Рабочая программа по внеурочной деятельности Мы твои друзья экологической направленности
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мы твои друзья экологической направленности

Оценка 4.9
docx
05.09.2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мы твои друзья экологической направленности
рабочая программа по внеурочной деятельности Мы твои друзья экологической направленности.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района

 

 

 

 

Утверждено

приказом МБОУ Мечетинской СОШ

от 28.08.2020 № 383

Директор___________ Л.В. Недоведеева                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

социального направления

 «Мы твои друзья»

(экология)

основного общего  образования

для 5 «А», «Б» классов

на 2020-2021 учебный год

педагог дополнительного образования:

Гурдесова Елена Викторовна

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса

 

Личностные

Предметные

Метапредметные

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 

- знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ростовской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

·         что такое наблюдение и опыт;

·         экология - наука об общем доме;

·         экологически сообразные правила поведения в природе.

 

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

·         выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

·         применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

·         ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

·         составлять экологические модели, трофические цепи;

·         доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

·         заботиться о здоровом образе жизни;

·         заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

·         предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

·         осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

·         наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

·         оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

·         ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

 

 

 

 

               Содержание курса «Мы твои друзья» (экология)  (35 часов)

 

1

Введение

1 час

2

Среда обитания

6 часов

3

Жизнь животных

4 часа

4

Реки и озёра

5 часов

5

Человек и животные

8 часов

6

Сельскохозяйственный труд

10 часов

7

Заключительное занятие

1 час

 

               Итого за год – 35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема

Виды  учебной деятельности, форма проведения

 

 

по плану

по факту

 

 

 

 

 

 

1. Введение (1 час)

1

07.09.

03.09.

1

Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

2. Среда обитания (6 часов)

2

14.09.

10.09.

1

Времена года на Земле

 

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

3

21.09.

17.09.

1

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе 

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

4

28.09.

24.09.

1

Изменения окружающей среды

 

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

5

05.10.

01.10.

1

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» 

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

6

12.10.

08.10.

1

Условия жизни растений 

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

7

19.10.

15.10.

1

Разнообразие животных, условия их жизни 

 

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

3. Жизнь животных (4 часа)

8

02.11.

22.10.

1

Динозавры – вымерший вид животных 

 

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

9

09.11.

05.11.

1

 Взаимоотношения в животном мире

 

Рассмотреть виды взаимоотношений в животном мире. Содружество водных обитателей. Временное, но важное сотрудничество. Односторонняя выгода. Взаимные услуги.

10

16.11.

12.11.

1

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

 

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

11

23.11.

19.11.

1

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги Разгадывание загадок.

 

4. Реки и озёра (5 часов)

12

30.11.

26.11

1

Реки и озера

Пресная вода. Осадки.

13

07.12.

03.12.

1

Получение кислорода под водой

 

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

14

14.12.

10.12.

1

Пресноводные животные и растения 

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

15

21.12.

17.12.

1

Жизнь у рек и озер

 

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

16

11.01.

24.12.

1

Экологический проект

« Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» 

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

5. Человек и животные (8 часов)

17

18.01.

14.01.

1

Жизнь среди людей 

 

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

 

18

25.01.

21.01.

1

Ролевая игра «Это все кошки» 

Приобщение к бережному отношению  кошкам.

19

01.02.

28.01

1

Домашние животные 

 

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация.

20

08.02.

04.02.

1

Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

21

15.02.

11.02.

1

Уход за домашними животными

 

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

22

22.02.

18.02.

1

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

23

01.03.

25.02.

1

Люди и паразиты 

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

24

15.03.

04.03.

1

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

 

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

6. Сельскохозяйственный труд (10 часов)

25

29.03.

11.03.

1

Почва

 

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

26

05.04.

18.03.

1

Семена овощных и декоративных культур 

 

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

27

12.04.

01.04.

1

 Подготовка почвы на пришкольном участке 

 

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

28

19.04.

08.04.

1

 Высадка рассады на участке. Составление графика полива

 

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

29

26.04.

15.04.

1

Акция «Сохраним первоцвет!» 

 

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям (составление и распространении листовок – призывов.

30

17.05.

22.04.

1

Декоративные растения 

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

 

31

24.05.

29.04.

1

Комнатные растения

Уход за комнатными растениями и живыми уголками в классных комнатах

32

31.05.

06.05.

1

Практическая работа «Значение комнатных растений для человека»

Разнообразие и происхождение комнатных растений. Основные группы комнатных растений.

33

 

13.05.

1

Птицы помощники на огороде.

Изучение орнитофауны Ростовской области. Выявить птиц помощников на огороде

34

 

20.05

1

 Вредители сельскохозяйственных культур. Рыхление. 

Закрепить представление о вредителях сельскохозяйственных культур. Что такое рыхление.

7. Заключительное занятие (1 час)

35

 

27.05.

1

Конкурсная программа «Юные экологи»

Обобщение изученного материала. Работа в группах.

 

 

 


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания                                                                                  

методического объединения

педагогов дополнительного образования

МБОУ Мечетинской СОШ                                                                           

от 25.08.2020. №1                                                                                                                         _________Гурдесова Е.В. 

СОГЛАСОВАНО                                                                                   

Заместитель директора по УВР

МБОУ Мечетинской СОШ

_____________Аксененко Т.Е.              

26.08.2020г.                                      



 

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Содержание курса «Мы твои друзья» (экология) (35 часов) 1

Содержание курса «Мы твои друзья» (экология) (35 часов) 1

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Взаимоотношения в животном мире

Взаимоотношения в животном мире

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»

Комнатные растения Уход за комнатными растениями и живыми уголками в классных комнатах 32 31

Комнатные растения Уход за комнатными растениями и живыми уголками в классных комнатах 32 31
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2021