Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС»
для специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2г. 10 м.
Уровень освоения – углубленный
2013
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
3 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
|
7 |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
18 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
040401 Социальная работа
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный модуль
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;
- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными, др.);
уметь:
- выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;
- строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;
- проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска;
- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними;
- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;
- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;
- анализировать и корректировать свою работу;
знать:
- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;
- особенности проблем каждой из этих категорий;
- специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;
- особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;
- организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации
№ |
Цель дисциплины |
Ссылка на компетенции |
||
1 |
2 |
3 |
||
Иметь практический опыт |
|
|
||
1. |
диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната |
ПК 3.1, ПК 3.3, ОК 3, ОК 6 |
||
2. |
создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными, др.); |
ПК 3.4, ПК 3.2 |
||
Уметь: |
|
|
||
3. |
выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения |
ПК 3.1, ОК 2, ОК 7 |
|
|
4. |
строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации |
ПК 3.2, ОК 4, ОК 6 |
|
|
5. |
проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска |
ПК 3.2, ОК 4, ОК 5 |
|
|
6. |
определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними |
ПК 3.4, , ПК 3.5, ОК 9 |
|
|
7. |
осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента |
ПК 3.2, ОК 11 |
|
|
8. |
анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях |
ПК 3.5, ОК 10 |
|
|
9. |
анализировать и корректировать свою работу |
ПК 3.1, ОК 1 |
|
|
Знать: |
|
|
||
10. |
основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска |
ПК 3.1, ОК 8 |
||
11. |
особенности проблем каждой из этих категорий |
ПК 3.2, ОК 1 |
||
12. |
специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС |
ПК 3.4, ПК 3.5, ОК 13 |
||
13. |
особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан |
ПК 3.2, ОК 12 |
||
14. |
организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации |
ПК 3.2, ОК 2 |
||
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 160 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 240 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 136 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 80 часов;
учебной и производственной практики –108 часов.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 3.1 |
Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска |
ПК 3.2 |
Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска |
ПК 3.3 |
Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж) |
ПК 3.4 |
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска |
ПК 3.5 |
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 |
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11 |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК 12 |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13 |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
ОК 14 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК 3.1-3.5 |
МДК 03.01. Нормативно – правовая основа социальной работы с лицами из групп риска |
48 |
32 |
10 |
- |
16 |
- |
|
- |
ПК 3.1-3.5 |
МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска |
96 |
64 |
4 |
- |
32 |
- |
|
|
ПК 3.1-3.5 |
МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска |
96 |
64 |
10 |
- |
32 |
- |
|
|
|
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) |
108 |
|
108 |
|||||
|
Всего: |
240 |
160 |
24 |
- |
80 |
- |
|
108 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Раздел 1. Применение нормативно-правовой базы в социальной работе с лицами из групп риска |
|
48
|
|
|
|
МДК 03.01. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами из групп риска |
|
|
|||
Тема 1.1. Люди из групп риска как объект социальной работы |
Содержание |
2 |
|
||
Понятие лица группы риска, их виды (мигранты и беженцы, военнослужащие, лица с девиантным поведением, лица без определенного места жительства, психические больные, ВИЧ-инфицированные, безработные и т.д.). Лица групп риска, попавшие в ТЖС как объект социальной работы. Региональные социально-экономические особенности, влияющие на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС. |
1,2 |
|
|||
Тема 1.2. Социальное и правовое положение граждан БОМЖ в России |
Содержание |
|
|
|
|
