Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный,1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №22 х. Кривой Лиман
«Утверждаю»
Директор МБОУ- СОШ №22
Приказ от 30.08.2021 г. № 178
_________ Редько Г.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОДНКНР на 2021-2022 учебный год
Уровень общего образования: основное общее образование 5 класс
Количество часов в год: 32
Учитель: Куковкина Марина Геннадьевна
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования»;
-Примерной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» издательства «Русское слово». для 5 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ ст.35 п.3;
- Основной образовательной программы МБОУ-СОШ№22 х. Кривой Лиман;
- УМК: Учебник ОДНКНР 5 класс. протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
· сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовно- нравственном наследии Православия;
· сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
· сформированность мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя основы православной традиции;
· нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм Православия;
· готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и другим негативным социальным явлениям;
· готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
· самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;
· умение самостоятельно соотносить свои земные цели с духовно-нравственными нормами Православия;
· способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия собственных действий;
· умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели.
2. Познавательные УУД:
· умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно- популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию;
· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения.
3. Коммуникативные УУД:
· осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
· умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
· умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям и предотвращать их.
Предметные результаты:
Ученик научится:
· характеризовать отдельные этапы библейской истории;
· раскрывать сущность христианских заповедей;
· формулировать основные духовно-нравственные нормы Православия;
· характеризовать основные явления духовно-нравственного порядка в современном мире;
· формулировать и объяснять смысл жизни человека с позиций Православия;
· излагать основные воззрения христианства на устройство духовного мира;
· характеризовать основные средства совершенствования христиан;
· определять и характеризовать основные этапы жизни человека в контексте духовно- нравственного развития;
· анализировать с духовных позиций проблемы современного мира;
· критически анализировать источники информации, касающиеся проблем духовности;
· использовать полученные знания и освоенные умения в повседневной жизни для определения собственных жизненных целей.
· излагать точку зрения Православия на дальнейшую судьбу современного мира.
Ученик получит возможность научиться:
· давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей народов России;
· сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;
· составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России.
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Кто ты, человек?
Введение в предмет «Основы православной культуры». Теории происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении мира. Значение библейского описания дней творения.
Основные термины и понятия: теория эволюции, теория «большого взрыва», теория творения мира Богом (креационизм), дни творения.
Статус человека в представлении Библии. Сотворение первого человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая заповедь Бога человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия грехопадения.
Основные термины и понятия: дерево познания добра и зла, грехопадение.
Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в христианстве. Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек – духовное существо.
Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Причина существования зла на земле. Добро и зло. Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как «непопадание в цель».
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Христианское понимание Бога как Творца. Задача творчества человека – преображение мира. Виды творчества человека. Творчество и антитворчество. Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица» Андрея Рублёва как пример истинного творчества.
Основные термины и понятия: творчество, молитва, антитворчество.
Задача человека – сохранение мира. Современные экологические проблемы.
Ответственность за мир. Необходимое условие для изменения мира в лучшую сторону.
Основные термины и понятия: экология.
Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения. Изменение цели труда после грехопадения. Понимание и цель труда в христианскую эпоху.
Основные термины и понятия: труд.
Понятие греха как вреда для души. Совесть – голос сердца. Совесть в сказке В. Гауфа
«Холодное сердце». Причины «окаменения» сердца.
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия грехопадения – разделение людей. Устранение разделения: христианское учение, проповедующее любовь к врагам.
Основные термины и понятия: спасение, Небесное царство.
Цель жизни христианина – стяжание благодати Святого Духа. Серафим Саровский.
Смысл термина «обожение». Дела благочестия. Молитва – мать всех добродетелей.
Основные термины и понятия: стяжание благодати Святого Духа, обожение, молитва.
Раздел 2. Духовный мир (2 ч)
Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские чины, свойства ангелов.
Помощь ангелов людям. Падение Денницы. Силы Света и силы Тьмы.
Основные термины и понятия: ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.
Смысл чина отречения в таинстве Крещения. Ангел-хранитель. Помощь ангела- хранителя людям. Причины, по которым ангелы-хранители не оказывают помощь.
Основные термины и понятия: ангел-хранитель, чин отречения.
Раздел 3. Дорога в небо
Принципы, по которым христиане стараются строить свою жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных положений Символа веры.
Основные термины и понятия: Символ веры.
Суть данных Богом заповедей. Необходимость подвига в жизни каждого человека.
