РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС»

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПМ 3.doc

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

«Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС»

 

 

для специальности СПО

040401 «Социальная работа»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2г. 10 м.

Уровень освоения – углубленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

стр.

 

3

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

6

3. СТРУКТУРА и  содержание профессионального модуля

 

7

4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

15

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

18

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля  является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО

040401 Социальная работа

 

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

 

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный модуль

 

1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

 

иметь практический опыт:

 - диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;

- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными, др.);

 

уметь:

 - выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;

- строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;

- проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска;

- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними;

- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;

- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;

- анализировать и корректировать свою работу;

 

знать:

- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;

- особенности проблем каждой из этих категорий;

- специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;

- особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;

- организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации

 

Цель дисциплины

Ссылка

на компетенции

1

2

3

Иметь практический опыт

 

 

1.

диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната

ПК 3.1, ПК 3.3, ОК 3, ОК 6

2.

создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными, др.);

ПК 3.4, ПК 3.2

Уметь:

 

 

3.

выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения

ПК 3.1, ОК 2, ОК 7

 

4.

строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации

ПК 3.2, ОК 4, ОК 6

 

5.

проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска

 ПК 3.2, ОК 4, ОК 5

 

6.

определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними

ПК 3.4, , ПК 3.5, ОК 9

 

7.

осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента

ПК 3.2, ОК 11

 

8.

анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях

ПК 3.5, ОК 10

 

9.

анализировать и корректировать свою работу

ПК 3.1, ОК 1

 

Знать:

 

 

10.

основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска

ПК 3.1, ОК 8

11.

особенности проблем каждой из этих категорий

ПК 3.2, ОК 1

12.

специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС

ПК 3.4, ПК 3.5, ОК 13

13.

особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан

ПК 3.2, ОК 12

14.

организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации

ПК 3.2, ОК 2

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 160 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 240 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 136 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 80 часов;

учебной и производственной практики –108 часов.


                        2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска

ПК 3.2

Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска

ПК 3.3

Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК 3.4

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска

ПК 3.5

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать   собственную   деятельность,    определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1-3.5

МДК 03.01. Нормативно – правовая основа социальной работы с лицами из групп риска

48

32

10

-

16

-

 

-

ПК 3.1-3.5

МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска

96

64

4

 

-

32

 

-

 

 

ПК 3.1-3.5

МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

96

64

10

-

32

-

 

 

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

108

 

108

 

Всего:

240

160

24

-

80

-

 

108

 


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Раздел 1. Применение нормативно-правовой базы в социальной работе с лицами из групп риска

 

48

 

 

 

МДК 03.01. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами из групп риска

 

 

Тема 1.1. Люди из групп риска как объект социальной работы

Содержание

2

 

Понятие лица группы риска, их виды (мигранты и беженцы, военнослужащие, лица с девиантным поведением, лица без определенного места жительства, психические больные, ВИЧ-инфицированные, безработные и т.д.).

Лица групп риска, попавшие в ТЖС как объект социальной работы.

Региональные социально-экономические  особенности, влияющие на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС.

1,2

 

Тема 1.2. Социальное и правовое положение граждан БОМЖ в России

Содержание

 

 

 

 Понятие «гражданин без определенного места жительства (БОМЖ)» в законодательстве РФ.  Причины бездомности. Основные категории лиц без определенного места жительства. Детская бездомность.

Статус лиц без определенного места жительства. Права человека на место жительство и свободу передвижения. Право на приют и социальную помощь.

Виды социальной помощи лицам БОМЖ. Региональные программы помощи лицам без определенного места жительства.

4

1,2

Тема 1.3. Девиантное поведение как проблема права

Содержание

4

 

 

Понятие девиантного поведения. Девиантное поведение как отклонение от норм права. Виды девиантного поведения (наркомания, правонарушения, насилие, суицидальное поведение и т.д.) и их отражение в законодательстве Российской Федерации. Дети с девиантным поведением.

2

 

Меры наказания лиц с девиантным поведением, предусмотренные законодательством РФ.

Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением.

Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением.

