МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 7 ________ / Приказ № ____________ от____________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
На
учебный год
по окружающему миру
для 4«В» класса
учителя
г. Сургут
Оглавление
№ |
Наименование раздела |
Страница |
1. |
Титульный лист |
1 |
2. |
Оглавление |
2 |
3. |
Паспорт рабочей программы |
3 -4 |
4. |
Пояснительная записка |
5 - 7 |
5. |
Содержание учебной программы |
6 -9 |
6. |
Тематическое планирование |
10 |
7. |
Планируемые результаты освоения предметного содержания учебного курса «Окружающий мир» |
10 -11 |
8. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета |
12 |
9. |
Приложение 1. Календарно-тематический план |
|
10. |
Приложение 2. Лист корректировки |
|
11. |
Приложение 3.Оценочный лист рабочей программы учебного предмета
|
|
12. |
Приложение 4. Лист согласования |
|
13 |
Приложение 5.Лист ознакомления |
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (п. 19.5).
- Авторская программа по окружающему миру УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградова, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, (2013) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; - понимает взаимозависимости в системе человек-природа-общество;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни, подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. В программе представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира. Развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
Цели и задачи обучения окружающему миру
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. К общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир
Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах).
С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Согласно базисному плану на изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 68 часов в год,2 часа в неделю,34 учебные недели.
Содержание курса «окружающий мир» 4 класс (68 часов)
Раздел «Человек - живое существо (организм)» (16 часов)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Объяснять роль нервной системы в организме.
Раздел «Твоё здоровье» (12 часов)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Универсальные учебные действия:
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы:
Составление режима дня школьника для будней и выходных.
Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Раздел «Человек— часть природы» (2 часа)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека.
Характеризовать условия роста и развития ребенка.
Раздел «Человек среди людей» (5 часов)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия:
Различать положительные и отрицательные качества человека.
Приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости
и др.
Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Раздел «Родная страна: от края до края» (10 часов)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Универсальные учебные действия:
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах - соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей разных стран - соседей России.
Раздел «Человек— творец культурных ценностей» (12 часов)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.
Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Раздел «Человек— защитник своего Отечества» (5 часов)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия:
Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Экскурсии.
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы.
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Раздел «Гражданин и государство» (3 часа)
Россия — наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать права и обязанности гражданина России.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Тематическое планирование
№ |
Основные разделы |
Кол-во часов |
количество часов |
||
Практические работы |
|
||||
1. |
Человек - живое существо (организм) |
16 |
|
|
|
2. |
Твоё здоровье |
12 |
3 |
|
|
3. |
Человек— часть природы |
2 |
|
|
|
4. |
Человек среди людей |
5 |
|
|
|
5. |
Родная страна: от края до края |
10 |
|
|
|
6 |
Человек— творец культурных ценностей» |
12 |
|
|
|
7 |
Человек— защитник своего Отечества |
5 |
1 |
|
|
8 |
Гражданин и государство |
3 |
|
|
|
9 |
Проверь себя |
3 |
|
|
|
Итого: недели |
34 |
68 |
|
|
|
I четверть |
9 |
18 |
|
|
|
II четверть |
7 |
14 |
|
|
|
III четверть |
9 (3дня) |
20 |
|
|
|
IV четверть |
8 (2дня) |
16 |
|
|
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета окружающий мир
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
• Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
• Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
• Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
• Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
• Формирование основ российской гражданской идентичности.
• Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
• Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
• Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
• Понимание особой роли России в мировой истории.
• Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
• Воспитание уважительного отношения к своей стране.
• Воспитание уважительного отношения к истории страны.
• Воспитание любви к родному краю.
• Воспитание любви к своей семье.
• Воспитание гуманного отношения к людям.
• Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
• Понимание роли человека в обществе.
• Принятие норм нравственного поведения в природе.
• Принятие норм нравственного поведения в обществе.
• Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• Формирование основ экологической культуры.
• Понимание ценности любой жизни.
• Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
• познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
• регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
• коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
• Осознание целостности окружающего мира.
• Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
• Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
• Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
• Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
• Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
• Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
• Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
• Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
• Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
• Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета
Печатные средства обучения:
Для учащихся:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Для учителя:
Информационно-коммуникативные средства:
Оборудование для проведения практических работ:
Печатные средства обучения:
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Приложение 1.
Календарно-поурочное планирование для реализации учебной программы по предмету «Окружающий мир» в 4В классе
№ |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты (УУД) |
Контроль (объекты, формы, методы) |
Учебно - информационное обеспечение |
||||||||||||||||||||||||||
Предметные
|
УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные) |
Личностные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||
План |
Факт |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 четверть |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Человек – живое существо (организм) |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
1 |
02.09 |
|
Общее строение организма человека. |
Характеризует функции разных систем органов. Конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризует правила поведения во время болезни. Сравнивает организм человека и животного. |
Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
2 |
06.09 |
|
Нервная система. Головной и спинной мозг. |
Имеет представление о нервной системе: головном и спинном мозге. Понимает, что головной мозг – центр управления работой всего организма. Соблюдает правила безопасного поведения. Сравнивает модель головного мозга человека и различных животных. Анализирует деятельность спинного мозга по схеме: сигнал - сообщение - реакция. Осознает необходимость здорового образа жизни. |
Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. учебной задачи. |
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. |
Текущий. устные сообщения. |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
3 |
09.09 |
|
Двигательная система организма человека.
|
Выполняет самоконтроль осанки. Анализирует деятельность отдельных мышц на примере разных движений. Работает с листами оценивания: самооценка работы в парах. Составляет план текста. Анализирует осанку детей класса на основе выполнения различных упражнений. Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. |
Выделяет признаки различия; анализирует; готовит вывод, обобщение. Читает, наблюдает. Применяет правила участия в диалоге, составляет план текста. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет ответ на поставленный вопрос. Оценивает взаимодействия в совместной деятельности.
|
Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осваивает новый статус ученика и школьника. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.
|
Текущий. устные сообщения. |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
4 |
13.09 |
|
Пищеварительная система. |
Рассказывает о работе пищеварительной системы человека. Называет органы пищеварительной системы. Характеризует значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Определяет назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объясняет, что такое «аппетит». Составляет памятку по здоровому питанию. |
Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Определяет главную мысль текста. Составляет рассказ-рассуждение, пересказывает текст. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). |
Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
5 |
16.09 |
|
Пищеварительная система. Закрепление. |
Моделирует строение органов пищеварения. Приводит примеры полезных и вредных продуктов питания. Имеет представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимает необходимость гигиены полости рта. Умеет правильно чистить зубы. |
Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением, определяет главную мысль текста; строит рассказ-рассуждение; пересказывает текст. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). |
Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
Текущий. устные сообщения. |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
6 |
20.09 |
|
Дыхательная система. |
Называет органы дыхательной системы. Характеризует ее значение для работы организма. Рассказывает о том, как работают органы дыхания. Выполняет упражнения на вдох и выдох. Объясняет, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделирует ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. |
Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Наблюдает, проводит опыт. Строит текст-рассуждение. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. |
Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
7 |
23.09 |
|
Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. |
Пересказывает текст рубрики «Этот удивительный мир» с опорой на рисунки. Характеризует функции разных систем органов. Моделирует схему кровеносной системы. Наблюдает капли крови в микроскоп. Понимает значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Умеет оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объясняет необходимость обеззараживания ран. |
Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Текущий. Практическая работа. |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
8 |
27.09 |
|
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. |
Обнаруживает взаимосвязи между системами органов. Осознает организм человека как единое целое. Осознает необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма. Называет органы выделительной системы организма человека. |
Сравнивает, анализирует, обобщает, формулирует выводы, решает логические задачи. Читает, наблюдает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах.
|
Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
9 |
30.09 |
|
Кожа. |
Характеризует значение кожи. Использует знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья. |
Высказывает предположения, анализирует, выделяет главную мысль текста, обобщает, оформляет вывод. Составляет план пересказа текста. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
10 |
04.10 |
|
Как человек воспринимает окружающий мир. |
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Пересказывает, принимает правила участия в учебном диалоге. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
11-12 |
07.10 11.10 |
|
Зрение. Гигиена зрения.
