Министерство науки и высшего образования РФ
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
уровень подготовки базовый
форма обучения очная
2020
Разработчик Вдовина З.П., преподаватель высшей категории Самарского колледжа
строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
3
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностях, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста |
- основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культура, окружающая среда; - социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
48 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
40 |
практические занятия |
6 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация
автомобильных дорог и аэродромов.
Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и
аэродромов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
4
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов мировоззрения. Главные разделы философского знания. Место философии в системе наук. Роль философии в жизни человека и общества |
2 |
|
Раздел 1.Сущность, структура и значение философии |
6 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
|
Тема 1.1. Мировоззрение и философия |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Основные исторические виды и сущность мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философия как мировоззрение: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Идеология |
|||
Тема 1.2. Философия, её предмет и основные формы существования |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Объект, предмет и основные проблемы философии. Материализм и идеализм. Формы существования философии. Философия как наука. Философия как искусство. Философия как обыденное знание. Основные философские категории: реальность, бытие, материя, идеальное, первооснова, субстанция, субъект, объект, форма и содержание, причина и следствие, количество и качество |
|||
Тема 1.3. Основные функции и структура философского знания |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Функция философии: мировоззренческая, методологическая, познавательная. Роль философии в жизни и развитии общества. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, аксиология, социальная философия, история философии. Связь философии и религии |
|||
Раздел 2. Историческое развитие философии |
14 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. |
|
Тема 2.1. |
Содержание учебного материала |
2 |
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
5
Философия Древнего Мира |
1.Философия Древней Индии. Основные понятия: веды, Брахма, Сансара, Карма. Зарождение, развитие и основные принципы буддизма. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, легизм, моизм. Античная философия: понятие и структура. Философские идеи и взгляды натуралфилософов (VII – VI вв. до н.э.). Творчество философов классического периода: Сократ, Платон, Аристотель. Философские школы периода Эллинизма: киники, киренаики, стоики, скептики, эпикурейцы |
|
ОК 06. |
Тема 2.2. Философия Средневековья и Возрождения |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Теоцентризм философии средних веков. Возникновение и развитие христианского мировоззрения. Учение Августа Аврелия, Пьера Абеляра, Фомы Аквинского. Исламская философия. Нормы и правила Корана. Учения арабских мыслителей Ибн - Сины и Ибн – Рушда. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Лоренцо Валла, Николай Коперник, Джордано Бруно. Социальная философия эпохи Возрождения: Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Рабле, Н.Макиавелли |
|||
Тема 2.3. Философия Нового Времени |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Эмпиризм Ф.Бэкона и его развитие Т.Гоббсом и Дж. Локком. Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б.Спинозы и Г.Лейбница. Философия эпохи Просвещения. Социальная философия Ш.Монтескье, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо. Французский материализм XVIII в.: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах |
|||
Тема 2.4. Немецкая классическая философия |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Философская система И.Канта. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Объективный диалектический идеализм Г. Гегеля. Материализм Л. Фейербаха |
|||
Тема 2.5. Западная философия XIX – XX вв. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Западный философский рационализм XIX – XX вв.: Марксизм (К.Маркс, Ф.Энгельс), Позитивизм и неопозитивизм (О.Конт, Л.Витгенштейн, Б.Рассел.), Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд), Структурализм (К.Леви – Стросс). Иррационалистические школы западной философии XIX – XXвв: философия жизни (Э. Гуссерль), психоанализм (З.Фрейд). Герменевтика (Х.Гадамер). Экзистенциализм (Н.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж. – П. Сартр) |
|||
Тема 2.6. Русская философия |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Источники, основные особенности и периодизация русской философии. Формирование и становление русской философской мысли (до XIXв.) Русская философия второй половины |
6
|
XIX - начала XX в. (Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, П.Л.Лавров), анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин), марксизм (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин), религиозная философия (А.С. Хомяков, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев), Отечественная философия XX в. Идеалистическое направление (И.А.Ильин, П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев); материалистическое направление (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, М.М.Бахтин).Философия в СССР и современной России |
|
|
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
2 |
||
