Учитель истории и обществознания: Шихшабеков Р.М
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 года № 1897 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по обществознанию для общеобразовательных учреждений 6 - 9 классов под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2011 год.
С учетом специфики подросткового эмоционального мира, а также с учетом того, что по учебному плану отводится примерно 60% времени на изучение нового материала, а остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 35 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Цели курса:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные:
умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные:
поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные:
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
умение отстаивать свою гражданскую позицию;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Формы и методы работы:
используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;
формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
Задачи:
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:
предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Забайкальского края; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.
В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”), умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и умения самостоятельно учиться.
Формы организации учебного процесса:
● коллективная;
● групповая;
● индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
● содержания;
● обучающих средств;
● методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценивания.
Критерии |
5 (ОТЛ.) |
4 (ХОР.) |
3 (УД.) |
2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) |
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) |
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов |
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя |
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы |
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются |
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются |
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей |
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу |
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) |
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений |
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений |
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях;детали приводятся, но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними |
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа сключевыми понятиями |
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание |
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание |
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно |
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи |
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность |
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности |
Причинно-следственные связи проводятся редко;много нарушений впоследовательности |
Не может провестипричинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
· глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
· твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
· неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
· наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
· отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко).
· Критерии оценки работы на уроке:
· активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
· активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
· неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
· полное отсутствие активности - отметка «2»;
· Критерии оценки тестового задания:
· 75-100% - отлично «5»;
· 60-74% - хорошо «4»
· 50-59% - удовлетворительно «3»;
· менее 50% - неудовлетворительно «2»;
· Критерии оценки сообщения или проекта:
· глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
· привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
· выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
· полное отсутствие работы - отметка «2»;
· Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
· Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
· - активная и правильная работа учащегося на уроке;
· - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
· - высокий уровень знания базового материала;
· Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
· - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
· - выполнение дополнительных заданий по желанию;
· - высокий уровень знания базового материала;
· Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
· - отсутствие самостоятельной активности на уроке;
· - отсутствие выполнения дополнительных заданий;
· - низкий уровень знания базового материала;
Практические работы включаются в каждый урок:
· извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
· формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
· наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
· оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
· участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
· конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
· совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Место предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного
предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования согласно
федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации отводится 272 часа. В том числе: в 6 классе – 35 часов, из расчета 1
час в неделю.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов ФГОС
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД Регулятивные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
УУД Познавательные
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
УУД Коммуникативные
1) смысловое чтение;
2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
· Добывать и критически оценивать информацию.
· Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
· Обобщать.
· Группировать.
· Сравнивать факты, явления и понятия.
· Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
· Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
· Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
· Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
· Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Тема 1. «Человек в социальном измерении» (12ч)
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Человек
познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что
ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу
узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та
работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои
занятия.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 2 человек среди людей (10 часов)
Межличностные
отношения.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные
отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и
соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе.
Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.
Тема 3. Нравственные основы жизни (4 часа)
Практикумы по темам
Человек славен добрыми делами Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро
Учимся
делать добро.
Будь смелым. Что такое
страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Человек
и человечность . Гуманизм — уважение и
любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Практикумы по темам ( 3 часа)
Заключительное
занятие.
Резерв учителя 4 часа, которые будут
использованы на изучение дополнительного материала, исследовательские проекты,
подготовка к олимпиадам.
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности
№п/п |
Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава 1 Человек в социальном измерении |
|||
1 |
Человек - личность |
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. |
Раскрывает на конкретных примерах смысл понятия индивидуальность. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
2 |
Человек познает мир |
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. |
3 |
Человек и его деятельность. |
«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. |
Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выделения связи между деятельностью и формированием личности. |
4 |
Потребности человека |
Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств. |
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать и иллюстрировать |
5 |
На пути к жизненному успеху |
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. |
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формировать свою точку зрения на выбор пути достижения успеха. |
Глава 2 человек среди людей |
|||
6 |
Межличностные отношения |
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям |
7 |
Человек в группе |
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
8 |
Общение |
Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. |
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. иллюстрировать примерами различные стили общения. |
9 |
Конфликты в межличностных отношениях |
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт. |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтах. |
Глава 3. Нравственные основы жизни |
|||
10 |
Человек славен добрыми делами |
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. |
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примерами, иллюстрирующие золотое правило морали. |
11 |
Будь смелым |
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противостояние злу. |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости. Случаям преодоления людьми страха в критических ситуациях. |
12 |
Человек и человечность |
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем кто, нуждается в поддержке. |
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам. |
Описание учебно-методического обеспечения:
1) Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.