Опыт «Рассмотрим предметы».
|
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов зрения, соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре, читает. Пересказывает, принимает правила участия в учебном диалоге. |
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
13 |
14.10 |
|
Слух. Гигиена слуха. |
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения.. Читает, пересказывает. Принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
14 |
18.10 |
|
Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.
|
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
15 |
21.10 |
|
Мир чувств. |
Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. |
Выполняет интеллектуальные действия. Выполняет познавательные действия: наблюдение, опыт, ролевая игра, чтение. Пересказывает текст, принимает правила учебного диалога, составляет план текста, рассказ-повествование (на основе иллюстрации). |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
16 |
25.10 |
|
Внимание. |
Умеет сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации, переключается с одних действий на другие. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.
|
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
17 |
28.10 |
|
Память.
Проверь себя. |
Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы; выделение главной мысли текста. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге; самоконтроль выполнения учебных задач. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.
|
Тематический. Тесты. |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
Ты и твое здоровье |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
18 |
01.11 |
|
Режим дня. |
Понимает, что главное богатство человека – его здоровье. Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку с правилами здорового сна. Высказывает предположения, оценивает физическое развитие. Работает в парах. |
Анализирует, обобщает; формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста. Читает, наблюдает. Пересказывает текст. Составляет текст по последовательной серии рисунков. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
19 |
11.11 |
|
Режим дня. Закрепление |
Приводит примеры режима дня четвероклассника в выходной и будний день. Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений для систематической и оптимальной физической нагрузки. Составляет текст по теме урока (по последовательной серии рисунков). Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). |
Анализирует, обобщает; формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
20 |
15.11 |
|
Правила закаливания. |
Соблюдает правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания. Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, построение логических связей, обобщение. Пересказывает текст. Составляет текст по иллюстрациям. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
21 |
18.11 |
|
Можно ли снять усталость? |
Различает понятия «физический и умственный труд». Анализирует ситуации, в большей степени вызывающие усталость. Анализирует упражнения по снятию усталости. Делает вывод о том, что такое усталость и как её устранить. |
Читает информацию, представленную на иллюстрациях. Осознает необходимость беречь своё здоровье.
|
Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
22 |
22.11 |
|
Поговорим о вредных привычках. |
Различает полезные и вредные привычки. Участвует в обсуждении темы. |
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Читает, наблюдает. Речевые умения: план текста, рассказ-рассуждение.
|
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
23 |
25.11 |
|
Поговорим о вредных привычках. Закрепление
|
Создает плакат по теме «Осторожно – вредные привычки». |
Читает информацию, отражённую на рисунках-схемах. Представляет графическую информацию в виде текста. Осознает необходимость беречь своё здоровье. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
24 |
29.11 |
|
Когда дом становится опасным. |
Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведения при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре». |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. Читает, наблюдает. Речевые умения: рассказ-рассуждение, пересказ. |
Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
25 |
02.12 |
|
Когда дом становится опасным. Закрепление |
Объясняет, как правильно обращаться с острыми предметами, при каких условиях человек может пораниться и что при этом нужно делать.
|
Читает информацию, отражённую на иллюстрациях. Представляет графическую информацию в виде текста. Представляет информацию в «свёрнутом» виде. Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; контроль выполнения учебных задач. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
26 |
06.12 |
|
Улица полна неожиданностей. |
Наблюдает за ситуациями, возникающими в условиях дорожного движения. Отвечает на вопросы по теме. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей.