 

Практическое занятие

Законодательно-правовые основы социальной работы с лицами с девиантным поведением.

4

 

 

Тема 1.4. Государственная миграционная политика. Права мигрантов и беженцев

Содержание

4

 

Понятие миграция. Виды и причины миграции населения.  Миграция населения как проблема социальной работы. Беженцы и вынужденные переселенцы.

Особенности миграционной политики России и ее субъектов. Права мигрантов и их отражение в международном и российском законодательстве. Права мигрантов на социальное обслуживание, обозначенные в Национальных стандартах. Федеральные и региональные миграционные программы.

1,2

 

Тема 1.5. Законодательно-правовые основы социальной работы с молодежью

Содержание

2

 

 

Молодежь как особая социально-демографическая группа. Государственная молодежная политика в РФ. Современное положение молодежи в России.

Документы, направленные на обеспечение прав и интересов молодежи: международные, федеральные, региональные. Основные направления государственной поддержки молодежи в России. Целевые программы, направленные на социальную поддержку молодежи.

1,2

 

Тема.1.6. Законодательно-правовые основы социальной работы с военнослужащими и членами их семей

Содержание

2

 

 

Особенности правового статуса военнослужащих в России. Основные права, обязанности и социальные гарантии военнослужащих. Правовые гарантии для военнослужащих, проходящих службу по призыву. Социальная защищенность военнослужащих.

Социальные гарантии военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей.

1,2

 

Тема1.7. Нормативно-правовые основы системы труда и занятости

Содержание

2

 

 

Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством.

Государственная политика в области занятости населения. Государственные гарантии безработным гражданам.  Программы содействия занятости населения.

1,2

 

Практическое занятие

Нормативно-правовые основы социальной защиты граждан из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

6

 

 

Консультация к экзамену

 

2,3

 

Самостоятельная работа при изучении Раздела 1

16

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.                  Дискриминация бездомных

2.                  Образ жизни бездомных людей.

3.                  Распространение отклоняющегося поведения в современной России.

4.                  Отражение общечеловеческих норм в правовых и других нормативных документах.

5.                  Динамика и структура миграционных потоков.

6.                  Международные правовые акты, защищающие права мигрантов.

7.                  Правовые основы поддержки молодежных общественных объединений.

8.                  Нормативно-правовые основы социальной работы с ВИЧ-инфицированными.

9.                  Права и интересы тяжело и неизлечимо больных людей.

 

Раздел 2. Применение технологий социальной работы с лицами из групп риска

 

96

 

МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска

 

Тема 2.1. Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц БОМЖ

Содержание

6

 

Особенности социальной диагностики ТЖС граждан БОМЖ. Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, жилищные и т.д. Изучение ТЖС и причин ее возникновения применительно к конкретной личности и территории. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами БОМЖ.

Осуществлять сбор и анализ информации о ТЖС людей без определенного места жительства.

2

 

 

Тема 2.2. Социальные технологии в решении проблем лиц без определенного места жительства

Содержание

6

 

 

Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с лицами БОМЖ: социальная реабилитация, социальный контроль, социальная терапия, психолого-социальное консультирование, профориентационная и трудовая реабилитация.

Социальная профилактика возникновения бездомности.

2

 

Тема 2.3. Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц с девиантным поведением

Содержание

8

 

 

Причины девиантного поведения. Основные теории возникновения девиантного поведения.

Особенности социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением. Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, правовые, педагогические  и т.д. Изучение ТЖС и причин ее возникновения применительно к конкретной личности и территории. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами с девиантным поведением.

2

 

Тема 2.4. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением

Содержание

8

 

 

Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе .с лицами с девиантным поведением: социальная реабилитация, социальный контроль, социальная коррекция, система социальных санкций. Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи.

Особенности социальной работы с семьями людей с девиантным поведением. Профилактика как способ воздействия на причины девиантного поведения.

2

 

Практическое занятие

Технология оказание социальной  помощи лицам с девиантным поведением их семьям.

2

 

 

Тема 2.5. Особенности технологии социальной работы с мигрантами и беженцами

Содержание

6

 

Особенности социальной диагностики ТЖС мигрантов и беженцев. Основные проблемы мигрантов и беженцев: жилищные, медицинские, правовые, педагогические и т.д.

