Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1) разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Пр. Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года No 1599);
- Примерной рабочей программы для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- авторской программы Э. В. Якубовской (Русский язык. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская – М. : Просвещение, 2017.).).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
МБОУ «Гимназия №1»
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе
Задачи обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
· формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
· совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
· обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
· развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
· знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирования у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
· осуществления нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Согласно учебному плану на изучение курса «Русский язык » во 2 классе отводится
170 часов (5 часов в неделю)
Рабочая программа ориентирована на УМК:
-Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Э.В.Якубовская, Я. В. Коршунова – М. : Просвещение, 2019
- Э.В.Якубовская, Я. В. Коршунова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы – М. : Просвещение, 2019
Срок реализации рабочей программы - 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета
Обучающиеся должны уметь:
-бережно относиться к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;
-уметь правильно располагать на парте учебные принадлежности;
-проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данными словами на тему предложенную учителем ( о дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных);
-уметь работать в паре с другим учеником или группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и выигрыш в игре;
- проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски;
-умело использовать подсказки, предложенные учителем в работе;
-стремиться запомнить как можно больше слов из словаря;
-уметь ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;
-проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам;
-проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи;
-проявлять активные попытки правильного интонирования предложения - вопроса и предложения- ответа ( подражание учителю);
- уметь элементарно оценить проделанную работу на уроке.
Предметные результаты освоения предмета
Обучающиеся должны уметь:
1 уровень (базовый)
· списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
· писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
· с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий ( названия предметов, действий, признаков);
· составление и распространение предложения, устанавливать связь между словами по вопросу, ставить знаки препинания в конце предложения;
· делить текст на предложения;
· выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать его.
2 уровень
· делить слова на слоги для переноса;
· списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
· писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;
· различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
· выделять из текста предложения на заданную тему;
· участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
3 уровень
· знать буквы, обозначать звуки буквами;
· списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в слоговой разбивке;
· записывать по памяти отдельные короткие слова ( из 2-3 букв);
· участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
· находить начало и конец предложения ( большая буква в начале и точка в конце)
Содержание учебного курса « Русский язык» (170ч.)
Повторение(9ч.)
Выделение звука и буквы в слове
Предмет и слово, называющее предмет
Предложение. Правило его записи. Предложение и его схема. Распространение предложений. Составление предложений
Звуки и буквы ( 85ч.)
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём»
Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов – «родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в орфографическом словаре.
Береза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица.
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме.
Четкое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Сравнение слов, отличающихся одним словом, количеством звуков, их расположением. Наглядное объяснение значения слова.
Ударение. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников».
Слог. Деление на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Словообразующая роль гласных. Перенос слов.
Слова со звуком И и Й, различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение.
Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующимибуквами. Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуко – буквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Запись слов.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов. Правописание ЖИ-ШИ ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или слога. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при письме.
Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю,Я, твердости – буквами А, О, У, Ы.
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограмм.Перенос слов с мягким знаком.
Слово(51ч.)
Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос что, кто?
Название частей предмета. Различение сходных предметов и их названий
Обобщающее слово к группе однородных предметов
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных
Действие и его название. Названия действий, отвечающих на вопрос что делает, что делают?
Подбор названий действий к названиям предметов. Различение названий действий по вопросам
Различение названий предметов и названий действий по вопросам
Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении
Контрольный диктант№ 1 по теме « Слово». Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Выделение трудной гласной в словах. Написание гласной в словах - родственниках
Предложение (17ч.)
Выделение предложения из текста. Правила записи предложения
Предложение и его схема
Различие набора слов и предложения. Порядок слов в предложении
Завершение начатого предложения
Составление предложений по предметной и сюжетной картинкам.
Предложения-вопросы и предложения-ответы
Итоговое повторение (8ч.)
Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные.
