыльной стороны) ответить на контрольные вопросы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.