Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мое здоровье"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мое здоровье"

Оценка 4.9
doc
21.10.2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мое здоровье"
я и моё здоровье - копия.doc

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

 

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа №7"

приказ от ____26.08.2021____ №__380___

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

"Я и моё здоровье"

1 а класс

2021-2022 учебный год

 

Составитель:

                                                                                                                                                     

 Пономарева Виктория Алексеевна, учитель начальных классов

 

                                        

 

 

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА.

Протокол заседания методического совета от ______________№ ______

____________________/ ____________________

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск

2021


 

Пояснительная записка

                                                         

                                                                            «Здоровье – не отсутствие болезни, а               

                                                                                  физическая, социальная и психологическая

                                           гармония человека»

И.Т.Фролов

           Наше будущее – наши дети. Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.   

         По результатам многочисленных исследований здоровье школьников с 1 класса ухудшается, все больше с каждым годом его обучения в школе. Одна из причин – низкая двигательная активность и нахождение значительного времени в статичном сидячем положении за партой в школе, за компьютером дома. Поэтому необходимо сделать акцент на активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, культуры здоровья. 

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.        

Программа «Я и мое здоровье» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по формированию здорового и правильного образа жизни и включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

             Программа внеурочной деятельности  «Я и мое здоровье» начинается с первого класса и рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 33ч в 1 классе и 34ч во 2-4 классах. Программа подразделяется на 6 самостоятельных разделов. В каждом классе темы разделов повторяются и подаются по спирали, что соответствует возрастающему объему знаний обучающихся. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я и мое здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

 

Основные цели программы:

·        формирование представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

·        формирование основ ЗОЖ;

·        формирование осознанного стремления выполнять правила личной гигиены и ЗОЖ;

·        углубление представлений о детском организме, ухода за ним, своих личностных качествах и достоинствах;

·        формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав и обязанностей перед ним;

·        расширение и систематизация представлений учащихся по организации безопасности жизни.

 

Цели программы  конкретизируют следующие задачи:

·        ознакомление с основами формирования ЗОЖ;

·        формирование представлений о необходимости бережного отношения к своему здоровью в период роста;

·        формирование навыков оценки своего физического состояния;

·        формирование навыков здоровьесберегающего поведения;

·        обогащение знаниями, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности;

·        формирование основ межличностного общения в детском коллективе;

·        развитие познавательной активности, наблюдательности, умения слушать других, излагать и обосновывать свою точку зрения.

          Занятия проводятся с пользованием профилактических методик, например, оздоровительной гимнастики (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и т.д.); самомассажа, применением функциональной музыки, чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью. Занятия  проводятся с использованием таких средств как сюжетно-ролевые игры, отработка этикета в движении, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика, танцевальные упражнения, инсценировка, викторины, конкурсы, просмотр мультфильмов, посещение библиотеки, и т.д.

          Использование различных форм и методов проведения занятий способствует усвоению и  систематизации знаний в области здоровьесбережения; развитию познавательной сферы обучающихся, формированию нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, творческого отношения к любому виду деятельности.        

          Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Материал, используемый на занятиях, должен содержать доступную, достаточную и достоверную информацию. Учитывая уровень информированности детей, тематику занятий можно углублять и расширять. 

           К реализации данной программы учитель может привлекать учителей предметников, педагогов дополнительного образования, школьного психолога, врача, родителей.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. 

 

 Данная  программа строится на принципах:

 

- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

   Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

 

Предполагаемый результат:

      Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

 

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

       - осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

 

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

 

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

·        этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «По тропе здоровья»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

 

Метапредметные

·        навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

·        умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

·        установление причинно-следственных связей;

 

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

 

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;

·        слушать собеседника;

·        договариваться и приходить к общему решению;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы «Я и мое здоровье»

1        класс

 

Раздел 1. Здравствуй, это я! (3ч)      

 

Тема 1. Урок улыбки

          Знакомство детей с учителем и между собой. Формирование умения задавать вопросы по теме «Знакомство». Развитие речи, внимания, коммуникативных навыков. Учебная игра «Будь внимательным», «Волшебный цветик – семицветик».

 

Тема 2.  Я – ученик

          Формирование представлений о школе, школьниках, учителях. Правила поведения в школе, на уроках, на перемене. Правила вежливости. Права и обязанности школьников. Экскурсия по школе.

 

Тема 3. Я – особенный

          Формирование умения поделиться своими представлениями о себе. Индивидуальные особенности сверстников. Введение понятия «противоречие». Обсуждение противоречия «люблю - не люблю».

 

Раздел 2. Я и мое здоровье (11ч)

 

Тема 1. Мое здоровье. Что такое ЗОЖ?

          Содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Сравнение понятий «здоровье» и «болезнь». Игра «Можно – нельзя».

 

Тема 2. Режим дня первоклассника

          Режим – одно из важнейших условий успешной учебы и хорошего здоровья. Формирование умения выполнять режим дня. Игра «Веселый будильник».

 

Тема 3. Я и мое тело

          Строение тела человека (общий обзор). Части тела человека и их функциональное предназначение. Просмотр видеофильма.

 

Тема 4. Осанка

          Осанка. Правильная посадка при чтении и письме. Значение правильной посадки для формирования осанки. Формирование убеждения в необходимости правильной посадки (эстетическая, гигиеническая и учебная мотивация). Игра «Великаны – карлики».

 

Тема 5. Динамический урок «Улучшим осанку»

          Разучивание комплекса физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки. Игры для формирования правильной осанки. «Ванька-встанька», «Лошадки».

 

Тема 6. Основы личной гигиены

          Значение соблюдения правил личной гигиены для здоровья. Культура поведения. Поддержание порядка и чистоты одежды, обуви, учебных

принадлежностей. Конкурс загадок.

 

Тема 7. В гостях у Мойдодыра

         Чистая кожа – основное требование личной гигиены. От чего загрязняется кожа. Уход за кожей. Формирование навыка мытья рук, ног, тела, смены белья. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

 

Тема 8. Уроки королевы Зубной Щетки

         Для чего нужны зубы? Молочные и постоянные зубы. Почему зубы начинают болеть. Больные зубы – причина многих недугов. Что бывает при потере зуба. Как чистить зубы.

 

Тема 9. Береги глаз как алмаз

        Глаза – важный источник информации об окружающем мире. Как беречь глаза. Организация зрительного режима. Воспитание правильной посадки во время занятия – основа сохранения зрения. Разучивание простых упражнений для отдыха глаз.

 

Тема 10-11. Режим труда и отдыха. «Веселые физминутки»

        Физкультминутка и ее значение. Разучивание разнообразных по форме проведения физкультминуток: танцевально-ритмические, двигательно-речевые, физкультурно-спортивные, когнитивные, двигательные действия и задачи.

 

Раздел 3. Вредные привычки (2ч)

 

Тема 1. Что такое «вредные привычки»?

          Содержание понятия «вредные привычки». Какие бывают вредные привычки. В чем их опасность. Как от них избавиться. Игра «Волшебное зеркало».

 

Тема 2. О вреде курения

     Формирование представления о вреде табакокурения на детский организм и состояние здоровья в целом. Просмотр видеофильма.

Раздел 4. Гигиена питания (6ч)

 

Тема 1. Питание – основа жизни

          Значение питания для развития и жизнеспособности человеческого организма. Питание человека на различных возрастных стадиях. Значение разнообразной пищи для растущего организма.

 

Тема 2. Гигиенические правила приема пищи

          Правила питания. Значение культурно-гигиенических навыков приема пищи. Игра «Можно – нельзя».

 

Тема 3. Правила поведения за столом

          Изучение правил культурного поведения за столом. Просмотр мультфильма «Три медведя».

 

Тема 4. Где и как готовят пищу

          Кухонные принадлежности, электроприборы и их использование. Экскурсия в школьную столовую.

 

Тема 5. «Лесная столовая» 

          Лесные ягоды, орехи. Съедобные и несъедобные грибы. Способы хранения и блюда из лесных даров. Работа на листочках «Съедобные и несъедобные грибы».

 

Тема 6. Предупреждение пищевых отравлений

          Беседа школьного врача о причинах пищевых отравлений, мерах их профилактики.

 

Раздел 5. Этика и этикет (7ч)

 

Тема 1. Этикет прихода и ухода из школы

          Содержание понятий «этика» и «этикет». Этика и этикет младшего школьника. Школьный этикет. Правила прихода и ухода из школы. Учебные игры: «Ученик входит в класс до начала урока», «Ученик опоздал на урок», «Ученик уходит домой раньше остальных».

 

Тема 2. Внешний вид учащихся

          Внешний вид учащегося. Виды одежды: школьная (деловая), спортивная, домашняя, уличная, рабочая.

 

Тема 3. Этикет поведения учащихся на перемене

          Правила поведения на перемене и подготовка к уроку. Разучивание подвижных игр, которые можно использовать на перемене.

 

Тема 4. Правила содержания учебных вещей

          Правила ухода за рабочим местом в классе, оформление письменных работ, сохранение учебных вещей, школьного имущества. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков».

