Рабочая программа по технологии. 5-8 класс. 11 модулей. ФГОС. Общий класс

  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЯ 5-8.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Структура документа

Программа включает разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов, методические рекомендации с организационными условиями реализации программы учебного предмета, материально – техническое и информационное обеспечение программы.

 

Особенности программы

Программа по технологии является модульной, т.е. состоит из набора обязательных и вариативных модулей. Выбор вариативного модуля осуществляется общеобразовательной организацией в зависимости от условий ОО: материально-технического обеспечения (наличия соответствующей компьютерной техники, программного обеспечения, мастерских, оборудования, приспособлений и инструментов); кадрового состава ОО.

 

Актуальность

Актуальность программы обусловлена внедрением в практику образования системно-деятельностного подхода, одной из форм которого является освоение учащимися проектно-исследовательской деятельности.

В последних стратегических документах в области образования проектноисследовательская деятельность рассматривается как способ познания учащимися окружающего мира, позволяющий использовать доступные источники информации для формирования собственного мировоззрения и целостного мировосприятия. Освоение проектно-исследовательской деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные.

Не утрачивает своей актуальности и компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта.

Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Наглядные модели часто применяют в процессе обучения. Применение компьютера в качестве нового динамичного, развивающего средства обучения — главная отличительная особенность компьютерного моделирования в применении и к школьному предмету технология.

Роль и место информационных систем в понимании их как автоматизированных систем работы с информацией в современном информационном обществе неуклонно возрастают. Методология и технологии их создания начинают играть роль, близкую к общенаучным подходам в познании и преобразовании окружающего мира. Это обусловливает необходимость формирования более полного представления о них. Одним из показателей будущей профессиональной пригодности старшеклассников, ориентированных на инженерно-технические виды деятельности, становится умение пользоваться международным языком инжиниринга САПР (система автоматизированного проектирования). 3D-моделирование в САПР пришло на смену традиционному черчению, а появление современных 3D-технологий обуславливает появление новых требований к профессиям, связанным с проектированием, моделированием, конструированием. Техническое творчество в целом - мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления, позволяющего решать самые разнообразные учебные задачи. Не секрет, что среди учащихся популярность инженерных, и, тем более, рабочих профессий падает с каждым годом. И это, несмотря на то, что в современное производство приходят все более сложные автоматизированные и роботизированные рабочие линии, управлять которыми может только хорошо образованный специалист, а это значит, что изучение основ робототехники становится актуальным для большинства профессий технической направленности. Отсюда следует необходимость преемственности инженерного образования на разных ступенях обучения, важность ранней пропедевтики инженерной деятельности в школьном образовании.

 

РАЗДЕЛ I.

 

Общая характеристика учебного предмета

Программа по технологии содержит основные сведения о развитии преобразующей деятельности человека, материальных и информационных технологиях, а также создаваемой ими материальной культуре. Программа дает возможность обучающимся овладеть компетенциями предметной и проектной деятельности, применяя на практике знания и умения, полученные практически на всех предметах школьной программы, познакомиться с различными сферами общественного производства, что поможет выпускникам ориентироваться в выборе будущей профессии.

Не утрачивает своей значимости и традиционный подход к школьному технологическому образованию, который заключается в изучении некоторых традиционных материалов (бумаги, ткани, дерева, металла и др.), а также в решении ряда бытовых задач (ремонт квартирной электропроводки, создание изделий из конструкционных материалов и др.), которые позволяют непосредственно реализовать потребность в созидательной деятельности учащихся. В процессе этой деятельности формируются важные для жизни трудовые навыки; дается представление о преобразовательной деятельности в целом; происходит развитие интеллекта учащегося и формирование качеств его личности; осуществляется процесс профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки.

Содержание модульной программы направлено на развитие навыков ручного труда, моделирования, конструирования и проектирования. Это предполагает освоение общей структуры технологии как совокупности этапов, операций и действий, направленных на достижение поставленных целей или создание изделий (или их прототипов) с заранее заданными свойствами и параметрами; структуры полного цикла решения задачи, включающего в себя этапы: постановки задачи, выбора или создания 5 технологии, адекватной поставленной задаче, реализации технологии с помощью имеющихся средств и инструментов, оценки и коррекции полученных результатов и их последующего использования. Освоение этих структур осуществляется в процессе работы с традиционными материалами (бумагой, тканью, деревом, металлом); конструирования моделей с использованием робототехнического конструктора; решения практикоориентированных задач; осуществления творческих проектов; изучения реальных технологических процессов в вещественно-энергетической и информационной средах, в частности, с помощью визуальных средств.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в определенной области науки, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

 

Цель программы – выявление личностных и общественных потребностей, характерных для индустриального и постиндустриального (информационного) общества, выделение личностных и общественных приоритетов; освоение на общеобразовательном уровне методов и средств преобразовательной деятельности человека, направленной на удовлетворение сформулированных потребностей; прогнозирование результатов, возможных социальных и экологических последствий преобразовательной деятельности человека.

