РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Социальная работа с семьей и детьми»

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПМ 2.docx

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

«Социальная работа с семьей и детьми»

 

 

для специальности СПО

040401 «Социальная работа»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2г. 10 м.

Уровень освоения – углубленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

6

3.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

4.условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

19

5.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Социальная работа с семьей и детьми»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля  является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  040401Социальная работа

 

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Социальная работа с семьей и детьми и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный модуль

 

1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

     иметь практический опыт:

 - диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната;

- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС  в семье и у детей;

     уметь:

 - пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;

- выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;

- собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;

- оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

- осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;

- выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;

- профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;

- планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;

- анализировать результаты своей деятельности;

- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг

     знать:

- цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

- структуру государственных органов, реализующих семейную политику;

- основные задачи социальной защиты;

- варианты социального обслуживания семьи;

- нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по  социальной работе с семьей и детьми;

- типы социальной службы для семьи и детей;

- внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

- категории семей социального риска;

- основные социальные проблемы семей различных категорий;

- критерии социальной незащищенности семей;

- формы социальной работы с семьями;

- роль социального работника в решении проблем семьи;

- особенности медико-социального патронажа семьи и детей;

- учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС семьи

 

Цель дисциплины

Ссылка

на компетенции

1

2

3

Иметь практический опыт

 

1.

диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната

ПК 2.1, ОК 1, ОК 3, ОК 6

2.

создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС  в семье и у детей

ПК 2.4, ОК 2

Уметь:

 

3.

пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности

ПК 2.2, ОК 2, ОК 7

4.

выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите

ПК 2.2, ОК 4, ОК 5

5.

выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах

 ПК 2.1, ПК 2.2, ОК 4, ОК 5

6.

собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей

ПК 2.1, ОК 9

7.

оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг

ПК 2.4, ОК 11

8.

осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;

ПК 2.2ОК 10

9.

выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством

ПК 2.5, ОК 3

10.

профессионально строить взаимоотношения с членами семьи

ПК 2.2, ОК 1, ОК 9

11.

планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье

ПК 2.4, ОК 2, ОК 3

12.

анализировать результаты своей деятельности

ПК 2.2, ОК 4

13.

осуществлять контроль качества предоставляемых услуг

ПК 2.2, ОК 7

Знать:

 

14.

цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

ПК 2.1, ОК 8

15.

структуру государственных органов, реализующих семейную политику

ПК 2.1, ОК 13

16.

основные задачи социальной защиты

ПК 2.2,  ОК 12

17.

варианты социального обслуживания семьи

ПК 2.4, ОК 2

18.

нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по  социальной работе с семьей и детьми

ПК 2.1, ОК 11

19.

типы социальной службы для семьи и детей

ПК 2.3

20.

внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи

ПК 2.1, ОК 1

21.

основные социальные проблемы семей различных категорий

ПК 2.1, ОК 8

22.

критерии социальной незащищенности семей

ПК 2.1

23.

категории семей социального риска

ПК 2.1

24.

формы социальной работы с семьями

ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5

25.

роль социального работника в решении проблем семьи

ПК 2.2

26.

особенности медико-социального патронажа семьи и детей

ПК 2.3

27.

учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС семьи

ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5

 

 

1.4. количество часов на освоение программы профессионального модуля:

 

всего – 312часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 468часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –312часов;

самостоятельной работы обучающегося – 156часов;

учебной и производственной практики – 144 часов.


 

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи

ПК 2.2

Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей

ПК 2.3

Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК 2.4

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС

ПК 2.5

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать   собственную   деятельность,    определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

ПК 2.1 – 2.5

МДК 02.01. Социально  -правовая и законодательная  основы социальной работы с семьей и детьми

84

56

10

-

28

-

 

-

ПК 2.1 – 2.5

МДК 02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение

144

96

34

48

 

-

ПК 2.1 – 2.5

МДК 02.03. Технология социальной работы с семей и детьми

120

80

30

40

 

-

 

МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей

120

80

40

 

40

 

 

 

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

144

 

144

 

Всего:

468

312

114

-

156

-

 

144

 


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Правовые основы социальной работы с семьей и детьми

 

84

 

МДК 02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми

 

56

Тема 1.1. Государственная социальная политика РФ в отношении семьи и детей

Содержание

6

Сущность государственной социальной политики РФ в отношении семьи и детей. Ее основные задачи и принципы. Механизмы реализации государственной семейной политики и политики детства.

2

Тема 1.2. Особенности системы защиты прав детей в России

Содержание

8

 

Международные и российские источники, защищающие права детей. Субъекты и объекты правоотношений по вопросам детства. Особенности региональной системы социальной защиты детей.

Основные источники норм права, определяющие комплекс мер по социальной защите детей.

Права детей в РФ. Нормативно-правовые акты, регулирующие защиту прав детей в РФ.

Опека, усыновление, приемная семья. Основные формы устройства детей-сирот.

Основные учреждения, защищающие права детей в РФ.

2

 

Практическое занятие

Права детей в России: соблюдение и реализация.

2

 

Тема 1.3. Особенности социальной защиты детей и семей в РФ

Содержание

20

Права детей и семей на социальную защиту в России. Формы социальной защиты детей, гарантированные законодательством России. Условия оказания социальных услуг детям и их семьям.

Основные категории детей, нуждающихся в социальной защите в России. Особенности их социального обслуживания.

2

Основные категории семей, нуждающиеся в социальной защите. Основные формы социального обслуживания семей в России.

Особенности социальной защиты семей и детей в различных регионах и муниципальных образованиях РФ.

 

Практическое занятие

Определение права различных категорий детей  и семей  на социальное обслуживание

4

 

Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий семьям и детям

Содержание

8

Общая характеристика системы льгот для семей и детей.  Виды льгот, предоставляемые государством семьям и детям: социальные, жилищные, налоговые, транспортные и др. Основные федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты, гарантирующие семьям и детям льготы.

 Порядок предоставления льгот. Возможности замены льгот денежными компенсациями.

Виды пособий, предоставляемые государством семьям и детям

2

Практическое занятие

Определение права семей и детей на льготы и пособия

2

 

Тема 1.5. Особенности иных прав детей и семей в РФ

 

 

Содержание

4

Особенности трудового законодательства, определяющего права детей и женщин на труд. Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с детьми и семьями: правила наследования, право на алименты и т.д.

Особенности жилищного законодательства в отношении детей и семей: нормы обеспечения жилой площадью и т.д.

2

Практическое занятие

Права и интересы детей и семей и их защита

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа при изучении Раздела 1

28

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Права детей в семье.
  2. Понятие семьи в семейном праве РФ.
  3. Понятие брака в семейном праве РФ.
  4. Алиментные обязательства супругов, детей.
  5. Особенности семейного и детского права за рубежом.
  6. Права и льготы детей-инвалидов и их семей в РФ.
  7. Права и льготы детей-сирот в РФ.

Раздел 2. Психолого-педагогические особенности разного возраста человека. Семьеведение

 

 

144

 

 

МДК 02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение

 

96

Тема 2.1. Особенности психического развития человека в детстве

Содержание

10

Рождение ребенка – переход к новому типу развития. Закономерности развития новорожденного.

Младенчество и раннее детство.  Развитие общения и речи, восприятия и интеллекта. Особенности психического развития на первом году жизни и в раннем детстве. Развитие личности в раннем детстве. Кризисы раннего возраста.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Общение со взрослыми и сверстниками.

Адаптация к школе. Мотивация и самооценка младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

1,2

Практическое занятие

Кризисы раннего возраста

Кризис 7 лет

4

 

Тема 2.2. Подростковый возраст. Юность

Содержание

8

Кризис отрочества – становление субъекта социальных отношений. Психологическая природа кризиса отрочества.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Специфические особенности психики и поведения подростков.

