Рабочая программа по родной литературе 9 класс

  • docx
  • 25.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала родная литература.docx

 

       Рабочая программа по родной литературе ориентирована на воспитанников 9/1 и 9/2 взводов разработана на основе следующих документов:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

2.     Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15.

3.   Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература», протокол заседания от 31 января 2018 года № 2/18).  Основной образовательной программы Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области, Учебного плана среднего общего образования на 2021 – 2022 учебный год, Учебно-календарного графика Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2021-2022 учебный год.

Учебный план (количество часов)

В соответствии с учебным планом  в 9 классе на учебный предмет родная литература отводится 18 часов (из расчета 0.5 часа в неделю). 

 

 

 

 

 



Планируемые результаты освоения учебного предмета

.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

·         совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

·         воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;

·         усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·         формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;

·         формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;

·         осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

 

·         самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;

·         самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;

·         соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

·         умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;

·         формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;

·         понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

 

Предметные

Выпускник научится 

Выпускник  получит

возможность научиться

1) в познавательной сфере:

·         понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

·         понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

·         умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

·         определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

·         владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

·         приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

·         формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

·         собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

·         понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

·         восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

·         умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

·         написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 

·        выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

·        определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

·        анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

·        создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера;

·        сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

·        выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

·        дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

·        вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять  результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат).

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Количество часов, отведённых на практическую часть и контроль

 

1

Своеобразие курса родной литературы в 9 классе.

1

 

 

 

2

Русский фольклор

1

 

 

3

Древнерусская литература

1

 

 

4

 Литература 18 века

 

2

тематический

РР  Характеристика героя

5

Литература 19 века

3

 

 

6

Литература 20 века

7

тематический

РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

7

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2

тематический

Конкурс чтецов, анализ стихотворения

8

Групповой проект «Литературные места Ростовской области»

1

итоговый

Итоговое занятие – защита творческого проекта  «Виртуальная экскурсия по литературным местам Ростовской области»

Итого:

18

 

4

 

Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

 

личностные

предметные

метапредметные

План

Факт

 

Своеобразие родной литературы (1 ч)

 

1

15.01

Шедевры родной литературы.

Урок

усвоения

новых знаний

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма.

Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев.

П: Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Р: Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

выразительное чтение; устное рассуждение.

Русский фольклор (1 ч)

 

2

22.01

Фольклорные традиции в

русской

литературе.

Жанровое

богатство

фольклора.

Урок

усвоения

новых знаний

Осознают себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признают общепринятые морально-этические нормы.

Понимать фольклорные традиции в русской литературе. Уметь: выразительно читать, определять тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; выяснять зна­чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

П: Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Р: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Художественный пересказ; запись фольклорных произведений.

 

Древнерусская литература (1 ч)

 

3

29.01

Жанровое

богатство

древнерусской литературы.

Традиции

древнерусской литературы.

Урок

усвоения

новых знаний

Испытывает положи­тельное отношение к учению, познава­тельной деятельности, желание приоб­ретать новые знания, умения, совер­шенствовать имеющиеся.

Различать эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе

Уметь: заполнять таблицу, отбирать материал.

П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Р: Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

 

Выразительное чтение; пересказ; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; работа с терминами.

 

Русская литература 18 века (2 ч)

 

4

05.02

Карамзин Н.М. «Предания

веков». Рассказы из «Истории

государства

Российского».

Урок

усвоения

новых знаний

Понимают связь литературного произведения с эпохой написания, выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Знать: сведения о жизни, творчестве, деятель­ности Карамзина; теоретико-литературные понятия. Понимать: особенности языка XVI11 века. Уметь: выразительно читать, опреде­лять ее тему и идею.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами.

 

5

12.02

Басни

В. Тредиаковского,

А.Сумарокова,

В. Майкова,

И. Хемницера (на выбор).

Понимать художественные особенности басни; уметь определять олицетворение, аллегорию; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

 

Из литературы XIX века (3 ч)

 

6

 19.02

Родная природа в стихах поэтов

XIX века.

Апухтин А.Н.

Стихотворение «День ли царит,

тишина ли

ночная…»

Урок

усвоения

новых знаний

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены).

Уметь распознавать родо-жанровую специфику, основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. Уметь писать анализ стихотворения.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Лексическая работа; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

 

7

26.02

Творчество

поэтов и

писателей

XIX века.

Национальные черты в образах

героев баллад В.А. Жуковского.

"Людмила"

Урок

усвоения

новых знаний

 

8

05.03

Пушкин. А.С. «Гробовщик».

Урок

усвоения

новых знаний

Уметь распознавать основные

изобразительно-выразительные

средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций.

 

Из литературы XX века (7 ч)

 

9

12.03

Традиции

литературы XX века. Горький А.М. «Макар Чудра».

Урок

усвоения

новых знаний

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены).

Понимать тему, идейное содержание произведения. Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций.

 

 

 

Понимать мастерство Аверченко в выборе приемов комического. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями; художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.

 

10

19.03

«Живое и

мёртвое в

рассказе

Куприна А.И. «Гамбринус».

Урок

усвоения

новых знаний

 

11

02.04

Бунин И.А.

Рассказы из цикла «Темные аллеи».

Урок

усвоения

новых знаний

 

12

09.04

Аверченко А.Т. Рассказ

«Специалист».

 

 

Урок

усвоения

новых знаний

 

13

16.04

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви».

Урок

усвоения

новых знаний

Уметь распознавать основные

изобразительно-выразительные

средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций.

 

14

23.04

Нагибин Ю.М. «Маленькие

рассказы о

большой судьбе».

Урок

усвоения

новых знаний

Понимать идейное содержание произведения. Уметь описывать пейзаж в литературном произведении. Уметь находить в

тексте требуемую информацию.

 

15

07.05

Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Васильев Б.П. «Завтра была война».

Урок

усвоения

новых знаний

Объяснять свое понимание социально-исторической и эстетической проблематики произведения.

Понимать идейное содержание произведения. Уметь выразительно читать произведения. Понимать особенности языка и стиля писателя.

 

16

30.04

Толстая Т.Н.

«На золотом крыльце

сидели».

Урок

усвоения

новых знаний

 

17

14.05

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне

Урок

усвоения

новых знаний

 

18

21.05

 

Проект «Литературные места Ростовской области»

 

 

Закрепление изученного материала

 

Уметь распознавать основные

изобразительно-выразительные

средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций

 

Групповой проект