По завершении изучения программы по технологии в 5 – 8 классах у обучающегося должен быть сформирован достаточный уровень технологической грамотности, как необходимый компонент его общей культуры и пропедевтика инженерной культуры.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

● обучающих:

- развитие познавательного интереса учащихся;

 - достижение предметных и метапредметных образовательных результатов;

- освоение основ культуры созидательного труда;

- применение полученных теоретических знаний на практике;

- включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда.

● воспитательных:

- формирование общественной активности личности;

- формирование гражданской позиции;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости;

- формирование ответственности за результаты своей деятельности;

- воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

● развивающих:

- развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;

- реализация творческого потенциала учащихся;

- формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

- укрепление межпредметных связей, развитие аналитических навыков мышления.

● профессионально-ориентационных:

- получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;

- формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам, и переходе к мотивированному выполнению заданий с целью получения личностнозначимого результата.

Ценностью программы является реальность использования продукта деятельности на практике, возможность самостоятельного решения личностно значимых для учащихся проблем.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Так как проектная деятельность, в основном, является коллективной, в процессе обучения формируются коммуникативные и организационные навыки.

Данная программа является интегрированной, т.к. активизирует знания, умения и навыки, полученные в результате освоения других учебных дисциплин. Системнодеятельностный подход способствует ее реализации.

Содержание обучения технологии имеет интегрированный характер и предполагает построение образовательного процесса на основе межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных и графических операций; с химией и биологией при характеристике свойств материалов, строения организмов; с физикой при изучении устройства, принципов работы машин и механизмов и физических закономерностей, современных технологий; с географией при характеристике 7 климатических и экономических условий в регионах; с черчением при построении чертежей; с изобразительным искусством при разработке эскизов, изготовлении продукта, оформлении проекта; с информатикой, электроникой и информационными технологиями при реализации направлений робототехники, прототипирования и 3Dтехнологий, сборе информации, исследовании и оформлении проекта; историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов, с моделированием, как методом познания и способом деятельности; с психологией при характеристике особенностей личности; с экологией при определении влияния различных веществ на окружающую среду; с экономикой при расчете затрат; с эстетикой при воплощении в проекте желаемой эстетической идеи, а также с другими предметами или образовательными областями, способствующие решению проблем по созданию продуктов проектной деятельности.

Проектная деятельность включает несколько этапов работы: подготовительный (формулирование проблемы, её исследование и выдвижение гипотезы решения проблемы - поиск путей решения), исследовательский (исследовательская, поисковая деятельность, разработка технического решения), практический или технологический (реализация проекта, оформление результата деятельности), заключительный (защита проекта, обоснование выводов, оценка личностных достижений ученика, а также того, на сколько проект удовлетворяет потребностям). Поэтому понятие «проект» относится не только к этапу проектирования. Метод проектов позволяет сделать учебно-воспитательный процесс системным, ориентированным на общечеловеческие ценности.

 

Использование ИКТ в проектной деятельности.

В процессе реализации проектной деятельности информационнокоммуникационные технологии могут быть использованы для:

· поиска информации и оформление проектов;

· соревнования между образовательными учреждениями в создании аналогичных, традиционных учебных продуктов по заранее определенным, заданным критериям;

 · совместного создания учебных продуктов в электронном информационном образовательном пространстве. Планируемые результаты освоения предмета технология Предметные результаты:

· знание свойств различных материалов: бумаги, картона, ткани, металла, древесины, пластмассы и др.;

· владение инструментами обработки различных материалов;

· владение технологиями работы с различными материалами: бумагой, тканью, металлом, древесиной;

· знание основных компонент машин и механизмов;

· знание простейших механизмов, умение конструировать механизмы из простейших механизмов;

· знание основ управления, умение использовать обратную связь при конструировании роботизированных машин и механизмов;

· знание основ моделирования и формализации, качественной и количественной оценки модели;

· владение навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;

· умение осуществлять робототехнические проекты;

· проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования;

· моделирование с использованием средств программирования;

· выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков и 8 эскизов разрабатываемых объектов;

· грамотное пользование графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

· оценивание позитивных и негативных сторон современной информационной цивилизации, последствия применения социальных информационных технологий;

· представления о современных технологиях: лазерных, космических, биотехнологиях и нано технологиях;

· знание основных профессий следующих типов «Природа», «Человек», «Знак», «Художественный образ», «Техника», «Бизнес».