Понятие «гражданин без определенного места жительства (БОМЖ)» в законодательстве РФ. Причины бездомности. Основные категории лиц без определенного места жительства. Детская бездомность. Статус лиц без определенного места жительства. Права человека на место жительство и свободу передвижения. Право на приют и социальную помощь. Виды социальной помощи лицам БОМЖ. Региональные программы помощи лицам без определенного места жительства. |
4 |
1,2 |
|||
Тема 1.3. Девиантное поведение как проблема права |
Содержание |
4 |
|
|
|
Понятие девиантного поведения. Девиантное поведение как отклонение от норм права. Виды девиантного поведения (наркомания, правонарушения, насилие, суицидальное поведение и т.д.) и их отражение в законодательстве Российской Федерации. Дети с девиантным поведением. |
2 |
|
|||
Меры наказания лиц с девиантным поведением, предусмотренные законодательством РФ. Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением. Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением. |
|
||||
Практическое занятие Законодательно-правовые основы социальной работы с лицами с девиантным поведением. |
4 |
|
|
||
Тема 1.4. Государственная миграционная политика. Права мигрантов и беженцев |
Содержание |
4 |
|
||
Понятие миграция. Виды и причины миграции населения. Миграция населения как проблема социальной работы. Беженцы и вынужденные переселенцы. Особенности миграционной политики России и ее субъектов. Права мигрантов и их отражение в международном и российском законодательстве. Права мигрантов на социальное обслуживание, обозначенные в Национальных стандартах. Федеральные и региональные миграционные программы. |
1,2 |
|
|||
Тема 1.5. Законодательно-правовые основы социальной работы с молодежью |
Содержание |
2 |
|
|
|
Молодежь как особая социально-демографическая группа. Государственная молодежная политика в РФ. Современное положение молодежи в России. Документы, направленные на обеспечение прав и интересов молодежи: международные, федеральные, региональные. Основные направления государственной поддержки молодежи в России. Целевые программы, направленные на социальную поддержку молодежи. |
1,2 |
|
|||
Тема.1.6. Законодательно-правовые основы социальной работы с военнослужащими и членами их семей |
Содержание |
2 |
|
|
|
Особенности правового статуса военнослужащих в России. Основные права, обязанности и социальные гарантии военнослужащих. Правовые гарантии для военнослужащих, проходящих службу по призыву. Социальная защищенность военнослужащих. Социальные гарантии военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей. |
1,2 |
|
|||
Тема1.7. Нормативно-правовые основы системы труда и занятости |
Содержание |
2 |
|
|
|
Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством. Государственная политика в области занятости населения. Государственные гарантии безработным гражданам. Программы содействия занятости населения. |
1,2 |
|
|||
Практическое занятие Нормативно-правовые основы социальной защиты граждан из групп риска, оказавшихся в ТЖС. |
6 |
|
|
||
Консультация к экзамену |
|
2,3 |
|
||
Самостоятельная работа при изучении Раздела 1 |
16 |
|
|
||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Дискриминация бездомных 2. Образ жизни бездомных людей. 3. Распространение отклоняющегося поведения в современной России. 4. Отражение общечеловеческих норм в правовых и других нормативных документах. 5. Динамика и структура миграционных потоков. 6. Международные правовые акты, защищающие права мигрантов. 7. Правовые основы поддержки молодежных общественных объединений. 8. Нормативно-правовые основы социальной работы с ВИЧ-инфицированными. 9. Права и интересы тяжело и неизлечимо больных людей. |
|
||||
Раздел 2. Применение технологий социальной работы с лицами из групп риска |
|
96 |
|
||
МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска |
|
||||
Тема 2.1. Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц БОМЖ |
Содержание |
6 |
|
||
Особенности социальной диагностики ТЖС граждан БОМЖ. Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, жилищные и т.д. Изучение ТЖС и причин ее возникновения применительно к конкретной личности и территории. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами БОМЖ. Осуществлять сбор и анализ информации о ТЖС людей без определенного места жительства. |
2
|
|
|||
Тема 2.2. Социальные технологии в решении проблем лиц без определенного места жительства |
Содержание |
6 |
|
|
|
Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с лицами БОМЖ: социальная реабилитация, социальный контроль, социальная терапия, психолого-социальное консультирование, профориентационная и трудовая реабилитация. Социальная профилактика возникновения бездомности. |
2 |
|
|||
Тема 2.3. Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц с девиантным поведением |
Содержание |
8 |
|
|
|
