ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по истории России для 9-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы по истории к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций М. : Просвещение, 2016, с учётом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №3.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3: 70 часов в год, 3 – в неделю.
Актуальность предмета видится в формировании учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.
Целью предмета истории России является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачи предмета по истории России:
Мировоззренческая: раскрыть своеобразие и неповторимость российской истории и её связь с ведущими процессами мировой истории.
Образовательная: Развивать интерес школьников к прошлому и настоящему родной страны, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей страны.
Воспитательная: способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны.
Специфика данного предмета: Особенность программы - её интегративность, объединение предметов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Предмет «История Нового времени. 1800-1900» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1800 до 1914 годов.
Преподавание предмета «История России XIX века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 9 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Формы работы учащихся на уроках: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля устные ответы, сочинения, контрольные работы, тематический учет знаний, самостоятельные работы, картографические диктанты, исторические диктанты по терминам и датам, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Учебно-тематический план
История России |
||
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Россия в эпоху правления Александра I |
18 |
2 |
Правление Николая I |
11 |
3 |
Россия в правление Александра II |
12 |
4 |
Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX - начале XX в. |
12 |
5 |
Кризис империи в начале XX в. |
17 |
Итого |
|
70 |
Планирование практической части программы
Четверть |
Количество часов в 9а,б,в классах |
Количество часов в 9г классе |
Повторительно- обобщающий урок |
Проект |
|
|
|||
1 четверть |
0 |
0 |
- |
- |
2 четверть |
11 |
12 |
- |
1 |
3 четверть |
32 |
32 |
3 |
- |
4 четверть |
27 |
26 |
7 |
1 |
Итого: |
70 |
70 |
10 |
2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса истории в 9 классе являются:
§ освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России (на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.);
§ уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
§ эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
§ уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
§ гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
§ устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
§ уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
§ уважение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
§ эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
§ формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
§ готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
§ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
§ планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;
§ уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
§ адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
§ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
§ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
§ устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
§ осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
§ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
§ организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
§ осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
§ работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
§ оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
§ в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
§ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
§ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
§ ставить проблему, аргументировать её актуальность;
§ выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
§ делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
§ структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
§ представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
§ знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
§ представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
§ ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
§ представление об основных течениях общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации);
§ установление связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);
§ определение и использование основных исторических понятий периода;
§ установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
§ установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии;
§ составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
§ поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
§ анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);
§ анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели — К. С. Аксаков, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства;
§ сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
§ определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
§ систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
§ приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
§ представление о культурном пространстве России XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия в эпоху правления Александра I.
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Правление Николая I.
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Россия в правление Александра II.
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX - начале XX в.
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Изменения в быту: новые черты жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Жизнь и быт городских «Верхов» и окраин. Изменения в деревенской жизни. Человек индустриального общества.
Кризис империи в начале XX в.
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.
Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела |
№ урока |
Количество часов |
Дата план |
Дата факт |
Информация о корректировке |
Тема урока |
Планируемый результат |
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Россия в эпоху правления Александра I |
1 |
1 |
|
|
|
Введение |
Научатся определять термины: модернизация Получат возможность научиться: рассказывать об особенностях развития России. |
Характеризовать особенности исторического развития России, используя историческую карту.
|
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
2 |
1 |
|
|
|
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
|
Научатся определять термины: аграрная революция, промышленная революция, демографическая революция, крепостническая система хозяйства Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.
|
Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
3 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
4 |
1 |
|
|
|
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского
|
Научатся определять термины: Комитет министров, Государственный совет, Государственная дума Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени.
|
Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
5 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
6 |
1 |
|
|
|
Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг |
Научатся определять термины: антифранцузская коалиция Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.
|
Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
7 |
1 |
|
|
|
Отечественная война 1812 г. |
Научатся определять термины: Отечественная война Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.
|
Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
8 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
9 |
1 |
|
|
|
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг. |
Научатся определять термины: Венский конгресс, Священный союз Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.
