Рабочая программа по предмету
Астрономия
для 11 класса
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка............................................................................. 3
Нормативные документы......................................................................... 3
Цели изучения учебного предмета........................................................... 4
Формы, периодичность и порядок текущего контроля............................ 5
Общая характеристика предмета
Место учебного предмета в учебном плане............................................. 6
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета................................................................................................... 6
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение............. 7
Содержание учебного предмета............................................................... 8
Планируемые результаты....................................................................... 12
Календарно-тематическое планирование............................................... 18
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» ориентирована на учащихся 11 класса и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта: Астрономия. Базовый уровень.11 класс. / Б.А. Воронцов- Вельяминов, Е.К.Страут - М.: Дрофа, 2019.
Нормативные документы
· Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
· Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
· Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Цели изучения учебного предмета
Общеучебные |
- обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья; - развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения астрономических явлений, проведения опытов, простых экспериментов с использованием аналогичных измерительных приборов, оценка погрешностей любых измерений; - повышение качества образования в соответствии с требованиями социального, экономического и информационного развития общества; - формирование активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, готовности использования методов познания в практической деятельности и углублению астрономических знаний; - формирование общих способов интеллектуальной деятельности характерных для астрономии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности - обеспечение уровневой дифференциации и индивидуального подхода к обучению -обучение решения практических задач, связанных с нахождением астрономических величин (используя при необходимости справочники и технические средства). |
Предметно - ориентированные |
- познакомить учащихся с содержанием курса астрономии, с основными законами и величинами; - дать представление о небесных телах, различных явлениях природы и практическом значении астрономии; -охарактеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; - ввести основные понятия: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра. - научить находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том |
|
числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе; -описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико- химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера. |
Личностные |
- создание комплекса условий для становления и развития личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества; - формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; - организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений астрономии и технологий для рационального использования; - развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; - формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; - воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; - формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. |
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной. |
Формы, периодичность и порядок текущего контроля
Контроль знаний, обучающихся проводится с помощью: устных опросов, фронтального опроса, взаимоконтроля, астрономического диктанта, проверочных работ, самостоятельных работ, контрольных работ, тестирования
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным астрономическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний в течение учебного года проводится в форме письменных работ, диктантов, тестов, взаимоконтроля, устного и фронтального опросов, проверочных самостоятельных работ, зачетов, электронного тестирования, практических работ.
Общая характеристика курса астрономии
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
5
астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Материал в программе выстроен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения, игровые и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, астрономических диктантов, тестов, практических работ, итоговый контроль - итоговая контрольная работа.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно ФГОС для изучения астрономии отводится 34 часа на ступени полного среднего общего образования. Согласно учебному плану ГБОУ школы № 482 г. Санкт-Петербурга в 2020-2021 учебном году на изучение астрономии в 11 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 часа в год.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного курса астрономии в 11 классе
Личностными результатами обучения астрономии в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрономии как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
6) формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения астрономии в основной школе являются:
1) . овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2) . понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) . приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) . развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) . формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учащихся
• Астрономия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый/Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут- 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018. - 239 с.
Для учителя
• Астрономия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый/Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут- 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018. - 239 с.
• Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута/М.А. Кунаш - М.: Дрофа, 2018. - 218 с
• Проверочные и контрольные работы к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута/Н.Н. Гомулина - М.: Дрофа, 2018. - 80 с
• Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач/ Л.А. Кирик, В.А. Захожай, К.П. Бондаренко - 3-е изд. - М.: Илекса, 2018 - 80 с.
• Астрономия. 10-11 классы/ Н.Н. Гомулина, И.П. Карачевцева, А.А.Коханов - М.: Дрофа, 2018. - 56 с.