Основные социальные технологии в работе с мигрантами: консультирование, информирование, психологическая и социальная коррекция, реабилитация и т.д.

Основные направления социальной поддержки мигрантов.

2

 

Тема 2.6. Технологии социальной работы с молодежью

Содержание

8

 

 

Диагностика ТЖС молодежи и ее основные аспекты. Социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с молодежью: консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция и т.д.

Формы взаимодействия семьи и детей. Создание реабилитационного пространства. Развитие волонтерства в молодежной среде.

Социальная работа с молодой семьей.

2

 

Тема 2.7. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей

Содержание

6

 

 

Особенности социальной диагностики ТЖС военнослужащих и их семей. Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, правовые, жилищные  и т.д. социальные технологии в работе с военнослужащими и членами их семей: адаптация, реабилитация, социальная коррекция. Профессиональная переподготовка и трудоустройство бывших военнослужащих. Решение жилищных проблем военнослужащих.

Социальная реабилитация военнослужащих, уволенных с военной службы.

2

 

Тема 2.8. Особенности технологии социальной работы с безработными гражданами

Содержание

6

 

 

Особенности социальной диагностики ТЖС безработных и их семей. Основные проблемы этой категории.

Психологическая поддержка безработных, консультирование.

Служба занятости, ее основные направления деятельности. Порядок регистрации безработных граждан.

2

 

Тема 2.9. Особенности технологии социальной работы с осужденными

Содержание

4

 

 

Диагностика и анализ социальных проблем осужденных и членов их семей. Реабилитация и ресоциализация осужденных. Воспитательная и психолого-террапевтическая работа.  Юридическая, педагогическая и психологическая помощь.

Взаимодействие с семьей осужденного. Установление контакта специалистом по социальной работе с осужденным и его семьей.

2

 

Практическое занятие

Технология оказания социальной помощи лицам групп риска,  которые оказались в ТЖС

2

 

 

 

Консультация к экзамену

2

2,3

 

Самостоятельная работа при изучении Раздела 2

32

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.      Социальная (муниципальная, региональная) политика по решению проблем лиц БОМЖ.

2.      Профилактика профессионального выгорания у специалистов, работающих с лицами БОМЖ.

3.      Критерии классификации девиантного поведения.

4.      Взаимосвязь социальных институтов и девиантного поведения в современной России.

5.      Исторический опыт социальной помощи людям из групп риска в России.

6.      Зарубежный опыт социальной работы с людьми из групп риска.

7.      Детские и молодежные движения в России.

8.      Особенности социальной работы с молодыми инвалидами.

9.      Особенности социальной работы с ВИЧ-инфицированными.

10.   Особенности социальной работы с тяжело больными и членами их семей.

 

Раздел 3. Осуществление социального патроната к лицам из групп риска

 

96

 

МДК 03.03. Социальный патронат  лиц из групп риска

 

Тема 3.1. Особенности патроната к лицам из групп риска и членам их семей

Содержание

20

 

Патронат как система мер по оказанию помощи нуждающимся в ней лицам из групп риска и их семьям. Патронат – технология социальной работы. Необходимость осуществления патроната  к лицам из групп риска и их семьям. Сопровождение, опекунство, попечительство, как формы патроната к лицам из групп риска.

Выявление людей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система учета таких граждан и их семей.

Составление индивидуального плана оказания социальной помощи.

2

 

Виды государственной и негосударственной социальной помощи лицам из групп риска. Определение объема необходимой помощи.

Региональный опыт выявления и учета лиц из групп риска и их семей.

 

Практическое занятие

Выявление лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС. Составление индивидуального плана оказания помощи.

4

 

 

Тема 3.2. Учреждения социального обслуживания лиц из групп риска

Содержание

 

 

Учреждения социальной помощи лицам группы риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: дома ночного пребывания, социальные гостиницы, приюты, центры срочной социальной помощи, кризисные центры, «телефоны доверия», социально-реабилитационные центры и т.д.

Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи и оказание им помощи. Услуги, оказываемые в этих учреждениях.

Особенности региональной системы социального обслуживания граждан из групп риска.