|
Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
27 |
09.12 |
|
Улица полна неожиданностей. |
Анализирует ситуации дорожного движения. Придумывает подписи к рисункам. Принимает участие в ролевой игре-упражнении: «Сигналы регулировщика». |
Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; контроль выполнения учебных задач, «чтение» информации, выраженной в графическом виде; контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре. |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
28 |
13.12 |
|
Если случится беда. Практическая работа
|
Выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи». Составляет памятку «Признаки ядовитых растений». Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт, игра-упражнение. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Текущий .Практическая работа
|
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
29 |
16.12 |
|
Если случится беда. |
Характеризует своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов». Объясняет, что все органы в организме составляют единое целое. Называет изученные системы органов. Осознает, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знает, какие вредные привычки разрушают здоровье человека. |
Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
Человек — часть природы |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
30 |
20.12 |
|
Чем человек отличается от животных. |
Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение: «Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника). |
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, высказывание предположений, оформление вывода. Читает, наблюдает. Читает информацию, представленную на рисунках, оформляет её в виде текста. |
Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.
|
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
31 |
23.12 |
|
От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса ». |
Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью. Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках. |
Выполняет интеллектуальные действия: построение ассоциативного ряда, анализ, ориентировка в историческом времени, сравнение. Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. |
Текущий .Практическая работа
|
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
Человек среди людей |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
32 |
27.12 |
|
Поговорим о доброте. |
Работает с иллюстрационным материалом. Пересказывает и делает выводы о прочитанном произведении. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость доброго отношения к окружающим людям. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
33 |
13.01 |
|
Что такое справедливость. |
Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет план ответа по теме «Что такое справедливость». |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Создает обобщённый план ответа по теме. Читает информацию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
34 |
17.01 |
|
О смелости. |
Делает вывод, что страх – это врожденная эмоция человека, которая позволяет ему сохранить жизнь, избежать неприятностей, уберегает его от непродуманных поступков. Приводит примеры ситуаций, в которых надо действовать вопреки страху, решительно. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ текста, выделение главной мысли, объяснение смысла пословицы, аргументация суждений. Читает, наблюдает, пересказывает.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
3 четверть |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
35 |
20.01 |
|
Умеешь ли ты общаться. |
Обсуждает коммуникационные ситуации. Определяет, какие из представленных диалогов можно называть культурными и почему. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений. Читает, наблюдает, пересказывает. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
36 |
24.01 |
|
Умеешь ли ты общаться. Закрепление |
Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. |
Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка). |
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
Родная страна: от края до края |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
37 |
27.01 |
|
Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. |
Характеризует природные зоны: «арктические пустыни» и «тундра». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ, сравнение, дифференциация. Составляет тезисы по тексту (выделяет главные мысли). Осознает мотивы изучения темы, анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия в совместной деятельности. Читает информацию, представленную в видеоматериалах. Имеет экологические представления об охране природы человеком. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
38 |
31.01 |
|
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. |
Характеризует природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристику почвы, специфику растительного и животного мира. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, классификация, обобщение. Выполняет познавательные действия: работа с картой. Объясняет значения устаревших слов; составляет план-пересказ. Анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
39 |
03.02 |
|
Природные зоны России. Степи и пустыни. |
Характеризует природные зоны России «степи» и «пустыни». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температура воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, классификация, оформление вывода. Составляет рассказ-описание (по картине). Выполняет регулятивные действия: оценка своего участия в совместной групповой деятельности. Работает со справочной литературой; представляет информацию в табличном виде; готовит презентации. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
40 |
07.02 |
|
Почвы России. Опыт «Состав почвы».
