МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ___________/А.С. Чевтайкина ___________/Е.В.Агапова
_______/ Е.Г. Ухтинская «____» _______ 2019 года Приказ по школе № _____
Протокол № __ от от «____» _______2019 г.
«____» ______ 2019 года
Рабочая программа
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
для 4 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2019 г.
Рабочая программа составлена на основе учебного плана начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные результаты:
Ученик научится:
· знать, понимать и принимать следующие ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· познакомится с основами светской и религиозной морали, поймет их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· сформирует первоначальные представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознает ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
· знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
· научится соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
· видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
· соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
· приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
· усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
· приобретет устойчивые представления о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
Ученик получит возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебно – познавательную деятельность,
- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
- оформлять результаты исследовательской работы с использованием рисунков, кратких выводов;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе;
- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного курса
Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание - 17 часов.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России – 17 часов.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений: (урок № 16)
«Милосердные дела и героические поступки христиан».
«Величественные храмы».
«Прекрасные иконы».
«Молитвы христиан» о себе и других.
«Что такое этика»?
«Как я понимаю золотое правило этики?»
«Возможен ли подвиг в мирное время»?
«Как я понимаю православие».
«Православные святыни».
«Православные праздники».
«Экскурсия в православный храм».
«Значение православной культуры в жизни человека и общества»
Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-34)
Как христианство пришло на Русь?
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей
Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Христианская семья и её ценности.
Православный календарь, праздники.
Православный храм и другие святыни.
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План. |
Факт. |
|||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
||||
1. |
Россия – наша Родина |
1 |
|
|
2. |
Культура и религия |
1 |
|
|
3. |
Человек и бог в православии |
1 |
|
|
4. |
Православная молитва |
1 |
|
|
5. |
Библия и Евангелие |
1 |
|
|
6. |
Проповедь Христа |
1 |
|
|
7. |
Христос и Его Крест |
1 |
|
|
8. |
Пасха |
1 |
|
|
9. |
Православное учение в человеке |
1 |
|
|
10. |
Совесть и раскаяние |
1 |
|
|
11. |
Заповеди. |
1 |
|
|
12. |
Милосердие и сострадание. |
1 |
|
|
13. |
Золотое правило. |
1 |
|
|
14. |
Храм |
2 |
|
|
15. |
Икона |
1 |
|
|
16. |
Творческие работы учащихся. |
1 |
|
|
17. |
Подведение итогов |
1 |
|
|
18. |
Как христианство пришло на Русь |
1 |
|
|
19. |
Подвиг |
1 |
|
|
20. |
Заповеди блаженств |
1 |
|
|
21. |
Зачем творить добро? |
1 |
|
|
22. |
Чудо в жизни христианина |
1 |
|
|
23. |
Православие о Божьем суде |
1 |
|
|
24. |
Таинство причастия |
1 |
|
|
25. |
Монастырь |
1 |
|
|
26. |
Отношение христианина к природе |
1 |
|
|
27. |
Христианская семья |
1 |
|
|
28. |
Защита Отечества |
1 |
|
|
29. |
Христианин в труде |
1 |
|
|
30. |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
|
|
31. |
Итоговая презентация проектов обучающихся |
1 |
|
|
32. |
Итоговая презентация проектов обучающихся |
1 |
|
|
33. |
Итоговая презентация проектов обучающихся |
1 |
|
|
34. |
Итоговая презентация проектов обучающихся |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.