20

2

 

Практическое занятие

Учреждения, оказывающие социальную помощь лицам групп риска.

4

 

 

Тема 3.3. Негосударственные учреждения, оказывающие социальную помощь лицам из групп риска

Содержание

12

 

Общественные объединения, ассоциации, фонды, оказывающие помощь лицам групп риска и их семьям.

Волонтерское движение.

Региональные негосударственные организации, оказывающие помощь лицам групп риска, которые находятся в ТЖС.

2

 

Практическое занятие

Определение учреждений и организаций, способных помощь в преобразовании трудной жизненной ситуации людей из групп риска.

2

 

 

Консультация к экзамену

2

2,3

 

Самостоятельная работа при изучении Раздела 3

32

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.      Особенности осуществления патроната лиц групп риска за рубежом.

2.      Учреждения социального обслуживания лиц групп риска в европейских странах.

3.      Особенности оказания социальной помощи людям групп риска в разных регионах России (сравнительный анализ).

4.      Коррекция собственной деятельности

 

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

Виды работ

1.      Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих соблюдение и защиту прав  и интересов лиц из групп риска.

2.      Определение прав лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

3.      Определение прав на социальное обеспечение лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

4.      Анализ региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей социальную работу с лицами из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

5.      Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации лиц групп риска.

6.      Выявление проблем и затруднений у лиц из групп риска, которые оказались в ТЖС.

7.      Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС лиц групп риска.

8.      Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами из групп риска и членами их семей.

9.      Выявление людей групп социального риска, находящихся в ТЖС.

10.   Определение объема помощи, необходимой людям групп социального риска.

11.   Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лиц групп риска.

12.   Осуществление социального патроната к лицам с групп социального риска.

 

108

 

Всего

348

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов Технологии социальной работы с лицами из групп риска.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- толковые словари;

- стенды;

- плакаты;

- учебно-методические пособия;

- нормативно-правовые акты.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.      ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Текст]: официальное издание, М.: Стандартинформ, 2012.

2.      Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) [Текст]: официальный текст// Собрание законодательства РФ, № 22, 01.06.2009, ст. 2331

3.      Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст]: Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 120 с. – (Высшее образование) ISBN 978-5-16-003015-9

4.      Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательсво НПО МОДЭК«, 2012. – 464 с.

5.      Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы [Текст]: учебное пособие/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. – М.: КНОРУС, 2011. – 216 с. ISBN 978-5-406-00232-2

6.      Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения [Текст]: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. – 2-е изд., прераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 83 с.: табл. – (Социальная защита) ISBN 978-5-370-01784-1

7.        Основы социальной работы [Текст]: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2013г. ISBN 5-16-000484-Х

8.        Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]:Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 184 с. ISBN 9785-16-003790-5

9.        Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными [Текст]:учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с. ISBN 978-5-7695-6834-3

10.    Социальная работа  [Текст]: учебное пособие/ под общ. ред. Проф. В.И. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 480 с. ISBN 5-222-03811-4

11.    Социальная работа [Текст]: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 364с. ISBN 978-5-394-00778-1

12.    Социальная работа с осужденными [Текст]: Учебное пособие. – М.: Издательство МГСУ, 2012. – 256 с. ISBN 5-7139-0271-4

13.    Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 280с.

 

Дополнительные источники:

1.        Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2013г. – 288с

2.        Российская энциклопедия социальной работы. Том 2. – М., 2012 – 406с

3.        Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2013. – 412с.

4.        Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций/ под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2010. – 416 с. ISBN 5-691-00372-0

5.        Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 336с.

6.        Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г

7.      Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 464с.

8.        Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2012. – 188с

9.        Технологии социальной работы. М., ИНФРА-М, 2012 – 400

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Теория и методика социальной работы», «Организация социальной работы в РФ», «Основы социальной медицины», профессионального модуля по выполнению работ рабочей профессии «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов на дому», профессиональных модулей «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами» и «Социальная работа с семьей и детьми».

При проведение аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование, нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность специалиста по социальной работе при оказании социальной помощи лицам из групп риска.

При работе над выполнением индивидуальных заданий и решении ситуационных задач обучающимся оказываются консультации.