Причины девиантного поведения. Основные теории возникновения девиантного поведения. Особенности социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением. Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, правовые, педагогические и т.д. Изучение ТЖС и причин ее возникновения применительно к конкретной личности и территории. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами с девиантным поведением. |
2 |
|
|||
Тема 2.4. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением |
Содержание |
8 |
|
|
|
Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе .с лицами с девиантным поведением: социальная реабилитация, социальный контроль, социальная коррекция, система социальных санкций. Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи. Особенности социальной работы с семьями людей с девиантным поведением. Профилактика как способ воздействия на причины девиантного поведения. |
2 |
|
|||
Практическое занятие Технология оказание социальной помощи лицам с девиантным поведением их семьям. |
2 |
|
|
||
Тема 2.5. Особенности технологии социальной работы с мигрантами и беженцами |
Содержание |
6 |
|
||
Особенности социальной диагностики ТЖС мигрантов и беженцев. Основные проблемы мигрантов и беженцев: жилищные, медицинские, правовые, педагогические и т.д. Основные социальные технологии в работе с мигрантами: консультирование, информирование, психологическая и социальная коррекция, реабилитация и т.д. Основные направления социальной поддержки мигрантов. |
2 |
|
|||
Тема 2.6. Технологии социальной работы с молодежью |
Содержание |
8 |
|
|
|
Диагностика ТЖС молодежи и ее основные аспекты. Социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с молодежью: консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция и т.д. Формы взаимодействия семьи и детей. Создание реабилитационного пространства. Развитие волонтерства в молодежной среде. Социальная работа с молодой семьей. |
2 |
|
|||
Тема 2.7. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей |
Содержание |
6 |
|
|
|
Особенности социальной диагностики ТЖС военнослужащих и их семей. Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, правовые, жилищные и т.д. социальные технологии в работе с военнослужащими и членами их семей: адаптация, реабилитация, социальная коррекция. Профессиональная переподготовка и трудоустройство бывших военнослужащих. Решение жилищных проблем военнослужащих. Социальная реабилитация военнослужащих, уволенных с военной службы. |
2 |
|
|||
Тема 2.8. Особенности технологии социальной работы с безработными гражданами |
Содержание |
6 |
|
|
|
Особенности социальной диагностики ТЖС безработных и их семей. Основные проблемы этой категории. Психологическая поддержка безработных, консультирование. Служба занятости, ее основные направления деятельности. Порядок регистрации безработных граждан. |
2 |
|
|||
Тема 2.9. Особенности технологии социальной работы с осужденными |
Содержание |
4 |
|
|
|
Диагностика и анализ социальных проблем осужденных и членов их семей. Реабилитация и ресоциализация осужденных. Воспитательная и психолого-террапевтическая работа. Юридическая, педагогическая и психологическая помощь. Взаимодействие с семьей осужденного. Установление контакта специалистом по социальной работе с осужденным и его семьей. |
2 |
|
|||
Практическое занятие Технология оказания социальной помощи лицам групп риска, которые оказались в ТЖС |
2 |
|
|
||
|
Консультация к экзамену |
2 |
2,3 |
|
|
Самостоятельная работа при изучении Раздела 2 |
32 |
|
|
||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Социальная (муниципальная, региональная) политика по решению проблем лиц БОМЖ. 2. Профилактика профессионального выгорания у специалистов, работающих с лицами БОМЖ. 3. Критерии классификации девиантного поведения. 4. Взаимосвязь социальных институтов и девиантного поведения в современной России. 5. Исторический опыт социальной помощи людям из групп риска в России. 6. Зарубежный опыт социальной работы с людьми из групп риска. 7. Детские и молодежные движения в России. 8. Особенности социальной работы с молодыми инвалидами. 9. Особенности социальной работы с ВИЧ-инфицированными. 10. Особенности социальной работы с тяжело больными и членами их семей. |
|
||||
Раздел 3. Осуществление социального патроната к лицам из групп риска |
|
96 |
|
||
МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска |
|
||||
Тема 3.1. Особенности патроната к лицам из групп риска и членам их семей |
Содержание |
20 |
|
||
Патронат как система мер по оказанию помощи нуждающимся в ней лицам из групп риска и их семьям. Патронат – технология социальной работы. Необходимость осуществления патроната к лицам из групп риска и их семьям. Сопровождение, опекунство, попечительство, как формы патроната к лицам из групп риска. Выявление людей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система учета таких граждан и их семей. Составление индивидуального плана оказания социальной помощи. |
2 |
|
|||
Виды государственной и негосударственной социальной помощи лицам из групп риска. Определение объема необходимой помощи. Региональный опыт выявления и учета лиц из групп риска и их семей. |
|
||||
