Рабочая программа по предмету "Астрономия" для 11 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету "Астрономия" для 11 класса

Оценка 4.7
Документация +1
docx
астрономия
01.06.2023
Рабочая программа по предмету "Астрономия" для 11 класса
Рабочая программа по предмету Астрономия для 11 класса
РП астрономия 11(1).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету

Астрономия

для 11 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка............................................................................. 3

Нормативные документы......................................................................... 3

Цели изучения учебного предмета........................................................... 4

Формы, периодичность и порядок текущего контроля............................ 5

Общая характеристика предмета   

Место учебного предмета в учебном плане............................................. 6

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета................................................................................................... 6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение............. 7

Содержание учебного предмета............................................................... 8

Планируемые результаты....................................................................... 12

Календарно-тематическое планирование............................................... 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» ориентирована на учащихся 11 класса и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта: Астрономия. Базовый уровень.11 класс. / Б.А. Воронцов- Вельяминов, Е.К.Страут - М.: Дрофа, 2019.

Нормативные документы

·         Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

·         Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;

·         Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели изучения учебного предмета

Общеучебные

-        обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья;

-       развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения астрономических явлений, проведения опытов, простых экспериментов с использованием аналогичных измерительных приборов, оценка погрешностей любых измерений;

-       повышение качества образования в соответствии с требованиями социального, экономического и информационного развития общества;

-                  формирование активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, готовности использования методов познания в практической деятельности и углублению астрономических знаний;

-        формирование общих способов интеллектуальной деятельности характерных для астрономии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

-  обеспечение уровневой дифференциации и индивидуального подхода к обучению

-обучение решения практических задач, связанных с нахождением астрономических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Предметно - ориентированные

-          познакомить учащихся с содержанием курса астрономии, с основными законами и величинами;

-          дать представление о небесных телах, различных явлениях природы и практическом значении астрономии; -охарактеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

-       ввести основные понятия: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра.

-           научить находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том

 

 

числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;

-описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико- химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера.

Личностные

-           создание комплекса условий для становления и развития личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества;

-          формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

-              организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений астрономии и технологий для рационального использования;

-       развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

-         формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

-          воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-       формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.


 

Формы, периодичность и порядок текущего контроля

Контроль знаний, обучающихся проводится с помощью: устных опросов, фронтального опроса, взаимоконтроля, астрономического диктанта, проверочных работ, самостоятельных работ, контрольных работ, тестирования

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным астрономическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.

Промежуточный контроль знаний в течение учебного года проводится в форме письменных работ, диктантов, тестов, взаимоконтроля, устного и фронтального опросов, проверочных самостоятельных работ, зачетов, электронного тестирования, практических работ.

Общая характеристика курса астрономии

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами

5

астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Материал в программе выстроен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения, игровые и т.д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, астрономических диктантов, тестов, практических работ, итоговый контроль - итоговая контрольная работа.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно ФГОС для изучения астрономии отводится 34 часа на ступени полного среднего общего образования. Согласно учебному плану ГБОУ школы № 482 г. Санкт-Петербурга в 2020-2021 учебном году на изучение астрономии в 11 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 часа в год.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного курса астрономии в 11 классе

Личностными результатами обучения астрономии в основной школе являются:

1)           сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2)     убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрономии как элементу общечеловеческой культуры;

3)    самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4)    готовность          к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5)      мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;

6)        формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения астрономии в основной школе являются:

1)           . овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2)        .   понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3)                                                            формирование           умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4)     .     приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5)    .     развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6)         освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7)    .     формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для учащихся

         Астрономия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый/Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут- 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018. - 239 с.

Для учителя

         Астрономия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый/Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут- 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018. - 239 с.

          Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута/М.А. Кунаш - М.: Дрофа, 2018. - 218 с

          Проверочные и контрольные работы к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута/Н.Н. Гомулина - М.: Дрофа, 2018. - 80 с

          Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач/ Л.А. Кирик, В.А. Захожай, К.П. Бондаренко - 3-е изд. - М.: Илекса, 2018 - 80 с.

          Астрономия. 10-11 классы/ Н.Н. Гомулина, И.П. Карачевцева, А.А.Коханов - М.: Дрофа, 2018. - 56 с.

          Занимательная астрономия/ Я.И. Перельман - М.: издательство «АСТ», 2017 - 350 с.

Интернет-ресурсы:

1.      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - Режим доступа: https://fipi.ru/

2.      Сдам ГИА: Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзамену - Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/

3.      Объединение учителей Санкт-Петербурга (фильмы, видеоролики, презентации, электронная библиотека). - Режим доступа: http://www.eduspb.com/

4.      Астронет — ресурс в Интернете, предназначенный для общения и распространения различной научной информации, связанной с астрономией. - Режим доступа: http://www.astronet.ru

5.      Государственный Астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ - Режим доступа: http://www.sai.msu.ru

6.      Моя астрономия - Режим доступа: http://www.myastronomy.ru

7.      Космический мир: информация о Российском космосе - Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru

Материально-техническое обеспечение 7


Наименование

Количество

Таблицы и наглядные пособия.

1.

Теллурий

1

2.

Комплект таблиц «Планеты Солнечной системы»

1

3.

Наглядные пособия по теме «Астрономия»

15

4.

Наглядные пособия по теме «Естествознание»

1

5.

Глобус Земли

1

6.

Глобус Луны

1+14

7.

Глобус Марса

1

8.

Стенд. Инструкции по ТБ

1

Мультимедийное оборудование

1.

Интерактивная доска.

1

2.

Проектор с креплением.

1

3.

Персональный компьютер.

1

Чертежные инструменты и модели.

1.

Линейка классная 1м

1

2.

Циркуль классный пластмассовый

1

3.