 

Личностные результаты:

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

· развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные):

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 9

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности); Возможные формы контроля

· тестирование по разделам/темам программы;

· проверочные работы по отдельным разделам/темам программы;

· творческие работы по отдельным разделам/темам программы и на разных этапах выполнения проекта;

· контрольный лист оценки ключевых навыков, заполняемый учащимися и учителем в начале и в конце обучения;

· оценка практических навыков учащихся на различных этапах выполнения проекта;

· защита проекта.

Распределение часов

Базисный учебный план общеобразовательной организации на этапе основного общего образования, в соответствии с ФГОС ООО должен включать 204 часа урочной деятельности для обязательного изучения учебного предмета технология (с 5 по 7 класс) с опорой на внеурочную деятельность и дополнительное образование, которые призваны расширить или углубить примерную программу по предмету. В 5 - 7 классах для обязательного изучения учебного предмета технология отводится по 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю. В 8 классе на изучение предмета отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

 

 

 

РАЗДЕЛ II.

 

Учебно-тематический план с учетом плана воспитания

5-8 класс

 

 

Модуль

 

 

Воспитательный элемент

Кол-во часов

5

6

7

8

1

Технологии в жизни человека

 

День знаний. Урок науки и технологий.

4

4

4

2

2

Технологии обработки пищевых продуктов

Международный день мира.

6

6

6

2

3

Технологии растениеводства

День земли.

8

4

4

2

4

Технологии получения, обработки, преобразования и использования металлов.

Всемирный день книги и авторского права

 

8

8

7

3

5

Технологии получения, преобразования и использования энергии.

День заповедников и национальных парков

 

6

8

7

3

6

Технологии животноводства.

Международный день птиц.

6

6

7

3

7

Социальные технологии.

День охраны труда.

6

8

7

4

8

Технологии получения, преобразования, обработки и использования информации

День словаря.

Международный день родного языка.

8

8

8

3

9

 Основы робототехники

Международный день женщин и девочек в науке

2

4

5

2

10

Основы 3D-моделирования

Международный день толерантности.

2

4

5

2

11

Творческая, проектная деятельность

Международный день культуры.

12

8

8

8

ИТОГО

68

68

68

34

Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• элементы черчения, графики и дизайна;

• элементы прикладной экономики, предпринимательства;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• технологическая культура производства;

• культура и эстетика труда;

• история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

• виды профессионального труда и профессии.

 

Цели изучения учебного предмета «Технология»:

 

ü  формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

ü  освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

ü  формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

ü  формирование проектно-технологического мышления обучающихся;

ü  уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

ü  овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

ü  овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

ü  формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

ü  развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания;

ü  овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

ü  развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

ü  воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

ü  формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

 

Приоритетными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов.

Лабораторно-практические работы выполняются по материаловедению, машиноведению, обработке пищевых и текстильных материалов. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных, кулинарных работ, выполнение индивидуальных и коллективных исследовательских и творческих проектных работ, развитие конструкторских, творческих, коммуникативных навыков обучающихся.

 

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

 

БАЗОВЫЕ МОДУЛИ

 

Модуль «Производство и технологии»

 

Тема 1. Организация рабочего места.

 

Основы промышленной безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности. Понятие «эргономика». Организация рабочего места ученика.

 

Тема 2. Основы конструирования и моделирования.

Преобразующая деятельность человека и технологии. Основы графической грамоты. Эскиз. Основные понятия о машине, механизмах, деталях. Техническое конструирование и моделирование. Технологический процесс.

 

Тема 3. Информационные технологии и продукты.

 

Понятие «информационные технологии». Области применения информационных технологий. Электронные документы, цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность.

 

Тема 4. Технологии ведения дома.

 

Понятие об интерьере. Основные вопросы планировки кухни Оформление кухни

 

Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов»

 

Тема 9. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов

 

Столярно-механическая мастерская. Столярный инструмент. Характеристика дерева и древесины. Пиломатериалы и искусственные древесные материалы. Технологический процесс конструирования и изготовления изделий из древесины. Разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины. Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины. Технологии отделки изделий из конструкционных материалов. Идеи творческих проектов.

 

Тема 11. Технологии получения и преобразования текстильных материалов

 

Рабочее место закройщика, портного, швеи. Правила безопасной организации рабочего места в щвейной мастерской.

