Рабочая программа по ОРКСЭ
Оценка 4.7

Рабочая программа по ОРКСЭ

Оценка 4.7
doc
17.12.2020
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа ОРКСЭ.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»

Кулундинского района Алтайского края

 

Согласовано

методический совет школы

протокол №5 от   «30» 05.2019г.

             Утверждено

             приказом директора школы

            от «29» 08.2019г. №50-Д           

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

"Основы религиозных культур и светской этики» 

 

Модуль: Основы светской этики.

4 класс, начальная общеобразовательная школа.

 

 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель программы:

Афанасьева Е.А.  

учитель истории  

 

 

 

 

с.Кулунда 2019

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» разработана для преподавания в 4 классе по модулю «Основы светской этики».                                                                                              Нормативные документы и материалы, на основе которых был разработан документ:                                                                                                                                                          - Федеральный перечень учебников 2018                                                                                                        - Основы религиозных          культур и светской этики. Сборник рабочих программ./ А.Я.Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко –М.:Просвещение,2014г.                                                  -    Положение о Рабочей программе МБОУ КСОШ №2                                                                               -     Учебный план школы на 2019-2020 учебный год.                                                                      

           Цель и задачи учебного курса: Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерели­гиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необ­ходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.                                                                                         Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.                         Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет­ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные задачи комплексного учебного курса:

   знакомство обучающихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основами мировых ре­лигиозных культур и светской этики;

   развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

   обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной шко­ле, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренчес­ких основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту­пени основной школы;

   развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаим­ного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обуча­ющимися российской культуры как целостного, самобытного фе­номена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из мо­дулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

   понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

   формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

   формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

   знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традицион­ной культуры многонационального народа России;

   укрепление средствами образования преемственности поко­лений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

            Срок реализации: 1 год (2019-2020гг.)

                                                                                                                                                          Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В соответствии с при­казом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязатель­ным для изучения учебным предметом наряду с такими пред­метами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искус­ство, музыка, технология, физическая культура.

         Комплексный учебный курс «ОРКСЭ»  изучается в объёме 1 ч.в неделю (модуль: Основы светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие). Общий объём учебного времени составляет 34ч. Но! Согласно учебного плана ОУ, при 1 ч. изучения предмета и при 35 ч. учебной неделе в году, на курс отводят 35ч. В рабочей программе добавляется 1 ч. резерва (итого 35ч.).

Основные содержательные модули курса:

   Основы православной культуры

   Основы исламской культуры

   Основы буддийской культуры

   Основы иудейской культуры

   Основы мировых религиозных культур

   Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «КСОШ №2»)

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной сту­пени общеобразовательной школы.                                                

     УМК:

- Шемщурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс.-М.: Просвещение, 2019г.

    - Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ./ А.Я.Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко –М.:Просвещение,2014г.                                                                                                   

-   Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс. М.: Просвещение, 2015                                                                                                                                          - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и                 светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы/ В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова.-М.: Просвещение, 2010г.

- Электронное приложение Основы светской этики.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обуча­ющимися комплекса личностных, метапредметных и предмет­ных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников рас­пределяются по трём уровням:

первый уровень — приобретение школьником социаль­ных знаний (об общественных нормах, об устройстве обще­ства, о социально одобряемых и не одобряемых формах пове­дения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

второй уровень — получение школьником опыта пережи­вания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культу­ра), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

третий уровень — получение школьником опыта само­стоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов спо­собствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социо­культурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам:

    формирование основ российской гражданской идентич­ности, развитие чувства гордости за свою Родину;

    формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание до­верия и уважения к представителям разных народов и вероиспо­веданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

    становление гуманистических и демократических ценност­ных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

    формирование национальной и гражданской самоиден­тичности, осознание своей этнической и национальной при­надлежности;

   развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

    развитие этических чувств как регулятора морального по­ведения;

   воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

    развитие начальных форм регуляции своих эмоциональ­ных состояний и рефлексии;

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в различных социальных ситуациях, умений не созда­вать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

   развитие мотивации к продуктивной созидательной дея­тельности;

    формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

    овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

    формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации, определять и находить наи­более эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на ос­нове оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

    совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис­пользование речевых средств и средств информационно-ком­муникационных технологий для решения различных коммуни­кативных и познавательных задач;

    совершенствование умений в области работы с информа­цией, осуществления информационного поиска для выполне­ния учебных заданий;

    овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров, осознанного построения речевых вы­сказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления анало­гий и причинно-следственных связей, построения рассужде­ний, отнесения к известным понятиям;

    формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз­личных точек зрения и право каждого иметь свою собствен­ную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать соб­ственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культур­ной традиции многонационального народа России;

   знакомство с общечеловеческими нормами морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отно­шений в семье и обществе;

   понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений о тра­диционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; фор­мирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе много­национального и многоконфессионального народа России;

    освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей воз­никновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;

    формирование умений устанавливать связь между рели­гиозной культурой и повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; форми­рование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

   знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными осо­бенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;

   осознание места и роли буддийской культуры в истории России;

    формирование умения проводить параллели между раз­личными религиозными культурами на основе понимания об­щечеловеческих духовных и этических ценностей;

   развитие эстетической сферы, способности к эмоцио­нальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

формирование умений устанавливать связь между куль­турой, моралью и повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирова­ние личностной и гражданской позиции по отношению к раз­личным явлениям действительности.                                       

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

              Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый инте­ресен Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школь­ные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — вол­шебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душев­ны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рож­дён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нрав­ственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

 

 

Часть 1. Раздел 1. Этика общения 4ч.

 

1

Добрым жить на белом свете весе­лей

1

 

2

Правила обще­ния для всех

1

 

3

От добрых пра­вил добрые слова и поступки

1

 

4

Каждый интере­сен

1

 

Раздел 2. Этикет (4 ч)

 

5

Премудрости этикета

1

 

6

Красота этикета

1

 

7

Простые школь­ные и домашние правила этикета

1

 

8

Чистый ручеёк нашей речи

1

 

Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)

 

9

В развитии до­брых чувств — творение души

1

 

10

Природа — вол­шебные двери к добру и доверию

1

 

11

Чувство Родины

1

 

12

Жизнь протекает с людьми

1

 

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)

 

13

Чтобы быть кол­лективом

1

 

14

Коллектив начина­ется с меня

1

 

15

Мой класс — мои друзья

1

 

16

Скажи себе сам

1

 

Часть 1. Раздел 1.                                                          Простые нравственные истины (5 ч)

 

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи

1

 

18

Жизнь священна

1

 

19

Человек рождён для добра

1

 

20

Милосердие — закон жизни

1

 

21

Жить во благо себе и другим

1

 

Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)

 

22

Следовать нрав­ственной уста­новке

1

 

23

Достойно жить среди людей

1

 

24

Уметь понять и простить

1

 

25

Простая этика поступков

1

 

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)

 

26

Общение и ис­точники преодо­ления обид

1

 

27

Ростки нрав­ственного опыта поведения

1

 

28

Доброте сопут­ствует терпение

1

 

 

29

Действия с при­ставкой «со» — вместе

1

 

Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч)

 

30

С чего начина­ется Родина...

1

 

31

В тебе рожда­ется патриот и гражданин

1

 

32

Человек — чело века

1

 

33

Слово, обращён­ное к себе

1

 

34

 

35

 

Итоговое творческое сочинение.

Резерв (защита творческих проектов)

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист внесенных изменений в Рабочую программу.

                                                    

 

№п/п

ч.по плану

ч.по факту

выпол-нение

коррекция

причина

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»

Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации: 1 год (2019-2020гг

Срок реализации: 1 год (2019-2020гг

Требования к личностным результатам: • формирование основ российской гражданской идентич­ности, развитие чувства гордости за свою

Требования к личностным результатам: • формирование основ российской гражданской идентич­ности, развитие чувства гордости за свою

России; • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей воз­никновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;…

России; • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей воз­никновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;…

Правила обще­ния для всех 1 3

Правила обще­ния для всех 1 3

Общение и ис­точники преодо­ления обид 1 27

Общение и ис­точники преодо­ления обид 1 27

Лист внесенных изменений в Рабочую программу

Лист внесенных изменений в Рабочую программу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020