муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
Утверждено
приказом МБОУ Мечетинской СОШ
от 28.08.2020 № 383
Директор___________ Л.В. Недоведеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
«Мы твои друзья»
(экология)
основного общего образования
для 5 «А», «Б» классов
на 2020-2021 учебный год
педагог дополнительного образования:
Гурдесова Елена Викторовна
Планируемые результаты освоения курса
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
|
- знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ростовской области; -какую пользу приносят представители животного мира; -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; - планета Земля - наш большой дом; - Солнце - источник жизни на Земле; - неживое и живое в природе; -основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - самоценность любого организма; - значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); -организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; - человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; -условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; -способы сохранения окружающей природы; · что такое наблюдение и опыт; · экология - наука об общем доме; · экологически сообразные правила поведения в природе.
|
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами; · выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; · применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; · ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); · составлять экологические модели, трофические цепи; · доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; · заботиться о здоровом образе жизни; · заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; · предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); · осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; · наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; · оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; · ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
|
Содержание курса «Мы твои друзья» (экология) (35 часов)
1 |
Введение |
1 час |
2 |
Среда обитания |
6 часов |
3 |
Жизнь животных |
4 часа |
4 |
Реки и озёра |
5 часов |
5 |
Человек и животные |
8 часов |
6 |
Сельскохозяйственный труд |
10 часов |
7 |
Заключительное занятие |
1 час |
Итого за год – 35 часов
Тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Кол-во часов |
Тема |
Виды учебной деятельности, форма проведения
|
|||
|
по плану |
по факту |
|
|
|
||
5а |
5б |
|
|
|
|||
1. Введение (1 час) |
|||||||
1 |
07.09. |
03.09. |
1 |
Жизнь на Земле |
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. |
||
2. Среда обитания (6 часов) |
|||||||
2 |
14.09. |
10.09. |
1 |
Времена года на Земле
|
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. |
||
3 |
21.09. |
17.09. |
1 |
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе |
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. |
||
4 |
28.09. |
24.09. |
1 |
Изменения окружающей среды
|
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) |
||
5 |
05.10. |
01.10. |
1 |
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» |
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. |
||
6 |
12.10. |
08.10. |
1 |
Условия жизни растений |
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения |
||
7 |
19.10. |
15.10. |
1 |
Разнообразие животных, условия их жизни
|
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. |
||
3. Жизнь животных (4 часа) |
|||||||
8 |
02.11. |
22.10. |
1 |
Динозавры – вымерший вид животных
|
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков |
||
9 |
09.11. |
05.11. |
1 |
Взаимоотношения в животном мире
|
Рассмотреть виды взаимоотношений в животном мире. Содружество водных обитателей. Временное, но важное сотрудничество. Односторонняя выгода. Взаимные услуги. |
||
10 |
16.11. |
12.11. |
1 |
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?
|
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. |
||
11 |
23.11. |
19.11. |
1 |
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) |
Знакомство с разделами Красной книги Разгадывание загадок.
|
||
4. Реки и озёра (5 часов) |
|||||||
12 |
30.11. |
26.11 |
1 |
Реки и озера |
Пресная вода. Осадки. |
||
13 |
07.12. |
03.12. |
1 |
Получение кислорода под водой
|
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) |
||
14 |
14.12. |
10.12. |
1 |
Пресноводные животные и растения |
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов |
||
15 |
21.12. |
17.12. |
1 |
Жизнь у рек и озер
|
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) |
||
16 |
11.01. |
24.12. |
1 |
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» |
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов |
||
5. Человек и животные (8 часов) |
|||||||
17 |
18.01. |
14.01. |
1 |
Жизнь среди людей
|
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
|
||
18 |
25.01. |
21.01. |
1 |
Ролевая игра «Это все кошки» |
Приобщение к бережному отношению кошкам. |
||
19 |
01.02. |
28.01 |
1 |
Домашние животные
|
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация. |
||
20 |
08.02. |
04.02. |
1 |
Викторина «Собаки – наши друзья» |
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». |
||
21 |
15.02. |
11.02. |
1 |
Уход за домашними животными
|
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). |
||
22 |
22.02. |
18.02. |
1 |
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». |
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. |
||
23 |
01.03. |
25.02. |
1 |
Люди и паразиты |
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. |
||
24 |
15.03. |
04.03. |
1 |
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
|
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» |
||
6. Сельскохозяйственный труд (10 часов) |
|||||||
25 |
29.03. |
11.03. |
1 |
Почва
|
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). |
||
26 |
05.04. |
18.03. |
1 |
Семена овощных и декоративных культур
|
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. |
||
27 |
12.04. |
01.04. |
1 |
Подготовка почвы на пришкольном участке
|
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. |
||
28 |
19.04. |
08.04. |
1 |
Высадка рассады на участке. Составление графика полива
|
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. |
||
29 |
26.04. |
15.04. |
1 |
Акция «Сохраним первоцвет!»
|
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям (составление и распространении листовок – призывов. |
||
30 |
17.05. |
22.04. |
1 |
Декоративные растения |
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
|
||
31 |
24.05. |
29.04. |
1 |
Комнатные растения |
Уход за комнатными растениями и живыми уголками в классных комнатах |
||
32 |
31.05. |
06.05. |
1 |
Практическая работа «Значение комнатных растений для человека» |
Разнообразие и происхождение комнатных растений. Основные группы комнатных растений. |
||
33 |
|
13.05. |
1 |
Птицы помощники на огороде. |
Изучение орнитофауны Ростовской области. Выявить птиц помощников на огороде |
||
34 |
|
20.05 |
1 |
Вредители сельскохозяйственных культур. Рыхление. |
Закрепить представление о вредителях сельскохозяйственных культур. Что такое рыхление. |
||
7. Заключительное занятие (1 час) |
|||||||
35 |
|
27.05. |
1 |
Конкурсная программа «Юные экологи» |
Обобщение изученного материала. Работа в группах. |
||
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
педагогов дополнительного образования
МБОУ Мечетинской СОШ
от 25.08.2020. №1 _________Гурдесова Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Мечетинской СОШ
_____________Аксененко Т.Е.
26.08.2020г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.