Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сосногорский технологический техникум»
|
Утверждаю Директор ГПОУ «CТТ» __________________Ушакова И.В. «_____»________________20___ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Форма обучения: очная
Срок обучения: 1 год 10 месяцев
Сосногорск, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум».
Разработчик:
Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.
Аннотация
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности разработана на основе требований:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. № 1581 (ред. от 01.09.2022 г.);
- Примерной основной образовательной программы (далее - ПООП) по профессии 23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденной приказом Минобрнауки России от 09 декабря 2016 г. № 1547;
- Учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 01 от 31 августа 2023 г.
©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2023
© Терёшина А.С., 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….……………..….. |
4 |
|
|
1.1 |
Область применения программы………………………………………… |
4 |
|
1.2 |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы……………………………………………………………….….. |
4 |
|
1.3 |
Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……. |
4 |
|
|
|
|
2 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …..……... |
7 |
|
|
2.1 |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……...……………. |
7 |
|
2.2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины…………….…...
|
8 |
3 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………………………. |
11 |
|
|
3.1 |
Материально-техническое обеспечение………………………………….. |
11 |
|
3.2 |
Информационное обеспечение обучения…………………………..…….
|
11 |
4 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины …………………………………………………………..……. |
13 |
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
Воспитание и социализация обучающихся при освоении рабочей программы учебной дисциплины осуществляется с помощью включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы через привлечение обучающихся к конкурсным мероприятиям разного уровня, предметным олимпиадам, декадам, конкурсам профессионально мастерства, всероссийским тематическим урокам и через обеспечение достижения обучающимися личностных результатов: готовность к
саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности, отраженных в рабочей программе воспитания.
Учебная дисциплина ОП.05. Безопасность жизнедеятельности способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций.
Код ОК, ПК |
Умение |
Знание |
ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1.
|
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - применять первичные средства пожаротушения; - оказывать первую помощь пострадавшим. |
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
- описывать значимость своей профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим. |
- сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; - значимость профессиональной деятельности по профессии; - основы военной службы и обороны государства; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
- соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии; - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - оказывать первую помощь пострадавшим |
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; - пути обеспечения ресурсосбережения; - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту; - принципы снижения вероятности их реализации; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
34 |
Объем образовательной программы |
34 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение (лекции): |
16 |
практические занятия: |
16 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
0 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Гражданская оборона и защита при чрезвычайных ситуациях |
|
6 |
|
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
1 |
||
Тема 1.2. Организация гражданской обороны |
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
Организация гражданской обороны. Оружие массового поражения и защита от него. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. |
1 |
||
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. |
1 |
||
Приборы радиационной и химической разведки и контроля. |
1 |
||
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
Средства индивидуальной защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. |
2 |
||
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях |
|
6 |
|
Тема 2.1 Защита населения при чрезвычайных ситуациях |
Содержание учебного материала |
- |
2 |
Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС. |
- |
||
Чрезвычайные ситуации природного происхождения: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические, космические. |
|||
Практические занятия |
6 |
3 |
|
Отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. |
2 |
||
Отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
2 |
||
Мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
1 |
||
Первичные средства пожаротушения. |
1 |
||
Раздел 3. Основы военной службы |
|
20 |
|
Тема 3.1. Вооружённые Силы России на современном этапе |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Состав и организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации. |
1 |
||
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск. Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации. |
1 |
||
Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом. |
1 |
||
Порядок прохождения военной службы. |
1 |
||
Тема 3.2. Уставы Вооружённых Сил России |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
Военная присяга. |
1 |
||
Боевое знамя воинской части. |
1 |
||
Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. |
1 |
||
Суточный наряд роты. |
1 |
||
Воинская дисциплина. |
1 |
||
Караульная служба. Обязанности и действия часового. |
1 |
||
Тема 3.3. Строевая подготовка |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Строи и управления ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия, выход и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. |
1 |
||
Практическое занятие |
1 |
3 |
|
Освоение методик проведения строевой подготовки. |
1 |
||
Тема 3.4. Огневая подготовка |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Материальная часть автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе. Ведения огня из автомата. |
1 |
||
Практическое занятие |
1 |
3 |
|
Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата. |
1 |
||
Тема 3.5. Медико-санитарная подготовка |
Практические занятия |
6 |
3 |
Основные приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
2 |
||
Основные приемы оказания первой помощи при различных видах травм. |
2 |
||
Освоение основных способов искусственного дыхания. |
2 |
||
Промежуточная аттестация |
Дифференцированный зачет. |
2 |
3 |
|
Всего: |
34 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макет автомата Калашникова;
- противогазы;
- винтовки пневматические.
Дидактические материалы:
- комплект учебно-методической документации;
- учебно-наглядные пособия;
- плакаты и печатные наглядные пособия по дисциплине.
Технические средства обучения (кабинет 22):
- персональный компьютер, мультимедиапроектор.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, 2002.- 357 с.
2. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 349 c.
3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 288 с.
Дополнительные источники:
1. Безопасность и охрана труда: Учебное пособие для вузов/ Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака. - СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001.- 279 с.: ил.
2. Конституция Российской Федерации
3. Косолапова Н.В., Безопасность жизнедеятельности. Практикум [Текст]: учеб. Пособие для учреждений нач. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с.
4. Постановление Правительства РФ «Об обязательном обучении населения»
5. Федеральный закон «Об обороне»
6. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
7. Федеральный закон «О гражданской обороне»
8. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
9. Федеральный закон «О пожарной безопасности»
10. Федеральный закон «О противодействии терроризму»
11. Федеральный закон «О безопасности»
Мультимедиа библиотека:
- видеофильмы (оказание первой помощи; пожарная безопасность; и др.).
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
1 |
2 |
3 |
Уметь: |
|
|
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - применять первичные средства пожаротушения; - оказывать первую помощь пострадавшим. |
Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, соответствие требованиям. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии.
|
Текущий контроль: - защита практических занятий; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы; - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий.
Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. |
Знать: |
|
Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70 % правильных ответов. Не менее 75 % правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии.
|
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
85 ÷ 100 |
5 |
отлично |
75÷ 84 |
4 |
хорошо |
60 ÷ 74 |
3 |
удовлетворительно |
менее 60 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе текущего контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.