Установление новых форм взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Потребность в самоутверждении и самостоятельности у подростков. Самосознание. Самовоспитание в подростковом возрасте.

2

Ситуация развития в ранней юности. Сотрудничество юношей и взрослых. Сообщество сверстников в юношеском возрасте. Закономерности развития в юношеском возрасте.

Практическое занятие

Особенности личности в детстве и юности.

4

 

Тема 2.3. Взрослость: молодость и зрелость

Содержание

 

 

8

1.

Взрослость как психологический период. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости. Познание себя в профессиональных ролях и преодоление жизненных трудностей как норма развития в молодости. Управление собственной деятельностью. Взрослость как вершина профессиональных и интеллектуальных достижений.

Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

Особенности психологического развития личности в период зрелости. Профессиональная продуктивность. Отношения с детьми.

2

Практическое занятие

Особенности личности человека в разные периоды взрослости

6

 

Тема 2.4. Основы социальной педагогики

Содержание

4

Предмет, задачи и функции социальной педагогики.

Социальная педагогика как часть педагогики. Предмет и ме­тоды социальной педагогики. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике.

Функции социальной педагогики. Изучение ребенка и само­организация личности. Прикладные задачи социальной педаго­гики.

Принципы социальной педагогики. Методы социального воспитания.

2

Тема 2.5. Социализация личности

Содержание

6

 

Источники влияния на социализацию личности.

Основные группы, оказывающие влияние на социализацию личности и их характеристика.

Определение педагогических проблем социализации человека на разных этапах жизни. Стадии социализации личности: до школы, стадия обучения; трудовая; послетрудовая. Определение особенностей социализации чело­века на каждой стадии.

2

Практическое занятие

Факторы, влияющие на социализацию личности

4

 

Тема 2.6. Понятие и сущность семьи. История брачно-семейных отношений

Содержание

6

Определение семьи:

- как первого вида общности людей;

- как социального института;

- как социальной системы действий и отношений.

Автономная сущность семьи.

Основные этапы и тенденции развития брачно-семейных отношений.

Характеристика основных функций семьи.

Брак и семья. Брак - социальный институт общества. Гармоничные, дизгармоничные формы брака. Стадии распада брака: эмоциональная, физическая, фактическая. Развод. Повторный брак. Вторичная семья.

1,2

Практическое занятие

Семья и брак. Современные взгляды на семью

4

 

Тема 2.7. Семья как социальная система

Содержание

6

Составные части семьи как социальной системы:

- по структуре;  по окружению семьи;  по функционированию семьи; по генограмме семьи.

Типы семей:

- по семейно-жизненному циклу;

- по структуре: по составу, по родствееным связям, по количеству детей, по критерию лидерства, дезорганизации семьи;

- по качеству жизнедеятельности семьи;

- педагогически несостоятельные семьи.

Семьи группы риска.

1,2

Практическое занятие

Определение типа семьи

4

 

Тема 2.8. Семья и семейное воспитание

Содержание

6

Значение семьи для полноценной социализации человека.

Традиции семейного и домашнего воспитания в России. Роль отца и матери в воспитании детей.

Кризис современной семьи и его причины. Понятие семейного неблагополучия. Разрушение внутрисемейных связей.

2

Практическое занятие

Кризис современной семьи и его последствия

4

 

Тема 2.9. Социальный статус женщины. Её роль в семье и в обществе

Содержание

6

Портрет современной женщины. Роль женщины в семье.

Традиционное представление о роли женщины в семье.

Социальный статус женщины: политическая, экономическая, духовная роль женщины в современном обществе

Участие в хозяйственной деятельности.  «Двойная занятость» женщины, «феминизация» бедности, «женское лицо безработицы», явные и скрытые формы дискриминации женщины.

