Рабочая программа по предмету "Астрономия" для 11 класса

  • Документация
  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по предмету Астрономия для 11 класса
Иконка файла материала РП астрономия 11(1).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету

Астрономия

для 11 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка............................................................................. 3

Нормативные документы......................................................................... 3

Цели изучения учебного предмета........................................................... 4

Формы, периодичность и порядок текущего контроля............................ 5

Общая характеристика предмета   

Место учебного предмета в учебном плане............................................. 6

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета................................................................................................... 6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение............. 7

Содержание учебного предмета............................................................... 8

Планируемые результаты....................................................................... 12

Календарно-тематическое планирование............................................... 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» ориентирована на учащихся 11 класса и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта: Астрономия. Базовый уровень.11 класс. / Б.А. Воронцов- Вельяминов, Е.К.Страут - М.: Дрофа, 2019.

Нормативные документы

·         Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

·         Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;

·         Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели изучения учебного предмета

Общеучебные

-        обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья;

-       развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения астрономических явлений, проведения опытов, простых экспериментов с использованием аналогичных измерительных приборов, оценка погрешностей любых измерений;

-       повышение качества образования в соответствии с требованиями социального, экономического и информационного развития общества;

-                  формирование активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, готовности использования методов познания в практической деятельности и углублению астрономических знаний;

-        формирование общих способов интеллектуальной деятельности характерных для астрономии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

-  обеспечение уровневой дифференциации и индивидуального подхода к обучению

-обучение решения практических задач, связанных с нахождением астрономических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Предметно - ориентированные

-          познакомить учащихся с содержанием курса астрономии, с основными законами и величинами;

-          дать представление о небесных телах, различных явлениях природы и практическом значении астрономии; -охарактеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

-       ввести основные понятия: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра.

-           научить находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том

 

 

числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;

-описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико- химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера.

Личностные

-           создание комплекса условий для становления и развития личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества;

-          формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

-              организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений астрономии и технологий для рационального использования;

-       развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

-         формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

-          воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-       формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.


 

Формы, периодичность и порядок текущего контроля

Контроль знаний, обучающихся проводится с помощью: устных опросов, фронтального опроса, взаимоконтроля, астрономического диктанта, проверочных работ, самостоятельных работ, контрольных работ, тестирования

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным астрономическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.

Промежуточный контроль знаний в течение учебного года проводится в форме письменных работ, диктантов, тестов, взаимоконтроля, устного и фронтального опросов, проверочных самостоятельных работ, зачетов, электронного тестирования, практических работ.

Общая характеристика курса астрономии

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами

5

астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Материал в программе выстроен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения, игровые и т.д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, астрономических диктантов, тестов, практических работ, итоговый контроль - итоговая контрольная работа.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно ФГОС для изучения астрономии отводится 34 часа на ступени полного среднего общего образования. Согласно учебному плану ГБОУ школы № 482 г. Санкт-Петербурга в 2020-2021 учебном году на изучение астрономии в 11 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 часа в год.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного курса астрономии в 11 классе

Личностными результатами обучения астрономии в основной школе являются:

1)           сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2)     убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрономии как элементу общечеловеческой культуры;

3)    самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4)    готовность          к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5)      мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;

6)        формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения астрономии в основной школе являются:

1)           . овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2)        .   понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3)                                                            формирование           умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4)     .     приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5)    .     развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6)         освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7)    .     формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для учащихся

         Астрономия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый/Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут- 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018. - 239 с.

Для учителя

         Астрономия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый/Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут- 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018. - 239 с.

          Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута/М.А. Кунаш - М.: Дрофа, 2018. - 218 с

          Проверочные и контрольные работы к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута/Н.Н. Гомулина - М.: Дрофа, 2018. - 80 с

          Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач/ Л.А. Кирик, В.А. Захожай, К.П. Бондаренко - 3-е изд. - М.: Илекса, 2018 - 80 с.

          Астрономия. 10-11 классы/ Н.Н. Гомулина, И.П. Карачевцева, А.А.Коханов - М.: Дрофа, 2018. - 56 с.

          Занимательная астрономия/ Я.И. Перельман - М.: издательство «АСТ», 2017 - 350 с.

Интернет-ресурсы:

1.      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - Режим доступа: https://fipi.ru/

2.      Сдам ГИА: Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзамену - Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/

3.      Объединение учителей Санкт-Петербурга (фильмы, видеоролики, презентации, электронная библиотека). - Режим доступа: http://www.eduspb.com/

4.      Астронет — ресурс в Интернете, предназначенный для общения и распространения различной научной информации, связанной с астрономией. - Режим доступа: http://www.astronet.ru

5.      Государственный Астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ - Режим доступа: http://www.sai.msu.ru

6.      Моя астрономия - Режим доступа: http://www.myastronomy.ru

7.      Космический мир: информация о Российском космосе - Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru

Материально-техническое обеспечение 7


Наименование

Количество

Таблицы и наглядные пособия.

1.

Теллурий

1

2.

Комплект таблиц «Планеты Солнечной системы»

1

3.

Наглядные пособия по теме «Астрономия»

15

4.

Наглядные пособия по теме «Естествознание»

1

5.

Глобус Земли

1

6.

Глобус Луны

1+14

7.

Глобус Марса

1

8.

