РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 3 класс_
Количество часов – 34 ч
Учитель –
Программа составлена на основе:
Технология 1-4. Сборник рабочих программ. Е.А.Лутцева «Школа России»-2-е изд., доп.,М.: Просвещение, 2014г.
2020-2021
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373(в редакции от 31.12.2015) от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»);
· Рабочая программа учебного предмета – технология, составлена на основе авторской программы: Технология 1-4. Е.А.Лутцева «Школа России»- 2-е изд., доп., М.: Просвещение, 2014г.
Цели:
• развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);
• приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
• стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
• формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
• формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
• развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
• формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
• ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.
Для реализации содержания рабочей программы по технологии используется УМК:
Технология. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева – 5-е изд., – М.: Просвещение, 2019.
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет«Технология» рассчитан на34 часав год - 1 час в неделю. Из них контрольных работ -4.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» -3
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 3 класса.
Обучение технологии в третьем классе направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
Учащийся научится:
• отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
• проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;
• испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
В метапредметном направлении:
Регулятивные
Учащийся будет уметь:
• формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
• осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
• выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные
Учащийся научится с помощью учителя:
• искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
• открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
• преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные
Учащийся научится:
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
• уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
• уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
В предметном направлении:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о:
• характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
• профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Учащийся будет уметь:
• узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
• соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
• композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
• традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях.
Учащийся будет уметь (под контролем учителя):
• читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
• выполнять рицовку;
• оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;
• находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
• решать доступные технологические задачи.
Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
• простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Практика работы на компьютере.
Учащийся будет знать:
• названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
• основные правила безопасной работы на компьютере.
Учащийся будет иметь общее представление о:
• назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Учащийся будет уметь (с помощью учителя):
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
• выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать); • работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из компьютера.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» -3
№ п/п |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся. |
1. |
Информационная мастерская. |
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Мастера и их профессии; анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Практика работы на компьютере (использование информационных технологий). Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, пользование мышью, общее представление о правилах клавиатурного письма. |
3 ч |
Самостоятельно: — анализировать образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); — организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; — планировать практическую работу и работать по составленному плану; — отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность). С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать этапы творческих процессов; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения (этапы творческого процесса мастеров разных профессий); — сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов. Самостоятельно: — соотносить изделия по их функциям; — анализировать образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); — организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; — планировать практическую работу и работать по составленному плану; — отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки). |
2. |
Мастерская скульптора. |
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира. Мастера и их профессии; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, отбор и анализ информации.
Технология ручной обработки материалов. Общее представление о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. |
6 ч |
Самостоятельно: — анализировать образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); — организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; — планировать практическую работу и работать по составленному плану; — отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность). С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать различные рельефы, скульптуры по сюжетам, назначению, материалам, технологию изготовления изделий из одинаковых материалов; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения (из чего скульпторы черпают свои идеи, материалы для скульптур. |
3. |
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы). |
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.). Мастера и их профессии. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из печатных и электронных источников), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. |
8ч |
Самостоятельно: — анализировать образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); — организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; — наблюдать и сравнивать разные вышивки, строчку косого стежка и её вариант «Болгарский крест»; — планировать практическую работу и работать по составленному плану; — отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность); — изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы. С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать приёмы выполнения строчки «Болгарский крест», «крестик» и строчки косого стежка, приёмы выполнения строчки петельного стежка и её вариантов; назначение изученных строчек; способы пришивания разных видов пуговиц; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения. |
4. |
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов. |
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Мастера и их профессии. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из печатных и электронных источников), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Элементарная творческая и проектная деятельность. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Технология ручной обработки материалов. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. |
11 ч. |
Самостоятельно: — анализировать образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); — организовывать рабочее место для работы с бумагой, гофрокартоном, обосновывать свой выбор предметов; — планировать практическую работу и работать по составленному плану; — отбирать необходимые материалы для изделия, обосновывать свой выбор; — изготавливать изделие по рисункам и схемам; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность). С помощью учителя: — исследовать свойства гофрокартона; — наблюдать, сравнивать, обсуждать конструктивные особенности, материалы и технологию изготовления изделия; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (расслоение гофрокартона, его резание, соединение деталей из разных материалов), делать выводы о наблюдаемых явлениях; — искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых |
5. |
Мастерская кукольника. |
Технология ручной обработки материалов. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Конструирование и моделирование. Различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку. |
6 ч. |
Самостоятельно: — анализировать образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); — организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; — изготавливать изделия с опорой на чертежи, рисунки, схемы; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность). С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать народные и современные игрушки, театральные куклы, их место изготовления, назначение, конструктивно-художественные особенности, материалы и технологии изготовления; — наблюдать и сравнивать конструктивные особенности и технологии изготовления кукол из носков и перчаток, кукол-неваляшек; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (возможности вторичного использования домашних предметов — изготовление новых полезных изделий: подвижный механизм марионетки, грузило для неваляшки); — изготавливать изделия с опорой на рисунки и схемы; — проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; — искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; |
IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ТЕХНОЛОГИИ -3
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
Примечание (Домашнее задание) |
|
|
|
|
датаплан.
|
дата факт.
|
|
|
Первыйтриместр (12ч) |
|
|
|
|
Информационная мастерская |
3 ч. |
|
|
|
|
1 |
Вспомним и обсудим. |
1 |
|
|
С.6-9 |
2 |
Знакомимся с компьютером. |
1 |
|
|
С.10-13 |
3 |
Компьютер – твой помощник. |
1 |
|
|
С 14-17 |
Мастерская скульптора |
6 ч. |
|
|
|
|
4 |
Как работает скульптор? |
1 |
|
|
с 18 -19 |
5 |
Скульптуры разных времен и народов. |
1 |
|
|
с 20-21 |
6 |
Статуэтки. |
1 |
|
|
с 22-27 |
7 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? |
1 |
|
|
с 28-31 |
8 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? |
1 |
|
|
С.32-33 |
9 |
Проверочная работа по теме «Мастерская скульптора». |
1 |
|
|
с 34-35 |
Мастерская рукодельницы |
8 ч. |
|
|
|
|
10 |
Вышивка и вышивание. |
1 |
|
|
С.38-41 |
11 |
Строчка петельного стежка. |
1 |
|
|
с 42-43 |
12 |
Пришивание пуговиц. |
1 |
|
|
с 44-47 |
Второй триместр (11ч) |
|||||
13 |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». |
1 |
|
|
с 48-49 |
14 |
История швейной машины. |
1 |
|
|
С 50-53 |
15 |
Секреты швейной машины. |
1 |
|
|
с 54-57 |
16 |
Футляры. |
1 |
|
|
с 58-59 |
17 |
Проверочная работа по теме «Мастерская рукодельницы». |
1 |
|
|
С.60-63 Подвеска |
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов |
11 ч. |
|
|
|
|
18 |
Строительство и украшение дома. |
1 |
|
|
с64- 65 |
19 |
Объём и объёмные формы. Развёртка. |
1 |
|
|
с 66-71 |
20 |
Подарочные упаковки. |
1 |
|
|
с 72-76 |
21 |
Декорирование (украшение) готовых форм. |
1 |
|
|
с 76-77 |
22 |
Конструирование из сложных развёрток. |
1 |
|
|
с 78-79 |
23 |
Модели и конструкции |
1 |
|
|
с 80-83 |
Третий триместр (11ч) |
|||||
24 |
Наши проекты. Парад военной техники. |
1 |
|
|
С 84-85 |
25 |
Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. |
1 |
|
|
С.86-89 |
26 |
Изонить. |
1 |
|
|
с 90 -93 |
27 |
Художественные техники из креповой бумаги. |
1 |
|
|
с 96- 99 |
28 |
Проверочная работа по теме «Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов». |
1 |
|
|
с 100 - 101 |
Мастерская кукольника |
6 ч. |
|
|
|
|
29 |
Что такое игрушка? |
1 |
|
|
с 104- 107 |
30 |
Театральные куклы. Марионетки. |
1 |
|
|
С. 108- 111 |
31 |
Игрушка из носка. |
1 |
|
|
с112-113 |
32 |
Кукла-неваляшка. |
1 |
|
|
с114-117 |
33 |
Кукла-неваляшка. |
1 |
|
|
с114-117 |
34 |
Проверочная работа по теме «Мастерская кукольника». |
1 |
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Программой предусмотрено проведение:
· Контрольных работ - 4;
№ н/у |
Тема контрольной работы |
Дата |
Дата |
план. |
факт. |
||
9 |
Проверочная работа по теме «Мастерская скульптора» |
|
|
17 |
Проверочная работа по теме «Мастерская рукодельницы» |
|
|
28 |
Проверочная работа по теме «Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов» |
|
|
34 |
Проверочная работа по теме «Мастерская кукольника» |
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол № от заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО __________ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ |
СОГЛАСОВАНО Протокол № заседания методического совета Председатель методсовета ____________
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.