2

Практическое занятие

Роль женщины в семье и обществе

4

 

 

Консультация к экзамену

2

2,3

Самостоятельная работа при изучении Раздела 2

48

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Характеристика возрастной психологии. Предмет возрастной психологии.
  2. Специфика психического развития ребенка.
  3. Психоаналитические теории детского развития.
  4. Бихевиоризм о закономерностях детского развития.
  5. Проблема периодизации развития в онтогенезе.
  6. Ребенок и взрослый как партнеры по эмоционально насыщенному сотрудничеству.
  7. Раннее детство – синтез самости.
  8. Кризис 3-х лет, его феноменология и причины.
  9. Детские сообщества и межличностные отношения у дошкольников.
  10. Кризис детства – становление личностного поведения.
  11. Кризис отрочества – становление субъекта социальных отношений.
  12. Традиционное представление о семье и браке.
  13. Психологический климат семьи.
  14. Открытые и закрытые семьи.
  15. Возрождение Российского государства через возрождение семьи и традиций семейного воспитания.

Раздел 3. Особенности социальной работы с семьей и детьми

 

240

МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми

80

Тема 3.1. Семья и дети как объект социальной работы

Содержание

24

1,2

Особенности социальной работы с различными категориями семей. Семья как субъект социальной работы. Различные типы семей, нуждающиеся в социальной помощи.

Ребенок как субъект социальной работы. Различные категории детей и подростков, нуждающихся в социальной помощи. Девиантное поведение детей, его виды и причины возникновения.

Практическое занятие

16

 

Категории семьей и детей, нуждающиеся в социальной помощи.

Правонарушения как форма девиантного поведения детей

Наркомания как форма девиантного поведения детей

Профилактика девиантного поведения

Алкоголизм как форма девиантного поведения детей

Проституция как форма девиантного поведения детей

Бродяжничество как форма девиантного поведения детей

Самоубийства как форма девиантного поведения детей

Тема 3.2. Особенности социальной диагностики трудной жизненной ситуации семьи и детей

Содержание

6

2,3

Особенности социальной диагностики различных категорий семей и детей. Система методов социальной диагностики при оказании социальной помощи семьям и детям.

Диагностическое исследование трудной жизненной ситуации различных категорий семей и детей.

Особенности первого контакта социального работника с детьми. Особенности первого контакта с представителями различных типов семей. Выстраивание отношений между социальным работником и клиентами.

Информация и ее источники, необходимые для изучения ситуации семьи и детей. Многообразие ситуаций детей и семей.

Практическое занятие

Социальная диагностика ситуации семей  и детей.

2

 

Тема 3.3. Особенности выявления проблем семей и детей

Содержание

6

2,3

Разработка социальным работником идеального видения ситуации детей и семей. Выявление проблем и затруднений детей, семей путем сопоставления идеального представления и реальной ситуации.

Характер отношений человека к проблемам и его учет в деятельности социального работника.

Типизация выявленных проблем по степени сложности и разрешимости. Ранжирование проблем и затруднений. Разработка проблемного поля клиента.

Особенности проблем и затруднений детей и их семей: материальные, социальные, бытовые, жилищные, медицинские, психологические, педагогические, духовные и др.

Особенности проблем и затруднений различных семей: материальные, социальные, бытовые, жилищные, медицинские, психологические, педагогические, духовные и др.

Практическое занятие

Выявление проблем у детей и семей.

Проблема защиты детства

Проблемы современной семьи

6

 

 

Тема 3.4. Социальные технологии в решении проблем семей и детей

Содержание

8

2,3

Выбор приоритетов, методов и средств решения проблем детей их семей, различных категорий семей.

Социальная адаптация и реабилитация детей.

Особенности социализации детей.

Социальная коррекция и социальная терапия в решении проблем детей и различных семей.

Социальное консультирование в решении проблем и затруднений в различных типах семей.

Основные принципы социальной профилактики ТЖС у детей и семей.

Практическое занятие

Определение путей решения проблем и затруднений у детей и семей

Применение социальных технологий в решении проблем семей и детей.