Стенд. Инструкции по ТБ

1

Мультимедийное оборудование

1.

Интерактивная доска.

1

2.

Проектор с креплением.

1

3.

Персональный компьютер.

1

Чертежные инструменты и модели.

1.

Линейка классная 1м

1

2.

Циркуль классный пластмассовый

1

3.

Треугольник классный 45 град

1

 

Содержание учебного предмета

1)     Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

          воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

          использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

2)      Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

          воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

          объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

          объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

          применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

3)      Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрическойсистемы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы

небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

          воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

          воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

          вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

          формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

          описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

          объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

          характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

4) Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

          формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

          определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

          описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

          проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

          механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

          описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

         характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

          описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

          описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

          объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

5) Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Предметные результаты освоения темы позволяют:

     определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

      характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

       объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

     описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

       вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

     называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

       сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

       объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

       описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

       оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

       описывать этапы формирования и эволюции звезды;

      характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

6) Строение и эволюция Вселенной (6 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

          объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

         характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

          определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

          распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

            сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

          обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

            формулировать закон Хаббла;

          определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

          оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

          интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

          классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

          интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

          систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

          выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

          приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

          выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

          приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

        решать задачи на применение изученных астрономических законов;

          осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.

Учебно-тематический план

Модуль (глава)

Примерное количество часов

1

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

2

2

Практические основы астрономии

5

3

Строение Солнечной системы

7

4

Природа тел Солнечной системы

8

5

Солнце и звезды

6

6

Строение и эволюция Вселенной

6

 

Итого:

34

 

 

Перечень контрольных работ

Тема

1.

Контрольная работа №1 по теме «Практические основы астрономии»

2.

Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы»

3.

Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной системы»

4.

Контрольная работа №4 «Солнце и звезды»

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предполагается, что в результате изучения курса астрономии учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями. Личностными результатами обучения являются:

• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к

личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

          готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

          готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

          принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

         уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

          гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни;

          готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

          нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

          принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

          развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

          мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

          готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

         экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;

          осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

          готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

          потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:


Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

          самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

          оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

          оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

          выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

          организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

          сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Выпускник получит возможность научиться:

          самостоятельно ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

          построению жизненных планов во временной перспективе;

          при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

          выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

          основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

          осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

          адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

          прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

          искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

          критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

          использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

          находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

          выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

          выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

          менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

          ставить проблему, аргументировать её актуальность;

13

          самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

          выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

          организовывать исследование с целью проверки гипотез, делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

          осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

          при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, выступающий, эксперт и т.д.);

          координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

          развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

           распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Выпускник получит возможность научиться:

          учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

          учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

          продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

          брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

          оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

          в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

          вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

          следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Предметными результатами обучения являются:

Выпускник на базовом уровне научится:

          воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

          объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;


          применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;

          описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

          объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

          характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;

          описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

          характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

          описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

          описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

          определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

          определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

          классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

          формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

          объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

          объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;

          описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

          сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

          объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

          характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);

          использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

          приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

          решать задачи на применение изученных астрономических законов;

          осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.


Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Астрономия» 11 класс

урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Что изучает астрономия?

§1

 

 

2.

Наблюдения — основа астрономии.

§2.1

 

 

3.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

§2.2,3,4

 

 

4.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

§5

 

 

5.

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

§6

 

 

6.

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

§7,8

 

 

7.

Время и календарь.

§9

 

 

8.

Развитие представлений о строении мира.

§10

 

 

9.

Конфигурации планет. Синодический период.

§11

 

 

10.

Законы движения планет Солнечной системы.

§12

 

 

11.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

§13

 

 

12.

Практическая работа с планом Солнечной системы.

§14

 

 

13.

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

§14.1-14.5

 

 

14.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

 

 

 

15.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

§15,16

 

 

16.

Земля и Луна - двойная планета.

§17

 

 

17.

Две группы планет.

§15

 

 

18.

Природа планет земной группы.

§18

 

 

19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

 

 

 

20.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

§19

 

 

21.

Малые тела Солнечной системы.

§20.1- 20.3

 

 

22.

Метеоры, болиды, метеориты.

 

§20.4

 

 

23.

Солнце: его состав и внутреннее строение.

§21.1- 21.3

 

 

24.

Солнечная активность и её влияние на Землю.

§21.4

 

 

25.

Физическая природа звезд.

§22,23.1,23.2

 

 

26.

Переменные и нестационарные звезды.

 

§23.1, 23.3, 24.1, 24.2

 

 

27.

Эволюция звезд.

§24.2

 

 

28.

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

 

 

 

29.

Наша Галактика.

§25.1, 25.2,25.4

 

 

30.

Наша Галактика.

§25.3,28.

 

 

31.

Другие звездные системы - галактики.

§26

 

 

32.

Космология начала ХХ века.

§26, 27

 

 

33.

Основы современной космологии.

 

§27

 

 

34

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата и тема урока

Форма коррекции (объединение тем, домашнее задание)

Причина коррекции (праздничный день, отмена занятий по приказу, в связи с эпидемией)

Урока, который требует коррекции

Урока, который содержит коррекцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru