Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Подросток и закон»
возраст обучающихся: 5-9 класс
срок реализации программы: второе полугодие 2022-2023 учебного года
Разработчик программы:
Полевщикова Наталия Ивановна
2022 год
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
7) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
8) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
9) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
10) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Возможные виды деятельности
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
- рассказ;
- дискуссия (дебаты);
- сюжетно-ролевые игры;
- подготовка и обсуждение докладов учащихся;
- подготовка мультимедийных презентаций;
- изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;
- написание реферата;
- составление словаря топонимов своей местности;
- анализ гербов, составление герба своей семьи;
- изучение денежных знаков;
- участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
- экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
Применяемые технологии
Таблица 1. Образовательные технологии
Группа образовательных технологий |
Образовательная технология |
Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) |
Объяснительно-иллюстративное обучение |
Технология разноуровнего обучения |
|
Технологии развивающего обучения
|
Технология проблемного обучения |
Технология проектного обучения |
|
Технология учебной дискуссии |
|
Технология учебной деловой игры |
Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий |
Педагогическая технология |
Традиционные технологии |
Объяснительно-иллюстративные технологии обучения |
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся |
Игровые технологии |
Проблемное обучение |
|
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
|
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов |
Технология индивидуализации обучения |
|
Групповые технологии |
|
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения |
Формы организации занятий
Занятия проводятся группой. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.
На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).
Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Содержание программного материала
Вводное занятие
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.
“Права и обязанности школьников”
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
“Конвенция ООН о правах ребенка”
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
“Я-гражданин России”
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
“Курить бросим-яд в папиросе!”
Формирование понятия “здоровый образ жизни”. Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
“Стоит ли идти за Клинским?”
Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.
“Влияние молодежных групп”
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.Неформалы – кто они?
“Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ”
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра “Наркоманы – особые, особенные или…”. Игра-обсуждение “Эпидемия”. Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.
Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления»
Обучить детей находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их;
Развить умение видеть опасности и быстро реагировать на них; Воспитывать самоконтроль, самообладание в трудных жизненных ситуациях.
Диагностика «склонности к отклоняющемуся поведению»
Шкалы: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению.
Взыскания и наказания
Виды взысканий и наказаний.
О правопорядке. Правонарушения и преступления.
Определения. Основные черты правонарушения.Виды правонарушений.
Виды или классификация преступлений.Отличие преступления от других видов правонарушения. Административный проступок как вид правонарушения.
Юридическая ответственность как метод борьбы против правонарушений.
Права и обязанности школьников»
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.»
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
««Человек. Личность. Гражданин.»
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
«Семейный, трудовой, гражданский кодексы РФ»
Основы трудового, семейного, гражданского кодексов РФ. Нравственно-правовая культура, гражданская ответственность, культура прав и обязанностей взрослого и детей в семье. Ролевая игра «Мы – будущие избиратели». Правовая игра «Мой взгляд».
«Уголовный кодекс РФ»
Основы уголовного кодекса РФ. Формирование ответственности за поступки. Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса». Насилие и закон. Закон и правопорядок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей) |
1 |
1 |
|
2. |
Права и обязанности школьников |
1 |
1 |
|
3 |
Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18) |
1 |
1 |
|
4. |
Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра» |
2 |
1 |
1 |
5. |
Викторина «Человек. Личность. Гражданин» |
1 |
1 |
|
6. |
Гражданство России Круглый стол «Я – гражданин России» |
1 |
1 |
|
7. |
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) |
1 |
1 |
|
8 |
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» |
2 |
2 |
|
9. |
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» |
1 |
1 |
|
10. |
Круглый стол «Курить бросим – яд в папиросе!» |
2 |
1 |
1 |
11. |
«Стоит ли идти за Клинским?» Преступления, совершаемые подростками. |
1 |
1 |
|
12. |
Влияние молодежных групп. Неформалы. |
2 |
1 |
1 |
13. |
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ. |
2 |
1 |
1 |
14. |
Формирование зависимости от наркотиков. |
1 |
1 |
|
15. |
Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций. |
1 |
1 |
|
17. |
Анкетирование (отношение к наркотикам) Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
18 |
Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних |
1 |
1 |
|
19 |
Конкурс плакатов «Есть выбор – жизнь без наркотиков» |
1 |
1 |
|
20 |
Правовая игра «Большой круг» |
2 |
2 |
|
21 |
Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» |
2 |
2 |
|
22 |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
1 |
1 |
|
23 |
Взыскания и наказания |
1 |
1 |
|
24 |
О правопорядке. Правонарушения и преступления. |
2 |
1 |
1 |
25 |
Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» |
2 |
2 |
|
Всего |
34 часа |
13 часов |
21 час |
приложение 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.
Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.
Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.
Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).
Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.
Истина – то, что существует в действительности, правда.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.
Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.
Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).
Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.
Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.
Приложение 2
ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО С РОЖДЕНИЯ ДО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ
Возраст ребенка |
Права, обязанности, ответственность
|
С рождения |
· Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ). · Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ). · Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом. · Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав. · Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ). · Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 СК РФ). · Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на отдых и досуг. · Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка). · Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка). Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка). |
С 6 лет |
· Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ). Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ). |
С 8 лет |
· Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях). Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). |
С 10 лет |
Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ) |
С 11 лет |
Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании») |
С 14 лет |
· Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»). · Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ). · Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ). · Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами. · Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности. · Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ). · Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ). · Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ). · Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ). · Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). · Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ). · Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ). · Право на объединение в профсоюзы. · Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ). · Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ). · Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ). · Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»). Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ. |
С 15 лет |
· Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). · Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ). |
С 16 лет |
· Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ). · Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ). · Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). · Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). · Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ) |
С 17 лет |
· Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе). |
С 18 лет |
· Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ). · Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). · Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ). · Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»). · Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). · Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ). Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.