4

 

Тема 3.5. Контроль качества деятельности социального работника

Содержание

4

2,3

Роль социального работника в защите и реализации прав детей.  Деятельность специалиста по социальной работе по реализации интересов семей в России. Качественные и количественные показатели результата.

Рефлексия в деятельности социального работника.

Практическое занятие

Осуществление контроля и коррекции деятельности социального работника при работе с семьей и детьми.

2

 

Консультация к экзамену

2

2,3

МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей

 

80

 

Тема 4.1. Семья и дети в современном обществе

Содержание

4

 

Роль и место семьи в современном обществе. Социальное положение семейных людей в обществе.

Типология семьи. Взаимоотношение членов семьи. Социальное одиночество семейных людей.

Социальное положение детей в современном российском обществе.

Практическое занятие

Сравнительный анализ отношения государства и общества к семьям и детям в России и за рубежом.

10

 

Тема 4.2. Различные типы семей и детей, нуждающихся в патронате

Содержание

12

2.3

Люди, подвергшиеся насилию в семье, Конфликтные семьи. Особенности и причины семейных конфликтов. Последствия развода для детей и их родителей. Причины и последствия подобных явлений.

Брошенные дети. Одинокие родители. Семья с ребенком-инвалидом.

Семья с безработным. Дети и подростки с девиантным поведением.

Деятельность социального работника по выявлению медико-социальных проблем детей и семей.

Практическое занятие

Диагностика медико-социальных проблем различных семей и детей. Составление социальной истории семьи.

10

 

Тема 4.3. Особенности патроната к семьям и детям

Содержание

14

2,3

Патронат как система мер по оказанию помощи нуждающимся в ней детям и семьям. Патронат – форма реализации социального обслуживания. Патронат и патронаж семьи и детей – сходства и различия.

Значение и функции патроната к детям и семьям. Основные виды патронажа: медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический и др.

Выявление семей и детей, нуждающихся в социальной помощи и услугах. Виды государственной и негосударственной социальной помощи семье и детям.

Социальное обслуживание различных семей и детей. Основные принципы социального обслуживания. Особенности оказания социальной помощи семье и детям  в сельской местности. Практика оказания социальной помощи семье и детям в регионах.

Социальное попечительство над детьми.

Применение социальных технологий при патронате к семье и детям. Основное содержание и виды реабилитации, социализации, адаптации детей и семей. Роль социального работника в реабилитации, адаптации детей и семей.

Практическое занятие

Осуществление медико-социального патронажа к детям и семьям

10

 

Тема 4.4. Учреждения социального обслуживания детей и семей

Содержание

8

 

Особенности организации  и направления деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям.

Стационарная помощь. Отделения дневного пребывания, реабилитационные центры, дома-интернаты, приюты. Их задачи и направления деятельности при оказании помощи семье и детям.

Поезда милосердия как новая форма помощи детям-сиротам.

Практическое занятие

Система учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации семьям и детям

10

 

Консультация к экзамену

2

3

Самостоятельная работа при изучении Раздела 3

40

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.      Оценка услуг, доступность социальной помощи и информирование о ней семей и детей.

2.      Типология детско-подростковойдезадаптации.

3.      Факторы социального риска семьи.

4.      Учреждения социального обслуживания молодежи и молодой семьи.

5.      Меры медико-социальной охраны и поддержки детей и семей групп риска.

6.      Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей и семей из групп риска.

7.      Роль общественных организаций в оказании социальной помощи детям и семьям.

8.      Особенности социальной помощи детям и семьям из групп риска в зарубежных странах.

9.      Роль семьи в преодолении девиантного поведения детей.

10.  Духовная деградация российского общества как одна из причин возникновения девиантного поведения детей.

11.  Телефон-доверия.

Производственная практика (по профилю специальности)итоговая по модулю

Виды работ

1.      Определение прав различных категорий детей и семей в РФ.