Практическое занятие Выявление лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС. Составление индивидуального плана оказания помощи. |
4 |
|
|
||
Тема 3.2. Учреждения социального обслуживания лиц из групп риска |
Содержание |
|
|
||
Учреждения социальной помощи лицам группы риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: дома ночного пребывания, социальные гостиницы, приюты, центры срочной социальной помощи, кризисные центры, «телефоны доверия», социально-реабилитационные центры и т.д. Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи и оказание им помощи. Услуги, оказываемые в этих учреждениях. Особенности региональной системы социального обслуживания граждан из групп риска. |
20 |
2 |
|
||
Практическое занятие Учреждения, оказывающие социальную помощь лицам групп риска. |
4 |
|
|
||
Тема 3.3. Негосударственные учреждения, оказывающие социальную помощь лицам из групп риска |
Содержание |
12 |
|
||
Общественные объединения, ассоциации, фонды, оказывающие помощь лицам групп риска и их семьям. Волонтерское движение. Региональные негосударственные организации, оказывающие помощь лицам групп риска, которые находятся в ТЖС. |
2 |
|
|||
Практическое занятие Определение учреждений и организаций, способных помощь в преобразовании трудной жизненной ситуации людей из групп риска. |
2 |
|
|
||
Консультация к экзамену |
2 |
2,3 |
|
||
Самостоятельная работа при изучении Раздела 3 |
32 |
|
|
||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Особенности осуществления патроната лиц групп риска за рубежом. 2. Учреждения социального обслуживания лиц групп риска в европейских странах. 3. Особенности оказания социальной помощи людям групп риска в разных регионах России (сравнительный анализ). 4. Коррекция собственной деятельности |
|
||||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ 1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих соблюдение и защиту прав и интересов лиц из групп риска. 2. Определение прав лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС. 3. Определение прав на социальное обеспечение лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС. 4. Анализ региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей социальную работу с лицами из групп риска, оказавшихся в ТЖС. 5. Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации лиц групп риска. 6. Выявление проблем и затруднений у лиц из групп риска, которые оказались в ТЖС. 7. Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС лиц групп риска. 8. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами из групп риска и членами их семей. 9. Выявление людей групп социального риска, находящихся в ТЖС. 10. Определение объема помощи, необходимой людям групп социального риска. 11. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лиц групп риска. 12. Осуществление социального патроната к лицам с групп социального риска.
|
108 |
|
|||
Всего |
348
|
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов Технологии социальной работы с лицами из групп риска.
Оборудование учебного кабинета:
- стол и стул для преподавателя.
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- толковые словари;
- стенды;
- плакаты;
- учебно-методические пособия;
- нормативно-правовые акты.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Текст]: официальное издание, М.: Стандартинформ, 2012.
2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) [Текст]: официальный текст// Собрание законодательства РФ, № 22, 01.06.2009, ст. 2331
3. Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст]: Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 120 с. – (Высшее образование) ISBN 978-5-16-003015-9
4. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательсво НПО МОДЭК«, 2012. – 464 с.
5. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы [Текст]: учебное пособие/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. – М.: КНОРУС, 2011. – 216 с. ISBN 978-5-406-00232-2
6. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения [Текст]: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. – 2-е изд., прераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 83 с.: табл. – (Социальная защита) ISBN 978-5-370-01784-1
7. Основы социальной работы [Текст]: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2013г. ISBN 5-16-000484-Х
8. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]:Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 184 с. ISBN 9785-16-003790-5
9. Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными [Текст]:учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с. ISBN 978-5-7695-6834-3
10. Социальная работа [Текст]: учебное пособие/ под общ. ред. Проф. В.И. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 480 с. ISBN 5-222-03811-4
11. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 364с. ISBN 978-5-394-00778-1
12. Социальная работа с осужденными [Текст]: Учебное пособие. – М.: Издательство МГСУ, 2012. – 256 с. ISBN 5-7139-0271-4
13. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 280с.