Мягкий знак на конце слова
Названия предметов. Названия действий
Предложение
Контрольный диктант №2(итоговый). Работа над ошибками
Тематическое планирование
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Повторение (9ч.) |
||||
1 |
1 |
Выделение звука и буквы в слове |
1 |
|
2 |
2 |
Предмет и слово, называющее предмет |
1 |
|
3-4 |
3-4 |
Предложение. Правило его записи |
2 |
|
5 |
5 |
Предложение и его схема |
1 |
|
6-7 |
6-7 |
Распространение предложений |
2 |
|
8-9 |
8-9 |
Составление предложений |
2 |
|
Звуки и буквы (85ч.) |
||||
10-11 |
1-2 |
Гласные звуки и буквы. |
2 |
|
12-13 |
3-4 |
Согласные звуки и буквы |
2 |
|
14 |
5 |
Слова, различающиеся одним звуком |
1 |
|
15 |
6 |
Слова, различающиеся количеством звуков |
1 |
|
16-17 |
7-8 |
Слова, различающиеся последовательностью звуков |
2 |
|
18 |
9 |
Знакомство со знаком ударения |
1 |
|
19-20 |
10-11 |
Выделение ударного гласного в слове |
2 |
|
21-22 |
12-13 |
Деление слов на слоги |
2 |
|
23 |
14 |
Гласные в образовании слогов |
1 |
|
24-25 |
15-16 |
Деление слов со звуками и-й на слоги |
2 |
|
26-27 |
17-18 |
Перенос слов по слогам |
2 |
|
28-30 |
19-21 |
Различение звонких и глухих согласных Б-П |
3 |
|
31-33 |
22-24 |
Различение В-Ф |
3 |
|
34-36 |
25-27 |
Различение Г-К |
3 |
|
37-39 |
28-30 |
Различение Д-Т |
3 |
|
40-42 |
31-33 |
Различение Ж-Ш |
3 |
|
43-45 |
34-36 |
Различение З-С |
3 |
|
46-48 |
37-39 |
Различение парных звонких и глухих согласных |
3 |
|
49-50 |
40-41 |
Шипящие согласные |
2 |
|
51-52 |
42-43 |
Свистящие согласные |
2 |
|
53-54 |
44-45 |
Различение шипящих и свистящих согласных |
2 |
|
55-57 |
46-48 |
Буква Е в начале слова или слога |
3 |
|
58-60 |
49-51 |
Буква Ё в начале слова или слога |
3 |
|
61-63 |
52-54 |
Буква Ю в начале слова или слога |
3 |
|
64-66 |
55-57 |
Буква Я в начале слова или слога |
3 |
|
67-69 |
58-60 |
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога |
3 |
|
70-72 |
61-63 |
Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных |
3 |
|
73-75 |
64-66 |
Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных |
3 |
|
76-78 |
67-69 |
Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных |
3 |
|
79-81 |
70-72 |
Гласные А-Я после твердых и мягких согласных |
3 |
|
82-84 |
73-75 |
Гласная Е после мягких согласных |
3 |
|
85-86 |
76-77 |
Различение твердых и мягких согласных |
2 |
|
87-88 |
78-79 |
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова |
2 |
|
89-90 |
80-81 |
Письмо слов с мягкими согласными на конце |
2 |
|
91-92 |
82-83 |
Различение твердых и мягких согласных на конце слова |
2 |
|
93-94 |
84-85 |
Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце |
2 |
|
Слово(51ч.) |
||||
95-96 |
1-2 |
Предмет и его название |
2 |
|
97-98 |
3-4 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос что? |
2 |
|
99-101 |
5-7 |
Название частей предмета |
3 |
|
102 |
8 |
Различение сходных предметов и их названий |
1 |
|
103-104 |
9-10 |
Обобщающее слово к группе однородных предметов |
2 |
|
105-106 |
11-12 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? |
2 |
|
107-108 |
13-14 |
Обобщающее слово к группе однородных предметов |
2 |
|
109-110 |
15-16 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? |
2 |
|
111-112 |
17-18 |
Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов |
2 |
|
113-114 |
19-20 |
Большая буква в именах людей |
2 |
|
115-117 |
21-23 |
Большая буква в именах и фамилиях людей |
3 |
|
118-119 |
24-25 |
Большая буква в кличках животных |
2 |
|
120-122 |
26-28 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных |
3 |
|
123-124 |
29-30 |
Действие и его название. Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? |
2 |
|
125-126 |
31-32 |
Названия действий, отвечающих на вопрос что делают? |
2 |
|
127-128 |
33-34 |
Подбор названий действий к названиям предметов |
2 |
|
129-130 |
35-36 |
Различение названий действий по вопросам |
2 |
|
131-132 |
37-38 |
Различение названий предметов и названий действий по вопросам |
2 |
|
133-135 |
39-41 |
Предлог как отдельное слово |
3 |
|
136-137 |
42-43 |
Употребление предлогов в предложении |
2 |
|
138 |
44 |
Контрольный диктант№ 1 по теме « Слово» |
1 |
|
139 |
45 |
Работа над ошибками |
1 |
|
140-142 |
46-48 |
Выделение трудной гласной в словах |
3 |
|
143-145 |
49-51 |
Написание гласной в словах - родственниках |
3 |
|
Предложение (17ч.) |
||||
146-147 |
1-2 |
Выделение предложения из текста |
2 |
|
148-149 |
3-4 |
Правила записи предложения |
2 |
|
150 |
5 |
Предложение и его схема |
1 |
|
151 |
6 |
Различие набора слов и предложения |
1 |
|
152-154 |
7-9 |
Порядок слов в предложении |
3 |
|
155-156 |
10-11 |
Завершение начатого предложения |
2 |
|
157-158 |
12-13 |
Составление предложений по предметной картинке |
2 |
|
159-160 |
14-15 |
Составление предложений по сюжетной картинке |
2 |
|
161-162 |
16-17 |
Предложения-вопросы и предложения-ответы |
2 |
|
Повторение (8ч) |
||||
164 |
1 |
Звонкие и глухие согласные |
1 |
|
164 |
2 |
Твердые и мягкие согласные |
1 |
|
165 |
3 |
Мягкий знак на конце слова |
1 |
|
166 |
4 |
Названия предметов |
1 |
|
167 |
5 |
Названия действий |
1 |
|
168 |
6 |
Предложение |
1 |
|
169 |
7 |
Контрольный диктант №2(итоговый) |
1 |
|
170 |
8 |
Работа над ошибками |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.