|
Анализирует состав почвы. Создает коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делает вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности. |
Анализирует, обобщает. Установление причинно-следственных связей, оформление вывода. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт. Осознает положение «вредных живых существ в природе не бывает». |
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос Практическая работа |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
41 |
10.02 |
|
Рельеф России. |
Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России. Характеризует понятия «рельеф», «равнина». |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывает предположения; сравнивает ложные и истинные высказывания; анализирует; сравнивает, обобщает. Выполняет познавательные действия: работает с картой. |
Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
42 |
14.02 |
|
Рельеф России. Закрепление |
Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету горные цепи России. |
Характеризует понятия; составляет рассказ-описание. Читает информацию, представленную в графическом виде (карта). |
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
|
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
43 |
17.02 |
|
Как возникали и строились города. |
Составляет опоры для пересказа (условные, графические, пиктографические). Различает кремлёвские города и их достопримечательности. Работает в парах: высказывает суждения на тему «Почему улицы так называются?» (на примере одного названия). Оценивает совместную деятельность: как работали пары, были ли трудности, почему они возникли. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; анализ, обобщение изученного материала; установление причин исторического факта и события. Пересказывает с опорой на иллюстративный материал. Понимает правила совместной деятельности в парах. Оценивает деятельность. |
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
44
44 |
21.02 |
|
Россия и ее соседи. Япония. |
Проводит виртуальную экскурсию по Японии. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение. Пересказывает текст. Удерживает учебную задачу при выполнении творческого задания. Испытывает уважение к народам других стран и людям разных национальностей. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
4 45 |
28.02 |
|
Россия и ее соседи. Китай. |
Проводит виртуальную экскурсию по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ. Составляет план рассказа на предложенную тему, рассказ-рассуждение. Оценивает совместную деятельность в парах. Читает информацию, представленную в иллюстративном виде.
|
Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|||||||||||||||||||||||
6 46 |
03.03 |
|
Россия и ее соседи. Королевство Дания. |
Проводит виртуальную экскурсию по Дании. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. |
Составляет рассказ-описание, находит информацию в словарях. Работает с воображаемой ситуацией. Читает информацию, представленную в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), работа с энциклопедическими словарями. |
Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
Человек – творец культурных ценностей |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
47 47 |
07.03 |
|
Что такое культура. |
Соотносит произведение искусства с его автором. Называет имена выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведения. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ. Составляет рассказ-рассуждение, рассказ-описание. Осознает мотив изучения данного раздела; оценивает свою деятельность. |
Умеет искать нужную информацию. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
48 48 |
10.03 |
|
Из истории письменности. |
Работает со схемой. Предлагает варианты символического обозначения разных сторон культуры или ее различных ценностей. Читает информацию, представленную в графическом виде и в справочной литературе. Анализирует разные способы письма. |
Выполняет интеллектуальные действия: представление информации в знаковом виде; анализ, сопоставление, обобщение. Представляет информацию в знаковом виде. Оценивает свои познавательные возможности и совместную деятельность (сравнивает её цели и полученный результат). |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
4 49 |
14.03 |
|
О первых школах и книгах. |
Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа «Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках. Готовит вопросы для одноклассников по теме урока. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; анализ, установление причинно-следственных связей; сравнение. Составляет план текста; рассказ-описание, готовит пересказ. Анализирует решение учебных задач. Читает информацию, представленную в произведении живописи. |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
50 |
17.03 |
|
О первых школах и книгах. |
Выясняет с помощью энциклопедического словаря, в правление какого императора были открыты первые университеты в России и Смольный институт. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-описание, готовит пересказ.
|
Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
5 51 |
21.03 |
|
Чему и как учились в России при Петре I. |
Готовит сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализирует условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывает, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-рассуждение, готовит пересказ. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
52 |
24.02 |
|
Русское искусство до XVIII века. |
Обсуждает тему «Является ли искусство частью культуры?». Называет объекты культурного наследия России: храм Василия Блаженного, Дмитриевский собор во Владимире, иконы Андрея Рублева. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Составляет план текста; рассказ-описание (с опорой на иллюстрации), готовит пересказ. |
Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
53 |
04.04 |
|
Русское искусство до XVIII века. |
Рассказывает о различных ремесленных изделиях. Работает в группе, рассказывает о назначении древнерусского оружия и доспехов. Участвует в кукольном представлении. |
Оценивает свое отношение к произведениям архитектуры и искусства. Читает информацию, представленную на иллюстрациях. Проявляет интерес и уважение к произведениям древнего искусства. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
54 |
07.04 |
|
Искусство России XVIII века. |
Рассказывает о русской архитектуре. Называет сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». Составляет рассказ-описание. Оценивает свое отношение к произведениям архитектуры и искусства. |
Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
55 |
11.04 |
|
Искусство России XVIII века.