Производственная практика может проводиться в кризисных центрах, центрах реабилитации, приютах, домах ночного пребывания, центрах занятости, службах «телефон доверия», мобильных бригадах  и иных учреждениях региона, оказывающих социальную помощь лицам из групп риска.

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года

Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой:

Методический руководитель: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.

Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

- осуществлять анализ ситуации лиц из групп риска;

- выявлять наличие проблем и затруднений;

- определение возможных вариантов оказания социальной помощи различным категориям лиц из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- определение права лиц из групп риска на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы;

- составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

 

Формы контроля обучения:

·                 домашние задания проблемного характера;

·                 практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;

·                 подготовка    и    защита    индивидуальных    и
  групповых  заданий   проектного  характера.

 

Формы оценки результативности обучения:

·    накопительная    система    баллов,    на    основе
которой выставляется итоговая отметка.

·    традиционная  система  отметок  в  баллах за
каждую выполненную работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка

 

Методы контроля направлены на проверку умения

учащихся:

·       отбирать  и оценивать  исторические  факты,
   процессы,  явления;   

·     выполнять условия  задания на творческом уровне  с представлением собственной позиции;

·     делать осознанный выбор способов действий   из
ранее   известных;

·        осуществлять      коррекцию      (исправление)     сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых    заданий;

·       работать  в  группе и представлять как свою, так   и  позицию  группы;

·       проектировать     собственную     гражданскую позицию    через    проектирование    исторических событий.

 

 

.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

- выявлять людей из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- осуществлять сбор документов, необходимых для оказания различных видов помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- определять права лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС на различные виды социальной помощи;

- осуществление учета лицам из групп риска в данном микрорайоне (населенном пункте), находящихся в ТЖС;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

- выявлять лицам из групп риска, нуждающихся в социальном патронате;

- осуществлять сбор информации о ситуации лицам из групп риска;

- выявлять наличие проблем и затруднений;

- определение форм и методов социального патроната к лицам из групп риска и их семьям;

- оформление необходимой документации для осуществления социального патроната;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната к лицам из групп риска и их семьям.

 

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

- выявлять людей из групп риска,  нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации;

- определение форм и методов социальной работы, необходимых для адаптации и реабилитации лиц из групп риска и их семей;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

 

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

- определять права людей из групп риска на льготы, пособия, социальное обслуживание и иные государственные социальные гарантии;

- информировать людей из групп риска и членов их семей о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты;

- определение форм и методов социальной помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-    наличие положительных отзывов с мест производственной практики;

-    активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

 

Формы контроля обучения:

·                 домашние задания проблемного характера;

·                 практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;

·                 подготовка    и    защита    индивидуальных    и
  групповых  заданий   проектного  характера.

 

Формы оценки результативности обучения:

·    накопительная    система    баллов,    на    основе
которой выставляется итоговая отметка.

·    традиционная  система  отметок  в  баллах за
каждую выполненную работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка

 

Методы контроля направлены на проверку умения

учащихся:

·       отбирать  и оценивать  исторические  факты,
   процессы,  явления;   

·     выполнять условия  задания на творческом уровне  с представлением собственной позиции;

·     делать осознанный выбор способов действий   из
ранее   известных;

·        осуществлять      коррекцию      (исправление)     сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых    заданий;

·       работать  в  группе и представлять как свою, так   и  позицию  группы;

·       проектировать     собственную     гражданскую позицию    через    проектирование    исторических событий.

 

  Методы оценки результатов обучения:

·                  мониторинг           роста           творческой

·                  самостоятельности  и  навыков получения нового 

·                  знания   каждым   обучающимся;

·                  формирование        результата        итоговой  

·                  аттестации   по   дисциплине   на   основе   суммы 

результатов текущего контроля.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Правильный выбор способов решения профессиональных задач;

- Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической  работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики;

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- проводить диагностику ситуации;

- определять адекватные варианты решения возникающих проблем;

- выявлять возможные риски;

- обосновывать принятие решения;

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

 

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

- рациональная организация рабочего места;

- соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

- демонстрация навыков здорового образа жизни.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

 


Скачано с www.znanio.ru



* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.