Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Романовская СШ№12
УТВЕРЖДЕНА Приказ №147 от «30 »августа 2022 г Директор школы ___________О.Ю.Безуглова |
Принято и рекомендовано
к утверждению
Педсовет№1 от 30.08.2022г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЭКОКЛУБ «ЗЕМЛЯНЕ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
УРОВЕНЬ:ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ-13-14ЛЕТ
1.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности Земляне для 5-10 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
5. Устав МБОУ Романовской СШ№12
6. основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Романовская СШ№12 для 5-9 классов на 20122- 2023 уч. гг.
7. Программа воспитания и социализации МБОУ Романовская СШ№12
8. Положение о программе внеурочной деятельности, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ Романовская СШ№12
Программа состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка;
2. Личностые и метапредметные результаты освоения курса ВД;
3. Содержание курса ВД с указанием форм организации учебных занятий
4. Календарно-тематическое планирование.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.
Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. Программа экологического кружка «Земляне» имеет научно – познавательную, эмоционально – нравственную и практически – деятельную направленность.
Цель экологического воспитания:
– формирование экологической культуры школьников, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи экологического воспитания:
Образовательные задачи:
- научить понимать пользу и значение природы для
хорошего самочувствия и настроения
- научить основам экологических знаний
- совершенствовать речь, умение обмениваться
экоинформацией, находить объяснение - обоснования.
Воспитательные задачи:
- формировать понимание необходимости соблюдения
человеком правил поведения в природе
- возбуждать желание охранять природу
- воспитывать умение сопереживать всему живому
- воспитывать экологическое мышление детей
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу
Развивающие задачи:
- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление
- развивать психические процессы (внимание, память)
и мыслительные операции (сравнение, обобщение)
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение.
Ожидаемые результаты работы кружка:
1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование мотивов, экологически ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к здоровью, природной среде, жизни, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
3. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятии прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к миру природы.
4. Формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем.
5. Развитие знаний и умений по оценке состояния и охране природного окружения.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю)
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса В.Д.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
· Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
· Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· эстетические потребности, ценности и чувства;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
Ученик получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
· положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
· осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
· устанавливать причинно-следственные связи.
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
· устанавливать аналогии;
· владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
· осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· контролировать действия партнёра;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
№ |
Разделы/темы |
Кол-во часов |
Форма организации занятий/мероприятий |
1 |
Введение |
2 |
Лекция |
1.1
1.2 |
Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки |
|
Беседа |
2
|
Природные комплексы нашей местности |
10 |
Беседа
|
2.1 2.2
2.3 2.4 2.5
2.6.
2.7. 2.8
2.9
2.10 |
Природный комплекс - лес. Искусственные сообщества растений и животных Джергинский заповедник Экологическое исследование школьной территории Поможем зимующим птицам Где живут эти организмы? Луга. болота, реки Природа и человек Экологические проблемы человеческой деятельности Влияние загрязнённости воды на семена и растения Охрана природных комплексов
|
|
Компьютерная презентация Беседа Эксперимент Практическая работа Творческая работа Викторина Беседа Лабораторная работа Презентация |
3 |
Среда обитания человека |
4 |
Лекция |
3.1 |
Воздух, которым мы дышим |
|
Лекция |
3.2 |
Вода, которую мы пьём. |
|
Беседа, презентация |
3.3 |
Круговорот воды в природе |
|
Лекция |
3.4 |
Ток воды в побегах и листьях наземных растений. Определение скорости всасывания растениями воды из колбы |
|
Практическая работа |
4 |
Пища, которую мы едим |