Проверь себя. |
Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеров XVIII века.
|
Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах. Проявляет интерес и уважение к произведениям искусства.
|
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. тест |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
4 четверть |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
56 |
14.04 |
|
«Золотой век» русской культуры (XIX век). |
Составляет небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Анализирует и оценивает совместную деятельность: всё ли удалось, какие получили результаты. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», «передвижники». Оценивает свое отношение к произведениям литературы и искусства; |
Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
57 |
18.04 |
|
«Золотой век» русской культуры (XIX век). |
. Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией). |
Проявляет интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознает свою принадлежность к великой русской культуре. Соотносит информацию с имеющимися знаниями.
|
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями, работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
58 |
21.04 |
|
Искусство России ХХ века. |
Работает в группах: готовит сообщение на тему «Наши любимые детские писатели». Оформляет вывод по теме. Оценивает свое отношение к литературе и искусству. |
Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения, сравнение, анализ, обобщение. Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
Человек – защитник своего Отечества |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
59 |
25.04 |
|
Как Русь боролась с половцами. |
Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части. |
Выполняет интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывает от первого лица (воображаемая ситуация), составляет рассказ-рассуждение. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь CD «Мир природы» |
|
||||||||||||||||||||||
60 |
28.04 |
|
Битва на Чудском озере. Куликовская битва.
|
. Характеризует князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради. Анализирует тактику ведения боя. Сравнивает Александра Невского с русским богатырем. Понимает значение выражения «Золотая Орда». Называет несколько исторических фактов о Куликовской битве. |
Осознает мотив изучения темы. Читает информацию, представленную в графическом и иллюстративном виде. Осознает долг человека – защищать своё Отечество от врагов. |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
61 |
02.05 |
|
Отечественная война 1812 года. |
Самостоятельно читает текст и выделяет его главную мысль. Анализирует причины поражения Наполеона в России. Кратко рассказывает о великом русском полководце М.И. Кутузове. |
Выполняет интеллектуальные действия: характеристика понятия «Отечественная война»; анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей. Осознает долг человека защищать своё Отечество от врагов. |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
62 |
05.05 |
|
Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. |
Рассказывает о главных событиях Великой Отечественной войны. Находит дополнительную информацию в разных источниках. Работает с картой. Находит и называет города, в которых во время войны работали крупные военные предприятия. |
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
63 |
12.05 |
|
Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. |
Изготавливает плакат. Готовит вопросы для встречи с ветераном. Рассказывает о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. |
Анализирует участие в совместной деятельности. Готовит презентацию сообщения. Осознает долг человека – защищать своё Отечество от врагов, гордость за героическую историю России.
|
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
Гражданин и государство |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
64 |
16.05 |
|
Гражданин и государство. |
Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России, об их традициях. |
Анализирует, обобщает; сравнение, характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот». |
Сотрудничает в совместном решении проблемы, в поиске информации. Понимание ценности любой жизни. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
65 |
19.05 |
|
Права и обязанности граждан. |
Объясняет, что такое «закон». Называет несколько законов нашего государства. Работает в группах, иллюстрирует с помощью пиктограмм положения Конституции, гарантирующие права и свободы граждан России. |
Оценивает выполнение учебных заданий.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
66
|
23.05 |
|
Символика России.
|
Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района. |
Идентифицирует себя с принадлежностью к государству, российскому народу; проявляет уважение к символике государства. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. |
Текущий. тест |
Учебник Печатная тетрадь
|
|||||||||||||||||||||||
67 |
26.05 |
|
Символика России. Проверь себя. |
||||||||||||||||||||||||||||
68 |
09.05
|
|
Обобщающий урок |
Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района |
Идентифицирует себя с принадлежностью к государству, российскому народу; проявляет уважение к символике государства. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. |
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
Учебник Печатная тетрадь
|
|
||||||||||||||||||||||
|
Приложение 2.
Лист корректировки программы
№ п/п |
Класс |
Тема урока |
Дата урока (по календарному плану) |
Дата урока после корректировки |
Причина корректировки |
Способ корректировки (за счёт чего программа скорректирована) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.