Текстильные волокна Текстильные волокна: натуральные и химические. Хлопчатник. Лён. Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Технология производства тканей. Технологии выполнения ручных швейных операций. Основные приёмы влажно-тепловой обработки швейных изделий. Влажно-тепловая обработка. Терморегулятор утюга. Правила безопасной работы с утюгом. Требования к выполнению влажно-тепловой обработки.

 

Модуль «Компьютерная графика, черчение»

 

Тема 14. Инженерная графика.

 

Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов.

 

Тема 15. Компьютерная графика.

Программные продукты для построения 2-мерных изображений и чертежей. Программные продукты для построения 3-мерных изображений и моделей.

 

Тема 16. Основы дизайна.

 

Цвет в интерьере. Влияние цвета на психологическое состояние человека. Цвет в интерьере дома. Создание элементов интерьера.

 

Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование»

 

Тема 17. Макетирование и формообразование.

Назначение макетов и прототипов. Этапы выполнения макетов и прототипов.

 

Модуль «Робототехника»

 

Тема 19. Моделирование, программирование, автоматизация.

 

Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь. Роботы. Понятие о принципах работы роботов. Электроника в робототехнике.

 

Модуль «Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности»

 

Тема 25. Проектная и исследовательская деятельность.

 

Проектная деятельность и проектная культура. Проект. Проектирование. Творческий проект. Социальный проект. Индивидуальный и коллективный проекты. Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся Основные этапы выполнения практических заданий. Этапы проектирования: поисково-исследовательский, конструкторско-технологический, заключительный. Последовательность реализации творческого проекта «Изделие своими руками». Технология изготовления. Анализ проекта.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

 

Модуль «Растениеводство»

 

Тема 28. Растениеводство.

 

Классификация растений. Выращивание культурных растений. Способы размножения растений. Вегетативное размножение растений.

 

Модуль «Животноводство»

 

Тема 29. Животноводство.

 

Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые удовлетворяют животные.

 

Модуль «Строительные материалы и технологии»

 

Тема 30. Строительные материалы и технологии.

 

Современные строительные материалы. Энергосберегающие технологии в строительстве.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

 

Результаты освоения программы по блокам:

 

Блок «ТЕХНОЛОГИЯ»: Современные технологии и перспективы их развития

 

Выпускник научится:

называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;

производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

 

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;

осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий

 

Блок «КУЛЬТУРА»: Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

 

Выпускник научится:

проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; определять цели проектирования субъективно нового продукта;

анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в заданной ситуации; готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления (например, дизайн-мышление, ТРИЗ и др.);

описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения, инструкций и иной технологической документации;

выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;

планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования; применять базовые принципы управления проектами;

проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;

оценивать условия применимости технологии, в т.ч. с позиций экологической защищенности; применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

прогнозировать итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, самостоятельно проверять прогнозы;

в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения нового материального или информационного продукта;

выполнять изготовление материального продукта с заданными свойствами на основе технологической документации с применением элементарных и сложных рабочих инструментов /технологического оборудования; включая планирование, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе), согласно задачам собственной деятельности /на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

следовать технологическому процессу, проводить оценку и испытание полученного продукта;

выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации).

 

 

 

 

Выпускник получит возможность научиться:

ü  модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с потребностью/задачей деятельности; в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию изготовления на основе базовой технологии;

ü  технологизировать личный опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или иной технологической документации;

ü  оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.

 

Блок «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»: Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

 

Выпускник научится:

ü характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу;

ü характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития;

ü разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;

ü анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;

ü анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.

 

Выпускник получит возможность научиться:

ü предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития;

ü характеризовать группы предприятий региона проживания;

ü получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального и мирового рынка труда.

 

Индивидуальные результаты освоения программы выпускниками:

 

Личностные результаты освоения выпускниками программы:

ü  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

ü  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

ü  критичная обоснованная самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

ü  развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

ü  осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

ü  становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

ü  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

ü  проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

ü  самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий к рациональному ведению домашнего хозяйства;

ü  формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

ü  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

 

Метапредметные результаты освоения выпускниками программы:

ü  самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

ü  алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

ü  определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

ü  комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

ü  выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

ü  виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

ü  осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

ü  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

ü  организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей

ü  познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

ü  оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

ü  соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

ü  оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

ü  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты освоения выпускниками программы:

в познавательной сфере:

ü  осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

ü  практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

ü  уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

ü  развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

ü  овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

ü  формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

ü  владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

 