Практическое занятие №1.«История развития философской мысли»(доклады,презентация) |
|||
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания |
8 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
|
Тема 3.1. Бытие как проблема философии |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Категория «бытие» в системе категорий онтологии. Материалистическое и идеалистическое представление бытия. Сущность и основные формы бытия: материальное бытие, бытие идеальное. Понимание бытия в различных направлениях философии |
|||
Тема 3.2. Материя: сущность и формы |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Исторически сложившиеся подходы к осмыслению материи: идеалистическая позиция и материалистический подход. «Материя» как философская категория. Уровни и формы материи. Пространство и время. |
|||
Тема 3.3. Философия развития |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Движение и развитие как важные философские категории. Диалектическая и метафизическая позиции осмысления движения и развития. Принципы, законы и категории диалектики. |
|||
Тема 3.4. Система как форма бытия; сущность, типы, механизм развития систем. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Сущность, основные свойства и типы систем. Системы живой и неживой природы. Социальные системы. Закрытые и открытые системы. Системный подход как направление в методологии науки и практике. Самоорганизация (синергетика) как универсальный механизм эволюции |
|||
Раздел 4.Проблемы человека, сознания и познания в философии. |
6 |
|
|
Тема 4.1. Природа человека и смысл его |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека. Сущность человека и его |
7
существования |
отличительные черты. Проблема целеполагания. Смысл жизни человека, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста на основе законов диалектики |
|
|
Тема 4.2. Сознание: происхождение, сущность и типы. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Историко-философские типы осмысления сознания. Основные философские подходы к изучению сознания: объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, радикально-материалистический, умеренно-материалистический. Структура и функции сознания. |
|||
Тема 4.3. Познание как проблема философии |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Сущность, содержание и структура познания. Уровни и методы познавательной деятельности. Истина и практика как атрибуты познания. Творческий личностный характер познавательной деятельности человека |
|||
Раздел 5. Общество: сущность, формы проявления и перспективы развития |
10 |
|
|
Тема 5.1. Общество как предмет философского анализа |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Происхождение общества. Сущность, структура и типология общества. Общественные отношения. Общество современной России |
|||
Тема 5.2. Общество как развивающаяся система |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Общество - социальная система. Культура в жизни общества. Общественное развитие: подходы и проблемы |
|||
Тема 5.3. Формы общественного сознания и проблемы социальной регуляции |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Понятие общественного сознания. Формы общественного сознания: мифология, религия, искусство, наука, обыденное сознание. Социальная регуляция как условие общественного развития. Основные философские концепции общества. Человек и общество. Мораль и право |
|||
|
В том числе, практических занятий |
2 |
|
8
|
Практическое занятие №2. Подготовить доклады, рефераты, презентацию по теме «Проблематика основных отраслей философского знания» |
|
|
Тема 5.4. Проблема современного общества. Россия в системе макросоциальных отношений. |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. |
1.Глобальные проблемы современности. Глобализация как проблема современного мира. Россия и процессы социальной эволюции: внутренние и внешние противоречия развития |
|||
В том числе, практических занятий |
2 |
||
|
|||
Практическое занятие №3. «Представление и защита моделей, прогнозов будущего человечества». (Рефераты. Презентация). |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
|
|
|
Всего: |
48 |
|
9
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием |
- предъявляет основные категории и понятия философии; - имеет представление о роли философии в жизни человека и общества; - описывает основы философского учения о бытии; - аргументирует сущность процесса познания; - анализирует основы научной, философской и религиозной картин мира; - имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - предъявляет понимание социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений |
Оценка результатов выполнения: - тестирования - практической работы -промежуточной аттестация |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы философии», оснащенный оборудованием и техническими
средствами обучения: посадочные места, рабочее место преподавателя, доска, стенды, УМК
по дисциплине «Основы философии», мультимедийный проектор, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Губин В.Д.Основы философии: Учебное пособие - 4-е изд. - М.:Форум, НИЦ
ИНФРА-М, 2017.
2. Тальнишних Т.Г. Основы философии: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М:
Академцентр, 2015.
3. Медакова И.Ю.Практикум по философии: Учебное пособие- М.: Форум: НИЦ
ИНФРА-М, 2015.
3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.73.11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
достижений науки, техники и
технологий.
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
- ориентироваться в наиболее
общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста.
науки, техники и технологий;
- ориентируется в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста.
11
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.