• Занимательная астрономия/ Я.И. Перельман - М.: издательство «АСТ», 2017 - 350 с.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - Режим доступа: https://fipi.ru/
2. Сдам ГИА: Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзамену - Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/
3. Объединение учителей Санкт-Петербурга (фильмы, видеоролики, презентации, электронная библиотека). - Режим доступа: http://www.eduspb.com/
4. Астронет — ресурс в Интернете, предназначенный для общения и распространения различной научной информации, связанной с астрономией. - Режим доступа: http://www.astronet.ru
5. Государственный Астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ - Режим доступа: http://www.sai.msu.ru
6. Моя астрономия - Режим доступа: http://www.myastronomy.ru
7. Космический мир: информация о Российском космосе - Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru
Материально-техническое обеспечение 7
№ |
Наименование |
Количество |
Таблицы и наглядные пособия. |
||
1. |
Теллурий |
1 |
2. |
Комплект таблиц «Планеты Солнечной системы» |
1 |
3. |
Наглядные пособия по теме «Астрономия» |
15 |
4. |
Наглядные пособия по теме «Естествознание» |
1 |
5. |
Глобус Земли |
1 |
6. |
Глобус Луны |
1+14 |
7. |
Глобус Марса |
1 |
8. |
Стенд. Инструкции по ТБ |
1 |
Мультимедийное оборудование |
||
1. |
Интерактивная доска. |
1 |
2. |
Проектор с креплением. |
1 |
3. |
Персональный компьютер. |
1 |
Чертежные инструменты и модели. |
||
1. |
Линейка классная 1м |
1 |
2. |
Циркуль классный пластмассовый |
1 |
3. |
Треугольник классный 45 град |
1 |
Содержание учебного предмета
1) Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
• использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
2) Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
3) Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрическойсистемы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
• воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
• воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
• вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
• формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
• описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
• объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
• характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
4) Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
• формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
• определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
• описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
• проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
• механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
• описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
• характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
• описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
• описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
• объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
5) Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Предметные результаты освоения темы позволяют:
• определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
• характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
• объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
• описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
• вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
• называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
• сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
• объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
• описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
• оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
• описывать этапы формирования и эволюции звезды;
• характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
6) Строение и эволюция Вселенной (6 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
• объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
• характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
• определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
• распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
• сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
• обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
• формулировать закон Хаббла;
• определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
• оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
• интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
• классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
• интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
• систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
• решать задачи на применение изученных астрономических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
Учебно-тематический план
№ |
Модуль (глава) |
Примерное количество часов |
1 |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками |
2 |
2 |
Практические основы астрономии |
5 |
3 |
Строение Солнечной системы |
7 |
4 |
Природа тел Солнечной системы |
8 |
5 |
Солнце и звезды |
6 |
6 |
Строение и эволюция Вселенной |
6 |
|
Итого: |
34 |
Перечень контрольных работ
№ |
Тема |
1. |
Контрольная работа №1 по теме «Практические основы астрономии» |
2. |
Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы» |
3. |
Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной системы» |
4. |
Контрольная работа №4 «Солнце и звезды» |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предполагается, что в результате изучения курса астрономии учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями. Личностными результатами обучения являются:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
13
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез, делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Предметными результатами обучения являются:
Выпускник на базовом уровне научится:
• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
• описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
• объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
• характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;
• описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
• характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
• описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
• описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
• определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
• определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;
• классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
• объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
• объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;
• описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
• сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
• объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
• характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);
• использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
• приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
• решать задачи на применение изученных астрономических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Астрономия» 11 класс
№ урока |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
|||
1. |
Что изучает астрономия? |
§1 |
|
|
2. |
Наблюдения — основа астрономии. |
§2.1 |
|
|
3. |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. |
§2.2,3,4 |
|
|
4. |
Видимое движение звезд на различных географических широтах. |
§5 |
|
|
5. |
Годичное движение Солнца. Эклиптика. |
§6 |
|
|
6. |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
§7,8 |
|
|
7. |
Время и календарь. |
§9 |
|
|
8. |
Развитие представлений о строении мира. |
§10 |
|
|
9. |
Конфигурации планет. Синодический период. |
§11 |
|
|
10. |
Законы движения планет Солнечной системы. |
§12 |
|
|
11. |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
§13 |
|
|
12. |
Практическая работа с планом Солнечной системы. |
§14 |
|
|
13. |
Открытие и применение закона всемирного тяготения. |
§14.1-14.5 |
|
|
14. |
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). |
|
|
|
15. |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
§15,16 |
|
|
16. |
Земля и Луна - двойная планета. |
§17 |
|
|
17. |
Две группы планет. |
§15 |
|
|
18. |
Природа планет земной группы. |
§18 |
|
|
19 |
Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» |
|
|
|
20. |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. |
§19 |
|
|
21. |
Малые тела Солнечной системы. |
§20.1- 20.3 |
|
|
22. |
Метеоры, болиды, метеориты.
|
§20.4 |
|
|
23. |
Солнце: его состав и внутреннее строение. |
§21.1- 21.3 |
|
|
24. |
Солнечная активность и её влияние на Землю. |
§21.4 |
|
|
25. |
Физическая природа звезд. |
§22,23.1,23.2 |
|
|
26. |
Переменные и нестационарные звезды.
|
§23.1, 23.3, 24.1, 24.2 |
|
|
27. |
Эволюция звезд. |
§24.2 |
|
|
28. |
Проверочная работа «Солнце и Солнечная система». |
|
|
|
29. |
Наша Галактика. |
§25.1, 25.2,25.4 |
|
|
30. |
Наша Галактика. |
§25.3,28. |
|
|
31. |
Другие звездные системы - галактики. |
§26 |
|
|
32. |
Космология начала ХХ века. |
§26, 27 |
|
|
33. |
Основы современной космологии.
|
§27 |
|
|
34 |
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
|
|
|
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата и тема урока |
Форма коррекции (объединение тем, домашнее задание) |
Причина коррекции (праздничный день, отмена занятий по приказу, в связи с эпидемией) |
|
Урока, который требует коррекции |
Урока, который содержит коррекцию |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.