|
Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
10 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
11 |
1 |
|
|
|
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 |
Научатся определять термины: «польский эксперимент» Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени. |
Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения внутриполитического курса Александра I. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
12 |
1 |
|
|
|
Национальная политика Александра I |
Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать национальную и религиозную политику Александра 1. Объяснять последствия проводимой политики. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
13 |
1 |
|
|
|
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. |
Научатся определять термины: военные поселения, аракчеевщина Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.
|
Объяснять смысл понятий: военные поселения, аракчеевщина. Давать характеристику личности и деятельности Александра I. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
14 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
15 |
1 |
|
|
|
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов
|
Научатся определять термины: автономия, идеолог, маневр, манифест, Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору) на основе научно-популярной литературы. Излагать оценку движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к ним и оценку их деятельности. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
16 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
17 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
18 |
1 |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой четверти XIX в» |
Научатся определять термины, изученные в разделе Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. |
Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории первой четверти XIX в. Давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории первой четверти XIX в. Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Александра I по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
Правление Николая I |
19 |
1 |
|
|
|
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I |
Научатся определять термины: кодификация законов, корпус жандармов Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий: кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
20 |
|
|
|
|
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века |
Научатся определять термины: промышленный переворот, протекционизм, экономическая отсталость Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западно-европейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина. |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
21 |
1 |
|
|
|
Общественное движение при Николае |
Научатся определять термины: западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Объяснять смысл понятий: западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западни ков и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
22 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
23 |
1 |
|
|
|
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны |
Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать национальную и религиозную политику Николая 1 и объяснять последствия проводимой политики. Характеризовать этнокультурный облик страны. |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
24 |
1 |
|
|
|
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. |
Научатся определять термины: мюридизм Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать основные на правления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Перси ей и Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристики за щитников Севастополя. Показывать на карте территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в. Рассказывать о положении на родов Российской империи, национальной политике власти (с использованием материалов истории края). |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
25 |
1 |
|
|
|
Крымская война 1853—1856 гг. |
Получат возможность научиться: называть основные даты, события, указанного времени, показывать значимые события на карте.
|
Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1853–1856 гг. Подготовить сообщение об одном из участников Крымской войны (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Крымской войны для российского общества. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
26 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
27 |
1 |
|
|
|
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование |
Научатся определять термины: Русское географическое общество Получат возможность научиться: называть достижения науки и образования указанного времени |
Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору). Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
28 |
1 |
|
|
|
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура |
Научатся определять термины Получат возможность научиться: называть достижения художественной культуры указанного времени |
|
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
29 |
1 |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй четверти XIX в» |
Научатся определять термины, изученные в разделе Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. |
Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории второй четверти XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории второй четверти XIX в. Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Николая I по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
Россия в правление Александра II |
30 |
|
|
|
|
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России |
Научатся определять термины: индустриализация. промышленный переворот, Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.
|
Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
31 |
1 |
|
|
|
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861гг.