2.      Определение прав различных категорий детей и семей на социальное обслуживание.

3.      Определение прав детей и семей на льготы и пособия.

4.      Определение психологических особенностей человека в различные возрастные периоды.

5.      Определение стадий и особенностей социализации человека в различные возрастные периоды.

6.      Определение факторов, влияющих на социализацию личности.

7.      Определение типа семьи.

8.      Определение семей групп риска.

9.      Определение категорий детей и семей, нуждающихся в социальной помощи.

10.  Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации детей и семей.

11.  Выявление проблем и затруднений у детей и семей.

12.  Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС детей и семей.

13.  Осуществление контроля и коррекции в деятельности социального работника с детьми и семьей.

14.  Осуществление саморефлексии.

15.  Составление социальной истории семьи.

16.  Осуществление медико-социального патронажа к детям и семьям.

 17.Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации детям и семьям.

144

 

Всего

468

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов Социально-правовой и законодательной основы социальной работы с семьей и детьми, Теории и методики социальной работы, Возрастной психологии и педагогики, семьеведения.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- таблицы по общей психологии;

- толковые словари;

- справочники по психологии и педагогики;

- стенды;

- плакаты;

- учебно-методические пособия;

- нормативно-правовые акты.

 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, МР3-плеер, интерактивная доска, экран.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.      Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М., Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2012. – 112 с.

2.      Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательсво НПО МОДЭК«, 2013. – 464 с.

3.      Долгушин А.К. Введение в социальную реабилитацию. – М.: Тасис, 2010. – 51с.

4.      Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учебное пособие. – М., 2012г.

5.      Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2012. – 416 с.

6.      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полненный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 464с.

7.      Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2012.

8.      Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) псчихология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство, 2011. – 374с.

9.      Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2013г. 

10.  Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации/ Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; научн. Ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 473 с.

11.  Право социального обеспечения: Учебник/ под ред. К.Н. Гусова. – М., 2011г.

12.  Словарь-справочник по социальной работе под редакцией доктора исторических наук, профессора Холостовой Е.И. – М., Юрист, 2012. – 424с.

13.  Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/ под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2013. – 336 с.

14.  Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 427с.

15.  Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012г.

16.  Черняк Е.М. Семьеведение: Учебное пособие/ Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 320с.

17.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2013. – 349с.

18.  Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 280с.

 

Дополнительные источники:

1.      Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 480 с.

2.      Основы социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2013г. – 288с

3.      Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб.пособие./ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 184 с.

4.      Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е изд./ под ред. М.А. Гулиной. – Спб.: Питер, 2010. – 384с..

5.      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 384с.

6.      Российская энциклопедия социальной работы. Том 2. – М., 2010– 406с

7.      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 416с.

8.      Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 412с.

9.      Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2013. – 480 с.

10.  Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 336с.

11.  Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012

12.  Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г

13.  Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 464с.

14.  Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2013. – 188с

15.  Технологии социальной работы. М., ИНФРА-М, 2012 – 400

16.  Информационно-правовой ресурс для детей «Права ребенка – твои права» - www/pravadetey.ru

17.   

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Теория и методика социальной работы», «Организация социальной работы в РФ», «Основы социальной медицины», профессионального модуля по выполнению работ рабочей профессии «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов на дому» и профессионального модуля «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами».

Припроведение аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование, нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность специалиста по социальной работе при оказании социальной помощи семье и детям.

При работе над выполнением индивидуальных заданий и решении ситуационных задач обучающимся оказываются консультации.

Производственная практика может проводиться в Центрах социального обслуживания населения, Центрах реабилитации для детей, Приютах для детей и подростков, Кризисных центрах для детей и женщин, подвергшихся насилию, Центрах психолого-педагогической помощи семье и детям и иных учреждениях региона, оказывающих социальную помощь семье и детям.

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с семьей и детьми», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года

Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой:

Методический руководитель: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с семьей и детьми», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.

Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

- осуществлять анализ ситуации семьи и детей;

- выявлять наличие проблем и затруднений;

- определение возможных вариантов оказания социальной помощи различным категориям семей и детям;

- определение права семей и детей на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы;

- составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи семьям и детям.

 

Формы контроля обучения:

·         домашние задания проблемного характера;

·         практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;

·         подготовка    и    защита    индивидуальных    и
групповых  заданий   проектного  характера.

 

Формы оценки результативности обучения:

·    накопительная    система    баллов,    на    основе
которой выставляется итоговая отметка.

·    традиционная  система  отметок  в  баллах за
каждую выполненную работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка

 

Методы контроля направлены на проверку умения

учащихся:

·         отбирать  и оценивать  исторические  факты,
   процессы,  явления;   

·         выполнять условия  задания на творческом уровне  с представлением собственной позиции;

·         делать осознанный выбор способов действий   из
ранее   известных;

·          осуществлять      коррекцию      (исправление)     сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых    заданий;

·         работать  в  группе и представлять как свою, так   и  позицию  группы;

·         проектировать     собственную     гражданскую позицию    через    проектирование    исторических событий.

 

  Методы оценки результатов обучения:

·      мониторинг           роста           творческой

·      самостоятельности  и  навыков получения нового 

·      знания   каждым   обучающимся;

·      формирование        результата        итоговой

·      аттестации   по   дисциплине   на   основе   суммы 

результатов текущего контроля.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

- выявлять семьи и детей, находящихся в ТЖС;

- осуществлять сбор документов, необходимых для оказания различных видов помощи семьям и детям;

- определять права семей и детей на различные виды социальной помощи;

- осуществление учета семей и детей в данном микрорайоне (населенном пункте), находящихся в ТЖС;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь семьям и детям.

 

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

- выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальном патронате;

- осуществлять сбор информации о ситуации семей и детей;

- выявлять наличие проблем и затруднений;

- определение форм и методов социального патроната к семьям и детям;

- оформление необходимой документации для осуществления социального патроната;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната в семьи и к детям.

 

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

- выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации;

- определение форм и методов адаптации и реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в ТЖС;

 

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

- определять права семей и детей на льготы, пособия, социальное обслуживание;

- выявлять у семей и детей возникновение возможных социальных рисков;

- информировать семьи и детей о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты;

- определение форм и методов социальной помощи различным видам семей и детям.

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-    наличие положительных отзывов с мест производственной практики;

-    активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

 

Формы контроля обучения:

·         домашние задания проблемного характера;

·         практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;

·         подготовка    и    защита    индивидуальных    и
групповых  заданий   проектного  характера.

 

Формы оценки результативности обучения:

·    накопительная    система    баллов,    на    основе
которой выставляется итоговая отметка.

·    традиционная  система  отметок  в  баллах за
каждую выполненную работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка

 

Методы контроля направлены на проверку умения

учащихся:

·         отбирать  и оценивать  исторические  факты,
   процессы,  явления;   

·         выполнять условия  задания на творческом уровне  с представлением собственной позиции;

·         делать осознанный выбор способов действий   из
ранее   известных;

·          осуществлять      коррекцию      (исправление)     сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых    заданий;

·         работать  в  группе и представлять как свою, так   и  позицию  группы;

·         проектировать     собственную     гражданскую позицию    через    проектирование    исторических событий.

 

  Методы оценки результатов обучения:

·      мониторинг           роста           творческой

·      самостоятельности  и  навыков получения нового 

·      знания   каждым   обучающимся;

·      формирование        результата        итоговой

·      аттестации   по   дисциплине   на   основе   суммы 

результатов текущего контроля.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Правильный выбор способов решения профессиональных задач;

- Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической  работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики;

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- проводить диагностику ситуации;

- определять адекватные варианты решения возникающих проблем;

- выявлять возможные риски;

- обосновывать принятие решения;

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

 

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

- рациональная организация рабочего места;

- соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

- демонстрация навыков здорового образа жизни.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



*Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.