Рабочая программа по родной литературе ориентирована на воспитанников 9/1 и 9/2 взводов разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15.
3. Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», протокол заседания от 31 января 2018 года № 2/18). Основной образовательной программы Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области, Учебного плана среднего общего образования на 2021 – 2022 учебный год, Учебно-календарного графика Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2021-2022 учебный год.
Учебный план (количество часов)
В соответствии с учебным планом в 9 классе на учебный предмет родная литература отводится 18 часов (из расчета 0.5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
.
Планируемые результаты |
|
Личностные |
Метапредметные |
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности; · воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия; · усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; · формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения; · формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; · использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий; · осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
|
· самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию; · самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных; · соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; · умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; · умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог; · формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности; · понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. |
Предметные |
|
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
1) в познавательной сфере: · понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы; · понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; · умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; · определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); · владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: · приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой; · формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; · собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; · понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней; 3) в коммуникативной сфере: · восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; · умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; · написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
|
· выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; · определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; · анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному; · создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера; · сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; · выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; · дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; · вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат).
|
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Форма контроля |
Количество часов, отведённых на практическую часть и контроль
|
1 |
Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. |
1 |
|
|
2 |
Русский фольклор |
1 |
|
|
3 |
Древнерусская литература |
1 |
|
|
4 |
Литература 18 века
|
2 |
тематический |
РР Характеристика героя |
5 |
Литература 19 века |
3 |
|
|
6 |
Литература 20 века |
7 |
тематический |
РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?» |
7 |
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
2 |
тематический |
Конкурс чтецов, анализ стихотворения |
8 |
Групповой проект «Литературные места Ростовской области» |
1 |
итоговый |
Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Ростовской области» |
Итого: |
18 |
|
4 |
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
|
||||||||
личностные |
предметные |
метапредметные |
||||||||||||
План |
Факт |
|
||||||||||||
Своеобразие родной литературы (1 ч) |
|
|||||||||||||
1 |
15.01 |
Шедевры родной литературы. |
Урок усвоения новых знаний |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма. |
Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев. |
П: Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Р: Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
выразительное чтение; устное рассуждение. |
|||||||
Русский фольклор (1 ч) |
|
|||||||||||||
2 |
22.01 |
Фольклорные традиции в русской литературе. Жанровое богатство фольклора. |
Урок усвоения новых знаний |
Осознают себя как гражданина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признают общепринятые морально-этические нормы. |
Понимать фольклорные традиции в русской литературе. Уметь: выразительно читать, определять тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. |
П: Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Р: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. |
Художественный пересказ; запись фольклорных произведений. |
|
||||||
Древнерусская литература (1 ч) |
|
|||||||||||||
3 |
29.01 |
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. |
Урок усвоения новых знаний |
Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Различать эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе Уметь: заполнять таблицу, отбирать материал. |
П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Р: Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.
|
Выразительное чтение; пересказ; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; работа с терминами. |
|
||||||
Русская литература 18 века (2 ч) |
|
|||||||||||||
4 |
05.02 |
Карамзин Н.М. «Предания веков». Рассказы из «Истории государства Российского». |
Урок усвоения новых знаний |
Понимают связь литературного произведения с эпохой написания, выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. |
Знать: сведения о жизни, творчестве, деятельности Карамзина; теоретико-литературные понятия. Понимать: особенности языка XVI11 века. Уметь: выразительно читать, определять ее тему и идею. |
Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами. |
|
||||||
5 |
12.02 |
Басни В. Тредиаковского, А.Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор). |
Понимать художественные особенности басни; уметь определять олицетворение, аллегорию; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. |
|
||||||||||
Из литературы XIX века (3 ч) |
|
|||||||||||||
6 |
19.02 |
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» |
Урок усвоения новых знаний |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены). |
Уметь распознавать родо-жанровую специфику, основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. Уметь писать анализ стихотворения. |
Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Лексическая работа; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом. |
|
||||||
7 |
26.02 |
Творчество поэтов и писателей XIX века. Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского. "Людмила" |
Урок усвоения новых знаний |
|
||||||||||
8 |
05.03 |
Пушкин. А.С. «Гробовщик». |
Урок усвоения новых знаний |
Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. |
|
|||||||||
Из литературы XX века (7 ч) |
|
|||||||||||||
9 |
12.03 |
Традиции литературы XX века. Горький А.М. «Макар Чудра». |
Урок усвоения новых знаний |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены). |
Понимать тему, идейное содержание произведения. Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций.
Понимать мастерство Аверченко в выборе приемов комического. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. |
Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями; художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции. |
|
||||||
10 |
19.03 |
«Живое и мёртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус». |
Урок усвоения новых знаний |
|
||||||||||
11 |
02.04 |
Бунин И.А. Рассказы из цикла «Темные аллеи». |
Урок усвоения новых знаний |
|
||||||||||
12 |
09.04 |
Аверченко А.Т. Рассказ «Специалист».
|
Урок усвоения новых знаний |
|
||||||||||
13 |
16.04 |
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». |
Урок усвоения новых знаний |
Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. |
|
|||||||||
14 |
23.04 |
Нагибин Ю.М. «Маленькие рассказы о большой судьбе». |
Урок усвоения новых знаний |
Понимать идейное содержание произведения. Уметь описывать пейзаж в литературном произведении. Уметь находить в тексте требуемую информацию. |
|
|||||||||
15 |
07.05 |
Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Васильев Б.П. «Завтра была война». |
Урок усвоения новых знаний |
Объяснять свое понимание социально-исторической и эстетической проблематики произведения. Понимать идейное содержание произведения. Уметь выразительно читать произведения. Понимать особенности языка и стиля писателя. |
|
|||||||||
16 |
30.04 |
Толстая Т.Н. «На золотом крыльце сидели». |
Урок усвоения новых знаний |
|
||||||||||
17 |
14.05 |
Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне |
Урок усвоения новых знаний |
|
||||||||||
18 |
21.05 |
|
Проект «Литературные места Ростовской области»
|
Закрепление изученного материала |
|
Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций |
|
Групповой проект |
|
|||||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.