в трудовой сфере:

ü планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

ü овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

ü выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

ü выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

ü контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

ü документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

 

в мотивационной сфере:

ü оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

ü согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

ü формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

ü выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

ü стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

 

в эстетической сфере:

ü овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

ü рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

ü умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

ü рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

ü участие в оформлении класса и гимназии, озеленении участка, прилегающего к зданию гимназии, стремление внести красоту в домашний быт;

 

в коммуникативной сфере:

ü  практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

ü  установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

ü  сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в диспуте своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

ü  адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:

ü  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

ü  соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований и вопросов личной безопасности и безопасности окружающих;

ü  сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

 

Универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся при освоении программы

 

Регулятивные УУД

 

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 

Обучающийся сможет:

ü анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

ü идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

ü выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ü ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;

ü формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

ü обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

 

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

Обучающийся сможет:

ü определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

ü обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

ü определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задач;

ü выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

ü выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

ü планировать свою деятельность для решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

ü определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

ü описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;

ü планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

 

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 

Обучающийся сможет:

ü  определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

ü  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

ü  подбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий, критериев и требований;

ü  принимая полную ответственность, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

ü  находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;

ü  работая по своему плану, вносить коррективы в него и текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

ü  устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

ü  сверять свои действия с целью и при необходимости предлагать пути альтернативного решения и самостоятельно исправлять ошибки.

 

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

 

Обучающийся сможет:

ü определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

ü анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

ü свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

ü оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;

ü обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

ü фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

 

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Обучающийся сможет:

ü наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

ü соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

ü принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

ü самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ü ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

ü демонстрировать приёмы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

 

Познавательные УУД

 

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 

Обучающийся сможет:

ü подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

ü выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

ü выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

ü объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

ü выделять явление из общего ряда других явлений;

ü определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

ü строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

ü строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

ü излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

ü самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

ü вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

ü объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

ü выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

ü делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

 

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 

Обучающийся сможет:

ü обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

ü определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

ü создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

ü строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её решения;

ü создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

ü преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

ü переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

ü строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

ü строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

ü анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата, проводить рефлексию.

 

8. Смысловое чтение.

 

Обучающийся сможет:

ü находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ü ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

ü устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

ü резюмировать главную идею текста;

ü преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);

ü критически оценивать содержание и форму текста.

 

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Обучающийся сможет:

ü определять своё отношение к природной среде;

ü анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

ü проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

ü прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

ü распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

ü выражать своё отношение к природе через рисунки, эссе, модели, проектные работы.

 

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 

Обучающийся сможет:

ü формулировать оптимальные ключевые поисковые слова и запросы для минимизации времени поиска;

ü осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

ü критически оценивать источники информации и формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

ü соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Коммуникативные УУД

 

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

Обучающийся сможет:

ü определять возможные роли в совместной деятельности;

ü выполнять определённую роль в совместной деятельности;

ü принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;

ü определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

ü строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

ü корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

ü критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

ü предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

ü выделять общую точку зрения в дискуссии;

ü договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

ü организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

ü устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

 

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 

Обучающийся сможет:

ü определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

ü отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

ü представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;

ü соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

ü высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

ü принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

ü создавать письменные тексты по существующим шаблонам и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

ü использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

ü использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

ü делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

 

13. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

 

Обучающийся сможет:

ü целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

ü выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

ü выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

ü использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание эссе, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

ü использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

ü создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Приложение 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

Список литературы и электронных источников:

 

Глозман, Е. С. Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Дрофа, 2019. — 132 с.

Тищенко, А. Т. Технология : рабочая программа: 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.

Федеральный закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» - https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г., № 1897 (в ред. от 31.12.2015 г., № 1577 - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201602050011?index=20&rangeSize=1

Федеральный перечень учебников. Приказ Министерства просвещения РФ № 249 от 18.05.2020 г. – https://rulaws.ru/acts/Prikaz-MinprosvescheniyaRossii-ot-18.05.2020-N-249/

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г., № 189 (в ред. от 22.05.2019 г.) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_111395/

Приказ Министерства просвещения РФ № 465 от 03.09.2019 г. «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения ….., по созданию ……новых мест в общеобразовательных организациях ….» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_341857/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518/

Примерная основная образовательная программа основного общего образования - https://fgosreestr.ru/registry/пооп_ооо_06-02-2020/

 


 

Скачано с www.znanio.ru