Дополнительные источники:
1. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2013г. – 288с
2. Российская энциклопедия социальной работы. Том 2. – М., 2012 – 406с
3. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2013. – 412с.
4. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций/ под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2010. – 416 с. ISBN 5-691-00372-0
5. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 336с.
6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г
7. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 464с.
8. Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2012. – 188с
9. Технологии социальной работы. М., ИНФРА-М, 2012 – 400
Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Теория и методика социальной работы», «Организация социальной работы в РФ», «Основы социальной медицины», профессионального модуля по выполнению работ рабочей профессии «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов на дому», профессиональных модулей «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами» и «Социальная работа с семьей и детьми».
При проведение аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование, нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность специалиста по социальной работе при оказании социальной помощи лицам из групп риска.
При работе над выполнением индивидуальных заданий и решении ситуационных задач обучающимся оказываются консультации.
Производственная практика может проводиться в кризисных центрах, центрах реабилитации, приютах, домах ночного пребывания, центрах занятости, службах «телефон доверия», мобильных бригадах и иных учреждениях региона, оказывающих социальную помощь лицам из групп риска.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года
Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой:
Методический руководитель: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.
Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска. |
- осуществлять анализ ситуации лиц из групп риска; - выявлять наличие проблем и затруднений; - определение возможных вариантов оказания социальной помощи различным категориям лиц из групп риска, оказавшимся в ТЖС; - определение права лиц из групп риска на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы; - составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.
|
Формы контроля обучения: · домашние задания проблемного характера; ·
практические задания по работе с информацией, ·
подготовка
и защита индивидуальных и
Формы оценки результативности обучения: ·
накопительная система баллов, на основе ·
традиционная
система отметок в баллах за
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: ·
отбирать
и оценивать исторические факты, · выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; ·
делать
осознанный выбор способов действий из · осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; · работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; · проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
. |
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. |
- выявлять людей из групп риска, оказавшимся в ТЖС; - осуществлять сбор документов, необходимых для оказания различных видов помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС; - определять права лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС на различные виды социальной помощи; - осуществление учета лицам из групп риска в данном микрорайоне (населенном пункте), находящихся в ТЖС; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС. |
|
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
- выявлять лицам из групп риска, нуждающихся в социальном патронате; - осуществлять сбор информации о ситуации лицам из групп риска; - выявлять наличие проблем и затруднений; - определение форм и методов социального патроната к лицам из групп риска и их семьям; - оформление необходимой документации для осуществления социального патроната; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната к лицам из групп риска и их семьям.
|
|
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска. |
- выявлять людей из групп риска, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации; - определение форм и методов социальной работы, необходимых для адаптации и реабилитации лиц из групп риска и их семей; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;
|
|
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. |
- определять права людей из групп риска на льготы, пособия, социальное обслуживание и иные государственные социальные гарантии; - информировать людей из групп риска и членов их семей о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты; - определение форм и методов социальной помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- наличие положительных отзывов с мест производственной практики; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
|
Формы контроля обучения: · домашние задания проблемного характера; ·
практические задания по работе с информацией, ·
подготовка
и защита индивидуальных и
Формы оценки результативности обучения: ·
накопительная система баллов, на основе ·
традиционная
система отметок в баллах за
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: ·
отбирать
и оценивать исторические факты, · выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; ·
делать
осознанный выбор способов действий из · осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; · работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; · проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения: · мониторинг роста творческой · самостоятельности и навыков получения нового · знания каждым обучающимся; · формирование результата итоговой · аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- Правильный выбор способов решения профессиональных задач; - Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики;
|
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- проводить диагностику ситуации; - определять адекватные варианты решения возникающих проблем; - выявлять возможные риски; - обосновывать принятие решения;
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. |
|
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;
|
|
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку. |
|
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
- рациональная организация рабочего места; - соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм. |
|
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
- демонстрация навыков здорового образа жизни. |
|
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. |
Скачано с www.znanio.ru
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.