2 |
Лекция |
4.1 |
Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу |
|
Презентация |
4.2 |
Изучение состава питания продуктов (по этикетам) расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм |
|
Практическая работа |
5 |
Дом, в котором мы живем |
3 |
|
5.1 |
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия |
|
Проект «Экологическое состояние домов» |
5.2 |
Вопросы экологии в современных квартирах |
|
Проект «Экологическое состояние квартиры» |
5.3 |
Наблюдение фототропизма растений |
|
Эксперимент |
6 |
Здоровье человека - основа жизни |
6 |
|
6.1 |
Достаточно ли знаю о курение и алкоголе |
|
Анкетирование |
6.2 |
Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» |
|
Выставка рисунков |
6.3 |
Суд над наркотиками |
|
Презентация |
6.4 |
Неожиданные встречи с ядами |
|
Лекция |
6.5 |
Оказание первой помощи при отравлениях. |
|
Беседа |
6.6 |
Здоровый образ жизни |
|
Беседа, тестирование |
7 |
Отходы, как источник загрязнения окружающей среды |
7 |
|
7.1 |
Что ты знаешь о бытовых отходах? |
|
Анкетирование |
7.2 |
Куда девать мусор ? |
|
Беседа |
7.3 |
Свалка» |
|
Лекция |
7.4 |
Жалобы старых вещей» |
|
Презентация |
7.5 |
Творчество из отходов» |
|
Выставка |
7.6 |
Очитсим мир от мусора |
|
Экологический десант |
8 |
Летние задания |
1 |
Исследовательская работа |
4.Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
|
||||||
План |
Факт |
|
||||||||
Тема 1 «Введение» (2 часа) |
|
|||||||||
1 |
Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. |
1 |
1 неделя |
2.09 |
|
|||||
2 |
Экологические науки |
1 |
2 неделя |
9.09 |
|
|||||
Тема 2 «Природные комплексы нашей местности» (10 часов) |
|
|||||||||
3 |
Природный комплекс - лес. |
1 |
3 неделя |
16.09 |
|
|||||
4 |
Искусственные сообщества растений и животных |
1 |
4 неделя |
23.09 |
|
|||||
5 |
Джергинский заповедник |
1 |
5 неделя |
30.09 |
|
|||||
6 |
Экологическое исследование школьной территории |
1 |
6 неделя |
7.10 |
|
|||||
7 |
Поможем зимующим птицам |
1 |
7 неделя |
14.10 |
|
|||||
8 |
Где живут эти организмы? Луга. болота, реки |
1 |
8 неделя |
21.10 |
|
|||||
9 |
Природа и человек |
1 |
9 неделя |
28.10 |
|
|||||
10 |
Экологические проблемы человеческой деятельности |
1 |
10 неделя |
11.11 |
|
|||||
11 |
Влияние загрязнённости воды на семена и растения |
1 |
11 неделя |
18.11 |
|
|||||
12 |
Охрана природных комплексов |
1 |
12 неделя |
25.11 |
|
|||||
Тема 3 «Среда обитания человека» (5 часов) |
|
|||||||||
13 |
Воздух, которым мы дышим |
1 |
13 неделя |
2.12 |
|
|||||
14 |
Вода, которую мы пьём. |
1 |
14 неделя |
9.12 |
|
|||||
15 |
Круговорот воды в природе |
1 |
15 неделя |
16.12 |
|
|||||
16 |
Ток воды в побегах и листьях наземных растений. |
1 |
16 неделя |
23.12 |
|
|||||
17 |
Определение скорости всасывания растениями воды из колбы |
|
17 неделя |
30.12 |
|
|||||
Тема 4 «Пища, которую мы едим» ( 2 часа) |
|
|
18 неделя |
|||||||
18 |
Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу |
1 |
18 неделя |
13.01 |
|
|||||
19 |
Изучение состава питания продуктов (по этикетам) расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм |
1 |
19 неделя |
20.01 |
|
|||||
Тема 5 «Дом, в котором мы живем» (3 часа) |
|
|
20 неделя |
|||||||
20 |
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия |
1 |
20 неделя |
27.01 |
|
|||||
21 |
Вопросы экологии в современных квартирах |
1 |
21 неделя |
3.02 |
|
|||||
22 |
Наблюдение фототропизма растений |
1 |
22 неделя |
10.02 |
|
|||||
Тема 6 «Здоровье человека - основа жизни» (6 часов) |
|
|||||||||
23 |
Достаточно ли знаю о курение и алкоголе |
1 |
23 неделя |
17.02 |
|
|||||
24 |
Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» |
1 |
24 неделя |
3.03 |
|
|||||
25 |
Суд над наркотиками |
1 |
25 неделя |
10.03 |
|
|||||
26 |
Неожиданные встречи с ядами |
1 |
26 неделя |
17.03 |
|
|||||
27 |
Оказание первой помощи при отравлениях. |
1 |
27 неделя |
24.03 |
|
|||||
28 |
Здоровый образ жизни |
1 |
28 неделя |
7.04 |
|
|||||
Тема 7 «Отходы, как источник загрязнения окружающей среды» (6 часов) |
|
|||||||||
29 |
Что ты знаешь о бытовых отходах? |
1 |
29 неделя |
14.04 |
|
|||||
30 |
Куда девать мусор ? |
1 |
30 неделя |
21.04 |
|
|||||
31 |
Свалка» |
1 |
31 неделя |
28.04 |
|
|||||
32 |
Жалобы старых вещей» |
1 |
32 неделя |
5.05 |
|
|||||
33 |
Творчество из отходов» |
1 |
33 неделя |
12.05 |
|
|||||
34 |
Очитсим мир от мусора |
1 |
34 неделя |
19.05 |
|
|||||
Тема 8 «Летние задания» ( 1 час) |
|
|||||||||
35 |
Летние задания |
1 |
35 неделя |
26.05 |
|
|||||
Список литературы:
1..Балбышев И.Н. Из жизни леса. Л.:Лениздат, 2009 г.
2. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 2000.
3. Гаврикова А.А. Загадки о неживой природе. Начальная школа. 1995, № 2013 г.
4.Макаров Ю.Б. Метод экологических проектов в школе / География и экология в школе XXI века № 7, 2014, с.43-48.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.