Смысл поста, его главная сторона.
Основные термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Необходимость заботы о душе. Слово в жизни человека. Нецензурная брань, её действие на человека. Молитвенное правило христиан. Виды молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве.
Основные термины и понятия: молитва, «невидимая брань» .
Причины появления монашества. Монахи – люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радость общения с Богом. Устроение монастырей. Монастырский распорядок жизни. Монашеские обеты. Российские монастыри.
Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра, монашеские обеты, послушник, постриженник.
Необходимое условие достижения полноты любви. Причина решимости христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных условиях. Духовные дары подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и её старцы. Современные подвижники.
Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Раздел 4. Путь от рождения до вечности
Последствия первородного греха. Смысл таинства Крещения. Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения дня именин. Традиции, связанные с празднованием Дня ангела. Духовное руководство.
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крёстные родители, именины, духовник.
Необходимость приложения усилий для достижения духовного совершенства.
Последствия неумеренной привязанности к удовольствиям. Распорядок жизни православного христианина. Два жизненных пути: монашество и семейная жизнь. Необходимое условие создания хорошей семьи. Любовь – главное средство свидетельствования о христианстве перед людьми.
Основные термины и понятия: монашество, семья.
Отношения к смерти неверующих и верующих людей. Представление христиан о загробном мире. Духовные средства помощи умершим людям.
Основные термины и понятия: смерть, загробный мир, молитва за умерших.
Раздел 5. Не от мира сего
Отличия православных христиан от других людей. Проявление любви в повседневной жизни.
Основные термины и понятия: христианская любовь.
Разные варианты понимания термина «хорошая жизнь» в современном мире. Соотношение количества материальных благ и личного счастья. Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры личного материального имущества.
Основные термины и понятия: материальные блага, богатство.
Христианское понимание гордости. Проявление гордости у человека. Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные игры как причина возрастания гордости.
Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Христианское понимание причин существующих в мире страданий. Три способа достижения духовного совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби и болезни. Страдание ради других людей. Защита Отечества – исполнение главной заповеди о любви.
Основные термины и понятия: страдания, духовное совершенство, воинский долг.
Необходимые условия для настоящей дружбы. Особенности общения в молодёжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины одиночества. Способы преодоления одиночества. Настоящее единство с другими людьми.
Основные термины и понятия: единство, одиночество, дружба, любовь к ближнему.
Святые супруги Пётр и Феврония Муромские – пример любви и верности.
Влюбленность и любовь. Современные представления о любви и христианство.
Основные термины и понятия: любовь, влюбленность.
Сообщества людей. Основа единства христиан всего мира. Соборность. Начало разделения людей на национальности. Воссоединение людей после Пришествия Иисуса Христа.
Основные термины и понятия: соборность, братство, национальность.
День рождения Церкви. Единство Церкви. Церкви земная (воинствующая) и небесная (торжествующая). Необходимость быть членом Церкви для достижения духовного совершенства. Три степени священства. Храм.
Основные термины и понятия: Церкви воинствующая и торжествующая, степени священства, храм.
Значение храма для православного человека. Семь Таинств Православной церкви.
Литургия. Ланчанское чудо. Требы.
Основные термины и понятия: Таинства, Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение (Евхаристия), Венчание, Священство, Соборование, требы, Литургия.
Пророчества Библии о конце мира. Второе пришествие Иисуса Христа. Сроки Второго пришествия, его признаки, последующие события. Участь людей после Страшного суда.
Основные термины и понятия: пророчества, Второе пришествие, Страшный суд.
Изучение различных аспектов истории Православия в родном крае: миссионерская деятельность, история отдельных храмов/монастырей, жизнеописание подвижников благочестия и т.д.
Посещение местного храма и монастыря, ознакомление с порядком богослужений, колокольными звонами.
3.Тематическое планирование
№п/п |
Перечень разделов и последовательность их изучения |
Количество часов на изучение каждого раздела |
Сроки изучения разделов |
Сроки контроля |
1 |
Кто ты, человек? |
12 |
07.09-30.11 |
|
2 |
Духовный мир |
2 |
07.12-14.12 |
|
3 |
Дорога в небо |
5 |
21.12-25.01 |
25.01 |
4 |
Путь от рождения до вечности |
3 |
01.02-15.02 |
|
5 |
Не от мира сего |
10 |
22.02-24.05 |
|
Итого: |
32 |
|
|
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
Липуга Е.Г. __________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.