МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА №44» г. БРЯНСКА
Рассмотрено: на заседании методического совета школы Протокол № ____ от «___» ____________ 20__ г. |
Согласовано: заместитель директора школы по УВР ____________ Зубченко Е. В. |
Утверждаю: директор МБОУ школы №44 _____________ Носова Н. В. Пр. № ___от ________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
(1 час в неделю)
7 класс
Программу составил:
учитель МБОУ
«Школа коррекции и развития
VIII вида №44» г. Брянска
Кривченкова Анастасия Алексеевна
Брянск
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная программа по предмету «Основы информатики» для 7 класса школы коррекции и развития VIII вида составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-9 классов общеобразовательной средней школы».
Разработана в соответствии с:
· Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
· Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработанной с учетом Примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска.
В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах Word и Power Point. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, учить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случаев полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Направленность курса развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Цель курса – ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
В соответствии с целью определены задачи рабочей программы по предмету «основы информатики» в 7 классе:
– формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
– формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
– усиление культурологической составляющей школьного образования;
– развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– коррекционно-развивающие задачи.
Место учебного предмета в учебном плане
Информатика в 7 классе изучается в рамках учебного предмета «Основы информатики».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 35 часов в год. В I четверти – 8 часов, во II четверти – 8 часов, в III четверти – 10 часов, в IV четверти – 9 часов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Минимальный уровень:
– представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
– знание техники безопасности при работе за компьютером;
– выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
– пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
– представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
– соблюдение техники безопасности при работе за компьютером;
– выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
– пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
– пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
– запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Содержание учебного предмета
Правила техники безопасности при работе с компьютером (1 ч)
Техника безопасности и организация рабочего места.
История развития вычислительной техники (1 ч)
История возникновения компьютера.
Устройство компьютера (11 ч)
Информация. Компьютер – универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. Работа с клавиатурным тренажером. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Системный блок. Назначение блока. Процессор, жесткий диск, оперативная память. Звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флеш-память. Оперативная и долговременная память компьютера.
Текстовый редактор Word (8 ч)
Создание таблицы в текстовом документе. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Типы данных в ячейках таблицы. Вкладка «Конструктор». Вкладка «Макет». Редактирование созданной таблицы. Создание таблицы по образцу, заполнение ее данными, форматирование.
Программа создания презентаций PowerPoint (12 ч)
Программы создания презентаций. Виды. Назначение, основные функции. Запуск программы PowerPoint. Окно программы: название документа, строка .меню, панель инструментов, панель форматирования. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка «Формат». Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Раскрашивание, группировка, упорядочивание фигур. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками.
Повторение изученного. Итоговое занятие (2 ч)
Повторение изученного. Итоговое занятие.
Календарно-тематическое
планирование по учебному предмету
«основы информатики»
7 класса
I четверть (8 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата 7-а |
Дата 7-б |
Дата 7-в |
Примечание |
|
Правила техники безопасности при работе с компьютером (1 ч) |
|||||||
1 |
Техника безопасности и организация рабочего места |
1 |
|
|
|
|
|
История развития вычислительной техники (1 ч) |
|||||||
2 |
История возникновения компьютера |
1 |
|
|
|
|
|
Устройство компьютера (11 ч) |
|||||||
3 |
Информация. Компьютер – универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Работа с клавиатурным тренажером |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Устройства ввода информации |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
Устройства вывода информации |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
Системный блок. Назначение блока |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Процессор, жесткий диск, оперативная память |
1 |
|
|
|
|
|
II четверть (8 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата 7-а |
Дата 7-б |
Дата 7-в |
Примечание |
|||
9 |
Звуковая карта, видеокарта |
1 |
|
|
|
|
|||
10 |
Память ПК: внутренняя и внешняя |
1 |
|
|
|
|
|
||
11 |
Назначение памяти и ее виды |
1 |
|
|
|
|
|
||
12 |
Флеш-память |
1 |
|
|
|
|
|
||
13 |
Оперативная и долговременная память компьютера |
1 |
|
|
|
|
|
||
Текстовый редактор Word (8 ч) |
|
||||||||
14 |
Создание таблицы в текстовом документе |
1 |
|
|
|
|
|
||
15 |
Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе |
1 |
|
|
|
|
|
||
16 |
Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы |
1 |
|
|
|
|
|
||
III четверть (10 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата 7-а |
Дата 7-б |
Дата 7-в |
Примечание |
|
17 |
Типы данных в ячейках таблицы |
1 |
|
|
|
|
|
18 |
Вкладка «Конструктор» |
1 |
|
|
|
|
|
19 |
Вкладка «Макет» |
1 |
|
|
|
|
|
20 |
Редактирование созданной таблицы |
1 |
|
|
|
|
|
21 |
Создание таблицы по образцу, заполнение ее данными, форматирование |
1 |
|
|
|
|
|
Программа создания презентаций PowerPoint (12 ч) |
|
||||||
22 |
Программы создания презентаций. Виды. Назначение, основные функции |
1 |
|
|
|
|
|
23 |
Запуск программы PowerPoint. Окно программы: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования |
1 |
|
|
|
|
|
24 |
Слайды. Создание слайдов |
1 |
|
|
|
|
|
25 |
Создание рисунка в программе PowerPoint |
1 |
|
|
|
|
|
26 |
Работа с фигурами. Вкладка «Формат» |
1 |
|
|
|
|
|
IV четверть (9 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата 7-а |
Дата 7-б |
Дата 7-в |
Примечание |
|
27 |
Инструменты для работы с фигурами |
1 |
|
|
|
|
|
28 |
Дизайн |
1 |
|
|
|
|
|
29 |
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде |
1 |
|
|
|
|
|
30 |
Раскрашивание, группировка, упорядочивание фигур |
1 |
|
|
|
|
|
31 |
Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt |
1 |
|
|
|
|
|
32 |
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам |
1 |
|
|
|
|
|
33 |
Работа с диаграммами, графиками |
1 |
|
|
|
|
|
Повторение изученного. Итоговое занятие (2 ч) |
|
||||||
34 |
Повторение изученного |
1 |
|
|
|
|
|
35 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
|
|
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Информатика 7 класс. Босова Л.Л., – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
2. Информатика 7 класс. Рабочая тетрадь. Босова Л.Л., – М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
4. Методическое пособие «Уроки информатики в 5-7 классах». Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Дополнительная литература
1. Занимательные задачи по информатике. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы
Аппаратные средства
1. Мультимедийные ПК.
2. Демонстрационное оборудование (проектор или телевизор).
Программные средства
1. Операционная система Windows.
2. Клавиатурный тренажер Stamina.
3. Пакет офисных приложений MS Office – а именно MS Office Word, PowerPoint (или аналоги).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.