|
Научатся определять термины: редакционные комиссии, временно-обязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Называть основные положения крестьянской реформы высказывать и обосновывать свою оценку. Высказывать суждения о значении крестьянской реформы 1861 гг. для дальнейшего развития страны
|
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
32 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
33 |
1 |
|
|
|
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация
|
Научатся определять термины: земства, городские управы, мировой суд. Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Приводить оценки характера и значения реформ 1860– 1870_х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Объяснять смысл понятий: земства, городские управы, мировой суд |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
34 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
35 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
36 |
1 |
|
|
|
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период |
Научатся определять термины: промышленный подъем Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия на основе информации исторической карты. Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать об экономическом состоянии России, положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.). |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
37 |
1 |
|
|
|
Общественное движение при Александре II и политика правительства
|
Научатся определять термины: нигилизм, народничество Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Излагать оценку значения народнического движения, высказывать своё отношение к ним. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
38 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
39 |
1 |
|
|
|
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и в Европе |
Научатся определять термины Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Давать оценку национальной политики самодержавия при Александре II. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
40 |
1 |
|
|
|
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. |
Научатся определять термины Получат возможность научиться: называть основные даты, события, указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать внешнюю политику Александра II. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870е гг. Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
41 |
1 |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху Великих реформ» |
Научатся определять термины, изученные в разделе Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. |
Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории в эпоху реформ Александра II, давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории в эпоху реформ Александра II. Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Александра II по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX - начале XX в. |
42 |
1 |
|
|
|
Александр III: особенности внутренней политики |
Научатся определять термины: контрреформы, земские начальники, фабричные инспекции Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литера туре, высказывать и аргументировать свою оценку. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
43 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
44 |
1 |
|
|
|
Перемены в экономике и социальном строе. |
Научатся определять термины: Трансиб, специализация. Обыватели, расслоение крестьянства, буржуа, пролетариат Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
45 |
1 |
|
|
|
Общественное движение при Александре III |
Научатся определять термины: народничество, марксизм Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Излагать оценки значения общественного движения, высказывать своё отношение к ним. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
46 |
1 |
|
|
|
Национальная и религиозная политика Александра III |
Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать национальную и религиозную политику Александра III. Объяснять последствия проводимой политики. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
47 |
1 |
|
|
|
Внешняя политика Александра III |
Научатся определять термины: Тройственный союз Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
48 |
1 |
|
|
|
Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования |
Получат возможность научиться: называть достижения науки указанного времени |
Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемо го периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии). Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в. Давать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
49 |
1 |
|
|
|
Культурное пространство империи во второй половине XIX века: русская литература |
Научатся определять термины: критический реализм, Получат возможность научиться: называть достижения литературы указанного времени |
|
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
50 |
1 |
|
|
|
Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура |
Научатся определять : передвижники, эклектика, неорусский стиль Получат возможность научиться: называть достижения искусства указанного времени |
|
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
51 |
1 |
|
|
|
Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX веке |
Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Рассказывать о положении основных слоёв российского общества в этот период, характеризовать его. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
52 |
1 |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX века»
|
Научатся определять термины, изученные в разделе Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. |
Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории второй половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории второй половины XIX в. Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Александра III по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
53 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
Кризис империи в начале XX в. |
54 |
1 |
|
|
|
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития
|
Научатся определять термины: реформизм, технологическая революция, урбанизация Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя ин формацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
55 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
56 |
1 |
|
|
|
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв |
Научатся определять термины: картели, синдикаты, тресты, государственный монополистический капитализм Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
|
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
57 |
1 |
|
|
|
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг
|
Научатся определять термины: радикализм, полицейский социализм, РСДРП, большевики, меньшевики, ПСР(эсеры) Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале XX в. Давать характеристику императора Николая II. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России в начале XX в., характеризовать их определяющие черты. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
58 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
59 |
1 |
|
|
|
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1905-1907 гг |
Научатся определять термины: «большая азиатская программа» Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Характеризовать основные направления внешней политики России, причины русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России. |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
60 |
1 |
|
|
|
Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.
|
Научатся определять термины: Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Раскрывать причины и характер российской революции 1905–1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках. Объяснять смысл понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку. |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
61 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
62 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
63 |
1 |
|
|
|
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина |
Научатся определять термины: отруб, хутор, переселенческая политика Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте |
Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Объяснять смысл понятий: отруб, хутор, переселенческая политика. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию. |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
64 |
1 |
|
|
|
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг |
Научатся определять термины: избирательный закон, курия, революционный подъем Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени |
Раскрывать основную сущность и последствия изменений в политической и общественной жизни России после революции 1905 г. |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
65 |
1 |
|
|
|
Серебряный век русской культуры |
Научатся определять термины: символизм, декаданс, реализм, акмеизм, футуризм Получат возможность научиться: называть достижения культуры указанного времени |
Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов). |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
66 |
1 |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале XX века» Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале XX века» |
Научатся определять термины, изученные в разделе Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. |
Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории конца XIX в. начала XX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории вначале XX в. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
67 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
68 |
1 |
|
|
|
Итоговое повторение курса «Россия в XIX -начале XX века»
|
Научатся определять термины, изученные в разделе Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте. |
Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в. начала XX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
69 |
1 |
|
|
|
|||
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|||||||
|
70 |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.