Рабочая программа учебного курса "Географическое краеведение Воронежской области" 6 класс ФГОС

  • docx
  • 29.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по географическому краеведению 6 кл ФГОС 2018.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

 

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________

Протокол №____

от «___»________201__ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ Сергеевской СОШ                     _________/__________/

              

«___»________201__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Сергеевской  СОШ

___________/Слизкая Л.С./

 

Приказ № ____

от «___»________201_ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Географическое краеведение»

на 2019- 2020 учебный год

6 класс

 

 

 

           

 

 

                                                               Составитель:   

 

                                                                                                  Михеенко Галина Сергеевна,

                                                                                                  учитель географии ВКК

 

 

                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

с. Сергеевка

2019 год

 

I.Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного курса «Географическое краеведение» для 6 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сергеевской средней общеобразовательной школы с учетом Примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,  и Примерной программы по учебным предметам,(стандарты второго поколения).  Авторская  программа. Немыкин А.Я.» Географическое краеведение Воронежской области»,  6 кл.  Воронеж, ВГПУ,  2014 г.

Рабочая программа ориентирована на учебное пособие «Географическое краеведение Воронежской области для 6 класса»,  автор: Немыкин А.Я. Воронеж, 2018

Согласно учебному плану на изучение курса отводится в 6 классе 9 часов.

Срок реализации программы один учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Планируемые результаты освоения учебного курса

 

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опыт участия в социально значимом труде;

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-понимание ценности здорового образа жизни;

- основы экологической культуры.

Учащийся получит возможность для формирования:

-овладения на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознания ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- креативности  мышления, инициативы, находчивости, активности при ре­шении географических задач;

-устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 

Метапредметные:

Регулятивные

   У  учащихся будут сформированы:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей и  в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, классифицировать информацию.

Учащиеся получат возможность сформировать:

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении географических задач;

-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

-концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные

    У  учащихся будут сформированы:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

-осуществлять смысловое чтение;

-самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных географических  проблем;

-понимать и использовать географические средства наглядности (рисунки, карты, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения географических проблем, и представлять её в понятной форме.

Учащиеся получат возможность сформировать:

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

-по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

 

Коммуникативные

    учащиеся научатся:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи­телем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаи­вать своё мнение;

-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

Учащиеся научатся:

-понимать особенности природы Воронежской области;

-использовать  различные источники краеведческой информации, выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-определять на карте местоположение объектов в Воронежской области.

     Учащиеся получат возможность научиться:

-использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- владеть методами получения краеведческих знаний;

-владеть приемами работы с географическими картами.

III.Содержание учебного курса

 

1-2. Введение в краеведение (2 часа)

Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги. Проект: « Герб своего села».

 

3. Знакомство с Воронежской областью (1 час)

Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.

4. Геологическая история и строение территории Воронежской области (1 час)

Геологическая история, строение и полезные ископаемые Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

 Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

5-6. Рельеф Воронежской области (2 часов).

Особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности. Формы рельефа, образованные поверхностными  и подземными водами: овраги, балки, речные долины;

понятие о карсте, суффозия и оползни.

Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Практическая работа №1.Характеристика рельефа своего района (села).

 

7. Климат Воронежской области (1 час).

Климат Воронежской области. Погода и климат, климатообразующие факторы. Сезоны года.

Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Практическая работа №2. Характеристика климата своего района. Анализ климатической карты Воронежской области.

 

8-9. Внутренние воды Воронежской области (2 часа)

 Водные ресурсы Воронежской области. Основные сведения о реках, озерах, болотах искусственных водоемах и подземных  водах Воронежской области. главные реки области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.  Итоговая контрольная работа

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Тематическое планирование

 

 

№ урока

 

Раздел. Тема урока

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

1-2

Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

 Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги.

Проект: « Герб своего села».

 

2

3

Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.

 

1

4

Геологическая история, строение и полезные ископаемые Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

 

1

5-6

Рельеф Воронежской области

Особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности. Формы рельефа, образованные поверхностными  и подземными водами: овраги, балки, речные долины;

понятие о карсте, суффозия и оползни.

Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Практическая работа №1.Характеристика рельефа своего района (села).

 

2

7

Климат Воронежской области. Погода и климат, климатообразующие факторы. Сезоны года. Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Практическая работа №2. Характеристика климата своего района. Анализ климатической карты Воронежской области.

 

1

8

Водные ресурсы Воронежской области. Основные сведения о реках, озерах, болотах искусственных водоемах и подземных  водах Воронежской области. главные реки области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области

1

9

Итоговая контрольная работа по курсу «Географическое краеведение»

 

1

 

Итого

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Лист корректировки рабочей программы

 

 

№ занятия  по тематическому планированию

До корректировки

 

Способ корректировки

После корректировки

Тема занятия

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Географическое краеведение 6 кл.  Тематическое планирование

 

 

№ урока

 

Раздел. Тема урока

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

Дата

1-2

Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

 Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги.

Проект: « Герб своего села».

 

2

 

3

Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.

 

1

 

4

Геологическая история, строение и полезные ископаемые Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

 

1

 

5-6

Рельеф Воронежской области

Особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности. Формы рельефа, образованные поверхностными  и подземными водами: овраги, балки, речные долины;

понятие о карсте, суффозия и оползни.

Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Практическая работа №1.Характеристика рельефа своего района (села).

 

2

 

7

Климат Воронежской области. Погода и климат, климатообразующие факторы. Сезоны года. Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Практическая работа №2. Характеристика климата своего района. Анализ климатической карты Воронежской области.

 

1

 

 

 

8

 

 

Водные ресурсы Воронежской области. Основные сведения о реках, озерах, болотах искусственных водоемах и подземных  водах Воронежской области. главные реки области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области

 

 

1

 

9

Итоговая контрольная работа по курсу «Географическое краеведение»

 

1

 

 

Итого

9