 

Тема 5. Учись учиться

          Знакомство с умениями, которыми должен овладеть школьник в результате обучения в начальной школе и отрабатывать их на уроке. Разбор ситуаций. Игра «Можно – нельзя».

 

Тема 6. Занятия в кружках по интересам

          Содержание понятия «увлечение». Какие бывают увлечения. Кружки по интересам. Анкетирование «Мои увлечения».

 

Тема 7. Я  и моя семья

          Содержание понятия «семья», представление о взрослых людях, детях, их взаимоотношениях. Понимание многообразия социальных ролей, выполняемых членами семьи. Традиции и любимые занятия членов семьи. Выставка фото – сочинений «Моя семья».

 

Раздел 6. Основы безопасности и профилактика

детского травматизма (4ч)

Тема 1. Безопасный маршрут

          Домашний адрес. Дорога от школы до дома. Составные части улицы. Правила перехода проезжей части. Занятие на транспортной площадке. Игра «Светофор».

 

Тема 2. Ситуации – «ловушки»

          Ситуации, в которые часто попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части», «родитель с детьми». Просмотр видеофильма.

 

Тема 3. Поведение во время перемен, подвижных игр

          Элементарные правила безопасности при проведении подвижных игр. Опасности открытого окна. Опасности катания на перилах. Игры в помещении «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». Игры в фанты.

 

Тема 4. «Осторожно – огонь!».

          Что такое экстремальная ситуация. Поведение при пожаре. Сигналы оповещения. Учебная эвакуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

1 класс

«Я и мое здоровье»

Категория слушателей: обучающиеся 1 класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий:  1 час в неделю (33 часа)

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов и тем занятий

 

Кол-во часов

В том числе:

аудиторных

(теория)

неаудиторных

(практика)

I

Здравствуй, это я!

3

1

2

1

Урок улыбки

 

 

1

2

Я – ученик

 

 

1

3

Я – особенный

 

1

 

II

Я и мое здоровье

11

4

7

1

Мое здоровье. Что такое ЗОЖ?

 

1

 

2

Режим дня первоклассника

 

 

1

3

Я и мое тело

 

1

 

4

Осанка

 

 

 

5

Динамический урок «Улучшим осанку»

 

 

1

6

Основы личной гигиены

 

1

 

7

В гостях у Мойдодыра

 

1

1

8

Уроки королевы Зубной Щетки

 

 

1

9

Береги глаз как алмаз

 

 

1

10-11

Режим труда и отдыха

 

 

2

III

Вредные привычки

2

1

1

1

Что такое «вредные привычки»?

 

 

1

2

О вреде курения

 

1

 

IV

Гигиена питания

6

3

3

1

Питание – основа жизни

 

1

 

2

Гигиенические навыки приема пищи

 

1

 

3

Правила поведения за столом

 

 

1

4

Где и как готовят пищу

 

 

1

5

«Лесная столовая»

 

1

 

6

Предупреждение пищевых отравлений

 

 

1

V

Этика и этикет

7

4

3

1

Этикет прихода и ухода из школы

 

 

1

2

Внешний вид учащихся

 

1

 

3

Этикет поведения учащихся на перемене

 

 

1

4

Правила содержания учебных вещей

 

1

 

5

Учись учиться

 

 

 

6

Занятия в кружках по интересам

 

1

 

7

Я и моя семья

 

1

 

VI

Основы безопасности и профилактика детского травматизма

4

1

3

1

Безопасный маршрут

 

 

1

2

«Ситуации – ловушки»

 

1

 

3

Поведение во время перемен, подвижных игр

 

 

1

4

«Осторожно – огонь!»

 

 

1

 

Итого:

33

14

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка «Здоровье – не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека»

Пояснительная записка «Здоровье – не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека»

Цели программы конкретизируют следующие задачи : · ознакомление с основами формирования

Цели программы конкретизируют следующие задачи : · ознакомление с основами формирования

Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников

Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников

Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то,…

Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то,…

Содержание программы «Я и мое здоровье» 1 класс

Содержание программы «Я и мое здоровье» 1 класс

Значение соблюдения правил личной гигиены для здоровья

Значение соблюдения правил личной гигиены для здоровья

Изучение правил культурного поведения за столом

Изучение правил культурного поведения за столом

Содержание понятия «семья», представление о взрослых людях, детях, их взаимоотношениях

Содержание понятия «семья», представление о взрослых людях, детях, их взаимоотношениях

Календарно – тематическое планирование 1 класс «

Календарно – тематическое планирование 1 класс «

VI Основы безопасности и профилактика детского травматизма 4 1 3 1

VI Основы безопасности и профилактика детского травматизма 4 1 3 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021