Треугольник классный 45 град

1

 

Содержание учебного предмета

1)     Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

          воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

          использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

2)      Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

          воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

          объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

          объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

          применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

3)      Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрическойсистемы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы

небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

          воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

          воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

          вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

          формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

          описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

          объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

          характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

4) Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

          формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

          определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

          описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

          проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

          механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

          описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

         характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

          описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

          описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

          объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

5) Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Предметные результаты освоения темы позволяют:

     определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

      характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

       объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

     описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

       вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

     называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

       сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

       объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

       описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

       оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

       описывать этапы формирования и эволюции звезды;

      характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

6) Строение и эволюция Вселенной (6 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

          объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

         характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

          определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

          распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

            сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

          обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

            формулировать закон Хаббла;

          определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

          оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

          интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

          классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

          интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

          систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

          выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

          приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

          выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

          приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

        решать задачи на применение изученных астрономических законов;

          осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.

Учебно-тематический план

Модуль (глава)

Примерное количество часов

1

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

2

2

Практические основы астрономии

5

3

Строение Солнечной системы

7

4

Природа тел Солнечной системы

8

5

Солнце и звезды

6

6

Строение и эволюция Вселенной

6

 

Итого:

34

 

 

Перечень контрольных работ

Тема

1.

Контрольная работа №1 по теме «Практические основы астрономии»

2.

Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы»

3.

Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной системы»

4.

Контрольная работа №4 «Солнце и звезды»

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предполагается, что в результате изучения курса астрономии учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями. Личностными результатами обучения являются:

• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к

личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

          готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

          готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

          принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

         уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

          гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни;

          готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

          нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

          принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

          развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

          мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

          готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

         экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;

          осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

          готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

          потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:


Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

          самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

          оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

          оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

          выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

          организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

          сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Выпускник получит возможность научиться:

          самостоятельно ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

          построению жизненных планов во временной перспективе;

          при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

          выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

          основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

          осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

          адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

          прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

          искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

          критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

          использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

          находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

          выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

          выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

          менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

          ставить проблему, аргументировать её актуальность;

13

          самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

          выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

          организовывать исследование с целью проверки гипотез, делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

          осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

          при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, выступающий, эксперт и т.д.);

          координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

          развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

           распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Выпускник получит возможность научиться:

          учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

          учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

          продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

          брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

          оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

          в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

          вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

          следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Предметными результатами обучения являются:

Выпускник на базовом уровне научится:

          воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

          объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;


          применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;

          описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

          объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

          характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;

          описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

          характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

          описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

          описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

          определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

          определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

          классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

          формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

          объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

          объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;

          описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

          сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

          объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

          характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);

          использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

          приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

          решать задачи на применение изученных астрономических законов;

          осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.


Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Астрономия» 11 класс

урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Что изучает астрономия?

§1

 

 

2.

Наблюдения — основа астрономии.

§2.1

 

 

3.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

§2.2,3,4

 

 

4.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

§5

 

 

5.

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

§6

 

 

6.

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

§7,8

 

 

7.

Время и календарь.

§9

 

 

8.

Развитие представлений о строении мира.

§10

 

 

9.

Конфигурации планет. Синодический период.

§11

 

 

10.

Законы движения планет Солнечной системы.

§12

 

 

11.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

§13

 

 

12.

Практическая работа с планом Солнечной системы.

§14

 

 

13.

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

§14.1-14.5

 

 

14.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

 

 

 

15.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

§15,16

 

 

16.

Земля и Луна - двойная планета.

§17

 

 

17.

Две группы планет.

§15

 

 

18.

Природа планет земной группы.

§18

 

 

19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

 

 

 

20.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

§19

 

 

21.

Малые тела Солнечной системы.

§20.1- 20.3

 

 

22.

Метеоры, болиды, метеориты.

 

§20.4

 

 

23.

Солнце: его состав и внутреннее строение.

§21.1- 21.3

 

 

24.

Солнечная активность и её влияние на Землю.

§21.4

 

 

25.

Физическая природа звезд.

§22,23.1,23.2

 

 

26.

Переменные и нестационарные звезды.

 

§23.1, 23.3, 24.1, 24.2

 

 

27.

Эволюция звезд.

§24.2

 

 

28.

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

 

 

 

29.

Наша Галактика.

§25.1, 25.2,25.4

 

 

30.

Наша Галактика.

§25.3,28.

 

 

31.

Другие звездные системы - галактики.

§26

 

 

32.

Космология начала ХХ века.

§26, 27

 

 

33.

Основы современной космологии.

 

§27

 

 

34

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата и тема урока

Форма коррекции (объединение тем, домашнее задание)

Причина коррекции (праздничный день, отмена занятий по приказу, в связи с эпидемией)

Урока, который требует коррекции

Урока, который содержит коррекцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по предмету

Рабочая программа по предмету

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» ориентирована на учащихся 11 класса и составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» ориентирована на учащихся 11 класса и составлена на основе

Цели изучения учебного предмета

Цели изучения учебного предмета

Полярную звезда, Арктур, Вегу,

Полярную звезда, Арктур, Вегу,

Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой

Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой

Предметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам

Предметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам

Наименование Количество

Наименование Количество

Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона

Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона

Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение

Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение

Вселенной. • выражать результаты измерений и расчетов в единицах

Вселенной. • выражать результаты измерений и расчетов в единицах

Родиной, гордости за свой край, свою

Родиной, гордости за свой край, свою

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; • объяснять причины возникновения приливов на

Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; • объяснять причины возникновения приливов на

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Астрономия» 11 класс № урока

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Астрономия» 11 класс № урока

Две группы планет. §15 18

Две группы планет. §15 18

Урок - конференция «Одиноки ли мы во

Урок - конференция «Одиноки ли мы во

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023