Рабочая программа
по предмету «Окружающий природный мир»
(обучение на дому)
класс: 1
учитель:
учебный год: 2019 - 2020
Количество часов по учебному плану |
66 |
|
Всего за учебный год |
65 |
|
В том числе |
на 1 полугодие |
32 |
на 2 полугодие |
33 |
2019-2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» предназначена для обучающихся с у/о (ТМНР), разработана в соответствие с нормативно - правовой базой:
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 11.11.2016 № ВК – 1788/07 .
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (ТМНР) МБОУ «Базковская СОШ».
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи программы:
-формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
-формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
-формирование временных представлений;
-формирование представлений о растительном и животном мире;
-формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
-знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
-формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
-формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
-развивать сенсорно-перцептивные способности учащейся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
2.Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание ребенком окружающего мира не ограничивается рамками урока. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Среди видов деятельности выделяется игровая, предметно практическая, трудовая и элементарная учебная.
3. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии.
Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделить их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребёнка с ОВЗ.
Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности для развития памяти ребенка. Такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребенка по слову, произнесенному взрослым.
5. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
- проявляет собственные чувства;
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим;
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями.
Предметные результаты:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в на улице, в лесу.
6.Содержание учебного предмета
Раздел, темы учебного курса |
Количество часов на раздел |
Формы контроля |
|
1 |
Золотая осень Человек и природа. «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин. Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку «Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) Фрукты. Ягоды. Грибы. |
10 |
текущий |
2 |
Природа осенью Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. Занятия и труд людей осенью Обобщающий урок "В гости к осени" Лес. Правила поведения в лесу. В мире животных |
10 |
текущий |
3 |
Зимушка-зима Сравнение зверей и птиц "Здравствуй, зимушка-зима!" Одежда и обувь человека зимой Зимние явления природы (снег, метель, лед) Зимние забавы Что делают растения зимой? Елка Новый год. Изготовление украшений на елку. |
13 |
текущий |
4 |
Природа зимой Животные и птицы зимой Дикие животные. Заяц, волк. Домашние животные. Кошка и собака. Уход. Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? |
7 |
текущий |
5 |
Природа и человек Природа и рукотворный мир Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина Воздух и вода. Значение для человека и животных. |
7 |
текущий |
6 |
Весна пришла Природа и рукотворный мир Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина Воздух и вода. Значение для человека и животных. |
12 |
текущий |
7 |
Повторение Части суток. День-ночь Закрепление по теме "Животные" Закрепление по теме "Птицы" Закрепление по теме "Растения" Закрепление по теме "Явления природы" Скоро лето! |
6 |
текущий |
7. Календарно - тематическое планирование
|
Тема урока |
Кол.час. |
Дата |
Золотая осень |
10 ч |
|
|
1 |
Человек и природа |
1 |
03.09 |
2 |
Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин |
1 |
05.09 |
3 |
Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин |
1 |
10.09 |
4 |
Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) |
1 |
12.09 |
5 |
Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) |
1 |
17.09 |
6 |
«Что нам осень принесла?» Овощи. |
1 |
19.09 |
7 |
«Что нам осень принесла?» Овощи. |
1 |
24.09 |
8 |
Фрукты. |
1 |
26.09 |
9 |
Фрукты. |
1 |
01.10 |
10 |
Грибы. |
1 |
03.10 |
Природа осенью |
10 ч. |
|
|
11 |
Какие бывают растения? Части дерева (лист)(рисование, аппликации) |
1 |
08.10 |
12 |
Какие бывают растения? Части дерева (лист)(рисование, аппликации) |
1 |
10.10 |
13 |
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) |
1 |
15.10 |
14 |
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) |
1 |
17.10 |
15 |
А кто такие птички? (домашние и дикие) |
1 |
22.10 |
16 |
А кто такие птички? (домашние и дикие) |
1 |
24.10 |
17 |
Перелетные и неперелетные птицы. |
1 |
05.11 |
18 |
Занятия и труд людей осенью |
1 |
07.11 |
19 |
Обобщающий урок "В гости к осени" |
1 |
12.11 |
20 |
Сравнение зверей и птиц |
1 |
14.11 |
Зимушка-зима |
13ч |
|
|
21 |
В мире животных |
1 |
19.11 |
22 |
В мире животных |
1 |
21.11 |
23 |
"Здравствуй, зимушка-зима!" |
1 |
26.11 |
24 |
"Здравствуй, зимушка-зима!" |
1 |
28.11 |
25 |
Одежда и обувь человека зимой |
1 |
03.12 |
26 |
Одежда и обувь человека зимой |
1 |
05.12 |
27 |
Зимние явления природы (снег, метель, лед) |
1 |
10.12 |
28 |
Зимние забавы |
1 |
12.12 |
29 |
Зимние забавы |
1 |
17.12 |
30 |
Что делают растения зимой? Елка |
1 |
19.12 |
31 |
Что делают растения зимой? Елка |
1 |
24.12 |
32 |
Новый год .Изготовление украшений на елку. |
1 |
26.12 |
33 |
Новый год .Изготовление украшений на елку. |
1 |
14.01 |
Природа зимой |
7 ч |
|
|
34 |
Животные и птицы зимой |
1 |
16.01 |
35 |
Дикие животные. Заяц, волк. |
1 |
21.01 |
36 |
Дикие животные. Заяц, волк. |
1 |
23.01 |
37 |
Домашние животные. Кошка и собака. Уход. |
1 |
28.01 |
38 |
Домашние животные. Кошка и собака. Уход. |
1 |
30.01 |
39 |
Комнатные растения. Уход. |
1 |
04.02 |
40 |
Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? |
1 |
06.02 |
Природа и человек |
7 ч. |
|
|
41 |
Природа и рукотворный мир |
1 |
18.02 |
42 |
Природа и рукотворный мир |
1 |
20.02 |
43 |
Из чего что сделано? Дерево |
1 |
25.02 |
44 |
Ткань |
1 |
27.02 |
45 |
Резина |
1 |
03.03 |
46 |
Воздух и вода. Значение для человека и животных. |
1 |
05.03 |
47 |
Воздух и вода. Значение для человека и животных. |
1 |
10.03 |
Весна пришла! |
12 ч. |
|
|
48 |
Явления природы: солнце, ветер |
1 |
12.03 |
49 |
Оживает все кругом! (весна) |
1 |
17.03 |
50 |
Оживает все кругом! (весна) |
1 |
19.03 |
51 |
Одежда и обувь весной |
1 |
31.03 |
52 |
Растения весной. Части растений (лист, ветки) |
1 |
02.04 |
53 |
Животные весной |
1 |
07.04 |
54 |
Животные весной |
1 |
09.04 |
55 |
В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) |
1 |
14.04 |
56 |
В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) |
1 |
16.04 |
57 |
Труд людей весной |
1 |
21.04 |
58 |
В саду и в огороде |
1 |
23.04 |
59 |
Обобщающий урок "Весна пришла!" |
1 |
28.04 |
Повторение |
6 ч. |
|
|
60 |
Части суток. День-ночь |
1 |
30.04 |
61 |
Части суток. День-ночь |
1 |
07.05 |
62 |
Закрепление по теме «Животные» |
1 |
12.05 |
63 |
Закрепление по теме «Птицы» |
1 |
14.05 |
64 |
Закрепление по теме «Растения» |
1 |
19.05 |
65 |
Скоро лето! |
1 |
21.05 |
8.Материально-техническое обеспечение курса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек,
- натуральные объекты, муляжи, макеты.
- предметные, сюжетные картинки по основным лексическим темам: «Птицы», «Животные» и др.;
- дидактические игры: «времена года», пазлы «Мой дом», «Овощное лото», «Кто что ест», «Чей домик?»
- аудиозаписи («Звуки природы») и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие представителей живой природы
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего природного мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.