Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс

Оценка 4.8
doc
06.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Истоки" 1 класс
Титенко_Истоки_1.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 7

 

                                                                                                     

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО учителей начальных классов

_______________________________

                  (Ф.И.О., подпись)

 

Протокол № ________________________

«____» _____________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Эксперт

_______________________________

                         (Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7

  ______________ Е.Г. Кондрашкина

Приказ № ____________________

от «____» _____________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Наименование __Истоки_____________________________________________________________________________

Класс ______1_В_____________________________________________________________________ _____________

Уровень общего образования __ начальное общее образование

Ф.И.О. учителя 

Количество часов по плану: всего за год _____34__________; в неделю 1

Планирование составлено на основе: программы "Истоки" под редакцией И. А. Кузьмина.– М.: Истоки, 2010. _______

Учебник «Истоки». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский

 дом «Истоки,2011. -112с., авт.  А.В. Камкин____________________________________________________________

Рабочую программу составила       


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа внеурочной деятельности «Истоки» является составительской и разработана на основе специализированной литературы:

- «Программа для начальной школы», 1 класс, составитель А.В. Камкин;

      -  Истоки. Программа под редакцией И. А. Кузьмина. – М.: Истоки, 2010.

А также авторской программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

 Актуальность: в наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого, сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи является создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

       Целью данной программы является развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.

 Достижение этой цели обеспечивается решением следующих ос­новных задач:

1.                  Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;

2.                  Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

3.                  Развивать образное и логическое мышление;

4.                  Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества;

5.     Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.                      Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:

-       освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;

-       развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;

-       развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

           Данная программа предназначена для обучающихся 1-х классов и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 32 часа в год. Основной формой работы по программе является занятие.

         Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

        В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради, учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

     Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, проведение  праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.

      В 1-м классе дети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры как: Мир, Слово, Образ, Книга.

Программа состоит из 4 взаимосвязанных разделов:

1.      Мир.

2.      Слово.

3.      Образ.

4.      Книга.

«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:

1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).

3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.

В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).

Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.

Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.

Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».

              По окончанию учебного года учащиеся должны демонстрировать уровень подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Требования», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.        

В результате освоения программы, обучающиеся овладевают:

-  знаниями об основных социокультурных ценностях, присущих российской цивилизации, происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается пер­вый опыт целостного социокультурного её восприятия;

- умениями и навыками отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; определять цель выполнения задания под руководством учителя;

- умением составлять план действий и самостоя­тельно выполнять предложенные задания.

Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения:

1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3. формирование уважительного отношения к иному мнению

4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире людей.

Метапредметные результаты освоения должны отражать:

1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня умственной работоспособности и самостоятельных занятий.

Учебный план на 2017-2018 гг.

 

Разделы программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Мир

8

5

3

2

Слово

8

5

3

3

Образ

8

6

2

4

Книга

10

7

3

Итого:

34

23

11

 

Содержание программы (34 часа)

Мир (8 часов)

Солнышко, мама и папа. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

Истоки и Школа. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

Истоки и радуга. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

сказки пушкина. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

родной край. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

щит и герб. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

илья муромец. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (8 часов)

слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.

Слово проверяется делом.

весна и слово. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?

Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

золотое сердечко. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

Серебряное копытце. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

добрыня никитич. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

слово о родителях. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

алеша попович. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ (8 часов)

родник. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

образ родины. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

защитник отечества. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

образ праздника. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Книга (10 часов)

книга. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.

книга книг. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга     книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.  

живое слово книги. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.

первая книга. Мир книги. ПРАЗДНИК В МИРЕ КНИГ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

 

Календарно – тематическое планирование  «Истоки» в 2017-2018 учебном году

 в 1 В классе

 

№ занятия

Разделы программы и темы занятий

Кол-во часов

Дата

провед

ения

по 

плану плану

ения проведения

Дата проведения по факту

Раздел 1.Мир. 8

1

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

1

 

 

2

 Мир и лад.

1

 

 

3

 Истоки и школа

1

 

 

4

Истоки и радуга

1

 

 

5

Сказки А.С. Пушкина.

1

 

 

6

Родной край

1

 

 

7

Щит и герб.

1

 

 

8

Илья Муромец.

1

 

 

Раздел 2.Слово 8

9

Слово.

1

 

 

10

 Весна и слово.