2) Методические рекомендации по курсу "Обществознание".6 кл. под. ред. Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2004 год.
3) "Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2009
Для учителя:
1) Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 - 9 классы /Боголюбов Л. Н, Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф. и др. – М: Просвещение, 2012
2) Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс / сост. Поздеев - М: ВАКО, 2013
Дополнительная литература:
1) Кравченко А. И. Обществознание, 6 класс, учебник. – М: Русское слово, 2008
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Планируемые результаты изучения предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Календарно – тематическое планирование
Обществознание 6 класс (35 часа)
№ |
Раздел, тема |
Планируемые результаты обучения |
Возможные виды деятельности учащ./ формы контроля/ учебная ситуация |
Возможные направления творческой, исслед., проектной деятельности |
Дата проведения план |
Дата проведения факт |
|
Освоение предметных знаний |
УУД |
|
|
||||
1 |
Введение |
Знакомство с курсом «Обществознание» Обществоведение, человек, общество |
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. |
Опрос |
|
|
|
|
Глава 1 Человек в социальном измерении |
|
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами. Оценивать с позиций норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности. Описывать способы познания природы, человека, общества и конкретизировать их примерами. Характеризовать основные этапы социализации. Конкретизировать примерами культурные нормы и ценности. Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией |
Работа с текстом учебника по заданиям |
Творческое задание |
|
|
2-3 |
Человек - личность |
Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность |
Работа с текстом учебника по заданиям |
Написать эссе |
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
4-5 |
Человек познает мир |
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. |
Работа с текстом учебника по заданиям, |
Творческое задание |
|
|
|
6-7 |
Человек и его деятельность. |
«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.
|
Выполнить проблемные задания |
Написать эссе |
|
|
|
8-9 |
Потребности человека |
Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств. |
Моделирование ситуации, их анализ |
Придумать ситуацию |
|
|
|
10-11 |
На пути к жизненному успеху |
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. |
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения |
Творческое задание |
|
|
|
12 |
Практикум по теме: Человек в социальном измерении |
Закрепление изученного по данной теме. |
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения |
Творческое задание |
|
|
|
Глава 2 человек среди людей |
|||||||
13-14 |
Межличностные отношения |
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям |
высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, |
Написать эссе |
|
|
15-16 |
Человек в группе |
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
Моделирование ситуации, их анализ |
Придумать ситуацию |
|
|
17-18 |
Общение |
Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. |
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. иллюстрировать примерами различные стили общения. |
высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, |
Творческое задание |
|
|
19-20 |
Конфликты в межличностных отношениях |
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт. |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтах. |
Моделирование ситуации, их анализ |
Придумать ситуацию |
|
|
21 |
Практикум по теме: человек среди людей |
Закрепление изученного по данной теме. |
|
работать с текстом, отвечать на вопросы; |
Творческое задание, тест |
|
|
Глава 3. Нравственные основы жизни (4 часа) |
|||||||
22-23 |
Человек славен добрыми делами |
Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека. |
Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни. Выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни. Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни Характеризовать основные этапы социализации. Конкретизировать примерами культурные нормы и ценности. Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией |
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения |
Составить личный свод правил хорошего человека |
|
|
24-25 |
Будь смелым |
Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». |
Работа с текстом учебника по заданиям |
Написать эссе |
|
|
|
26-27 |
Человек и человечность |
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем кто, нуждается в поддержке. |
высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, |
Творческое задание |
|
|
|
28-29 |
Практикум по теме: Нравственные основы жизни |
Закрепление изученного по данной теме. |
работать с текстом, отвечать на вопросы; |
Творческое задание, тест |
|
|
|
30 |
Итоговая контрольная работа |
Закрепление. Систематизация знаний за курс обществознания |
|
Тест, письменные задания |
|
|
|
31-35 |
Резерв |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.