1

 

 

11

Золотое сердечко

1

 

 

12

Серебряное копытце

1

 

 

13

 Добрыня Никитич.

1

 

 

14

Слово о родителях.

1

 

 

15

Слово святое. Алеша Попович.

1

 

 

16

Чаша жизни.

1

 

 

Раздел 3. "Образ " 8

17-18

Родник

2

 

 

19

Образ Родины

1

 

 

20-21

 Образ защитника Отечества

2

 

 

22

Образ праздника

1

 

 

23

 "Георгиевская скала"

1

 

 

24

Экскурсия в музей.

1

 

 

Раздел 4.«Книга» 9

25-26

 Книга

2

 

 

27

 Книга книг.

1

 

 

28-29

 Живое слово книги.

2

 

 

30-31

Первая книга

2

 

 

32

Мир книги.

1

 

 

33-34

Праздник в мире книг

2

 

 

Итого:

 

34

 

 

Планируемые результаты.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Истоки» к концу первого года обучения.

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в ближней и дальней социокультурной среде;

- рассказывать о своей семье, народе, родных просторах, о традиционных технологиях труда земного, книге, храме и др., как о вечных ценностях;

- включать их в систему своего жизненного опыта;

- использовать приобретенные знания при выполнении активных занятий;

- проявлять творчество при выполнении заданий в рабочей тетради и в ресурсном кругу;

- общаться в парах, группах, испытывать радость от совместного успеха, научатся управлять своей деятельностью.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уважительно относиться к вечным ценностям;

- выполнять активные занятия самостоятельно, в парах, группах, управлять видом своей деятельности.

Личностные УУД.

1. Действия, реализующие потребность школьника социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направленной на достижение творческой самореализации.

2. Действия, характеризующие уважительное отношение к вечным ценностям человека.

3. Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и прочувствования материала.

Регулятивные УУД.

1. Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов.

2. Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, в словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Сохранение информации на бумажных электронных носителях.

3. Анализ информации из учебника, рабочей тетради и других источниках и использование ее в организации работы на уроке.

4. Составление рассказов по теме.

5. Применение полученных знаний о родном очаге, о родных просторах, труде земном, о труде души при выполнении активных форм обучения.

6. Участие в проведении ресурсного круга

5. Выражение своих впечатлений от услышанной и прочитанной информации в виде жанровых рисунков, цветовых гамм, изображение конкретных предметов или явлений природы.

6. Составление рассказов, сообщений по заданной теме.

7. Комментированное чтение статей.

8. Поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД.

1. Учет позиции собеседника (соседа по парте).

2. Умение договариваться, приходить к общему решению совместной деятельности при выполнении тренингов.

3. Умение анализировать работу пары, четверки, группы.

Учебно - методическое сопровождение.

 

Для эффективного освоения данной программы необходимы:

1.      Учебно-методические пособия и литература для детей.

1. Азбука Истоков. Золотое сердеч­ко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2009). Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А.

2. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Ис­токи», 2010). Давыдова Е.Ю.

3. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. Части I и II (Издатель­ский дом «Истоки», 2010). Давыдова Е.Ю.

2.      Учебно-методические пособия и литература для учителя.

1. О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте».

2. Методический коммен­тарий (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 35-56).

 3. Программа учебного курса «Исто­ки» (1-4 классы) (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е, дополнен­ное, 2010, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополнен­ное, 2009, с. 13-32). И.А. Кузьмин, А.В. Камкин.

3. Дополнительная литература для учащихся.

        - В. Белов «Лад»

- Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

4. Дополнительная литература для учителя.

            1. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

2. Истоковедение, тома 2, 5.  Издательский дом «Истоки», 2007 год

3. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005

Список использованной литературы.

1.                  Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

2.                  Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.

3.                  Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

4.                  Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.


5.                  Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Истоки» является составительской и разработана на основе специализированной литературы: - «Программа для начальной школы», 1 класс, составитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Истоки» является составительской и разработана на основе специализированной литературы: - «Программа для начальной школы», 1 класс, составитель

Формы подведения итогов : анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления

Формы подведения итогов : анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления

Метапредметные результаты освоения должны отражать: 1

Метапредметные результаты освоения должны отражать: 1

Русский богатырь. Родная земля

Русский богатырь. Родная земля

Родной край 1 7

Родной край 1 7

Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах

Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах

Православный храм и икона, «Эксмо»,

Православный храм и икона, «Эксмо»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020